Сделай Сам Свою Работу на 5

Теория потребительского поведения





 

Рынок – это система, ориентированная на потребителя. Поэтому экономическая наука испытывает постоянный интерес к тому, как ведет себя обычный потребитель, какими мотивами он руководствуется, делая выбор в море товаров; существуют ли закономерности в его поведении. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского поведения. Нельзя недооценивать силу потребителей и его влияние на производителей. Коллективное мнение потребителей, их выбор учитывают фирмы, когда решают что производить, как производить и для кого.

Суверенитет потребителя – это его свобода выбирать те или иные товары, «голосуя» своим рублем (долларом) «за» или «против» произведенных товаров.

Ограничение свободы потребительского выбора в той или иной степени разрушает обратную связь между производством и потреблением. Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя выступает его доход.

Рациональное поведение потребителя состоит в максимизации получаемой полезности при ограниченном доходе.

Полезность блага – это способность блага удовлетворять какие-то человеческие потребности.

Основы теории полезности были разработаны в XIX веке маржиналистами. Они считали, что ценность блага определяется его полезностью для потребителя. Согласно этой теории цена блага определяется не общей его полезностью, а предельной (полезность последней единицы потребляемого блага). Таким образом, был найден ответ на парадокс Смита о воде и алмазе. Ведь если исходить из полезности для человека, то вода должна стоить дороже алмаза. Но на самом деле алмаз дороже воды. Дело в том, что запасы воды и алмазов различны. Вода имеется в изобилии, а месторождения алмазов редки. То есть общая полезность больше у воды, но предельная – у алмазов. Поэтому алмаз дороже воды.



При этом следует различать общую и предельную полезность.

Под предельной полезностью понимается полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага. И, если общая полезность по мере увеличения единиц потребляемого блага растет, то предельная полезность, напротив, падает (рис. 15). В этом выражается закон убывания предельной полезности.



Рис. 15. Общая и предельная полезность

 

Проблема поиска измерения полезности разделила ученых на два лагеря: кардиналистов и ординалистов. Кардиналисты (Джевонс, Маршалл) – сторонники количественного подхода. Они искали измеритель абсолютных величин полезности, подобно измерению массы, расстояния и т. д. Однако эти поиски не увенчались успехами.

Позже возник ординалистский, то есть порядковый подход к определению полезности благ (Парето, Хикс). Ординалисты в принципе отказались от поиска такой единицы, считая, что достаточно знать относительную (а не абсолютную) величину полезности разных благ, то есть достаточно определить какие комбинации, наборы благ предпочитает потребитель. Инструментом такого анализа являются кривые безразличия, которые показывают все возможные комбинации товаров А и В, обладающие одинаковой полезностью для потребителя (рис.16).

    Рис. 16. Карта кривых безразличия  

Множество кривых безразличия, каждая из которых представляет различный уровень полезности, называют картой кривых безразличия. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения, но они не определяют, какую именно комбинацию товаров потребитель сочтет для себя наиболее выгодной. Эту информацию дает бюджетное ограничение:

 

I = P1X + P2Y, (6)

 

где I – доход потребителя; Р1– цена товара А; Р2– цена товара В; XY – купленные количества товаров А и В.

Графически бюджетное ограничение изображается в виде бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух товаров, которые могут быть куплены при данном денежном доходе (рис.17). Изменение дохода приводит к перемещению бюджетной линии (вправо – влево), но не изменяет ее наклона.



  Рис. 17. Бюджетная линия  

Изменение цены товаров А или В поворачивает бюджетную линию (рис. 18).

Предельной нормой замещения товара Втоваром А называется то количество товара В, от которого потребитель должен отказаться в обмен на увеличение количества товара А на единицу, при том, что общий уровень полезности остался бы неизменным.

Эффект замены – потребитель заменяет относительно более дорогое благо более дешевым.

Эффект дохода – потребитель с учетом снижения цены становится как бы богаче, так как реальный его доход увеличивается, что позволяет увеличить потребление данного блага.

а б

Рис. 18. Сдвиг бюджетной линии при снижении цены товара А и В:

а – сдвиг бюджетной линии при снижении цены товара В; б – сдвиг бюджетной линии при снижении цены товара А

 

В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект потребления складываются и происходит рост потребления нормальных товаров. Но есть особый товар, спрос на который ведет себя парадоксальным образом с изменением цены. Это так называемый товар Гиффена. Это товар, занимающий значительное место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который изменяется в том же направлении, что и цена (то есть растет, а не падает с ростом цены), так как эффект дохода превышает эффект замещения.

В науке используются кривые Энгеля (немецкого статистика XIX века), которые показывают, как ведет себя спрос на различные товары при росте доходов потребителя. Для нормальных товаров кривые Энгеля всегда будут возрастающими, для низших товаров зависимость «доход – спрос» будет убывающей.

Оптимальный выбор потребителя предполагает соединение кривых безразличия и бюджетной линии (рис. 19). Он возникает в точке касания бюджетной линии и наиболее высокой из доступных кривых безразличия. Точка М – точка равновесия потребителя, так как в этой ситуации у него нет стимулов ни увеличивать потребление товара А, ни товара В. Это одновременно и точка максимизации его полезности при данном бюджете.

 

Рис. 19. Оптимальный выбор потребителя

 

Если доход потребителя будет расти, то он может перейти на более высокую кривую безразличия (от I3к I4). Это найдет отражение в кривой Хикса «доход – потребление», которую еще называют «кривой уровня жизни».

Равновесие потребителя и максимизация полезности возникает в ситуации, когда последний рубль (доллар и т. д.), затраченный на товар А, представляет собой ту же полезность, что и последний рубль, потраченный на товар В.

Разновидности спроса:

- функциональный – спрос на товар, обусловленный потребительскими качествами товара;

- нефункциональный – спрос, возникающий у потребителя не в силу потребительских качеств товара, а под влиянием каких-то других факторов:

- эффект присоединения к большинству (эффект «вагона») – вызывает рост спроса на модный, распространенный товар;

- эффект сноба – вызывает снижение спроса на популярный у большинства товар,

- эффект показательного потребления или эффект Т. Веблена – престижное потребление, рост спроса на относительно более дорогие товары;

- спекулятивный спросспрос в условиях дефицита товаров.

Издержки производства

 

Производствоэто процесс изготовления материальных благ.

Издержки производства могут быть рассмотрены с разных сторон и в соответствии с этим существуют различные классификации издержек.

Явные (внешние) издержки – это оплата фирмой ресурсов, ей не принадлежащих (зарплата рабочим, оплата сырья)

Неявные (внутренние) издержки – это издержки, связанные с эффективностью использования ресурсов, принадлежащих самой фирме или предпринимателю.

В сумме явные и неявные издержки составляют экономические издержки.

Различие подходов бухгалтера и экономиста к анализу деятельности фирмы проявляется в различии бухгалтерской и экономической прибыли.

При подсчете в бухгалтерском подходе учитываются лишь явные, внешние издержки. Экономическая же прибыль предполагает учет и неявных, внутренних издержек. Смысл подсчета неявных издержек состоит в анализе эффективности использования собственных ресурсов. Отсутствие экономической прибыли означает, что фирма выбрала не лучший вариант использования ресурсов.

Другойметод классификации связан с временным горизонтом, на протяжении которого принимаются те или иные производственные решения.

Постоянные издержки (FC) – это издержки, связанные с использованием зданий, сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы и т. д.

Средние постоянные издержки (AFC) – это постоянные издержки, в среднем приходящиеся на единицу продукции: AFC = FC/Q. Понятно, что с ростом объема выпуска AFC будут падать (рис. 20).

Переменные издержки (VC) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от объема производства. Это затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплату труда и т. д.

 

а б

Рис. 20. Постоянные (а) и средние постоянные (б) издержки

 

По мере достижения оптимальных размеров производства, происходит относительная экономия переменных издержек (в точке Q1). Но дальнейшее расширение производства приводит к новому росту переменных издержек. Это связано с действием закона убывающей отдачи, в соответствии с которым, начиная с определенного момента последовательное добавление единиц переменного ресурса (например, труда) к фиксированному ресурсу (земле, капиталу) приносит уменьшающийся добавочный (предельный продукт). Данный закон не носит абсолютного характера, так как он предполагает отсутствие технического прогресса и применим лишь на краткосрочном отрезке, когда хотя бы один из факторов остается неизменным.

Средние переменные издержки (AVC) определяются путем деления переменных издержек на объем выпуска:

 

AVC = VC/Q. (7)

 

Они достигают минимума при достижении технологически оптимального размера предприятия. Средние переменные издержки нужны для определения эффективности работы фирмы и определения перспектив развития фирмы: расширения, сокращения производства или ухода из отрасли.

Общие (валовые) издержки (ТС) – совокупность постоянных и переменных издержек производства (рис. 21). ТС является функцией от объема выпуска:

ТС = f(Q); ТС = FC + VC. (8)

  Рис. 21. Общие издержки производства  

Средние общие издержки (АТС) можно получить путем деления общих издержек на объем выпуска: АТС = ТС/Q, или путем суммирования средних постоянных и средних переменных:

 

АТС = AFC + AVC = (FC + VC)/Q. (9)

 

Часто средние общие издержки (АТС)обозначают сокращенно, как просто средние(АС).

Графически АС может быть получена суммированием кривых AFC и AVC (рис. 22).

  Рис. 22. Средние постоянные, переменные и валовые издержки  

 

Понятие средних издержек имеет значение для анализа деятельности фирмы.

Сравнение средних издержек с уровнем рыночной цены Р позволяет определить место фирмы на рынке и рентабельность ее работы.

Производство имеет смысл, если только АС ≤ Р.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.