Сделай Сам Свою Работу на 5

Это комментарий девятой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», демонстрирующей определяющее переживание всех явлений в пространстве пробуждённого ума.





Глава 10.
[Комментарий десятой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату»,
демонстрирующей непоколебимость реализации в природе явлений.]

МЕДИТАЦИЯ

Это естественное состояние осознавания, в котором вы только что определились, применяется на практике медитации спонтанного присутствия. Вначале я дам вам общее представление о сущности этой (практики) :

(1). Особенная черта этого учения состоит в том, что если вы не удерживаете и не устраняете обнажённое осознавание, покоясь в естественном присутствии, ясный свет становится его присущим качеством.

Мой комментарий этой главы включает наказ практикующим, различение между абсолютной и относительной медитацией и объяснение того, как надо её практиковать.

Необходимость практики заключается в том, что вы должны провести границу между самсарой и нирваной. Более того, если вы будете практиковать усердно, то достигнете пробуждения в этой жизни. Если же не будете, то отношение к Дхарме как к хобби не принесёт вам никакой пользы, несмотря на полученное как-то раз прямое введение, потому что без медитации вы будете вечно блуждать в самсаре.



Что касается различия между абсолютной и относительной медитацией, то как в общих колесницах, так и в этой традиции описано множество концептуальных методов руководства обделённых индивидуумов. Все эти методы сводятся к медитациям с опорой и без опоры. Практики с опорой подразумевают удерживание ума без отвлечения на каком-нибудь внешнем объекте, будь то облик божества, его атрибут или палка, камень, форма, звук, запах, вкус, телесное ощущение и прочее. В практиках без опоры используются мысленные объекты. Посредством сосредоточения ума на визуализируемых формах каналов, пран и бинду достигается неконцептуальное состояние. Также существуют визуализации букв, светосфер, чакр в каналах, огня Туммо и другие стадии, удерживающие ум в занятом состоянии. Практики без визуализации осуществляются в позе со скрещенными ногами, тогда как ум сфокусирован без отвлечений в неконцептуальном состоянии. В них состояние чистой пустоты является неконцептуальным ориентиром. Говоря в общем, практики с ориентирами сводятся к концептуальным и неконцептуальным методам. Вкратце, слово «медитация» в его относительном смысле подразумевает сосредоточенное состояние ума, пребывающего в успокоенном положении. Функция такой (медитации) состоит в прекращении двойственного восприятия, тогда как её целью считается достижение ожидаемого результата посредством стабильности в практике.



Само желание прекратить двойственное восприятие уже подразумевает наличие воспринимаемого объекта визуализации и воспринимающего ума, поэтому такие методы не являются настоящей глубокой йогой, будучи лишь предваряющими средствами.

Абсолютная медитация характерна только для этого учения Дзогчена. Так же как огню присуще качество жара, а воде мокрота, осознавание наделено естественно присутствующей медитацией. После того, как вы получили прямое введение в осознавание, вы пребываете в естественно присутствующей медитации, благодаря чему переживания блаженства, ясности и безмыслия естественно появляются без вмешательства с вашей стороны. Будучи присущим качеством осознавания, естественная медитация также возникает в посмертном состоянии бардо. До тех пор, пока вы опираетесь в своей практике на обычный ум, медитативные переживания присутствуют, только когда вы усердствуете в успокоении ума, а иначе они исчезают. Если же вы полагаетесь на пробуждённость осознавания, то находясь в непрерывном потоке естественно присутствующей медитации, вы никогда не расстанетесь с состоянием, в котором просветлённые качества возникают самопроизвольно.

Существует некое сходство между неконцептуальным состоянием ума, удерживаемым усердным практиком, и неконцептуальным осознаванием, отождествляемым в наготе. Однако осознавание намного превосходит неконцептуальное состояние обычного ума, которое исчезает, если оставлены ключевые пункты тела и прочего, так как оно не обнажено до фундаментальной основы. В практике с обычным умом мысли устраняются с помощью противодействующих методов, из-за чего кажется, что текущие мысли исчезают бесследно. Присутствие в осознавании, с другой стороны, свободно от мысленной паутины, хоть и схоже с предыдущей практикой в том, что ментальная активность исчезает в отсутствии цепляний. Однако в той практике не отсекается её корень, вследствие чего цепляния и фиксации возникают сами собой, наводя вас на мысли типа «Они возникают непрерывно из нерождённого состояния». В осознавании отсекается корень (мысленной активности), которая лишается как процесса, так и места возникновения, в результате чего обнаруживается непрерывное проявление энергии (рЦАЛ), или сияния (мДАНГс) сострадательного резонанса (ТхУКс рДЖЕ), подобное отражению форм в зеркале. Большое различие состоит в том, что проявляющаяся внешне (энергия осознавания) воспринимается аналогично струящимся лучам солнца.



Помимо этого, состояние успокоенного ума и естественно спокойное присутствие осознавания наделены ясностью, которая вместе с отсутствием мыслей делает схожими эти два состояния. Однако аспект обычного ума заклинен в двойственном восприятии, из-за чего в его спокойном состоянии всегда сохраняется фактор фиксации.

Большое преимущество осознавания состоит в его открытости и неделимой непрерывности.

Так как объекты проявляются в прозрачности осознавания, то его аспект ясности ничем не заблокирован. Обычный же ум производит мысленную активность в отношении объектов восприятия. Они схожи в том, что воспринимают проявляющиеся объекты, однако осознавание не следует за внешними объектами и не блокируется ими, отсекая таким образом корень мышления. Ум же проецируется в направлении объектов, производя мысли, корень которых не отсечён. В этом заключается их различие.

Говоря вкратце, медитация со сфокусированным умом заклинена в двойственном восприятии, а естественно присутствующая медитация осознавания «зациклена» в естественном присутствии природы явлений. Первая является причиной рождения в высших мирах самсары, тогда как вторая ведёт вас к освобождению нирваны, так как вы находитесь в своём естественном присутствии в просветлённом измерении.

Путь практики Ньингтик имеет пять преимуществ перед путями обычной медитации:

1) Благодаря реализации осознавания в его наготе, отсутствует различие в градациях интеллекта. 2) Благодаря тому, что беспрепятственность осознавания реально постигается вашими органами чувств, оно не зависит от мудрости (праджни) интеллектуального анализа. 3) Благодаря реализации невыразимого осознавания в его открытости вы не питаете надежд на получение пользы от сухих объяснений и интеллектуальных произведений. 4) Благодаря реализации того, что всё возникающее — это путевое проявление трёх Кай, а не хорошее или плохое состояние заблуждения, вы не строите свою уверенность на основе одержимых цепляний за явления. 5) Благодаря открытости нагого осознавания вы видите, что воззрение, медитация, поведение и плод лишь помрачают осознавание. Особенное превосходство этого пути состоит в том, что он не зависит от практик Шаматхи и Випашьяны, направленных на расслабление в мысленном покое.

А ЛА ЛА! Разница между этой колесницей и остальными больше, чем между небом и землёй! Однако те, кто лишены кармической связи с тайным учением Ньингтик естественного великого совершенства, а также интереса к этим учениям и возможности получить пользу от прямого введения, не понимают, когда им это объясняют, и не постигают то, что им показывают. Всё, что бы они ни делали, не приближает их к просветлению ни на шаг. Какая досада! Прямо смех сквозь слёзы.

Сейчас я объясню методы практики этого особенного пути:

(2). Не покидая сущности пустотного и ясного осознавания, оставленного в открытой наготе, вы не вовлекаетесь в объекты внешнего восприятия, не проецируете мысли внутрь ума и не сковываете осознавание в промежутке какой-либо «недвойственной» медитацией. Просто оставайтесь в естественном присутствии, открыто и беспрепятственно. Вы входите в осознавание посредством трёх самадхи и четырёх способов присутствия. Четыре способа присутствия — это раскрепощённое присутствие горы, раскрепощённое присутствие океана, раскрепощённое присутствие осознавания и раскрепощённое присутствие проявлений. Три самадхи — это самадхи великого естественного спокойствия, самадхи великого молниеносного снисхождения и самадхи великого опечатывания.

Четыре способа раскрепощённого присутствия (ЧОК бЩАК бЩИ) последовательно применяются в процессе практики в следующем порядке:

1) Раскрепощённое присутствие океана:

(3). Когда планеты и звёзды отражаются в океане, нетронутом ветром, эти отражения не покидают и в то же время не загрязняют акваторию. Так же и объекты восприятия непрерывно возникают в чистом и беспрепятственном осознавании. Не искажая их своими цепляниями, вы остаётесь в осознавании и не покидаете его чистого состояния.

Некоторые невежды, несведущие в тантрах и несущие всякую ересь, цепляются за слова текстов однобоким образом и потом думают: «Эти четыре раскрепощённых присутствия являются способом присутствия в практике Тогал». Это лишь показывает, что они не создали связи с этими учениями и не знают, как применять их на практике. В то время как в тантре «Безмолвный Секрет» (в главе «Раскрытый Лотос») показан один из аспектов их применения, они могут использоваться где угодно, а в детальном руководстве «Драгоценное Видение» сказано, что эти четыре метода относятся ко всем ситуациям. Как в Трекчо, так и в Тогал вы должны уметь оставлять это беспрепятственное осознавание в его исконной наготе, а иначе их применение не принесёт вам пользы. Если вы будете смешивать Трекчо с путями практики всяких невежд, то вы не выйдете за пределы самсары, и ваша жизнь будет растрачена на бессмысленные методы умственного сосредоточения. Если, практикуя Тогал, вы будете цепляться за отдельные черты или реальность (видений), то вы ошибочно переродитесь в мире Форм. Поэтому очень важно осознавать восприятие в неприкрытой наготе. Но одного лишь такого знания недостаточно, — вы должны сделать это осознавание постоянным. Очень важно не покидать это состояние, для чего было объяснено множество методов присутствия в нём. Вначале вам следует обрести естественное спокойствие в раскрепощённом присутствии океана, поэтому необходимо достичь в нём мастерства.

2) Раскрепощённое присутствие осознавания:

(4). В контексте практики Тогал это раскрепощённое присутствие осознавания подразумевает присутствие в сцепленных звеньях (ЛУ ГУ рГЬЮд), то есть в излучении осознавания (РИГ гДАНГс). В этом же контексте Трекчо глубочайший ключевой пункт состоит в присутствии в обнажённой открытости самого осознавания. Когда вы находитесь в прозрачном океане восприятия, вы распознаёте в наготе его ясную пробуждённость и не двигаетесь из этого состояния. Она восходит в виде единой природы явлений, лишённой промежутков и разделений на внешнее и внутреннее.

3) Непосредственное присутствие проявлений:

(5). Когда явления непрерывно возникают в прозрачном «зеркале» осознавания, энергия его сострадательного резонанса не блокируется ими, так что вы осознаёте объекты, как бы встречаясь с ними. Хотя в сущности (осознавания) нет мыслей, аспект восприятия провоцирует их кажущееся возникновение, в течение которого вы не должны их подавлять снаружи, замыкаться от них внутри или удерживать их где-то в промежутке. Оставаясь в естественном присутствии, вы не покинете состояния природы явлений. Так как прозрачное осознавание — это потенциальный источник всех проявлений, то пять объектов чувственного восприятия естественно воплощают пять Будд, а пять элементов естественно присутствуют в качестве их пяти великих супруг. Если возникают пять эмоциональных ядов, то они предстают в виде великой пробуждённости в основном пространстве. Поэтому всё возникновение происходит в собственном состоянии (осознавания) и не иначе. Поскольку оно пребывает в беспрепятственной Дхармакае, вы узнаёте его непорочность в отсутствии цепляний. Это называется «Дхармакаей, запредельной омрачению и устранению, являющейся реализацией Ваджрасаттвы». Этот метод гарантирует, что осознавание неподвержено никаким обстоятельствам, а напротив, становится более ясным от условных проявлений. Это наставление важно как для начинающих, так и для тех, кто достиг малой или большей стабильности в практике. С помощью него начинающие используют на пути вредные обстоятельства; более продвинутые тренируются в энергии пути, переживая (обстоятельства, будто они) возникают в зеркале; а достигшие стабильности не создают из них проблем, ибо обстоятельства естественно возникают в качестве катализатора их практики. Ваше осознавание тестируется в момент восприятия пяти объектов чувств, а также когда бурные эмоции, цепляния, фиксации, отрицания и утверждения появляются в уме. Они устраняются, когда вы оставляете беспрепятственную сущность (осознавания) в наготе, различая его прозрачную ясность.

Вы применяете на практике недвойственность явлений и их восприятия, обладающих единым вкусом, но важно не путать этот метод с обычными путями. Если вы будете лишь наблюдать за происходящим, то вы только усугубите концептуальное заблуждение. Если будете заниматься релаксацией, то вы лишь привыкнете к темноте неведения своей сущности. Если, избавившись от нарастающих переживаний, будете искать чистую прозрачность (восприятия), то вы склонитесь к присвоению и отвержению. Не понимая ключевого принципа самовозникновения, вы будете подобны спящей собаке, у которой, кстати сказать, не так уж много мыслей.

Здесь я определю тайный ключевой пункт, присущий практике Ньингтик. Когда что-то появляется или возникает, вы отождествляете это нагое и неприкрытое осознавание вне зависимости от чего-либо вообще. Открытое, блаженное и нагое осознавание, отсекающее мысленные связи трёх времён, естественно восходит в этот момент как просветлённое измерение естественно присутствующей Дхармакаи и спонтанно находится в великой светоносной равностности. Что бы ни происходило, не думайте о прошлом, не размышляйте о будущем и не анализируйте настоящее. Всё, что от вас требуется, — это не покидать уже узнанного состояния обнажённого и неприкрытого осознавания.

4) Раскрепощённое присутствие горы:

(6). Когда вы довели до совершенства три предыдущих способа присутствия, раскрепощённое присутствие горы наступает самопроизвольно. Подобно неизменной царской горе (Сумеру), вы обретаете уверенность в непоколебимости своей реализации из природы явлений. Когда йоги реализовал и находится в состоянии сущности осознавания, неизменного испокон веков, никакие условные проявления или обстоятельства неспособны сдвинуть его оттуда. Так как эти условные проявления возникают в вышеупомянутой реализации, то они только способствуют прояснению осознавания. Это подобно тому, как вы подкидываете дрова в костёр.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.