Сделай Сам Свою Работу на 5

Эластичность спроса и предложения





 

Анализ спроса и предложения позволяет выявить общие направления изменения спроса и предложения под воздействием ценовых и неценовых факторов. Однако часто исследователю бывает недостаточно знать, что рост цены вызывает сокращение объема спроса на товар, нужна более точная количественная оценка, ибо указанное сокращение может быть быстрым или медленным, сильным или слабым.

Эластичность спроса показывает степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Эластичность измеряется с помощью коэффициента эластичности ED(Р). Коэффициент эластичности спроса по цене ED(Р) (прямая эластичность спроса) показывает, на сколько изменится объем спроса (∆QD) при изменении цены (∆P) на 1 %:

 

ED(Р) = . (1)

 

Коэффициент ED(Р) всегда отрицательный, так как по закону спроса P и Q изменяются в противоположном направлении. Если: ED(Р) >1, то спрос эластичен; ED(Р) <1, то спрос неэластичен; ED(Р) =1, то это единичная эластичность.

Различают точечную и дуговую эластичность.

В тех случаях, когда приращение величин превышает 5 %, а также, если недостаточно данных и удалось, например, замерить две более или менее близкие точки на кривой спроса, то применяют для расчета коэффициент дуговой эластичности:



(2)

 

Основныефакторы, влияющие на эластичность спроса:

1) наличие товаров-заменителей. Чем их больше, тем эластичнее спрос на данный товар;

2) степень необходимости данного товара: спрос на большинство товаров первой необходимости неэластичен, а спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен;

3) удельный вес товара в бюджете потребителя: чем выше удельный вес, тем выше эластичность;

4) качество товара: чем качественнее товар, тем менее эластичен спрос.

Крайние случаи эластичности: абсолютно неэластичный и абсолютно эластичный спрос, которыеграфически выражаются следующим образом (рис. 14):

 

    Рис. 14. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос: ED(Р) = 0 – абсолютно неэластичный спрос. ED(Р) → ∞ – абсолютно эластичный спрос  

 

Простейший способ проверки эластичности спроса – это изменение общей выручки (или дохода) производителя. Если спрос эластичен, то уменьшение цены приведет к росту общей выручки. Если спрос неэластичен, то – к ее снижению. В случае единичной эластичности общая выручка не изменится.



Помимо ценовой эластичности спроса, существует эластичность спроса по доходу, которая показывает степень чувствительности спроса к изменению дохода потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу ED(I) показывает, на сколько изменится объем спроса Q при изменении доходов потребителей I на 1 %:

 

  (3)

Увеличение доходов, как правило, ведет к росту спроса, но не на все товары. 0 < ED(I)≤ 1 – для предметов первой необходимости, ED(I) ≥ 1 – для предметов роскоши.

Существует также перекрестная эластичность спроса, которая показывает степень изменения спроса на одно благо, вызванное изменением цены другого блага. Коэффициент перекрестной эластичности спроса (EDA (PB) показывает, на сколько изменится объем спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара (PB):

EDA (PB) = . (4)

 

Если EDA (PB) > 0, то речь идет о паре взаимозаменяемых благ, если EDA (PB) < 0, то о паре взаимодополняемых благ.

Эластичность предложения показывает, как относительное изменение цены влияет на изменение объема предложения. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько изменится объем предложения товара (QS) при изменении P на 1 %:

 

  (5)

Коэффициент ES всегда положительный, так как по закону предложения P и QS изменяются в одном направлении.

Возможны два крайних случая:

1. = 0 – предложение абсолютно неэластично по цене. Кривая предложения строго вертикальна.



2. → ∞ – предложение абсолютно эластично по цене. Кривая предложения строго горизонтальна.

Основные факторы, влияющие на эластичность предложения по цене: наличие избыточных мощностей; наличие запасов товара у продавцов; мобильность ресурсов, то есть способность нарастить объемы производства; время.

Важнейший фактор эластичности предложения – количество времени, имеющееся в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены. (Этот аспект находит свое выражение в рассмотренном ранее вопросе о трех периодах равновесия). Понятие ценовой эластичности имеет большое значение для определения экономической политики фирм и правительства. Допустим, государство вводит фиксированный налог на единицу товара. В случае неэластичного спроса большая часть налога выплачивается потребителем, а при эластичном спросе – производителем товара. Если же предложение эластично, то большая часть налога падает на потребителя, а если неэластично, то – на производителя.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.