Экономическая роль государства в рыночной экономике
Рынок не всесилен, он не может эффективно решать все проблемы, стоящие перед обществом. Ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть «провалами» (фиаско, несостоятельностью) рынка.
Выделяется четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
1) общественные блага;
2) внешние эффекты (экстерналии);
3) несовершенная (асимметричная) информация;
4) монополия.
Во всех этих случаях требуется вмешательство государства.
Функции государства в экономике:
– удовлетворение потребностей в «общественных» благах. Это блага и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества (оборона, охрана общественного порядка, единая энергетическая система, общественные школы, больницы) Особенностью общественных благ (в отличие от частных) является коллективный характер их использования, а также неисключаемость из потребления.
Свойство неисключаемости из потребления означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Общественное благо обладает положительным своеобразным эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех. В отличие от «частного блага», общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и быть проданным по частям (метро, общественный транспорт, пригородные поезда).
Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, возникает стремление получать его даром (так называемая проблема безбилетника, «зайца»).В силу таких особенностей удовлетворения потребностей в общественных благах не может брать на себя частное предпринимательство. Это делает государство посредством налоговой и бюджетной политики.
–регулирование внешних (побочных) эффектов. Взаимодействие участников экономической системы многообразно по формам и социальным последствиям. Есть и такие взаимодействия, которые оказываются вне рынка и рыночных решений. Так, производство (или потребление) определенных товаров может иметь отрицательный внешний эффект в виде загрязнения окружающей среды, ухудшения здоровья населения. Однако связанные с этим затраты являются побочными,внешними для производителя и не будут им учитываться. Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах.
Существуют в то же время виды деятельности, вызывающие положительные внешние эффекты. Так, получение образования выгодно не только данному человеку, но и обществу в целом. В этом случае возникают внешние, побочные выгоды, которые тоже не учитываются производителями подобных благ и услуг. В результате будет производиться слишком много благ, имеющих отрицательный внешний эффект, и слишком мало благ, имеющих положительный внешний эффект. Таким образом, не будет обеспечено эффективное распределение ресурсов.
Государство призвано регулировать внешние эффекты, то есть ограничивать деятельность, ведущую к отрицательным внешним эффектам, и стимулировать деятельность, вызывающую положительные внешние эффекты. А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
Корректирующая субсидия– это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Дж. Стиглер выразил следующим образом: «...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».
– рынок не способен обеспечить экономику необходимым количеством денег. Организация денежного обращения – это функция государства.
– государство призвано обеспечить правовую базу функционирования экономики, защиту прав собственности и т. д., то есть создать «правила игры», которых должны придерживаться все экономические агенты.
Четыре вышеизложенные функции составляют максимум того, что может делать государство в условиях свободного рынка и, одновременно, минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.
Новые функции государства в современной экономике:
– Защита и активизация конкуренции.Монополизация рынка ведет к серьезным негативным последствиям для общества, поэтому государство берет на себя функцию защиты и стимулирования конкуренции, способствуя тем самым сохранению самого рыночного механизма.
– Перераспределение доходов.Эта функция государства вызвана несовершенством чисто рыночного критерия распределения доходов, то есть результатов конкуренции. С помощью налогов и системы трансфертных платежей государство перераспределяет доходы, оказывая помощь нетрудоспособным, престарелым, малоимущим, многодетным, безработным. Таким образом, государство стремится ослабить степень социально-экономического неравенства. Однако эта функция не должна привести к полной ликвидации неравенства, которое само по себе не является условием эффективного функционирования рыночной экономики.
– Стабилизация экономики и обеспечение экономического роста. Необходимость стабилизации вызвана тем, что экономика развивается неравномерно, существуют подъемы и спады деловой активности. Соответственно этому то возрастает, то падает валовой национальный продукт и занятость населения. Государство сглаживает эту неравномерность и стремится обеспечить умеренный экономический рост. В рамках стабилизирующей функции государство осуществляет борьбу с инфляцией и регулирует занятость.
Помимо этих основных функций государство поддерживает фундаментальную науку, наукоемкие производства и вообще те проекты и отрасли, для которых характерна высокая капиталоемкость, неопределенность получения прибыли и которые, в то же время, особенно важны для общества. Государственное регулирование, таким образом, дополняет и корректирует чисто рыночный механизм.
Однако, исключительно важным является вопрос о допустимых пределах государственного вмешательства. Если государство преступает этот предел, то происходит нарушение, деформация самого рыночного механизма. В этом случае, рано или поздно, приходится прибегать к разгосударствлению экономики.
Государственное регулирование экономики осуществляется через меры прямого и косвенного воздействия на экономику.
К мерам прямого регулирования относятся: система государственных закупок товаров и услуг, а также финансирование целевых и региональных программ.
Косвенное воздействие государства на экономику заключается в проведении определенной бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, амортизационной, валютной, таможенной и других политик.
При вмешательстве в экономику государство использует регуляторы.
Экономические регуляторы имеют приоритет по отношению к административным. Воздействуя на экономические интересы субъектов экономики, выступая в качестве стимулов или антистимулов, они влияют на их экономическое поведение и заставляют двигаться в желательном для общества направлении (например, определенная налоговая политика).
Административные регуляторы в рыночной экономике носят подчиненный характер, они означают прямые директивы для хозяйствующих субъектов со стороны государства (например, контроль над ценами, доходами, финансами) Чрезмерное их применение опасно перерождением рыночной экономики в административно-командную.
Вопрос о роли государства в экономике по-разному решается различными экономическими школами. Из истории известно, что если меркантилисты настаивали на усилении роли государства и проведении протекционистской политики, то представители классической школы, напротив, отстаивали идею невмешательства в экономику и предоставления максимума экономической свободы.
В современной науке также присутствуют эти два полюса в виде кейнсианского и неоклассического направления. В последние десятилетия появилось новое направление «Теория общественного выбора» (Джеймс Бьюкенен), которое исходит из того, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы. Представители этой теории критикуют государственное регулирование. По их мнению, политики (точно так же, как и предприниматели) действуют рационально, то есть поддерживают те меры и программы, которые повышают их шансы на победу в очередных выборах. Таким образом, эти теоретики предостерегают относительно опасности расширения экономической роли государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|