Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса.
Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Мы будем анализировать именно такой спрос. Спрос - платежеспособная потребность, выраженная количеством данного товара, которое может быть приобретено на рынке при различных уровнях цен.
Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция множества переменных, главная из которых – рыночная цена товара.
Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены.. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса - при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса и наоборот – чем выше цена, тем величина спроса меньше
Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса.
Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.
Рисунок 4.1 – Кривая спроса
Кривая спроса является нисходящей, убывающей, что обусловлено действием закона спроса. График показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx).
Таблица 4.1 - Исключения из закона спроса
Эффект Гиффена.
| Эффект Веблена.
| Эффект «цена – показатель качества».
| Эффект подражания
| При росте цены товара первой необходимости потребители ожидают роста цен и в будущем и приобретают данный товар впрок. В результате величина спроса возрастает.
| Каждый товар имеет свою «группу поддержки», т.е. определенный социальный слой у которого пользуется спросом данный товар. При росте цены товара может измениться его социальный статус и товар будет приобретаться в большем количестве.
| Рост цены товара может расцениваться покупателями как показатель улучшения его качества и величина покупок данного товара возрастет.
| Потребитель следует за поведением покупателей, уже принявших решение о покупке, присоединяется к их выбору, вследствие чего спрос возрастает
| В реальной действительности спрос на любой товар предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения понятий «индивидуальный спрос» и «рыночный спрос».
Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый отдельным покупателем.
Рыночный спрос - совокупность индивидуальных спросов покупателей, приобретающих определенный товар.
Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.
Рисунок 4.2 – Индивидуальный и рыночный спрос
На спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы.
Рисунок 4.3 – Факторы, влияющие на спрос
При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара.
Таблица 4.2 - Сдвиг кривой спроса и факторы его определяющие
Факторы
| Изменение спроса
| Сдвиг кривой спроса
| Изменение цен на товары-заменители
| Рост цен на товар-заменитель
|
| Сдвиг кривой спроса вправо
| Снижение цен на товар-заменитель
|
| Сдвиг кривой спроса влево
| Изменение цен на дополняющий товар
| Рост цен на дополняющий товар
|
| Сдвиг кривой спроса влево
| Снижение цен на дополняющий товар
|
| Сдвиг кривой спроса вправо
| Доходы покупателей
| Увеличение доходов покупателей
|
| Сдвиг кривой спроса вправо
| Снижение доходов покупателей
|
| Сдвиг кривой спроса влево
| Мода
| Товар вышел из моды
|
| Сдвиг кривой спроса влево
| Реклама
| Фирма увеличивает расходы на рекламу своего товара
|
| Сдвиг кривой спроса вправо
| Сезонные изменения
| Потребление товара Х увеличивается в летнее время
|
| Сдвиг кривой спроса вправо
| Ожидание покупателей
| Покупатели думают, что товар скоро подорожает
|
| Сдвиг кривой спроса вправо
|
Реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т. е. поведение покупателей при изменении цены в ту или иную сторону характеризует ценовая эластичность спроса. Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изменению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос.
Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса, представляющего собой отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены, вызвавшему это изменение спроса.
………………..(4.1)
где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем спроса;
P1 и Р2 – первоначальная и текущая цена.
Таблица 4.3 - Значение коэффициента эластичности спроса по цене
ЕD > 1
| Спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. При снижении цены возрастает количество продаж и увеличивается общая выручка.
| ЕD < 1
| Спрос неэластичен. Снижение цены незначительно изменяет объем продаж, общая выручка снижается.
| ЕD =1
| Спрос с единичной эластичностью, т. е. снижение цены на 1 % приводит к росту объема спроса тоже на 1 %. Снижение цены компенсируется ростом продаж, общая выручка остается неизменной.
| ЕD =0
| абсолютно неэластичный спрос: как бы ни изменялась цена товара, в данном случае спрос на него будет постоянным
| ЕD ®∞
| абсолютно эластичный спрос: возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент ценовой эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается)
|
В зависимости от того, является спрос на товар эластичным или неэластичным кривая спроса может иметь следующие виды:
Рисунок 4.4 – Изменение эластичности спроса по цене
Чем выше эластичность спроса на товар, тем больше у него заменителей и наоборот.
Коэффициент дуговой эластичности спроса по цене – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке кривой спроса.
Дуговая эластичность спроса рассчитывается по следующей формуле:
……………………………………………(4.2)
Перекрестная эластичность спроса характеризует степень реакции спроса на один товар при изменении цены другого товара.
Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по следующей формуле ……………………………………………..(4.3)
где QB1,QB0 – величина спроса на благо B до и после изменения цены блага А;
PA1, PA0 – цена блага А до и после изменения
Е > 0
| товары являются взаимозаменяемыми
| Е < 0
| товары взаимодополняемые
| Е=0
| потребление товаров не зависит друг от друга
|
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%.
Она зависит от следующих таких факторов, как:
ü значимость товара для бюджета семьи;
ü категории товара (нормальный товар, товар роскоши, товар первой необходимости, малоценный товар);
ü вкусов и предпочтений потребителя.
Коэффициент эластичности спроса по доходу может быть выражен следующей формулой:
…………………………………………………….. (4.4)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|