Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные направления экономической теории





З. В. Вдовенко, Н. И. Гавриленко, Т. Н. Шушунова

Общая экономическая теория

Часть I
Введение в экономическую теорию. Микроэкономика

Утверждено Редакционным

советом университета

в качестве учебного пособия

 

Москва

УДК 338.45(038)

ББК 65.29я2

В25

 

 

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор

Российского государственного гуманитарного университета

И. В. Белова

Доктор экономических наук, профессор, директор института менеджмента и маркетинга Российского химико-технологического

университета им. Д. И. Менделеева

А. Е. Хачатуров

 

  В25   Вдовенко З. В. Общая экономическая теория. Часть I. Введение в экономическую теорию. Микроэкономика: учеб. пособие/З. В. Вдовенко, Н. И. Гавриленко, Т. Н. Шушунова. – М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2010. – 84 с. ISBN

 

Рассмотрены общие теоретические сведения по основным темам экономической теории, включая введение в экономическую теорию и микроэкономику, предусмотренным основной образовательной программой высшего профессионального образования в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.



Учебное пособие ориентировано на студентов непрофильных вузов.

 

УДК 338.45(038)

ББК 65.29я2

 

ISBN © Российский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева, 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие………………………………………………………………………….4

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ... 5

1. Экономическая теория: сущность, предмет, функции, методы.. 5

2. Основные направления экономической теории. 6

3. Проблемы экономического развития и основные экономические системы 15

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 20

4. Рынок: сущность, функции, классификация, инфраструктура. 20

5. Собственность: сущность, объекты, субъекты, формы, права. 23

6. Экономическая роль государства в рыночной экономике. 26

7. Теория спроса и предложения. 31

8. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие. 35



9. Эластичность спроса и предложения. 38

ГЛАВА 3. ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 42

10. Теория потребительского поведения. 42

11. Издержки производства. 47

12. Предельные издержки и эффект масштаба. 50

13. Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции. Условия максимизации прибыли. 52

14. Типы рыночных структур. 57

ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ.. 64

15. Рынок производственных ресурсов. Производственная функция. 64

16. Рынок труда. 70

17. Рынок капитала. 72

18. Рынок земли. 77

Литература. 81

Список английских сокращений терминов. 82

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Учебное пособие по дисциплине «Экономическая теория. Часть 1» состоит из разделов и глав, в которых доступно изложен учебный материал дисциплины, достаточно полно раскрыты основные понятия и категории дисциплины «Экономическая теория. Часть 1». В конспективной форме представлены основные функции, методы и инструменты экономической теории, освещены основные направления ее развития, структура рынка и определена роль государства в современных условиях развития.

В пособии точно и доходчиво даны характеристика сущности теории спроса и предложения, теории потребительского поведения, раскрыты вопросы эластичности спроса и предложения, издержек производства, представлены основы поведения фирмы в различных типах рыночных структур.

Учебное пособие может быть полезно студентам, осваивающих вводный курс экономической теории высших учебных заведений неэкономического профиля, для получения цельного представления о рыночной экономике и механизме ее функционирования и развития. Изучение учебного материала позволит студентам последних курсов высших учебных заведений качественно подготовиться к итоговым государственным аттестационным экзаменам по экономической теории.



Компактность и лаконичность данного учебного пособия не игнорируют аргументированности понятий и выводов, позволяют не упускать из вида главное в каждой теме.

Авторы:

Вдовенко З. В. доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Гавриленко Н. И., доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

Шушунова Т. Н., кандидат технических наук, доцент кафедры экономической теории Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева.

ГЛАВА I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

Экономическая теория: сущность, предмет, функции, методы

Экономическая теория– общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Предмет экономической теории:

- проблемы эффективности использования ограниченных экономических ресурсов общества;

- поведение хозяйствующего субъекта и индивида в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Функции экономической теории:

- методологическая (набор общих методов исследования объективной реальности);

- познавательная (чтобы знать, как функционирует экономика);

- практическая (чтобы полученные знания применять на практике);

- идеологическая (образ мышления и ценности общества).

Методы экономической теории:

- от простого к сложному;

- единство исторического и логического;

- метод научной абстракции, который состоит в отбрасывании случайных, второстепенных черт и свойств изучаемого явления и сосредоточении внимания на главных, основных причинно-следственных связях, позволяющих проникнуть в суть явления;

- анализ – расчленение целого на составные части и анализ каждой из них;

- синтез – соединение исследованных отдельных частей в единое целое;

- индукция (от частного к общему в исследовании);

- дедукция (от общего к частному в исследовании).

Большое значение для объективного исследования имеет принцип «ceteris paribus», то есть «при прочих равных условиях». Несоблюдение данного принципа может привести к неправильным выводам. Поэтому, необходимо избегать логически ошибочных построений. В современной экономической теории широко используется математика, графики. В силу того, что возможности проведения эксперимента в экономике достаточно ограничены, особое значение приобретает использование различных моделей.

Основные направления экономической теории

 

О начале экономической теории можно говорить уже применительно к Древнему миру. Так, например, Аристотель (III век до н. э.) разрабатывал проблемы развития форм стоимости, функций денег. Аристотель различал экономику (экономию) – хозяйствование ради удовлетворения потребностей и «хрематистику» («хрема» по гречески – доход), хозяйствование с целью получения дохода, обогащения. Он положительно оценивал «экономику», основанную на натуральном хозяйстве, и критически «хрематистику», считая, что она не сообразуется с законами природы.

Первой школой в экономической науке стал меркантилизм(XV–XVIII века, от итальянского «мерканте» – купец, торговец), выражавший интересы зарождающегося торгового капитала.

Основныечертымеркантилизма:

- основной вопрос – в чем источник богатства (частного и национального);

- деньги как абсолютная форма богатства;

- предмет исследования – сфера обмена.

- источник богатства меркантилисты видели в сфере обращения, в торговле.

Различают ранний и поздний меркантилизм. Меркантилисты выступали за активное государственное вмешательство в экономику, за политику протекционизма.

Физиократы(в переводе – власть природы) – французская школа, с которой начинается зарождение классической политэкономии. Виднейшие представители – Пьер Буагильбер (1646–1714), Франсуа Кенэ (1694–1774), Ж. Тюрго (1727–1788). Главная заслуга физиократов в том, что они перенесли исследование из сферы обращения в сферу производства. Однако, они считали источником богатства только земледелие, сельское хозяйство.

Английская классическая школаУильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790), Давид Рикардо (1772–1823) и др. также ставила вопрос об источнике богатства общества как центральный.

А. Смит – глава классической школы и основоположник трудовой теории стоимости. Основная идея в учении А. Смита – идея экономической свободы, минимального вмешательства государства в экономику. Рыночная экономика способна к саморегулированию за счет действия конкуренции, свободных рыночных цен, спроса и предложения. Эти динамические регуляторы А. Смит назвал «невидимой рукой». Особое внимание А. Смит уделил разделению труда (на конкретный труд и труд абстрактный), считая его важнейшим фактором развития экономики. В отличие от физиократов Смит считал, что именно труд (труд вообще, а не только в сельском хозяйстве), является источником богатства общества и лежит в основе стоимости товаров.

Давид Рикардо основное внимание уделяет процессам распределения. Он приходит к выводу о противоположности интересов основных классов буржуазного общества: пролетариата и капиталистов.

МарксизмК. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) – это попытка рассмотреть капитализм с точки зрения пролетариата. Основываясь на трудовой теории стоимости, К. Маркс создает учение о двойственном характере труда; учение о прибавочной стоимости; разрабатывает теорию воспроизводства и экономических кризисов. Предмет экономической науки в марксистском понимании – это производственные отношения людей и экономические законы.

Во II половине XIX века, во многом в противовес марксизму, ставшему весьма популярным, возникает маржинализм(от англ. marginal – предельный). Представители теории – австрийцы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Евгений фон Бем-Баверк (1851–1914), англичанин У. Джевонс (1835–1882), швейцарец Л. Вальрас (1834–1910). Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели. Основные категории, которыми они оперируют: предельный доход, предельная полезность, предельные издержки,

Историческая школа рассматривает политическую экономию как науку о национальном хозяйстве, отстаивает особую роль государства в экономике. В этом ее серьезное расхождение с классической школой, изучающей общие законы развития экономики.

Фридрих Лист утверждает, что экономика разных стран находится на разных стадиях и подчиняется собственным законам. Поэтому для каждой страны существует своя собственная экономическая наука – «национальная экономия», которая должна определить условия для наиболее быстрого развития производительных сил данной страны, исходя из национальной специфики. Он обосновал необходимость протекционизма для стран, встающих на путь индустриального развития.

Представители «старой» исторической школы (В. Рошер (1817–1894), Гильдебранд (1812–1878), К. Книс (1821–1898)) утверждали, что общей для всех стран экономической теории быть не может.

«Новая историческая школа» во главе с ГуставомШмоллером (1838–1917) заявляет, что рано делать выводы о существовании объективных экономических законов. Они утверждали, что существуют частные психоэтические законы, объединяющие нацию. Поэтому ни одно хозяйственное или политическое устройство не может быть применимо ко всем народам, на всех этапах развития.

В 20–30 годы ХХ века как самостоятельное течение оформляется институционализм. Его основоположником является американский экономист, социолог Торстейн Веблен (1857–1929). Институционализм – это направление в экономической науке, которое придает важнейшее значение в экономическом развитии общества различным социальным институтам. Общественный институт – это структура, организация, установление, с помощью которого реализуется общественная и личная жизнь, обеспечивается преемственность и стабильность в обществе. Например, политические институты: государство, суд, армия; религиозные институты: церковь, обряд; экономические институты: разделение труда, собственность, деньги, кредит, торговля и другие. Сторонники институционализма признают важность всех видов институтов для развития экономики.

Современный институционализм в США представлен работами Джона Гэлбрейта (родился в 1908 г.). В своей работе «Новое индустриальное общество» (1967 г.) он исследовал тенденции развития современного производства и пришел к выводу, что в индустриальном обществе существуют две системы: рыночная и планирующая. Господство крупных корпораций приводит к становлению планирующей системы сначала внутри государства, а затем и в международном масштабе. Многонациональные корпорации являются «островами сознательной силы в океане стихийного соперничества». Гэлбрейт ввел термин «новый социализм», «респектабельный социализм», который означает сочетание планирующей экономической системы и сильной социальной политики государства. Гэлбрейт считает, что такой социализм устанавливается без классовой борьбы на основе здравого смысла предпринимателей.

Австрийская школа. Профессор Лозаннского университета в Швейцарии Леон Вальрас (1834–1910) создал первую математическую модель общего экономического равновесия. В своей главной работе «Элементы чистой политической экономии» (1874 г.) Л. Вальрас сформулировал основные положения теории общего равновесия. Равновесие в экономике всегда устанавливается через рыночный механизм, через обмен, через цены. Выравнивание спроса и предложения происходит путем поиска взаимоприемлемых для продавца и покупателя цен – цен равновесия. В модели Вальраса все экономические субъекты делятся на две группы: владельцев производительных услуг (земли, труда и капитала) и предпринимателей, которые приводят в действие эти три фактора производства. Экономические отношения между ними Л. Вальрас выразил с помощью систем уравнений спроса, предложения, издержек и цен (рис. 1).

Рис. 1. Модель общего экономического равновесия Л. Вальраса

По внутреннему кругу перемещаются деньги, по внешнему – товары. Таким образом, производство и потребление связаны через рынки ресурсов (факторов производства) и рынки товаров и услуг.

Заслуга Л. Вальраса в том, что он сформулировал проблему общего экономического равновесия. Дальнейшее развитие идеи Вальраса получили в модели «затраты – выпуск» Василия Леонтьева.

На идеях маржинализма базируется новое направление в экономической теории, получившее название кембриджской и американской школы (неоклассическое направление). Кембриджская и американская школы во многих положениях очень близки, их иногда называют англо-американской школой. Глава Кембриджской школы Альфред Маршалл(1842–1924) в своем труде «Принципы экономической науки» (1890 г.) попытался примирить классическую и австрийскую школы, трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности.

Маршалл ввел понятие «цена равновесия», которая является компромиссом между «ценой спроса» и «ценой предложения». «Цена спроса», по Маршаллу, определяется полезностью товара и представляет собой максимальной ценой, которую готов уплатить за товар покупатель. «Цена предложения» определяется издержками производства и представляет собой минимальную цену, за которую продавец еще может продать свой товар. При столкновении продавца и покупателя, цены спроса и цены предложения определяется цена равновесия – рыночная цена. Маршалл говорит об одинаковой значимости полезности и затрат при определении цены товара. Теорию Маршалла называют теорией частичного равновесия, поскольку установление равновесной цены возможно только на уровне фирмы, то есть на микроуровне.

Вклад Альфреда Маршалла в экономическую науку весьма значителен и сравним с достижениями классиков. Его труд «Принципы экономической науки» в течение десятилетий был учебником для будущих экономистов. Теорию А. Маршалла относят к неоклассическому направлению.

Неоклассическое направление господствовало до 30–х годов ХХ века. Но Великая депрессия (1929–1931) поставила вопросы, найти ответы на которые было нельзя в рамках направления. Как ответ на эти вопросы возникло кейнсианство, учение о роли государства в экономике.

Джон Мейнард Кейнс (1883–1946) – английский экономист, показал, что в новых условиях ХХ века рыночная экономика уже не может функционировать на основах саморегулирования, поэтому необходимо вмешательство государства. Оно должно с помощью кредитно-денежной и бюджетной политики стимулировать рост потребительских расходов и частных инвестиций, чтобы сократить безработицу, увеличить национальный продукт и таким образом выйти из кризиса.

Этому направлению экономической науки положила начало книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Книга вышла в свет после тяжелейшего мирового экономического кризиса 1929–1933 годов. Дж. М. Кейнс в этой книге обосновывал свою программу преодоления последствий кризиса и массовой безработицы. Исходным пунктом служило утверждение, что капиталистическая экономика в новых условиях утратила способность к саморегулированию и необходимо государственное вмешательство в нее с целью увеличения совокупного спроса.

Совокупный спрос сводится к нескольким составляющим:

- потребительский спрос;

- инвестиции;

- государственные закупки.

Проблема активизации потребительского спроса состояла в том, что с ростом доходов растет тяга населения к их сбережению. Это явление Джон Мейнард Кейнс назвал основным психологическим законом в экономике. В результате действия этого закона рост доходов населения не приводит к такому же увеличению спроса: часть доходов уходит в сбережения. Для расширения совокупного спроса надо создать условия для превращения сбережений в инвестиции через банковскую систему.

Увеличение инвестиций приводит к увеличению спроса на средства производства, к росту занятости, а значит, и к расширению потребительского спроса. Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть относительно низкой, чтобы выгодно было брать кредиты и расширять производство. Снижение процентной ставки происходит в результате денежной эмиссии и удешевления денег.

Главным в кейнсианском методе воздействия на экономику является увеличение государственных расходов в различных формах: рост государственного сектора в экономике, организация общественных работ, предоставление льгот и субсидий частным предприятиям, государственные закупки у частного сектора. Все эти меры приводят к росту совокупного спроса и занятости. Однако рост государственных расходов приводит к дефициту государственного бюджета. В результате государство вынуждено осуществлять дополнительную эмиссию денег, что может вызвать инфляцию. По мнению Кейнса инфляция для экономики меньшее зло, нежели безработица. Инфляцию можно контролировать и удерживать в разумных пределах, а безработица чревата социальными потрясениями.

Кейнс открыл «эффект мультипликатора»: первоначальные инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребительского спроса, что вызывает активизацию спроса в других отраслях. В результате прирост национального дохода (DY) равен первоначальному приросту инвестиций (DI), умноженному на мультипликатор (M): DY = DI · M.

Таким образом, кейнсианская модель регулирования экономики базируется на активной бюджетной политике, а денежная политика является второстепенной.

Однако кейнсианство не могло полностью вытеснить неоклассическое направление. Кризис кейнсианства возник в 70–е годы ХХ века, когда важнейшей проблемой для большинства стран стало развитие инфляции, вину за которую возложили на кейнсианские рецепты стимулирования спроса. В 70–80-е годы возникли новые направления неоклассики – монетаризм, новые классические теории.

Термин «неоклассический синтез» был введен в научный оборот американским ученым П. Самуэльсоном (родился в 1915 г.). Он попытался соединить неоклассическую теорию и кейнсианство, факторы, обеспечивающие оптимальный уровень производства и факторы, активизирующие спрос. Этим синтезом П. Самуэльсон преодолевает разрыв между микро- и макроэкономикой. Знаменитый учебник П. Самуэльсона «Экономикс» стал учебным пособием для миллионов людей во всем мире. Основная идея П. Самуэльсона состоит в том, что когда достигнута полная занятость, начинает действовать система рыночного саморегулирования. В то же время автор «Экономикс» применяет и исторический подход, анализируя самые значимые теории прошлого, их роль в современной экономической науке.

Работы П. Самуэльсона содержат идею сочетания денежно-кредитной и бюджетной политики. У него иные подходы к борьбе с инфляцией, чем у монетаристов. Он считает, что жесткая денежная политика борьбы с инфляцией может разрушить производство. П. Самуэльсон придерживается взгляда, что нужно не противопоставлять, а объединять, синтезировать подходы: сочетать достижение краткосрочных целей с решением долгосрочных задач, достижение эффективности производства увязывать с решением социальных проблем, использовать в зависимости от обстановки и кейнсианские (бюджетные) и монетарные (денежно-кредитные методы).

Особенностью неоклассического синтеза является широкое использование математики в экономическом анализе (методов линейного программирования, теории игр, математического моделирования). Математические методы значительно расширили возможности изучения экономического роста, экономической динамики, структурных изменений в экономике. Кроме П. Самуэльсона, наиболее известными представителями школы неоклассического синтеза являются Дж. Хикс (1904–1989), В. Леонтьев (1906–1999), С. Кузнец (1901–1985) – лауреаты Нобелевской премии.

Неолиберализм – это экономический либерализм нашего времени. Он отвергает централизованное регулирование хозяйства, которое в той или иной форме получило развитие в 30–60-е годы XX века.

Ф. Хайек (1899–1992) посвятил свои работы доказательству превосходства рыночной системы хозяйства над плановой экономикой. Мировую известность Ф. Хайеку принесла книга «Дорога к рабству» (1944 г.), в которой проблема свободной рыночной системы рассматривается в связи с проблемой политической свободы. Любое вмешательство государства в экономику, по мнению Ф. Хайека, – шаг к тоталитаризму. Ф. Хайек придает большое значение информации и критикует традиционное представление о конкуренции, формировавшееся с учетом предположения о равной информированности всех агентов рынка. Рынок – это механизм распространения информации. Цена – результат рыночных связей, источник информации о значимости товара. Централизованно установленная цена лишает людей возможности получать информацию о спросе, о предпочтениях, о сравнительной эффективности различных вариантов производства. Рынок не только необходим, но и должен быть свободен от государственного воздействия. Роль государства заключается в поддержании правовых норм для эффективного функционирования рыночной системы.

Разновидностью неолиберализма является ордолиберализм В. Оукена (1891–1950). Эта теория провозглашает свободу в рамках определенного порядка. В. Оукен считал, что все формы общественного строя, существовавшие в истории человечества, можно свести к двум видам:

- централизованно управляемое хозяйство;

- свободное конкурентное рыночное хозяйство.

В чистом виде они нигде не встречаются, всюду существует какое-то соотношение этих типов. Идеал В. Оукена – социальное рыночное хозяйство, в котором государство обеспечивает свободную конкуренцию, то есть следит за тем, чтобы все хозяйствующие субъекты действовали по определенным правилам.

Монетаризм – это направление в экономической науке, придающее особое значение деньгам (от английского monetary – денежный). В 70-е годы XX века мировую экономику потряс тяжелейший системный кризис – инфляция на фоне сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, и дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в сторону монетаризма. Монетаризм провозглашает незыблемость основ рыночной экономики: свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Монетаристы считают, что рынок по-прежнему остается саморегулирующейся системой, а область вмешательства государства надо ограничить денежной сферой.

Глава современной монетаристской школы, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен (родился в 1912 г.), предостерегает от увлечения социальными программами, планированием. Он считает, что ни одно правительство не может быть мудрее рынка. Деньги способны, по мнению М. Фридмена, быть стихийным регулятором экономических процессов.

В отношении к инфляции монетаристы полностью расходятся с кейнсианцами, считая инфляцию главным бедствием для экономики. В борьбе с инфляцией монетаристы отдают предпочтение мерам, ограничивающим платежеспособный спрос (так называемый «денежный зажим»). Эти меры в краткосрочном плане могут вызвать сокращение производства и занятости. Для поддержания экономики в нормальном состоянии, согласно «денежному правилу» М. Фридмена, необходимо наращивать денежную массу равномерно и постоянно в соответствии с ростом объема валового национального продукта.

Вклад российских ученых в экономическую теорию XX века. В России в начале XX века сформировалось мощное экономико-математическое направление. В. К. Дмитриев создал модели ценообразования, в которых учитывались полные общественные издержки. Дмитриевская идея построения системы линейных уравнений затрат на конечный продукт нашла впоследствии развернутое воплощение в модели «затраты –выпуск», построенной эмигрировавшим в США экономистом В. В. Леонтьевым.

Классическими считаются работы Е. Е. Слуцкогопо математической интерпретации зависимости спроса на определенное благо от его цены и цен других благ (эффект замещения) и дохода покупателя (эффект дохода).

В. В. Новожиловв анализ цен равновесия ввел фактор дефицитности товаров, а также сбалансированности товарной и денежной массы.

Мировое признание получили работы Л. В. Канторовича – создателя линейного программирования. Канторович показал, что любые задачи распределения могут рассматриваться как задачи максимизации при многочисленных ограничениях.

Особое место в мировой науке занимают труды Н. Д. Кондратьева. На основании обработки богатейшего статистического материала им создана концепция больших циклов экономической конъюнктуры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.