Основные типы рыночных структур
Тип рыночной структуры
| Количество и размеры фирм
| Характер
продукции
| Условия
входа и
выхода
| Контроль над ценами
| Совершенная конкуренция
| Множество мелких фирм
| Однородная продукция
| Никаких
затруднений
| Отсутствует
| Монополистическая конкуренция
| Множество мелких фирм
| Разнообразная продукция
| Никаких
затруднений
| Незначительный, в довольно узких размерах
| Олигополия
| Число фирм невелико, есть крупные фирмы
| Разнородная или однородная продукция
| Возможны отдельные препятствия
| Частичный контроль, значительный при тайном сговоре
| Чистая монополия
| Одна фирма
| Уникальная продукция
| Практически непреодолимые барьеры на входе
| Очень значительный контроль
|
Антипод совершенной конкуренции – это модель чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы. В масштабах страны такая ситуация бывает крайне редко (за исключением централизованной экономики). В локальных же масштабах чистая монополия вполне возможна: в маленьком городке – одна электростанция, один банк, один аэропорт (в США, например, 5 % ВНП создается в условиях, близких к чистой монополии).
Монополии возникают там, где существуют какие-либо барьеры для вступления в данную отрасль (институциональные, или связанные с экономией от масштаба производства, с нововведениями)
В конце XIX – начале ХХ века фирмы-монополисты часто вели агрессивную деятельность и использовали свою монопольную власть. Но в настоящее время такая политика фирм в странах с развитой рыночной экономикой строго запрещена.
Силу монопольной власти отдельной фирмы нельзя преувеличивать, так как ограничивающим моментом всегда является платежеспособный спрос, а также, так называемая, потенциальная конкуренция (импортные товары, появление товаров-заменителей).
Используя критерии происхождения источников монопольной власти, выделяют несколько типов монополий.
Закрытая монополияимеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. В этом смысле закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли.
Открытая монополия– это монополия, обладающая монопольной властью в результате собственных авторских достижений (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами.
Особая разновидность монополии – административная монополия. Эта монополия, возникающая в нерыночной среде, в командной экономике, обладающая гораздо большей властью, чем экономическая монополия.
Разновидностью чистой монополии можно считать так называемую естественную монополию, которая образуется в тех отраслях и сферах, где минимальные долгосрочные издержки достигаются лишь тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок.
Типичный пример естественной монополии – коммунальные службы (водо-, электро-, газоснабжение), метро, газо- и нефтепроводы.
Экономические последствия монополии. Несмотря на то, что рынок в условиях монополии находится в равновесии, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производства, что свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов. Монопольный выпуск меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого груза».
Потери «мертвого груза» – не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Онаможет проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.
Монополия приводит не только к отрицательным последствиям – она дает и некоторые выгоды.
Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки.
Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя.
В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.
Регулирование деятельности монополий. Антимонопольное регулирование и законодательство являются важнейшей экономической функцией современного государства. Антимонопольная политика государства направлена против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. В узком смысле антимонопольное законодательство направлено против чистых монополий и олигополий, обладающих избыточной монопольной властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового поведения. Широкая трактовка антимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти, в том числе и мелкими фирмами, против любых проявлений монопольного поведения.
Наиболее развитым считается американское антимонопольное законодательство. Первый антимонопольный закон был принят в США более чем 100 лет назад (Акт Шермана в 1890 г.).
Можно выделить два принципиальных направления в антимонопольном законодательстве:
а) запрещение некоторых типов делового поведения фирм, например, сговор о ценах, разделе рынка, демпинговые цены, недобросовестная конкуренция.
б) регулирование структуры отрасли, в первую очередь регулирование слияния фирм.
В случае возникновения монополии в какой-то отрасли, в некоторых случаях прибегают к насильственному разукрупнению и разделению компании (например, так поступили с компанией АТТ).
В современной российской экономике проблема антимонопольного регулирования стоит очень остро (первый антимонопольный закон в России был принят в 1991 г.). Вышедшая из недр централизованной, командной системы, российская экономика отличается высокой степенью монополизации и слабо развитой конкуренцией. Причем дело осложняется тем, что процесс разрушения командно-административной системы происходил быстрее, чем демонополизация экономики.
Но мероприятия по либерализации рынка, такие как допущение иностранных производителей и инвесторов на российский рынок, поддержка малого бизнеса, «осложняют» жизнь российских монополистов.
Представим себе, что в результате концентрации производства и путем поглощения одних фирм другими одной из фирм удалось монополизировать производство некоторого товара. Рассмотрим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста при этих условиях:
1. Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми, то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых фирм. При этом, чем выше будет монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции.
2. Конкуренция нововведений. Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара.
3.Конкуренция со стороны товаров заменителей.Существует целый ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар.
4.Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны, все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.
Иной характер носит монополия в условиях командно-административной системы (СССР). Такая система характеризуется абсолютной государственной монополией, в основе которой лежат три монопольных права: монополия на собственность, монополия на предпринимательскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области производства государство осуществляет через специально созданные органы управления – министерства и ведомства. Монопольная сила отраслевого министерства значительно выше, чем у экономической монополии в условиях рыночной экономики.
Изменения, происходящие в экономике за последние годы (отмена монополии на собственность и предпринимательскую деятельность, увеличение прав предприятий по реализации продукции и распоряжению доходом), значительно снизили роль министерств и ведомств как монопольных производителей продукции.
Особой проблемой является регулирование деятельности естественных монополий. Выступать против такой монополии бессмысленно, так как в этой ситуации экономически эффективно удовлетворение потребности именно через существование единственной фирмы. Но общество должно контролировать поведение естественного производителя и, прежде всего, уровень цен на его товары и услуги. Но при этом возникает вопрос, на каком уровне устанавливать цену: Р = МС или Р = АС.
Наиболее сильны позиции естественных монополистов (РАО «Газпром», РАО «Единые энергетические системы») Пользуясь своим монопольным положением, они завышают тарифы на свои услуги, покрывая за счет потребителей свои высокие издержки, включающие, в частности, зарплату, в несколько раз превышающую средний уровень по промышленности, сверхвысокие доходы руководителей, неэффективное использование ресурсов.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. Она наиболее близка к модели совершенной конкуренции, так как здесь действует много фирм-производителей. Но отличие между ними состоит в дифференциации продукта. Причем различия в продукте могут быть как действительными (качество, стиль, марка), так и мнимыми, существующими лишь в сознании потребителей. Особую роль на этом рынке играет реклама. В силу дифференциации продукта у фирм в этой рыночной структуре есть ограниченный контроль над ценами, но зато потребители имеют широчайший выбор.
Несмотря на схожесть механизмов совершенной и монополистической конкуренции, последняя обладает существенными отличиями. Во-первых, при монополистической конкуренции долгосрочное равновесие отрасли достигается при объеме выпуска, для которого средние долгосрочные издержки не являются минимальными, что указывает на наличие в отрасли излишних производственных мощностей. Во-вторых, хотя монополистически конкурирующие фирмы могут и не получать экономической прибыли в долгосрочном периоде, их цены не равны предельным издержкам производства
Олигополия («олигос» – несколько, «полио» – продаю) – это рынок, на котором господствует несколько крупных фирм. Олигополия бывает «жесткой» – господствуют 2–3 фирмы и «мягкой» – на 6–7 фирм приходится 70–80 % рынка. О наличии олигополии можно судить по показателям концентрации производства в отрасли (например, доля четырех крупных компаний), но эти показатели могут преувеличивать реальную степень монополизации в отрасли.
Главным барьером для вступления в отрасль является эффект масштаба. Так, в автомобильной промышленности, например, экономически эффективно производство не менее 300 тыс. автомобилей в год, а так как заводы производят не менее двух моделей одновременно, то стоимость такого завода составляет не менее 3 млрд. долл. Для олигопольного рынка характерна взаимозависимость фирм и «жесткая» цена.
В зависимости от ситуации фирмы могут избрать разные конкурентные стратегии.
Когда фирмы отрасли координируют свои действия путем имитации ценообразования и стратегии конкуренции друг с другом (кооперативная стратегия), цена и предложение будут тяготеть к монопольным, а крайней формой такой стратегии будет картель.
Если же фирмы следуют некооперативной стратегии, то есть проводят независимую, направленную на укрепление положения фирмы стратегию, цены и предложение будут приближаться к конкурентным. Крайней формой такого поведения являются «ценовые войны».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|