|
Пять великих опор различения
Теперь вы устраняете крайние понятия и сомнения с помощью великих опор различения. Вначале вы различаете, что процесс очищения омрачённых переживаний самсары опирается на присутствие в само существующем просветлённом измерении:
(38). В сущности самоосознавания нет цепляний, и поскольку явления — это его выражения, то осознавание не загрязняется от внешних явлений, которые также запредельны цепляниям. В нём нет даже места для рождения в самсаре:
(39). Не цепляясь за то, что возникает в уме благодаря энергии (осознавания), вы лишаетесь кармы и беспокоящих эмоций. Так как не существует того, кто рождается в самсаре и подвергается заблуждению, вы освобождаетесь от цепляний за явления, производимых вашим сознанием, тем самым разрушая крепость двойственного восприятия. С опустошением заблуждающих переживаний и цепляний проясняется беспрепятственное осознавание. На этом этапе вы «достигаете уровня истощения в Дхармате», «прибываете в чистый мир Самантабхадры» и «овладеваете вечным царством Дхармакаи».
Когда осознавание лишено примесей обычного ума, то вместе с этим оно свободно и от омрачённых умственных переживаний, поэтому у него лишь одна дорога — к уникальному просветлению. В связи с тем, что осознавание обладает просветлённой сущностью, просветление раскрывается и обнаруживается, когда удалены факторы, омрачающие сущность. Осознавание, наделённое примесями обычного ума как раз и характеризует живых существ. Если оно свободно от примесей обычного ума, то называется «Буддой».
Из-за цепляний ума за воспринимаемые объекты появляются формы, звуки, запахи, вкусы и ощущения, которые лишены независимого существования. С другой стороны, беспокоящие эмоции, карма и её последствия возникают в неисчислимом количестве по причине субъективных цепляний внутреннего ума. Цепляясь за объекты в их отсутствие и фиксируясь на уме в его отсутствии, живые существа испытывают самсарные переживания, как во сне, и всё это происходит из-за двойственного восприятия обычного ума.
Ключевой принцип реализации неконцептуальной Дхармакаи в этой жизни сводится к практике уникальной пробуждённости осознавания, свободного от примесей обычного ума. Другие пути, использующие в практике обычный ум, не выведут вас из разряда живых существ и не дадут возможности достичь просветления.
Кто-то может спросить: «А разве в практике не используется освобождение по возникновению, где не блокируется происходящее в уме, что, по вашим словам, является аспектом сострадательного резонанса?» Аспект сострадательного резонанса, задействуемый в практике, относится к осознаванию, — потенциальному источнику всего возникающего. Это именно то состояние, от которого я сказал вам не отвлекаться. Я вам не говорил использовать в практике аспект мыслей, возникающих в уме из энергии (осознавания). Я уже несколько раз объяснил, что, присутствуя в сущности осознавания, вы отпускаете свой ум куда ему угодно, и ему ничего не остаётся, как очиститься от самого себя.
Заблуждающийся ум, наделённый корнем неведения, погружён в эгоцентричное восприятие объектов и не может стоять на одном месте без вмешательства во внешние объекты. Не трогайте его! Используйте в практике неконцептуальную пробуждённость, свободную от рассудка с его эгоистическим мышлением. Именно этот ключевой пункт следует считать самым важным.
Отождествляя осознавание в его собственном состоянии, вы отличаете его от Шаматхи:
(40). Осознавание, находящееся в естественном покое, имеет аспект беспрепятственной и нагой пробуждённости. Вы должны отличать его от однонаправленной Шаматхи, являющейся успокоением без мыслей. Привыкая к этому состоянию осознавания, вы исчерпываете карму и её тенденции, побуждающие дальнейшие рождения, что происходит благодаря прекращению работы обычного ума. Таким образом, посредством усвоения осознавания, свободного от примесей обычного ума, вы приходите к очевидной реализации абсолютной неконцептуальной Дхармакаи. Поскольку свободное от обычного ума осознавание не покидает Основы бытия, то увеличивая его продолжительность миг за мигом, вы формируете взаимосвязь для полной реализации плода просветления. В то время как самсара и нирвана представляют собой (два частных) проявления энергии (осознавания) в виде манифестации Основы, эти проявления равны между собой, будучи ясно проявляющимися, но несуществующими измерениями. Так как они равны в сущности осознавания, лишённой примесей обычного ума и не являющейся ничем вообще, то объясняется, что «самсара и нирвана равны в недвойственном осознавании».
В частности, вы производите различие между всеосновой и Дхармакаей:
(41). Собственная сущность осознавания подобна зеркалу, а его энергия аналогична прозрачности зеркала. Проявления этой энергии возникают как отражения в зеркале. Сущность осознавания является Дхармакаей, так как его присутствие не покидает состояния Дхармакаи.
Всеоснова (КУН гЩИ) — это нейтральное и неконцептуальное состояние, лишённое реализации обнажённого осознавания. Если вы находитесь в этом состоянии, то вы лишь накапливаете карму для рождения в верхних мирах (самсары), помрачая настоящую медитацию. В этом состоянии имеется аспект психической активности, именуемый «сознанием, (а точнее, подсознанием) всеосновы», а также шесть сознаний органов чувств, функционирующих в отношении соответствующих объектов, которые лишь собирают самсарную карму. Вкратце, все явления самсары опираются на всеоснову. Если йоги не знает различия между Дхармакаей и всеосновой, то он не отсечёт корня самсары и нирваны, и вся его практика будет лишь способствовать продолжению самсары. Я это объясняю, чтобы вы прекратили такие занятия.
Дхармакая — это пустотная ясность осознавания, оставленного в своей наготе, так что она не может служить опорой для кармы и привычных тенденций. Пустотная сущность осознавания является Дхармакаей, тогда как Самбхогакая — это его ясная природа, а Нирманакая — потенциальный источник непрерывного сострадательного резонанса.
Сущность всеосновы — это нейтральное состояние неведения без каких-либо мыслей, схожее с психической активностью (богов в мире) Бесформности. Её природа — это сознание всеосновы, являющееся потенциальным источником сознаний органов чувств. Сострадательный резонанс замещается её шестью сознаниями чувств, сопровождаемыми цепляниями за объекты. Все эти аспекты способствуют накоплению разнообразной самсарной кармы; в частности, если вы привыкли к принципиальному состоянию всеосновы, вас ожидает рождение в мире Бесформности, если вы привыкли к состоянию сознания всеосновы, вы попадёте в мир Форм, а если зациклились на шести сознаниях чувств, вам открыта дорога к заблуждению в мире Желаний. В наши дни люди медитируют либо в состоянии всеосновы, либо в ясном отсутствии мыслей сознания всеосновы, либо пытаются освобождать возникающие мысли шести сознаний чувств. Такие медитации не выводят за пределы трёх миров самсары.
В этой традиции вы овладеваете коренным состоянием Дхармакаи посредством отождествления беспрепятственного осознавания. Не ожидая пользы от медитации в неконцептуальном состоянии Шаматхи, вы лишаетесь доступа к всеоснове. Не практикуя медитацию одного лишь ясного аспекта, вы лишаетесь доступа к сознанию всеосновы. Не используя в своей практике возникающие мысли, вы перекрываете шесть сознаний чувств. Вы непрерывно находитесь в пробуждённости трёх Кай, — Дхармакаи, Самбхогакаи и Нирманакаи. Сущность осознавания, которая не может быть установлена никаким образом, является пробуждённостью Дхармакаи, ибо естественно присутствует в пустотном виде. Её аспект беспрепятственной ясности является пробуждённостью Самбхогакаи. Реализация осознавания как непрерывной основы проявлений представляет собой пробуждённость Нирманакаи. Ключевой пункт состоит в том, что необходимо всегда оставлять беспрепятственное осознавание в его наготе. Если оно не оставлено в неприкрытом состоянии, то невозможно освободиться от сознаний, присущих трём мирам, и выбраться из самсары. По этой причине необходимо отличать всеоснову от Дхармакаи.
Сущность всеосновы является резервуаром для кармических тенденций. Этимология слова состоит в том, что всеоснова считается «основой» «всех» явлений самсары. Она классифицируется на «телесную всеоснову», служащую опорой для безначальных кармических тенденций, из-за которых появляются соответствующие тела (трёх миров самсары) ; на «всеоснову, вовлечённую в конкретное существование», являющуюся неведением, — опорой накопления всей кармы, вовлекающей вас в существование, обусловленное (пятью) скандхами и прочим; и на «всеоснову изначального фактора», представляющую из себя аспект безначального неведения, распространяющегося на явления самсары.
Сущность Дхармакаи — это беспрепятственное осознавание, свободное от сложностей. Её этимология: «Дхарма» означает абсолютную сущность аутентичного явления, тогда как «Кая» — это то, на чём она базируется. Она классифицируется на сущность, природу и сострадательный резонанс, являющиеся измерениями трёх Кай. Более подробное изложение вы можете найти в моей «Драгоценной Сокровищнице Ясного Света» (см. прим. №5).
Что касается ключевых различий между обычным умом и пробуждённостью, то сущность ума — это заблуждающееся мышление, а этимология основывается на том, что он обдУМывает объекты восприятия. Он классифицируется на «чистый ум», к которому относятся неконцептуальные состояния, ведущие к освобождению, и «нечистый ум», представляющий собой самсарное мышление.
Сущность пробуждённости отождествляется с пробужденным аспектом сознания, являющимся измерением Дхармакаи. Этимология: это знание (джняна), которое изначально присутствует в Дхармакае. Она классифицируется тремя способами. «Пробуждённость, пребывающая в Основе», имеет три аспекта сущности, природы и сострадательного резонанса. «Пробуждённость, содержащая характерные черты», имеет пять аспектов изначальной мудрости, — (мудрость) Дхармадхату и прочие. «Пробуждённость, распространяющаяся на все объекты», — это знание всего, что есть, и «так как есть».
Вы должны усвоить эти положения в соответствии с моей « (Сокровищницей) Высшей Колесницы», где они представлены более детально. Различение между всеосновой и Дхармакаей, а также между обычным умом и пробуждённостью является наиважнейшим принципом в учении Ньингтик Великого Совершенства.
В контексте вышеописанных положений также даётся различение определённости по поводу причинно-следственной связи:
(42). Поскольку Дхармакая пребывает в виде обнажённой сущности беспрепятственной пробуждённости, то с точки зрения абсолютной истины не существует ни десяти естественных (категорий Дхармы), ни причинно-следственной связи, ни присвоения и отвержения, ни действий и поисков. Однако из всеосновы и её энергии возникают разнообразные состояния психической активности. Если вы будете утверждать, что многообразные явлений самсары и повсеместные мысли лишены как причин, так и следствий, то такое воззрение станет схожим с нигилизмом традиции Чарвака. Все относительные явления самсары происходят в силу иллюзорной взаимозависимости причин и условий. Если вам интересно, как это происходит, то (43) счастье и чистые миры, равно как и страдание и нечистые миры, заполняющие всё пространство, проявляются подобно иллюзии благодаря взаимозависимости причин и условий. Хотя все они пусты из-за отсутствия независимой сущности, их видимость проявляется в силу взаимозависимости. Это схоже с обликами животных, воспринимаемых под воздействием гипнотических мантр или галлюциногенных средств.
Вы различаете и разрешаете (проблему) причинноследственной связи следующим образом:
(44). В присущем состоянии просветлённого измерения, пребывающего в абсолютной пробуждённости Дхармакаи, нет никакой самсары и нирваны, равно как и причинно-следственной связи, потому что там не существует никаких сложностей и нечего опровергать или устанавливать. Поскольку в этой подлинной природе нет кармы, то она свободна от самсары. Не покидая её ни на миг, вы решаете проблему причинно-следственной связи в великом совершенстве и, как говорится, «выходите за пределы причин и следствий, добра и зла». В противном случае, ошибаясь в причинноследственной связи, вы будете производить самсару, даже если вы того не хотите. Когда семена посажены в тепле и влаге, то из них появятся ростки. Если в вашу подлинную природу проскальзывает фактор заблуждения, то вы разлучаетесь с настоящей йогой. Поэтому до тех пор, пока вы не достигли полной стабильности, очень важно не подвергать свою практику осознавания воздействию пагубных привычек и обстоятельств и ещё более важно тренировать силу беспрепятственного осознавания.
В этом разделе я выявил пять положений великого различения, устраняющих ошибки, омрачения и пороки.
Таким образом, я представил три важнейших, определяющих и существенных раздела этой (традиции Дзогчена), — четыре способа присутствия, три самадхи и двадцать два сущностных положения, составляющих в итоге двадцать девять категорий учения. Так что, я надеюсь, вы не ошибётесь в этих важнейших пунктах.
Смысл всех этих положений сводится к природе явлений, запредельной причинно-следственной связи, поискам и действиям:
(45). Вы должны освободиться от самсарного заблуждения причинно-следственной связи, подобного сновидению, прямо сейчас. Если вы разрешите проблему его причин, то есть кармы, и условий беспокоящих эмоций, то результат самсары не сможет появиться, так же как в отсутствии семян не появляются ростки. Так как результат следует за причиной, то для устранения самсары необходимо прекратить её причину, — с этим согласны все.
Для прекращения превратной причинно-следственной связи нет более глубокого метода, чем естественное великое совершенство (Дзогчен). Его принцип заключается в том, чтобы не покидать само существующую пробуждённость, — просветлённое измерение природы явлений. Самое главное в этом — выйти за пределы крайностей, цепляний, предвкушений и опасений.
В этой главе содержатся очень важные положения, которые относятся исключительно к определяющим ключевым пунктам практики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|