Сделай Сам Свою Работу на 5

Спрос. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса.





Любой рынок представляет сферу взаимодействия спроса и предложения. Совокупность покупателей на рынке формирует спрос на товары, способные удовлетворить потребительские потребности. Следовательно, основой формирования спроса являются постоянно возрастающие потребности, для удовлетворения которых требуются самые разнообразные товары и услуги. Но для удовлетворения потребностей одного желания потребить тот или иной товар мало. За товары необходимо платить. Способность людей покупать на рынке материальные блага и услуги называется платежеспособным спросом. Мы будем анализировать именно такой спрос. Спрос - платежеспособная потребность, выраженная количеством данного товара, которое может быть приобретено на рынке при различных уровнях цен.

Экономисты моделируют спрос, т. е. представляют его в виде модели. Спрос рассматривается как функция множества переменных, главная из которых – рыночная цена товара.

Общеизвестно, что количество купленных товаров зависит от их цены.. Подобную зависимость экономисты называют законом спроса - при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса и наоборот – чем выше цена, тем величина спроса меньше



Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса.

Кривая спроса - графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар.

 

Рисунок 4.1 – Кривая спроса

Кривая спроса является нисходящей, убывающей, что обусловлено действием закона спроса. График показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx).

Таблица 4.1 - Исключения из закона спроса

Эффект Гиффена. Эффект Веблена. Эффект «цена – показатель качества». Эффект подражания
При росте цены товара первой необходимости потребители ожидают роста цен и в будущем и приобретают данный товар впрок. В результате величина спроса возрастает. Каждый товар имеет свою «группу поддержки», т.е. определенный социальный слой у которого пользуется спросом данный товар. При росте цены товара может измениться его социальный статус и товар будет приобретаться в большем количестве. Рост цены товара может расцениваться покупателями как показатель улучшения его качества и величина покупок данного товара возрастет. Потребитель следует за поведением покупателей, уже принявших решение о покупке, присоединяется к их выбору, вследствие чего спрос возрастает  

В реальной действительности спрос на любой товар предъявляют не один, а несколько потребителей. В связи с этим возникает необходимость определения понятий «индивидуальный спрос» и «рыночный спрос».



Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

Рыночный спрос - совокупность индивидуальных спросов покупателей, приобретающих определенный товар.

Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене. А графически рыночный спрос определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального спроса.

Рисунок 4.2 – Индивидуальный и рыночный спрос

На спрос оказывают воздействие как цена, так и неценовые факторы.

Рисунок 4.3 – Факторы, влияющие на спрос

При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара.

Таблица 4.2 - Сдвиг кривой спроса и факторы его определяющие

Факторы Изменение спроса Сдвиг кривой спроса
Изменение цен на товары-заменители Рост цен на товар-заменитель     Сдвиг кривой спроса вправо
Снижение цен на товар-заменитель   Сдвиг кривой спроса влево
Изменение цен на дополняющий товар Рост цен на дополняющий товар     Сдвиг кривой спроса влево
Снижение цен на дополняющий товар     Сдвиг кривой спроса вправо
Доходы покупателей Увеличение доходов покупателей     Сдвиг кривой спроса вправо
Снижение доходов покупателей   Сдвиг кривой спроса влево
Мода Товар вышел из моды     Сдвиг кривой спроса влево
Реклама Фирма увеличивает расходы на рекламу своего товара Сдвиг кривой спроса вправо
Сезонные изменения Потребление товара Х увеличивается в летнее время Сдвиг кривой спроса вправо
Ожидание покупателей Покупатели думают, что товар скоро подорожает Сдвиг кривой спроса вправо

 



Реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т. е. поведение покупателей при изменении цены в ту или иную сторону характеризует ценовая эластичность спроса. Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изменению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос.

Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса, представляющего собой отношение процентного изменения количества спрашиваемой продукции к процентному изменению цены, вызвавшему это изменение спроса.

………………..(4.1)

где Q1 и Q2 — первоначальный и текущий объем спроса;

P1 и Р2 – первоначальная и текущая цена.

 

Таблица 4.3 - Значение коэффициента эластичности спроса по цене

ЕD > 1 Спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. При снижении цены возрастает количество продаж и увеличивается общая выручка.
ЕD < 1 Спрос неэластичен. Снижение цены незначительно изменяет объем продаж, общая выручка снижается.
ЕD =1 Спрос с единичной эластичностью, т. е. снижение цены на 1 % приводит к росту объема спроса тоже на 1 %. Снижение цены компенсируется ростом продаж, общая выручка остается неизменной.
ЕD =0 абсолютно неэластичный спрос: как бы ни изменялась цена товара, в данном случае спрос на него будет постоянным
ЕD ®∞ абсолютно эластичный спрос: возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент ценовой эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается)

 

В зависимости от того, является спрос на товар эластичным или неэластичным кривая спроса может иметь следующие виды:

Рисунок 4.4 – Изменение эластичности спроса по цене

Чем выше эластичность спроса на товар, тем больше у него заменителей и наоборот.

Коэффициент дуговой эластичности спроса по ценепоказатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке кривой спроса.

Дуговая эластичность спроса рассчитывается по следующей формуле:

……………………………………………(4.2)

Перекрестная эластичность спроса характеризует степень реакции спроса на один товар при изменении цены другого товара.

Коэффициент перекрестной эластичности рассчитывается по следующей формуле ……………………………………………..(4.3)

где QB1,QB0 – величина спроса на благо B до и после изменения цены блага А;

PA1, PA0 – цена блага А до и после изменения

Е > 0 товары являются взаимозаменяемыми
Е < 0 товары взаимодополняемые
Е=0 потребление товаров не зависит друг от друга

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%.

Она зависит от следующих таких факторов, как:

ü значимость товара для бюджета семьи;

ü категории товара (нормальный товар, товар роскоши, товар первой необходимости, малоценный товар);

ü вкусов и предпочтений потребителя.

Коэффициент эластичности спроса по доходу может быть выражен следующей формулой:

…………………………………………………….. (4.4)

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.