Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы
Предложения
Товаропроизводители исходят из потребностей людей и производят товары и услуги, продаваемые на рынке. Следовательно, совокупность товаропроизводителей обеспечивает людям удовлетворение их платежеспособного спроса, т. е. формирует предложение.
Предложение – это желание и способность производителей (продавцов) предоставить товары для продажи на рынке при различных уровнях цен. Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены на него.
Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения не тождественна объему произведенной продукции, поскольку обычно часть произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).
Продажа осуществляется в форме предложения, а купля – в форме реализации спроса. Это тот объем произведенной продукции, который производители готовы продать потребителям по определенным ценам. Иначе говоря, предложение – это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены.
Величина предложения – это конкретное значение количества предлагаемого на рынке товара при конкретном уровне цены.
1. Графическая форма кривой предложения:
2. Аналитическая форма: QS = f(P)
Закон предложения получает отражение в положительном наклоне графика предложения и в прямой зависимости между переменными в функции предложения.
На количество товара, которое фирма желает произвести, оказывают воздействие многие факторы, основные из которых эти цена самого товара, а также неценовые факторы предложения:
1. Стоимость ресурсов. Цены на ресурсы определяют издержки производства. Следовательно, чем больше издержки, тем меньше предложение, и наоборот.
2. Технология. Применение совершенной технологии удешевляет производство. При данных ценах на ресурсы снижаются производственные издержки, а следовательно, увеличивается предложение. Смещение кривой происходит вправо. Если происходит удорожание производства, то это вызовет смещение кривой предложения влево.
3. Налоги и дотации. Повышение налогов сокращает возможности производителей, уменьшает объемы производства, что приводит к смещению кривой предложения влево. Со снижением размеров налогов картина меняется на противоположную. Дотации – это субсидии государства, помощь тем или иным производителям. Это способствует росту производства и предложения, сдвигает кривую предложения вправо.
4. Ожидания. Ожидая роста цен, производители иногда придерживают товар, чтобы создать временный дефицит товара и ускорить рост цен.
5. Конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше предложение, и наоборот.
Неценовые факторы приводят к изменению предложения, что выражается в смещении кривой предложения: вправо, если произойдет увеличение предложения, и влево, если предложение сокращается.
Таблица 4.4 - Сдвиг кривой предложения и факторы его определяющие
Факторы
| Изменение предложения
| Сдвиг кривой предложения
| Изменение цен на факторы производства
| Рост цен на факторы производства
|
| Сдвиг кривой предложения влево
| Снижение цен на
факторы производства
|
| Сдвиг кривой предложения вправо
| Технический прогресс
| Внедрение новых технологий, оборудования
|
| Сдвиг кривой предложения вправо
| Сезонные изменения
| Благоприятные погодные условия приведут к увеличению предложения сельскохозяйственной продукции
|
| Сдвиг кривой предложения вправо
| Налоги
| Введение налога на товар
|
| Сдвиг кривой предложения влево
| Дотации (субсидии)
| Установление дотаций на производство товара
|
| Сдвиг кривой предложения вправо
| Увеличение спроса на другие товары
| Рост спроса на другие товары
|
| Сдвиг кривой предложения влево
| Ожидания производителей
| Производители ожидают сокращения спроса на свой товар
|
| Сдвиг кривой предложения влево
|
Аналогично понятию «эластичность спроса» выделяют понятие «эластичность предложения». Эластичность предложения по цене – показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара.
Измерение эластичности предложения производится с помощью коэффициента эластичности. Он рассчитывается как отношение процентного изменения количества предлагаемой продукции к процентному изменению цены. Формула для подсчета коэффициента эластичности предложения по цене (Es) имеет вид:
……………………………………………………………(4.5)
где P и q – значения цены и предложения в данной точке,
∆P и ∆q – абсолютные изменения цены и предложения.
Различные варианты интенсивности подобных изменений также могут быть отнесены к одному из трех основных случаев:
1. неэластичное предложение
2. эластичное предложение;;
3. предложение единичной эластичности.
Рассмотрим эти три случая, соответствующие графикам S1, S2, S3.
Рисунок 4.5 - Эластичность предложения
Первый случай (предложение представлено линией S1,) — ситуация, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены. В этом случае имеет место неэластичное предложение. Второй случай (график предложения выглядит как линия S2) — ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай (линия S3) — изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.
В зависимости от значения коэффициента эластичности предложения выделяют:
ü ЕS < 1 - неэластичное предложение (график S1): значительное процентное изменение цены приводит к незначительному процентному изменению объема предложения;
ü ЕS > 1 - эластичное предложение (график S2): незначительное процентное изменение цены товара вызывает значительное воздействие на объемы предложения;
ü ЕS = 1 - предложение с единичной эластичностью (график S3): изменение цены товара, выраженное в процентах, в точности компенсируется аналогичным процентным изменением объема предложения;
ü Абсолютно эластичное предложение (график S4): возможно существование только одной цены, при которой товар будет предлагаться для продажи; коэффициент эластичности стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от производства товара (если цена понижается), либо к неограниченному увеличению предложения (если цена повышается);
ü ЕS = 0 - абсолютно неэластичное предложение (график S5): как бы ни изменялась цена товара, в данном случае его предложение будет постоянным (одинаковым).
Эластичность предложения по цене определяется рядом факторов, наиболее весомые из которых следующие:
1. Эластичность предложениям тем выше, чем больше возможности длительного хранения товара и чем ниже издержки его хранения.
2. Предложение товара будет эластично, если технология производства позволяет производителю быстро увеличить объемы выпуска в случае роста рыночной цены на его продукцию или столь же быстро переориентироваться на производство какой-либо другой продукции в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и снижения цены товара.
3. Степень эластичности предложения зависит от фактора времени: чем больше у производителя времени «приспособиться» к новым рыночным условиям, связанным с изменениями цены, тем эластичнее предложения.
Рыночное равновесие.
До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения.
Рыночное равновесие - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.
Цена, при которой спрос равен предложению называется равновесной (PE), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным (Qe). При данной равновесной цене PЕ желание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают (равновесное количество QЕ). Равновесие означает, что все покупатели, которые хотят и могут приобрести данный товар по цене PЕ, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене PЕ, продадут его. При равновесии: QD = Qs = PE*QE
:
Рисунок 4.6 – Рыночное равновесие
Точка Е на рисунке получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат соответственно точками равновесного объема производства (QE) и равновесной цены (PE). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики.
Установленная равновесная цена на рынке отражает достижение оптимального состояния, при котором товаров произведено и предложено на рынке столько, сколько требуется и способен купить покупатель. Такое равновесие демонстрирует оптимальное состояние рынка, при котором достигается максимальная эффективность. В этих условиях и покупатель, и продавец достигают намеченных целей, в полном объеме реализуют свои интересы.
В системе рынка равновесная ценавыполняет ряд функций:
ü - распределительную,
ü - учетную,
ü - стимулирующую,
ü - функцию сбалансирования спроса и предложения.
Второй механизм установления рыночного равновесия описал английский экономист А.Маршалл, который показал, что реагируя на нарушение рыночного равновесия, продавцы могут манипулировать не ценами, а объемом предложения.
Логика рассуждений его была такова. При любом объеме производства ниже равновесного (например, Q1) цена предложения меньше цены спроса (P1s<P1D). Это выгодно для продавцов: выставив свои товары на продажу по цене P1D, они легко реализуют их (покупатели готовы приобрести по этой цене именно количество Q1), получив огромную прибыль. Столь выгодная ситуация заставит фирмы наращивать производство и, вероятно, привлечет на данный рынок производителей других отраслей. Предложение будет расти, а цены понемногу падать, пока не дойдут до равновесного уровня. Аналогичным образом при превышении реальным объемом производства (Q2) равновесного уровня цена предложения будет выше цены спроса (P2s>P2D). Это будет означать, что продать товары удастся лишь по цене спроса P2D, т.е. ниже себестоимости. Очевидно, что желающих производить товары на таких условиях окажется немного. Предложение будет падать, пока не достигнет равновесного уровня. Цена же при этом постепенно поднимается до равновесной.
Рисунок 4.7 – Равновесие по А.Маршаллу
Изменения объема предложения выступают на первый план в длительном периоде. Имея время, можно построить производственные мощности для удовлетворения любого, даже самого большого объема спроса.
Следующей моделью равновесия является паутинообразная модель. Паутинообразная модель относится к числу динамических, позволяющих учитывать фактор времени.
Паутинообразная модель иллюстрирует процесс формирования равновесия в условиях, когда реакция участников сделок на изменяющиеся условия растянута во времени.
Рисунок 4.8 – Паутинообразная модель рыночного равновесия
Изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия. Так, если рыночный спрос растет и его график смешается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. И наоборот, если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается (график D1 смещается влево), равновесная цена понижается, то в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация обратная.
Рисунок 4.9 – Изменение рыночного равновесия
На рынке могут возникать неравновесные ситуации, когда невозможно установление равновесной цены – это ситуации дефицита и избытка (перепроизводство). Причиной их возникновения является административное регулирование цен со стороны государства.
Избыток (перепроизводство) -ситуация на рынке, когда величина предложения превышает величину спроса вследствие административного установления цены выше равновесного уровня.
Дефицит - это такая ситуация на рынке, когда величина спроса превышает величину предложения данных товаров или услуг в результате введения «потолка цены», т.е. уровня цены ниже равновесного значения.
Эти ситуации неблагоприятно влияют не только на субъектов рынка и рыночную конъюнктуру, но и имеют общественные последствия: в первом случае – нежелательные запасы товаров, снижение доходов производителей за счет уменьшения количества покупаемых товаров; во-втором – появление «черного рынка», снижение качества товаров, возникновение очередей и нормированного потребления («талоны на продукты»).
Рисунок 4.10 – Неравновесные ситуации на рынке
На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:
1). Цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;
2). Если под воздействием неценовых факторов произойдёт изменение в спросе, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|