Предмет, методы и функции микроэкономики.
Учебное пособие
для студентов экономических направлений подготовки
Утверждено редакционно-издательским советом
университета в качестве учебного пособия
Ростов-на-Дону
УДК 330.1: 338.5: 339.13
ББК65.01
Рецензент: зав. кафедрой «Экономическая теория»
Южного федерального университета, д.э.н., проф. Белокрылова О.С.
Миргородская Е.О.
Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических направлений подготовки. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2013. – 250 с.
Учебное пособие содержит структурированный теоретический и практический материал по дисциплине «Микроэкономика». В каждой главе выделяются основные понятия, вопросы для обсуждения, задачи. Наряду с авторскими, включены задачи из отечественных и переводных учебных пособий, которые основываются не только на условных данных, но и максимально приближены к реальной хозяйственной практике. Также данное издание сопровождается статистическим материалом, списком рекомендуемой литературы, перечнем аннотированных сайтов Интернета. Предназначено для студентов всех экономических специальностей и направлений подготовки дневной формы обучения.
Данное учебное пособие издано при непосредственной помощи и поддержке РГСУ.
УДК 330.1: 338.5: 339.13
ББК65.01
© Ростовский государственный
строительный университет, 2013
©Миргородская Е.О., 2013
ТЕМА 1. МИКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА
Основные понятия: экономика, политическая экономия, макроэкономика, микроэкономика, предмет и объект микроэкономики, методология, метод, формальная логика, анализ, синтез, индукция, дедукция, эксперимент, абстракция, сравнение, аналогия, проблема, эмпирический метод, каузальный метод, эконометрика, статистический метод, позитивная микроэкономика, нормативная микроэкономика, экономические категории, экономические законы.
|
Зарождение и развитие микроэкономики. Систематизация экономических наук и их структура.
Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с именами древнегреческих мыслителей:
Термин «экономика» был введён Аристотелем (364-322 до н.э.) путём соединения двух слов: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».
Сам термин «экономика» произошёл от древнегреческого слова «экономия», означавшее «искусство управления домашним хозяйством», которое изобрёл в IV в. до н.э. древнегреческий философ Ксенофонт. Этой проблеме была посвящена его книга Домострой».
Принято считать, что экономическая наука берёт начало с момента выхода в свет в 1615 г. книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат политической экономии».
Название «политическая экономия» отражало большую роль государства в экономической системе эпохи зарождения рыночного хозяйства и тесную связь экономики с политикой.
Таблица 1.1 – Основные направления развития экономической науки
Экономическое направление
| Ф.И.О. представителей направления
| Период формирования
| Основные идеи
| Меркантилизм
| Томас Мэн,
Антуан де Монкретьен
| 16-17 вв.
| Главное богатство общества – золото и серебро.
Источник богатства – сфера обращения (торговля и денежный оборот).
Государство должно активно вмешиваться в экономику, помогая обогащению общества.
Поддержка промышленности осуществляется путем импорта дешевого сырья
Протекционистские тарифы на импортные товары
Поощрение экспорта
Ограничение допуска в национальную экономику иностранных инвестиций
| Школа физиократов
| Франсуа Кенэ,
Анн Тюрго
| 18 в.
| Истинным богатством нации выступает продукт, производимый в сельском хозяйстве.
| Английская школа классической политэкономии
| А.Смит,
Д. Рикардо
| 18-19 в.
| Источник богатства общества производство, а наиболее благоприятные условия для его эффективного развития – свободная и конкурентная рыночная экономика.
| Марксизм
| К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, Н.И.Бухарин
| С середины 19 в.
| Сформулирована концепция закона стоимости как закона развития товарного производства; сформулировано учение об общественно-экономических формациях; разработана теория воспроизводства и экономических кризисов и др.
| Маржинализм
| Карл Менгер,
Фридрих фон Визер,
Е. Бем-Баверк
| 2 половина 19 в.
| Приоритетной в экономике является сфера потребления; сформулирована теория предельной полезности
| Неоклассическое направление
| Альфред Маршалл,
Леон Вальрас
| Конец 19 в. -начало 20 в.
| Оптимальное размещение редких ресурсов для удовлетворения потребностей; теория ценообразования на рынке; спрос и предложение; концепция эластичности спроса; разложение всего дохода общества на различные его виды (з/пл, %, прибыль).
| Кейнсианство
| Джон Мейнард Кейнс
| 30-е годы 20-го в.
| Представил государственную политику макроэкономического регулирования, в соответствии с которой государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу, т. к. рынок не способен обеспечить социально-экономическую стабильность общества.
| Монетаризм
| Милтон Фридмен, Ирвинг Фишер
| 20 в.
| Главенствующая роль в стабилизации экономики принадлежит денежным факторам.
| Институционализм
| Уэсли Митчелл, Торстейн Веблен,
Рональд Коуз, Джон Коммонс
| 20-21 вв.
| Институты – как первичный элемент движущей силы общества в экономике и вне ее; предметом анализа являются как экономические, так и неэкономические проблемы социально-экономического развития; государственное вмешательство в экономику.
|
Предмет, методы и функции микроэкономики.
На современном этапе анализ проблем теоретической и прикладной экономики обычно ведется по следующим разделам:
1. Макроэкономика – изучает функционирование экономики страны в целом, агрегированное поведение экономических субъектов с точки зрения обеспечения устойчивого экономического роста, полной занятости ресурсов, минимизации уровня инфляции, государственное регулирование экономики.
2. Микроэкономика – изучает деятельность отдельных самостоятельных экономических субъектов (фирм, домохозяйств) и принятие ими экономических решений; функционирование отдельных рынков; механизм установления цен на конкретные товары и услуги; формирование общего экономического равновесия с микроэкономических позиций.
Подобное разделение носит условный характер, так как многие разделы и темы входят в оба вышеназванных раздела.
Предметом микроэкономики выступают экономические отношения, возникающие в процессе производства между экономическими агентами на отдельных рынках в условиях ограниченности ресурсов.
Микроэкономика изучает рациональное поведение экономических субъектов, а также различное состояние рынков, которые представлены этими субъектами.
Объектом микроэкономики являются рынки специфических товаров и поведение на них экономических субъектов.
Некоторые современные школы определяют предмет микроэкономики как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей.
Для полного понимания сути приведенного определения последовательно рассмотрим понятия:
1) потребности людей;
2) редкость ресурсов;
3) проблема выбора.
1. Потребности людей являются главным мотивом человеческой деятельности. С течением времени потребности приобретают тенденцию к росту.
2. Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага, в производство необходимо вовлекать экономические ресурсы. Редкость ресурсов заключается в их ограниченности по отношению к размерам потребностей.
3. В результате ограниченности ресурсов перед обществом возникает проблема выбора. При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты их применения.
Конкретизацией проблемы выбора являются три фундаментальные проблемы:
1) что производить?
2) как производить?
3) для кого производить?
Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования. Методология – это общий подход к изучению экономических явлений, система методов исследования. Методология основывается на методах.
Метод – совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей. Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод – как исследуется. От правильного принятия методов зависит реальность и полнота полученных результатов.
Все методы исследования можно разделить на:
1) всеобщие (метафизический, диалектический);
2) общенаучные (метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, системный подход);
3) специфические (графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, эксперимент).
Методы используемые в микроэкономике:
ü формальная логика.
Формальная логика — это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основные категории формальной логики: понятие; суждение; умозаключение; силлогизм.
Формально-логические методы и приемы познания:
Анализ— это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части.
Синтез –метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое.
Индукция — это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему.
Дедукция— метод, основанный на умозаключениях от общего к частному (особенному).
Сравнение — метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.
Аналогия — это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.
Проблема — это четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания.
ü наблюдательный или эмпирический метод;
Наблюдательный или эмпирический методзаключается в сборе информации, описывающей определенные факты или события. Экономисты фиксируют события произошедшие сами по себе, а затем пытаются понять их значение. Оговорка «при прочих равных условиях» означает, что соблюдаются одинаковые условия. Например, фраза «рост цен при прочих равных условиях уменьшает объем спроса» означает, что, кроме цен, все остальные параметры считаются неизменными.
ü статистический метод;
Статистический методзаключается в сборе и обработке количественных данных о явлениях и процессах хозяйственной жизни. В России сбор статистической информации ведется Федеральной службой государственной статистики (сайт www.gks.ru). Исключительно важным методом статистической информации в рамках фирмы являются данные бухгалтерского и оперативного учета.
ü причинно-следственный метод;
Суть причинно-следственного, или каузального метода(от латинского causa - причина) заключается в выявлении причинно-следственных связей между отдельными явлениями.
ü метод моделирования или научной абстракции;
Метод моделирования или научной абстракциизаключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном ответвлении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленить объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в чистом виде.
ü функциональный метод;
Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений и разрабатывать многовариантные альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации. Функциональный метод описывает экономические взаимосвязи с помощью математических формул и графиков.
ü эконометрика;
ü позитивный и нормативный анализ.
Экономическая наука носит как позитивный, так и нормативный характер. Поскольку экономическая наука анализирует поведение участников экономических процессов, постольку она носит позитивный, отражающий объективную реальность, характер. Эти участники, подчиняясь ограничениям, которые накладывают природа и общество, обладают свободой действия. Тем не менее, конечный результат их деятельности объективен, не зависит от воли и сознания отдельных индивидов. Более того, такой результат далеко не всегда оптимален, что связано как со сложившимися в обществе институтами, так и с иррациональностью отдельных действий хозяйствующих субъектов. Поскольку экономическая наука носит нормативный характер, т.е. стремится найти наилучшие формы организации производства, постольку она создает своего рода идеальную модель человеческой деятельности в сфере экономики.
Экономика как наука выполняет множество функций, основными из которых являются:
1.Познавательная или теоретическая – глубокое и всестороннее изучение экономических отношений, исследование законов и тенденций экономического развития на отдельных рынках.
2.Прогностическая– разработка и обоснование научных прогнозов, выявление перспектив экономического развития.
3.Критическая – это выяснение не только достижений, но и недостатков экономического развития, исследование экономических противоречий и способов их разрешения.
4.Методологическая – экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента прикладных и функциональных наук .
5.Практическая – разработка принципов и методов рационального хозяйствования.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|