Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие
Рыночный механизм представляет собой взаимодействие спроса, предложения и цены. Потребители заинтересованы в низкой цене, а производители – наоборот, в высокой. Как же разрешается это противоречие?
Оно разрешается установлением цены, которая приводит к компромиссу между интересами производителей и потребителей. Их интересы совпадают в точке пересечения кривых спроса и предложения (Е) (рис. 8). Это равновесное состояние рынка, при котором достигается наилучший объем производства и продаж Qe, равный оптимальной величине покупок и потребления, а рыночная цена становится ценой равновесия (Ре).
|
Рис. 8. Рыночная цена.
Цена рыночного равновесия
|
Равновесная цена – это цена, уравновешивающая спрос и предложение, образование которой требует определенного времени. Но в условиях свободного рынка приспособление цен спроса и цен предложения и объема спроса и объема предложения происходит довольно быстро. В результате установления равновесия выигрывают и производители, и потребители, так как равновесная цена обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены и в то же время выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее конкурентоспособные фирмы.
Равновесная цена означает установление не просто равновесия между спросом и предложением, она означает устойчивое равновесие. Ибо у производителей нет стимулов для повышения цены, так как в этом случае часть товара не найдет спроса, а у потребителей – нет стимула к снижению цены, так как при этом часть их спроса не будет удовлетворена.
Если же цена устанавливается первоначально ниже или выше уровня равновесия, то в результате конкуренции между производителями и потребителями цена меняется, пока не уравновесит спрос и предложение.
Формы отклонения от равновесия:
1) превышение спроса над предложением (рис. 9). Основные признаки: уменьшение товарных запасов; появление очередей среди потребителей товаров.
2) Превышение предложения над спросом (рис. 9). Основные признаки: рост товарных запасов; обострение конкуренции производителей.
|
Рис. 9. Формы отклонения от рыночного равновесия
| Большой вклад в исследование спроса и предложения внес Альфред Маршалл. Он различал три периода равновесия с точки зрения фактора времени.
1) Мгновенное равновесие.В этих условиях предложение товаров фиксировано. У производителя нет времени для изменения предложения и приспособления его к спросу. Поэтому рост спроса приводит лишь к росту цены, а его снижение – к падению цены (рис. 10).
|
Рис. 10. Мгновенное равновесие
| 2) Равновесие в краткосрочном периоде.Объем предложения может быть увеличен за счет более интенсивного использования оборудования и т. д. (или сокращен при необходимости) (рис. 11).
|
Рис. 11. Равновесие в краткосрочном периоде
|
3) Равновесие в долгосрочном периоде.Ситуация, когда производители могут расширить существующее производство или построить предприятия, то есть изменить количество фирм в отрасли (увеличить или уменьшить). Таким образом, в краткосрочные периоды большое значение имеет спрос, а в долгосрочном – предложение (рис. 12).
|
Рис. 12. Равновесие в долгосрочном периоде
|
Способность к саморегулированию является наиболее сильной стороной рынка. Допустим, на рынке существовало равновесие, но возникли изменения спроса, вызванные ростом доходов потребителей. В этом случае рынок способен сам, в процессе саморегулирования, решить проблему соответствующего роста предложения.
Логическая схема установления нового равновесия в этом случае будет такова (рис. 13):
Рис. 13. Логическая схема установления рыночного равновесия
Таким образом, режим саморегулирования рынка базируется на свободе цен. Если же государство вмешивается в процесс рыночного ценообразования, то это неизбежно приводит либо к дефициту и оттоку товаров в теневую экономику (при установлении «потолка» цены), либо к перепроизводству (в результате установления минимальной цены, то есть цены выше уровня равновесия).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|