Сделай Сам Свою Работу на 5

Это комментарий десятой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», демонстрирующей непоколебимость реализации в природе явлений.





Глава 11.
[Комментарий одиннадцатой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»,
показывающей чистоту обусловленных проявлений, равных пространству.]

ПОВЕДЕНИЕ

Показав просветлённое измерение в великом подлинном присутствии, я дам важные вспомогательные наставления по чистоте обусловленных проявлений, исчезающих естественным образом. Когда вы сталкиваетесь с ними, они освобождаются в собственном состоянии:

(1). При встрече вашего восприятия с объектами осознавайте обнажённое восприятие в его естественном течении, и как я уже сказал раньше, оставаясь в раскрепощённом присутствии, в непосредственном присутствии и в естественном присутствии, (объекты) самоосвобождаются в собственном состоянии нагой Дхармакаи.

Другой наказ касается негативных обстоятельств, способствующих тренировке силы осознавания:

(2). Когда вы чем-то недовольны и в вашем уме появляется гнев, беспокойство, ненависть или сильная страсть, не пытайтесь от этого избавиться, как то делают Шраваки. Не очищайте это противодействиями, используемыми Бодхисаттвами, не трансформируйте это в пробуждённость согласно внешней или внутренней Мантре, не вытесняйте это принудительной активизацией, как некоторые практикующие традиции Раздела Ума (в Дзогчене). Не созерцайте сущность этого и не медитируйте в этом состоянии, как делают те или другие. Отождествляя в этот момент неприкрытое осознавание в чистой наготе, недовольство исчезает само собой, а прозрачное и беспрепятственное осознавание восходит с ещё большей ясностью.



Ввиду того, что всё проявляющееся сразу же освобождается при встрече (с осознаванием), ваши противодействия и отвержения очищаются в Основе бытия:

(3). Какие бы приятные или противные объекты ни возникали в вашем восприятии, не смотрите на их сущность, не медитируйте на какое-то состояние, не ищите выхода из ситуации, позволяя им освободиться в природе явлений посредством отождествления неприкрытого осознавания. Так как они никогдавас не сковывали, то можно лишь условно говорить об их освобождении, — когда вы видите эту голую правду, явления освобождаются нагишом. Они освобождаются в изначальной свободе, если вы видите их изначально чистую сущность. Они освобождаются в собственном состоянии, когда вы непосредственно покоитесь в естественном присутствии. Они освобождаются в непосредственной свободе, сразу же исчезая в месте своего возникновения. Они освобождаются в полной свободе, когда вы постигли их беспочвенность в факте отсутствия несвободных явлений. Они освобождаются моментально, ибо они уже свободны в момент возникновения. Как бы ни происходили и ни возникали условные проявления, они не причиняют вреда йогинам Дзогчена. Видя этот ключевой принцип, природа явлений становится вашим необратимым переживанием.



Наказ в отношении приятных ситуаций заключается в беспрепятственном переживании вещей и умственных состояний:

(4). Когда вы испытываете радость по любому поводу, то в этом имеется прозрачность осознавания, вам нужно лишь распознать, и оставаться в нём, не покидая присутствия.

Следующий наказ касается вашего восприятия в его спокойном состоянии, когда оно освобождается в недвойственной природе явлений:

(5). Когда ваше восприятие появляющихся объектов отличается от вышеописанных состояний недовольства и радости, не разглядывайте это возникающее состояние, а осознавайте неприкрытую основу, из которого оно возникает. Благодаря этому вы одновременно освобождаетесь как от внешних проявлений, так и от внутренних движений мыслей без принудительного отвержения. Это подобно тому, как падает ноша, навьюченная по бокам (животного), когда освобождается клин, скрепляющий обе (связки). Процесс освобождения нейтрального или безразличного восприятия именуется «освобождением тупости в пустотной светоносности». Когда собственная сущность осознавания испытывается в наготе, все естественно чистые проявления его энергии неизбежно освобождаются, — у них нет другого выбора. Эти беспочвенные явления освобождаются в своём собственном состоянии, не провоцируя концептуальное мышление, ибо они находятся в природе явлений испокон веков. Итак, если вы цепляетесь рассудком, то лишь сковываете себя, а если отпускаете, то освобождаетесь; если же вам нечего освобождать вообще, то вы «вышли за пределы сковывающих и освобождающих крайностей».



Следующий наказ касается сна и сновидений, где ваше неведение переживается в ясном свете:

(6). Во время сна ум беспомощно засасывается в состояние неведения, и поскольку сон служит инкубатором тонких кармических тенденций, то в разных учениях объясняется, как очищать сновидения с помощью комплексных методов распознавания, тренировки, трансформации, прекращения и прочего. В нашей традиции они очищаются посредством единственного и простого ключевого принципа природы явлений. Лёжа в позе спящего льва \11\, вы сосредоточиваете своё восприятие без отвлечений на неприкрытой сущности (осознавания). Таким образом вы снимаете мысленный «прицел» с объектов, проявляющихся во сне, и мысли становятся всё тоньше и тоньше. Не отвлекаясь от непрерывного излучения (осознавания), ваша прана с умом внедряются в центральный канал и оставляют вас в полном отсутствии мыслей. Это неконцептуальное состояние сливается с осознаваемой вами открытостью. Вследствие того, что ум и прана не проецируются вовне (в течение какогото времени), вы пребываете в уникальном состоянии ясного света без сновидений. В процессе привыкания к этому вы можете видеть и слышать некоторые вещи, но без размышлений о них, так как аспект ясности объединяется с неконцептуальным состоянием. Вместе с этими (двумя состояниями) возникает третий аспект естественно присутствующего блаженства.

Мой святой Учитель считал это очень важным. Хотя в начале может быть много сновидений, в конце концов они исчезнут. В ходе исчезновения снов лучшие практикующие будут их забывать, умеренные практикующие будут их чётко осознавать, а посредственным практикующим будут периодически сниться благие сны. Эти три градации определяются в соответствии со способностями ума удерживаться в ясности в момент засыпания.

Сейчас я покажу, что сон является самосуществующей пробуждённостью:

(7). В дневное время ваше восприятие происходит в качестве проявления энергии, которую самосуществующая пробуждённость высвечивает вовне. Во время сна ваше цепляющееся переживание этого растворяется в обратном порядке, — проявление (РОЛ ПА) растворяется в энергии (рЦАЛ), а энергия растворяется в Основе (гЩИ). В течение короткого промежутка вы находитесь в неконцептуальной светоносности, (а потом по привычке начинаете цепляться заново). Этот промежуток сна и есть самосуществующая пробуждённость, он именуется «промежутком освобождения самсары в нирване».

Следующий наказ касается самоосвобождения беспокоящих эмоций:

(8). В связи с тем, что самсара и нирвана не покидают состояния основного пространства, они лишь беспочвенные самовыражения пустоты. У эмоций тоже нет никакой сущности, точки опоры и источника, поэтому вы самопроизвольно освобождаетесь от их уз посредством одного лишь раскрепощённого присутствия. Когда вы отождествляете беспрепятственную сущность осознавания, беспокоящие эмоции самоосвобождаются, естественно очищаясь в собственно состоянии. Это аналогично тому, как освобождается (ноша), когда развязан узел, скрепляющий обе верёвки (по бокам вьючного животного).

Если вы не понимаете этого, то вы не избавитесь от (эмоций), несмотря на ваше отречение, потому что они следуют за вами, как тень. Даже если вы будете их очищать, они не очистятся, так же как прозрачный кристалл не станет более чистым от полировки, ибо нет различия между очищающим и очищаемым. Если вы будете их трансформировать, они не изменятся, потому что ум не может изменить ум, так же как бирюза не может поменять свой цвет. Вы не сможете их угомонить, оставляя ум в покое, так как оставляющий и оставляемый (в покое) не отличаются от мышления. Вы не сможете их освободить противодействиями, так же как не сделаете воду более прозрачной, если будете взбаламучивать её палкой. Ваши противодействия нуждаются в устранении в той же степени, что и те (эмоции), которым они противодействуют. Сами беспокоящие эмоции ни в коем случае не являются вашей истинной природой, — только типичный идиот может думать наоборот. У такого нет шансов выбраться из самсары. \12\

Хотя на других духовных путях в отношении этих эмоций применяются усилия, они неспособны их очистить. В этой (традиции Менгак-дэ Дзогчена) они очищаются в основном пространстве без принудительного отвержения посредством ключевой реализации беспрепятственного самоосознавания. Они освобождаются либо посредством старательной медитации Тогал естественно присутствующих видений, либо посредством реализации непринуждённого Трекчо, — самоосвобождающегося осознавания. Однако эмоции не освобождаются под воздействиемнеприкрытого осознавания, — они освобождаются сами собой, подобно змее, свернувшейся в узел. Чтобы беспокоящие эмоции освобождались самопроизвольно по возникновению, вы не должны забывать состояния реализации неприкрытого осознавания. В связи с этим ключевым пунктом вам может казаться, что осознавание освобождает беспокоящие эмоции, но на самом дел это вовсе не так.

Другой наказ, — нет ничего хорошего, требующего присвоения, и ничего плохого, нуждающегося в отвержении:

(9). Всё разнообразие возникающих мыслей, якобы нуждающихся в преодолении, и все противодействия позитивного мышления, которые их преодолевают, одинаково представляют из себя проявления энергии осознавания. Поэтому важно присутствовать в естественном состоянии без присвоения и отвержения, без различения на хорошее и плохое. Как хорошие, так и плохие мысли возникают в сфере осознавания и одинаково конструируют понятия об объектах восприятия, так что не может быть разницы в их кажущемся исчезновении или прекращении. Они не отличаются друг от друга, одинаково появляясь в данный момент в собственной сфере осознавания и сопровождая явления. Между ними нет разницы, так как первоначально выходя из Основы, они кажутся возникающими вовне. Важно, чтобы вы решили проблему причинно-следственной связи, придающей хорошим мыслям статус противодействий, а плохим мыслям — статус объектов преодоления. Для этого вы определяетесь в состоянии осознавания посредством раскрепощённого присутствия, в котором происходит освобождение как тех, так и других. Как положительные идеи воззрения, медитации, поведения и плода, содействующие практике духовного пути, так и все отрицательные понятия заблуждения, требующие удаления, с самого начала лишены корня, основания и предела. В данный момент они появляются, не имея существования, что обнаруживается при анализе, — в отсутствии анализа их просто не счесть. В конце концов они никуда не уходят и даже не двигаются, потому что в своей сущности они лишены крайностей.

Поскольку причинно-следственным связям нет ни конца, ни края, то они не зависят от крайностей и не завершаются; поэтому кроме великого состояния естественного и раскрепощённого присутствия вы их ничем не прекратите и к тому же ничего не реализуете.

Мой следующий наказ, — чтобы это учение царской колесницы передавалось по линии и держалось в тайне от обделённых интеллектом:

(10). Изумительная линия передачи этой царской колесницы должна обходить стороной духовных неудачников, касаясь только счастливых и достойных людей. Наивысшая ваджрная суть доверяется самым достойным, а неудачников мы рассмотрим отдельно, определив их сущность, подразделения, а также способ утаения, недостатки неутаения и преимущества утаения.

В своей сущности неудачники — это те, кто не могут быть преемниками глубоких учений из-за того, что они им непосильны даже в малом. Они подразделяются на три типа: на обычных людей, не имеющих, отношения к Дхарме, на пугливых и боязливых людей с узким кругозором, следующим по обычным духовным путям, и на нарушителей секретности, разглашающих тайные учения неподходящим людям в неподходящее время. Я советую особенно скрывать смысл этих великих тайных учений от нарушителей врат секретности. Они провоцируют других неподобающих и ограниченных людей на получение этих наставлений, в результате чего и те и другие навсегда попадают в низшие миры. Такая карма гораздо тяжелее совершения пяти крайних преступлений \13\.

Нарушители врат секретности попадают в ад Авичи сразу же после смерти, где их пятисоткилометровые языки вспахиваются раскалёнными железными плутами.

Способ утаения включает общее обсуждение условий сокрытия, оправдание сокрытия и объяснение того, как скрывать учения.

Некоторые говорят, что благодаря изначальной засекреченности учений, их таинства не раскрываются непонимающим людям, и ошибка разглашения отсутствует, если те не теряют веры. Они говорят, что это подобно разговорам с птицами и прочими животными. Так бредить могут только идиоты. Такие утверждения противоречат словам Будды. Эти учения необходимо скрывать даже от достойных учеников, если не настало подходящее время. Это схоже с утаением Сутры Пратимокши и ритуалов обетования от монахов-гецулов, которые хотят принять все обеты гелонга. А от обычных людей эти учения должны скрываться ещё больше, иначе исчезнет их благословение и эффективность со всеми вытекающими последствиями и наказаниями со стороны Защитников.

Что касается оправданности утаения, то мы скрываем учения не потому, что они плохие. Они должны утаиваться, и в этом нет ничего предосудительного, потому что таким образом мы предотвращаем унижение величия Дхармы и накопление (негативной) кармы теми, кто (может его унизить).

В отношении того, как скрывать учения, — не произносите ни названия этого учения, ни слов, ни ключевых пунктов, ни даже философских терминов. В неподходящее время или в неподходящем месте, где отсутствует интерес к Дхарме, даже не заикайтесь о том, что вы знаете эти учения, что вы их получали или что они вообще существуют. Если осведомлённые люди будут вас спрашивать о них, говорите: «Я не в курсе» или «Я не занимаюсь такой практикой». Поскольку тайность неоднократно подчёркивается в этих учениях, то их важнейшая самая заключается в том, чтобы не показывать тексты традиции Ньингтик, ключевые пункты тела и прочие. В частности, не подобает объяснять эти учения без получения приказа от (Учителя), даже если у вас имеется ваджрный язык.

Что касается недостатков неутаения, то оно приводит к преувеличениям и недопониманиям учения, в результате чего вы вместе с остальными (слушателями) попадёте в низшие миры. Сущностная доктрина исчезнет, вы будете наказаны Защитниками, не осуществите задуманного и так далее.

Преимущества сокрытия состоят в том, что учение будет живо долгое время, а вам будет гарантировано благо и всё наилучшее.

Учитель должен проверять учеников, прежде чем давать им наставления, исследуя их соответствие. Он может поручить им трудновыполнимую работу или уязвить их критикой, следя за тем, сохраняется ли у них вера и насколько противоречиво они себя ведут. Учитель может сказать: «Мне хочется иметь то или это», наблюдая, могут ли они чем-то пожертвовать. Если они не годятся в ученики, то они отступят сами, потеряв веру или уцепившись за своё добро. Такие «ученики» не смогут соблюдать самаи и не получат пользы от этого учения, поэтому с ними лучше не связываться. Если же ученики сохраняют веру и готовы пожертвовать чем угодно, то это указывает на наличие кармической связи с ними с прошлых жизней. Хотя Учителю не нужны деньги и прочее, он может их принять, чтобы дать ученикам возможность накопить заслугу и создать благоприятную взаимосвязь с Учителем.

Квалифицированный Учитель, передающий учение вышеупомянутым счастливчикам, должен быть эрудитом и иметь сострадание, должен достичь освобождения и нести благословение, обладать знаками прогресса в практике, приносить пользу всем, кто с ним связан, и нести великую «ношу» (т.е. ответственность) Доктрины.

Подходящий ученик, получающий учения, должен показать способность быть их держателем. Когда таким передаётся наивысшая суть, у Доктрины есть большие шансы просуществовать долгое время, и не нарушится путь, ведущий к пробуждению бесчисленных существ. Это, в частности, зависит от коллективной кармы живых существ.

Смысл определяющих наставлений сводится к великому раскрепощённому присутствию в природе явлений, — таков мой следующий наказ:

(11). Самоосвобождение обусловленных проявлений происходит посредством ключевого принципа естественного раскрепощённого присутствия в обнажённом осознавании. То, что сковывает обычных людей, предоставляет йогинам путь к освобождению, так как согласно этому особенному учению всё происходит из Основы бытия.

Мой другой наказ касается постижения единого вкуса у счастья и страдания:

(12). Так же как нелогично считать хорошими и плохими разные волны, идущие по одной и той же реке, так и нет смысла отвергать страдание и присваивать удовольствие, происходящие в восприятии из единого осознавания, потому что привязанность и ненависть в равной степени являются причинами самсары. (13). Таким образом всё восприятие счастья и страдания, хорошего и плохого, состояние реализации или отсутствия реализации и прочее возникает из энергии единого осознавания и вместе с этим находится в равностности природы явлений. Более того, сознания органов чувств, обрабатывающие объекты восприятия, равны в своей ясности, а сами обрабатывающие мысли одинаково исчезают по возникновению, как рисунки на воде. Ум сковывает себя отвлечениями, следуя за внешними объектами, которые обладают одинаковым связывающим эффектом, подобно верёвкам из пеньки и золотым цепям. Поскольку на самом деле они беспочвенны и лишены основания, то все они в конечном счёте равны с точки зрения несуществования. Так как они естественно исчезают без следа, то они принципиально одинаковы в своём самоосвобождении. Не ведая существования, они обладают одинаковой необусловленной природой. Они равны как проявления самосуществующей пробуждённости, потому что едины в своём потенциальном источнике осознавания. Поскольку и объекты и ум одинаково считаются ясно проявляющимися и несуществующими, то никогда не было внешних объектов и внутреннего ума. Те счастливчики, которые постигли эту природу пространства, являются наследниками Самантабхадры и именуются «Видьядхарами, пребывающими на уровне сердечной сути». Зная ключевой принцип, они наслаждаются блаженным миром самоосознавания.

Мой наказ в отношении всецелой равностности великой открытости должен применяться в чистоте естественно присутствующей природы явлений:

(14). Все внутренние состояния сознания и внешние вещи самсары и нирваны одинаковы в своём несуществующем проявлении, составляя всеобъемлющую целостность, в которой нет места отвержению, противодействию и сковывающему цеплянию. Явления одинаково пустотны и чисты в своей Основе, составляя всеохватывающую целостность, подобную нематериальному пространству. Они равны в самовозникновении, будь оно истинным или ложным, и всецело охвачены в открытом пространстве осознавания, свободного от крайностей. Поскольку самсара и нирвана изначально пусты и безусловно одинаковы в своей беспочвенности, они всецело охвачены великим состоянием чистой равностности позитивных и негативных противоположностей. Эта всеобъемлющая целостность осознавания является величием царской колесницы Дзогчена. Она находится внутри вас. Хотя эта сущность всеохватывающей целостности осознавания запредельна воззрению, медитации, поведению и плоду, она является великой квинтэссенцией и связывающим звеном всех воззрений, медитаций, действий и результатов практики. Наша традиция отличается от обычных, где воззрение считается основой, медитация — путём, поведение — помощью, а плод — чем-то возникающем в конце. Осознавание превосходит все эти четыре фактора. В «Великой Гаруде» сказано:

«Суть свободна от поведения, лишена медитации и не созерцается».

Если вы проанализируете эти четыре фактора с точки зрения осознавания, то они сосуществуют в нём одновременно. Взгляд — это сущность осознавания, медитация — это его природа, поведение — это сострадательный резонанс, а плод спонтанно присутствует в их неделимости.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.