|
Это комментарий седьмой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», демонстрирующей спонтанное присутствие всего в пробуждённом уме.
Глава 8. [Комментарий восьмой главы «Драгоценной Сокровищницы Дхармадхату», демонстрирующей недвойственность в пробуждённом уме.]
Чистая природа спонтанного присутствия также характеризуется недвойственностью. Сам факт возникновения явлений из единого основного пространства указывает на то, что их сущность недвойственна:
(1). Какие бы отражения ни появлялись в зеркале, между ними и зеркалом отсутствует всякая двойственность. Так же и все явления, возникающие в состоянии осознавания, не существуют отдельно от него. Разнообразные сновидения, появляющиеся, когда вы спите, ничем не отличаются от самого сна. Подобно этому, самсара и нирвана — это проявление осознавания и не иначе. Так же как большие и маленькие волны неотделимы от реки, по которой они идут, все вещи, возникающие из несуществующего состояния, — это лишь кажущиеся проявления, лишённые существования. Между осознаванием, обладающим пустотной природой, и пустотой этих явлений нет никакой двойственности. Вы можете определить для себя недвойственность всех явлений, опираясь на три типа логики. Вам следует постичь великое состояние недвойственной равностности явлений, полагаясь на четыре аспекта равностности:
1) все явления не существуют; 2) они не исчезают; 3) просто появляясь в сущности осознавания, они способны функционировать надлежащим образом; 4) их возникновение происходит лишь благодаря взаимозависимости условий.
Двойственность просто невозможна в сущности самсары и нирваны, чьё появление обязано энергии осознавания. Хотя сновидения кажутся спящему человеку в двойственном ракурсе, всякая двойственность отсутствует, потому что ничего фактически нет, кроме одноразового возникновения ясного, но несуществующего восприятия в течение одного промежутка времени в одном сне.
Таким образом, как мы уже выяснили, все воспринимаемые вещи ясно проявляются, не существуя на самом деле. Даже ваше собственное тело, сознание, осознавание и прочее ясно проявляются, не имея существования. Вообще всё, что воспринимается, — это несуществующее ясное проявление, и нет ни одной вещи, которая существовала бы независимо, — хоть обособленно, хоть отдельно. Вы должны уяснить, что хотя все проявляющиеся и существующие вещи самсары и нирваны предстают в сущности осознавания, все они недвойственны. Поскольку явления, возникающие в сущности осознавания, восходят из состояния основного пространства, то они происходят из того же самого осознавания и условно называются «иллюзией осознавания».
Все явления, возникающие в самосуществующей пробуждённости, находятся в великой непредвзятой равностности. Йоги воспринимает их в виде пустых обликов, которые ясно проявляются без истинного существования. Хвала тому йоги, в переживании которого наступила такая реализация:
(2). Те, кто разбираются в принципах волшебных трюков, осознают отсутствие существования в происходящем. Не цепляясь за реальность этих фокусов, которые могут продолжаться непрерывно, несмотря на положительные или отрицательные реакции (наблюдающих), сведущие люди лишь смеются над ними. Подобно этому, все вещи самсары и нирваны следует понимать как игру несуществующих проявлений. Йоги, реализовавший единую чистую равностность своей сущности, не зацикливается в явлениях самсары и нирваны.
Все возникающие вещи лишены существования с самого момента появления, поэтому они лишь несуществующие проявления пустотных форм:
(3). Если вы задумаетесь о смысле природы явлений, то происхождение самих явлений покажется вам просто поразительным, ведь несмотря на то, что их природа запредельна существованию и несуществованию, они всё же возникают во всём разнообразии с кажущейся сущностью. Это схоже со снами, в которых вы видите себя и других, хорошее и плохое, богатство и имущество, приятное и отвратное, счастье и несчастье. Хотя на самом деле ничего из этого не существует, вы цепляетесь за их существование, потому что ваш ум полностью одержим эмоциями. Это называется «переживанием заблуждающегося восприятия», ибо вы цепляетесь за реальность несуществующих проявлений.
Вы должны чётко осознать, что внешние и внутренние явления чисты как пространство и запредельны рождению. Из двух шагов навстречу такой реализации, вы вначале определяетесь, что внешние объекты восприятия являются иллюзорными обликами пустоты, лишёнными всякого основания:
(4). Сущностная природа внешних явлений в том и заключается, что они лишь иллюзорные формы пустотности. Но духовно недоразвитые люди, которым неведома таковость, цепляются за их незыблемость и абсолютную независимость. Они цепляются за реальность в нереальном, за заблуждение в отсутствии заблуждения. Они оправдывают неприемлемые вещи и цепляются за категорические утверждения по поводу того, что запредельно понятиям «есть» и «нет».
В отсутствии осознавания собственной сущности даже в течение одного мгновения восприятия заблуждающееся цепляние становится непрерывным, и время уходит. Мгновения заблуждения складываются в минуты, минуты в дни, дни в месяцы, а месяцы складываются в годы заблуждения, — существа заблуждаются по привычке. Хотя чистая небесная Дхармакая присутствует в них самих в виде незаземлённого осознавания, им это неведомо вследствие чисто временных условий.
Эти явления, которые живые существа считают незыблемыми из-за своего омрачённого восприятия, переживаются йогинами в виде иллюзорной игры. Весь этот фокус заключается в том, что заблуждение лишено как корня, так и основания. Поскольку собственная сущность осознавания изначально чиста как пространство и запредельна заблуждению и его отсутствию, она естественно присутствует в виде нагой ясности Дхармакаи. Это именуется «великим присутствием полной чистоты без основания». На самом деле ничего не существует вообще, — будь то осознавание или неведение, самсара или нирвана, или что угодно. Реализуя это в любой взятый момент времени, йоги не покидает этого состояния, воспринимая внешние объекты омрачённого переживания в виде иллюзорных обликов пустоты. Поскольку в его восприятии манифестация Основы (гЩИ сНАНГ) просветляется в пространстве природы явлений, то его именуют «небесно чистым йоги, для которого не существует даже слова «самсара»«.
Реализовав несуществование внешних объектов, вы не переживаете ничего, кроме чистой природы явлений, подобной пространству. В это время вы делаете второй шаг навстречу вышеупомянутой реализации, определяясь в том, что внутреннее субъективное цепляние лишено как опоры, так и основания:
(6). Глядя на свой собственный ум, вы понимаете, что его сущность запредельна распознаваемым крайностям, не имеет опоры и по природе чиста как пространство. Его истинная природа, которая естественно чиста от мысленной активности, именуется «Дхармакаей, свободной от крайностей существования и несуществования».
Осознавание, постигающее недвойственность субъективно-объективного восприятия, является великим спонтанным присутствием, свободным от ограничений:
(7). Сущность осознавания условно названа «самосуществующей пробуждённостью», которая постигает отсутствие воспринимаемого и воспринимающего. Однако я не описываю осознавание в соответствии с традицией Йогачара Читтаматра, где имеется термин «естественно ясное самоосознавание» (РАНГ РИГ РАНГ гСАЛ) \6\. И вот почему. Так как не существует ни внешнего, ни внутреннего, «внутренний ум» не может быть установлен как факт. Поскольку не существует ни себя, ни других, то ничто не может быть установлено как «осознавание себя». Вследствие того, что объект и субъект никогда не ведали существования, ничто невозможно установить как свободу от того и другого. В связи с отсутствием объектов осознавания и объектов ощущения, ничто не может быть установлено как недвойственное переживание. Так как не существует ни ума, ни ментальных факторов, ничто не может быть установлено как «свой собственный ум». Исходя из того, что не существует ни ясности, ни её противоположности, ничто не может быть установлено как «естественная ясность».
Осознавание невозможно даже назвать «осознаванием», ибо оно запредельно как осознаванию, так и его отсутствию. Его именуют «великим совершенством, полностью свободным от крайностей». Его можно условно обозначить такими словами, как «самосуществующая пробуждённость», «пробуждённый ум», «Дхармакая», «великое спонтанное присутствие основного пространства» или «естественно светоносное нагое осознавание», однако вы должны понимать, что его собственная сущность абсолютно невыразима и все эти названия даны лишь для символического понимания.
Если же вы цепляетесь за эти названия, будто они обладают абсолютным смыслом, то вы ничем не отличаетесь от последователей Читтаматры, считающих недвойственное сознание «естественно ясным самоосознаванием». Некоторые деятели с неотёсанным умом считают эти две позиции одинаковыми и разглагольствуют на эту тему, заявляя: «Мы понимаем это самоосознавание!» Но это не что иное, как откровенная наглость.
В традиции Дзогчена используются способы оценки (двух истин), которые в основном соответствуют традиции Прасангика Мадхьямика, например, определение свободы от крайностей и другие. Однако в Мадхьямике все оценки основываются на исключительной пустоте, которая подобна пространству. Мы же основываем свои рассуждения на изначально чистом и нагом осознавании, которое не существует и не прерывается. Поэтому как осознавание, так и явления, возникающие из его состояния, считаются подобными пространству и свободными от крайностей.
В момент реализации отсутствия субъективного и объективного измерений, обладающих природой пространства, все явления предстают перед йогинами в полной свободе без точки опоры. В знак очищения внутреннего субъективного цепляния внешние объекты восприятия переживаются безгранично свободными:
(8). В момент неоспоримой реализации вы обретёте переживание, испытываемое всеми йогинами. Умудрённые знанием, вы будете воспринимать происходящее нереальным, подобно людям, разбирающимся в волшебных трюках. Обладая знанием восприятия, вместе с этим вы постигнете переживания других существ.
Раньше вы воспринимали внешне проявляющиеся объекты существующими независимым образом. Но в момент реализации вы обнаружите, что навязчивые цепляния за реальность происходящего разрушились в вашем восприятии. Вы можете подумать так: «Все эти воспринимаемые объекты схожи с миражами, сновидениями или отражением луны в воде, — они беспрепятственные, беспорядочные и прозрачные». Всё, что бы ни проявлялось в вашем переживании, возникает разобщённым, перепутанным и лишённым точки опоры, так что вы начинаете думать: «А существует ли это вообще или нет?» Вам кажется, что переживание других существ тоже должно поменяться. В то время как всё проявляется без опоры для цепляний, вы думаете: «А все ли осознают это?» Когда ориентация в объектах потерялась в пустоте, вы чувствуете, слышите, думаете и осознаёте как никогда раньше, — ваше осознавание стало всеохватывающей целостностью. Вы думаете: «Как я докатился до того, что мысли больше не возникают?» Ваше восприятие становится всеобъемлющим, тогда как объекты чувств переживаются в естественной чистоте своего состояния. Иногда вас разбирает смех от того произвола, что все ваши действия, равно как и всё видимое и слышимое потеряли ориентацию. Вы думаете: «Это я сошёл с ума или все остальные сумасшедшие?» «Это сон или я уже в бардо?» Вы можете также подумать: «Это осознавание, очутившееся в такой наготе, что исчезла всякая ориентация, присутствует во всех. Так в чём проблема реализовать его? Вот же оно!» Ваше неконцептуальное сострадание возникает беспрепятственно, вследствие чего вы объясняете эти вещи другим людям, поёте ваджрные гимны, ведёте себя без комплексов, демонстрируя отсутствие фиксаций в своём осознавании. Все явления возникают без преград. В это время Дхармакая восходит изнутри, разрушая двойственное восприятие естественным образом, что называется «очищением цепляемых объектов эгоцентричного восприятия».
Таким образом становится видно, что переживание реализации, восходящее изнутри, лишено всякой ориентации:
(9). На этом этапе ваша реализация распространяется на день и ночь, происходя в великой непрерывности. В отсутствии неприязни к врагам вы не держите никого на расстоянии. Мысли, появляющиеся ночью, очищаются в своей природе. В отсутствии страстных привязанностей к любимым и близким дневные мысли очищаются в основном пространстве. Поскольку двойственное самсарное восприятие очищено и днём, и ночью, осознавание (всё время) находится в состоянии Дхармакаи. В отсутствии навязчивых идей о превосходстве противодействующих методов происходит самоосвобождение концептуальных загрязнений. В отсутствии предвзятого присвоения и отвержения любимых и ненавистных вещей происходит очищение и самоосвобождение эмоциональных омрачений. Вы прибываете к самосуществующей реализации Самантабхадры, что именуется «достижением уровня истощения явлений».
В этой традиции Дзогчена (Менгак-дэ) путь включает практики пустотного аспекта Трекчо и манифестированного аспекта Тогал, посредством которых определяется степень прогресса в исчерпывающем состоянии (или состоянии истощения). В практике Тогал светоносные видения истощаются в предшествующем (пространстве), аналогичном безоблачному небу, что знаменует (завершающее) истощение видений в природе явлений. Полное исчерпание косной материальности и эмоций на этом этапе является кульминационным показателем просветления (практикующего) в этой жизни. Те же, кто достигают реализации путём одного лишь Трекчо, оставляют осознавание в изначально чистой наготе, благодаря чему очищается его энергия, — все положительные и отрицательные мысли, навязанные самсарой или нирваной. Что бы ни происходило в уме, эмоции и мысли очищаются, освобождаясь в Основе, после чего наступает состояние невозникновения, именуемое «истощением в пустотной Дхармате».
Когда взошло солнце, вы не найдёте темноты, даже если будете её искать. Точно так же очищается двойственное восприятие, освобождаясь от своих пут в Основе бытия. Тот, кто достиг изначально чистого состояния истощения явлений в этой жизни, носит имя «йоги, свободного от пут самсары и нирваны». Как сказал владыка йогинов Дхэке Ваджра:
«Для йогинов, свободных от пут, видение Дхармакаи Восходит подобно солнцу на рассвете. Э МА ХО!»
Поскольку на этом этапе йоги пребывает во всеобъемлющей реализации всеохватывающей и совершенной открытости, все его эмоции освобождены в Дхармате. Хотя это очевидно, некоторым людям может казаться, что у него есть эмоции, когда он что-то вспоминает или испытывает грубые ощущения. Это не создаёт преград для самого йоги, — так же как невозможно прикрепить материю к небу, к нему не пристают недостатки и изъяны. Его ничто не сковывает, ему не от чего освобождаться, ибо он уже находится за пределами добра и зла.
Те, кто не имеют реализации нагого осознавания, тоже могут возомнить, что «оно за пределами крайностей добра и зла и подобно нерождённому пространству...» Они могут открыто разглагольствовать об абсолюте, произнося глубочайшие слова, не соответствующие их собственному переживанию. Они ведут себя грубо, строя свою уверенность на интеллектуальном анализе, и их называют «притворщиками с извращёнными представлениями, строящими из себя йогинов». Имейте в виду, что большинство из них одержимо демонами. Они могут иметь большое окружение, однако ведут своих последователей в ошибочном направлении, не чувствуя, что уже сами полностью сбились с пути. Всё же у них есть шанс встать на истинный путь, если они избавятся от своего окружения, будут следовать за настоящими Мастерами и посвятят себя практике единого смысла природы явлений. Если у них имеется такое желание, то они избавятся от этих (грехов). Таких людей в наши дни более чем достаточно.
Теперь я дам совет достойным людям, желающим реализовать собственную сущность в открытом пространстве Основы, — в совершенной равностности:
(10). Поскольку Дхармата неотделима от природы вашего ума, её небоподобная реализация естественно восходит изнутри благодаря тренировке и привыканию к собственному переживанию. Такое постижение называется «возведением ваджрной крепости Дхармакаи», которая спонтанно присутствует в великом совершенстве, свободном от крайностей. Эта безусловная реализация происходит тройным образом:
1) как Дхармакая со свободной от крайностей сущностью; 2) как великая Тантра самоосвобождения мыслей; 3) как полностью чистый Плод естественного просветления.
Эта реализация, лишённая цепляний и фиксаций, заключается в единой абсолютной сути открытого небесного пространства:
(11). Наличие реализации смысла Дхармакаи осознавания определяется по отсутствию цепляний и фиксаций в самом осознавании, и наоборот. Это аналогично различению между чистым и нечистым небом, производимому на основании наличия или отсутствия облаков, тумана и дымки. До тех пор, пока йоги цепляется в воззрении, медитации и прочем или предвзято реагирует на положительное и отрицательное, можно с уверенностью сказать, что в его уме отсутствует реализация недвойственности. Это объясняется тем, что он ещё не освободился от цепляния за независимое существование двойственности как таковой. Мой святой Учитель, владыка Дхармы и великолепный покровитель Кумараджа, достигший сиддхи в абсолютном смысле таковости, сказал мне:
«Наличие или отсутствие реализации естественного состояния познаётся по свободе от цепляний».
Это аналогично дохе (Тилопы):
«Страдание больше никогда не возникает, Даже малейшая боль, величиной с кунжутную шелуху».
Те, кто не зарываются в крайности рассудка, избегая цепляний и фиксаций, присвоения и отвержения, обладают достаточной мудростью, чтобы отличать Дхарму от её противоположности. Однако, как сказал Ваджрасаттва, они могут называться «йогинами естественного великого совершенства» только в том случае, если у них отсутствуют малейшие цепляния в воззрении, медитации, поведении и плоде, равно как и привязанности к своей или чужой философии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|