Рынок: субъекты, виды, функции. Экономический кругооборот в рыночной экономике
Наличие товарного производства объективно обусловливает появление такой экономической категории как рынок и развитие рыночной экономики. Рынок можно рассматривать в узком и широком смысле слова.
В узком смысле рынок –это место купли-продажи товаров, заключения торговых сделок. В этом определении присутствует пространственный аспект. С экономической точки зрения рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
В широком смысле слова рынок рассматривают как тип хозяйственных связей между экономическими субъектами. Рынок выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, основанного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денежных отношений и финансово-кредитной системы.
В современной экономической литературе понятие «рынок» употребляется в различных значениях.
ü Во-первых, как совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
ü Во-вторых, как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения.
ü В-третьих, как система отношений по поводу обмена результатами производства и обращения.
ü В-четвертых, как механизм взаимодействия покупателей и продавцов, т.е. как отношение спроса и предложения.
ü В-пятых, как сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей.
Рынок представляет собой форму функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления через обмен, куплю-продажу товаров и услуг. Рынок как экономическая категория неразрывно связан с обменом. Обмен в этом смысле следует рассматривать как процесс создания определенных общественных отношений между производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных для удовлетворения общественных (а не собственных) потребностей.
Рынок можно рассматривать как систему, а любая система представляет собой взаимосвязь элементов.
Основными элементами рынка являются:
1) продавцы и покупатели, которые формируются в процессе общественного разделения труда, когда одни производят товар, а другие – потребляют его;
2) экономическая обособленность (хозяйственная автономия) товаропроизводителей, которая обусловлена частной формой собственности;
3) рыночные цены, которые, во-первых, складываются в результате рыночной конъюнктуры под влиянием спроса и предложения, во-вторых, определяют сферу действия рыночных отношений на данный товар, производимый в данном географическом районе;
4) спрос и предложение;
5) конкуренция. А. Смит назвал ее «невидимой рукой» рынка, благодаря которой «эгоистические побуждения отдельных индивидов в виде собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики». Основная функция конкуренции заключается в том, чтобы определить величину экономических регуляторов, которыми выступают цены, норма прибыли, процента и т.д.;
6) рыночная инфраструктура.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях.
Таблица 3.1- Основные функции рынка
Ф
У
Н
К
Ц
И
И
Р
Ы
Н
К
А
| ü регулирующая – регулирует производство товаров и услуг, дает ответ на вопросы: что? как? для кого? сколько производить?
| ü информационная – информирует о состоянии дел в экономике посредством цен, процентной ставки и других показателей.
| ü посредническая – обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.
| ü стимулирующая – побуждает предпринимателей повышать эффективность производства, использовать новую технику и технологию.
| ü ценообразующая – в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется цена.
| ü санирующая (оздоровительная) или дифференцирующая – с помощью конкуренции рынок очищает производство от слабых хозяйственных единиц, рынок дифференцирует товаропроизводителей, обогащает одних и разоряет других.
| ü интегрирующая – формирует единое экономическое пространство внутри страны и в мировом масштабе.
|
Рынок имеет сложную структуру, которую можно дифференцировать по ряду критериев или признаков.
Таблица 3.2 – Классификация рынков
Классификация рынков
| По географическому признаку
| · местный рынок
· региональный рынок
· межрегиональный рынок
· национальный (внутренний) рынок
· международный (внешний) рынок
| С учетом соблюдений законности
| · легальный (официальный)
· нелегальный (теневой)
| По характеру конкуренции
| · классический (свободный), на основе совершенной конкуренции
· современный, на основе несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, чисто монополистический)
| По характеру продаж
| · оптовый
· розничный
· кооперативная торговля
· государственные закупки
| По степени насыщенности товарами
| · равновесный (спрос = предложение)
· дефицитный (спрос > предложение)
· избыточный (спрос < предложение)
| По характеру субъектов
| · рынки покупателей
· рынки продавцов
· рынки посредников
рынки государственных учреждений
| По характеру объектов рыночных отношений
| · рынок потребительских товаров и услуг
· рынок средств производства
· рынок земли
· рынок недвижимости
· рынок рабочей силы
· рынок технологий
· валютный рынок
· фондовый рынок (рынок ценных бумаг)
· рынок информации
· рынок страхования
· рынок инноваций
|
Каждый из этих видов рынков является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру.
Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства, фирмы и государство.
Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов.
Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая, в свою очередь, потребительские товары и услуги.
Государство осуществляет регулирующую, регламентирующую и контролирующую функции в экономической системе.
Таблица 3.3 – Экономические задачи экономических субъектов
рыночной экономики
Домашние хозяйства
| Фирмы
| Государство
| - основной субъект потребления. основной целью домашнего хозяйства является максимально удовлетворение своих потребностей в рамках ограниченного бюджета. Для удовлетворения потребностей домашним хозяйствам необходимо формирование доходной части своего бюджета. Основную часть доходов домашние хозяйства получают от продажи факторов производства фирмам. В этом случае доходы называются факторными (или функциональными). Доходом от такого фактора производства как труд является заработная плата, доходом от капитала выступает процент, от земли - рента. Прибыль является вознаграждением от такого фактора как предпринимательство.
| - основной субъект производства, целью которого является максимизация своих финансовых результатов (получение максимальной прибыли). Фирмы предоставляют товары и услуги на товарные рынки. С другой стороны, фирмы являются покупателями факторов производства на ресурсных рынках.
| - формирует "правила игры" по которым действуют фирмы и домохозяйства на рынке. Основной целью рыночного функционирования государства выступает регулирование экономической деятельности с целью достижения экономического роста и повышения уровня благосостояния общества. Свои цели государство осуществляет за счет средств государственного бюджета.
|
Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом благ и денежных ресурсов.
Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.
Рисунок 3.1 – Модель экономического кругооборота в рыночной экономике
Для нормального функционирования рынка необходима соответствующая инфраструктура.
Рыночная инфраструктура – это система предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг.
Таблица 3.4 – Элементы рыночной инфраструктуры
Элементы рыночной инфраструктуры
| Основные элементы рыночной инфраструктуры в целом
| · торговые сети
· биржи
·банки
| Инфраструктура товарного рынка
| · аукционы
· ярмарки
· предприятия розничной и оптовой торговли
| Инфраструктура финансового рынка
| · фондовые и валютные биржи
· банки
· страховые компании
| Инфраструктура рынка труда
| · центры занятости и переподготовки кадров
· миграционные службы
| Таблица 3.5 - Преимущества и недостатки рынка как
формы хозяйствования
Преимущества
| Недостатки
| эффективное распределение и использование ресурсов в соответствии с потребностями общества
| рынок не гарантирует решение таких социально-экономических проблем как безработица, инфляция, экология, экономическая безопасность, развитие фундаментальной науки и т.п.
| свобода выбора и действий потребителей и производителей, свободный доступ к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества
| неравенство в распределении доходов, возникновение проблем бедности и богатства, социального неравенства, социальной напряженности
| гибкость и высокая адаптивность к изменяющимся условиям
| рынок порождает тенденцию к монополизации производства и экономики
| формирует склонность к инновациям с целью обеспечения конкурентных преимуществ
| неравномерное циклическое развитие, в основе которого лежит необходимость обновления капитала
| удовлетворение общественных потребностей в товарах и услугах, невозможность хронического товарного дефицита
| рынок не может решить проблемы, связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
| создание стимулов к труду
| рынок не обеспечивает производства общественных благ (национальная оборона, общественный правопорядок и т.д.)
|
Деньги и их функции
По мере развития общественного производства возникла необходимость выделения какого-либо одного товара, который бы удовлетворял многих при совершении торговых операций. У разных народов в роли такого товара выступали меха, скот, ракушки и т.д. Однако и они не могли обладать всеобщностью, что препятствовало их распространению.
Развитие товарных отношений привело к тому, что роль всеобщего эквивалента закрепилась за деньгами, в качестве которых стали выступать драгоценные металлы – золото и серебро. Это сложилось благодаря их свойствам: однородность, делимость, портативность, сохранность в течение длительного времени, а единицей денег стал их вес. Позже появились денежные знаки государств, ценность которых обеспечивалась золотом, а в настоящее время успешно развиваются кредитные деньги (чековые депозиты, кредитные карточки, электронные переводы и т.д.).
Таким образом, исторически деньги имеют товарную природу, являются специфическим товаром, с которым постепенно срослась роль всеобщего обменного средства.
Деньги – это благо особого рода, всеобщий эквивалент, обладающий наибольшей способностью к обмену, а значит, абсолютно ликвидное средство. Иначе говоря, деньги – это все то, что выполняет функции денег.
Ликвидность является важнейшей характеристикой денег. Она проявляется в способности (степени, легкости) любого блага (имущества) быть обмененным на наличные деньги. В данном аспекте деньги представляют собой абсолютно ликвидное средство обмена.
Классические функции денег:
1) мера стоимости, т.е. деньги соизмеряют стоимость товаров. Стоимость вещи, выраженная в деньгах, есть ее цена;
2) средство обращения. С появлением денег товарное обращение можно представить в виде формулы Т-Д-Т (при бартере – Т-Т). В этом процессе деньги играют роль посредника, благодаря чему преодолеваются индивидуальные, временные и пространственные границы, которые присущи обмену товаров;
3) средство образования сокровищ и накопления богатства. Поскольку деньги – наиболее ликвидное средство, они являются удобной формой хранения богатства (хотя в период инфляции это связано с определенными потерями);
4) средство платежа. Эта функция денег связана с предоставлением кредита, т.к. заемщик должен отдать не только взятые в кредит деньги, но и заплатить за их пользование (процент за кредит);
5) мировые деньги. Эта функция реализуется при международных расчетах и ее могут выполнять как драгоценные металлы, так и национальные денежные единицы, имеющие достаточную стабильность (доллар США, фунт стерлингов, евро).
Однако современные деньги не выполняют ряд функций, присущих классическим деньгам (средство образования сокровищ, мировые деньги). Это связано с бумажной природой современных денег и полным отрывом от золота, т.е. современные деньги не являются полноценными. Современными функциями денег являются только три: средство обращения (платежа); средство измерения ценности реализуемых благ и средство накопления.
В ходе развития общества менялись природа и характер денег. Первоначально роль денег выполняли товары, имевшие устойчивый повседневный спрос в определенной местности (товарные деньги). Затем при обмене товаров стали использоваться деньги в виде слитков золота и серебра. Однако это затрудняло товарное обращение тем, что необходимо было взвешивать денежный металл, дробить его на мелкие части, устанавливать пробы и т.д. Постепенно слитки золота (серебра) стали заменяться монетами.
Монета – это слиток золота или серебра определенной формы, веса, пробы и достоинства, которое удостоверено государством.
По мере развития рынка золотые монеты постепенно вытеснялись бумажными деньгами. Это обусловлено природой денег как средства обращения, вследствие чего они находятся в непрерывном движении. В силу различных причин реальное содержание монеты может отличаться от номинального и деньги становятся неполноценными. Так, выделяют три этапа превращения полноценных металлических денег в знаки стоимости.
Первый этап – стирание, износ монет, функционирующих как представители полноценных денег.
Второй этап – выпуск неполноценных монет в результате их порчи как государственной властью, так и частными лицами – фальшивомонетчиками.
Третий этап - отделение номинального содержания денег от реального в связи с выпуском бумажных денежных знаков для покрытия государственных расходов.
Первые попытки выпуска бумажных денег были сделаны в Китае в XIIв., в Америке бумажные деньги были выпущены в 1690г., во Франции – в 1571г. В России бумажные деньги появились в VIIIв. при Екатерине II.
Бумажные деньги – это выпущенные государством, обязательные к приему денежные знаки, заменяющие золотые деньги. Они не имеют самостоятельной стоимости и наделены государством принудительным курсом, который имеет силу только в пределах данного государства. Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство (министерство финансов) либо центральные банки.
На рынке бумажные деньги могут иметь такую же покупательную силу, т.е. обмениваться на такое же количество разнообразных товаров, как и золотые, обращаться наравне с золотыми как его номинальный двойник. Необходимо только, чтобы денежные знаки обладали общественной значимостью.
Современные деньги – это бумажные деньги.
Используется 2 вида денег: металлические (разменные) монеты и бумажные банкноты. Современные банкноты выпускаются государством от своего имени и обеспечены всем достоянием страны. Эти законные платежные средства являются декретными деньгами. Вследствие бумажной природы современных денег возникает проблема покупательной способности денег, номинальных и реальных величин различных видов доходов, инфляции и т.д.
Реальная стоимость, которую представляют бумажные деньги, определяется объективным законом денежного обращения. В соответствии с этим законом выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, которое отражало бы действительное обращение товарной массы, функционирующей в стране в данный момент времени, с учетом скорости оборота каждой денежной единицы. Масса денег в обращении должна быть такой, чтобы соблюдался баланс между ними и стоимостью производимых в стране товаров и услуг с учетом цен на них. Согласно уравнению Фишера или основному уравнению обмена
М × V = P × Q, где ……………………………………………………(3.1)
М – количество денег (или денежная масса) в обращении;
V - скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, которое денежная единица расходуется на приобретение товаров и услуг);
P - уровень цен;
Q - реальный объем национального производства.
Данное уравнение показывает связь между денежной массой, функционирующей в обращении, и товарной массой. Из этого уравнения следует, что количество обращающихся в экономике денег не может быть произвольным. Оно определяется уровнем цен, объемом произведенной продукции и скоростью оборота денег.
Выпуск в обращение новых денег во всех формах называется эмиссией. Эмиссия может быть обеспеченной и необеспеченной. В первом случае она вызывается естественной необходимостью восполнения пришедших в негодность денежных знаков или сбалансирования возросшего количества товарной массы. Необеспеченная эмиссия производится государством исходя из политических, а не экономических целей.
Разменные монеты и банкноты – это наличные деньги, используемые в обращении. Кроме этого в экономике широко применяются безналичные денежные средства. Это своеобразные деньги, которые выступают средствами расчетов и платежей в виде специальных записей на банковских счетах. К безналичными деньгам причисляют разнообразные виды банковских депозитов (денежный вклад в банк): текущие, сберегательные, срочные и иные депозиты.
Особое значение в современной экономике имеют кредитные деньги. Как было отмечено, они возникли в связи с расширением кредитования и развитием системы расчетов с рассрочкой платежа. Это – вексель, банкнота, чек, электронные деньги, кредитные карточки.
Вопросы для обсуждения.
1. Какие структурные элементы включают понятие «экономическая система»?
2. Каким способом каждая экономическая система решает три проблемы общества: что, как и для кого производить?
3. Существуют ли пределы вмешательства государство в экономику?
4.Можно ли в настоящее время наблюдать действие "невидимой руки". в российской экономике?
Задачи и упражнения.
1. Как изменится меновая стоимость товаров 18 ручек = 50 блокнотов, если:
а) стоимость ручек возрастет в два раза?
б) стоимость блокнотов упадет в два раза?
в) стоимость ручек упадет в два раза, а стоимость блокнотов возрастет в два раза?
г) стоимость ручек возрастет в два раза, а стоимость блокнотов упадет в два раза?
Что такое стоимость товара? Что такое меновая стоимость?
2. Исходя из уравнения денежного обращения, каким образом может быть представлен средний уровень цен?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|