Сделай Сам Свою Работу на 5

Января. Память преподобного Серафима Саровского (1833) (Лк 6, 17–23)





Сегодня память великого праведника Церкви Христовой – преподобного Серафима Саровского. Что это был за человек и чему я могу у него сегодня научиться? Он родился 1 августа 1754 г. в купеческой семье. С детства он любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам священное Писание и жития святых, но больше всего любил молиться или постигать Святое Евангелие в уединении. Став монахом Серафим (в миру - Прохор) проходил различные подвижнические пути: общежительный монастырь, затвор, пустынничество, подвиг молчания и, наконец, духовничества и старчества, когда двери его кельи открылись, и тысячи страждущих со всей Руси прибегали к преподобному за советом и утешением. Особенным свойством его обхождения и бесед были любовь и смиренномудрие. Кто бы ни был приходивший к нему, бедняк ли в рубище или богач в светлой одежде, с какими бы кто ни приходил нуждами, он всех лобызал с любовью, всем кланялся до земли и, благословлял. Никого не ранил он жестокими укоризнами или строгими выговорами. «Радость моя, стяжи дух мирен! – поучал святой старец. – Это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался». Святой Серафим основал две общины – для девушек, из которой позднее родилась знаменитая Дивеевская обитель, и общину «беседников», которая уже больше 200 лет существует в Саратовской области. Это были крестьянские трудовые и молитвенные общины строгой евангельской жизни. Одним из установлений, данных беседникам св. Серафимом, было полное воздержание от вина. Историки отмечают, что в селах, где жили беседники, царили мир, здоровье и благополучие. Недавно Русская Православная Церковь канонизировала беседнического старца ХХ века Петра Чагринского. Он был простым человеком, крестьянином. Господь Сам просветил его, сделав учителем, старцем и чудотворцем. Пример этого святого трезвенника учит меня со смирением принимать себя самого, свою болезнь и верить, что Господь может сотворить из меня, что Ему угодно. Через беседников, которые продолжают свое дело и сегодня, я чувствую непосредственную связь со святым Серафимом, чувствую его особое благословение на наше движение АА в России. Я стараюсь с любовью и вниманием слушать других на группах взаимопомощи и видеть в любом алкоголике образ Божий. Ведь и меня, отчаявшегося пьяницу, исцеляет Господь через любовь и помощь других пьяниц. Мы, выздоравливающие алкоголики, часто можем помочь там, где врач, священник и психолог оказываются бессильны. «Блаженны нищие духом», – услышал я сегодня слова Господа Христа. Опустившись на самое дно, побывав на краю бездны, алкоголик может так обнищать, что Господь даст ему смирение, достаточно только попросить. А смирение – это и есть Первый Шаг, проживаемый как духовная реальность. Господи, по молитвам Твоего угодника Серафима помоги мне стяжать мирный дух.





16 января. Литургическое чтение: Мк 12, 28−37

«Слишком многие хотят бросить пить и не могут. Выход есть. Почти никому из нас не нравилось заниматься самоанализом, унимать свою гордыню, признавать свои недостатки, но этого требует процесс духовного совершенствования. И мы видели, что это помогало другим людям, и в то же время, мы уверовали в бесперспективность и тщетность той жизни, которую мы вели. Когда же нам встретились те люди, которые разрешили эту проблему (алкоголизма − авт.), нам ничего не оставалось, как поднять положенный к нашим ногам такой простой набор духовных средств» («Анонимные Алкоголики», с. 24). Если я утром перед иконой или с закрытыми глазами напоминаю себе, что я алкоголик и что я бессилен перед своей болезнью, − я вхожу в реальность данного дня. Я принимаю себя, мою болезнь, а вслед за этим весь мир и все то, что приготовлено мне сегодня.

Первый Шаг, основа которого − смирение, дает мир и покой моему сердцу, как ничто другое. Простой набор духовных средств: посещение группы, общение с наставником по программе, служение на группе, чтение литературы и работа по 12-ти Шагам − и я получаю трезвую жизнь. Я обретаю новых прекрасных друзей, полную до краев жизнь, любящего и заботливого Отца, с Которым мне хорошо выздоравливать. Если раньше мои страдания ранили меня, и я не видел смысла в жизни, то теперь, если и приходится пострадать, помучиться, каждая моя слезинка, каждый вздох имеют смысл! Я на пути, я иду вперед! Сегодня мы читали в церкви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею… И возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк 12, 30−31). Вот и цель жизни, путеводная нить моего духовного путешествия! Однако только в трезвости я понял, что задача «возлюбить ближнего, как самого себя» - это уравнение с двумя неизвестными. Я плохо понимаю моих ближних, но еще меньше я понимаю и знаю самого себя! В трезвости мне приходиться знакомиться с собой заново, понимать свои сильные и слабые стороны, принимать себя, прощать, подбадривать, как родители подбадривают ребенка. Недавно я прочел книгу Дж. Пауэлла «Почему я боюсь любить», многие мысли в ней созвучны моим размышлениям о любви к себе. Я прошу Тебя, Господи: помоги мне сегодня совершить небольшие, но конкретные действия, труд любви по отношению к Тебе и окружающим меня людям.



 

17 января. Литургическое чтение: Мк 12, 38−44

«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое» (Мк 12, 41−44). Как у алкоголика у меня низкий порог усталости, болевой порог, я легко раздражаюсь и обижаюсь. То, что здоровые люди делают автоматически, часто стоит мне больших усилий. Встать вовремя, рано лечь, в назначенный срок придти на встречу, сказать «нет», спланировать день и неделю − все эти, казалось бы, простые звенья, из которых складывается нормальная жизнь нормального человека, скрепляются у меня с большим трудом. История бедный вдовы – хороший пример того, что Господь оценивает поступки людей по своей мерке, а не по человеческой. Иногда, оценивая прошедший день, я ругаю себя за то, что так мало сделал, не выполнил собственный план. А, может быть, Господь бы меня похвалил, сказав: ты остался сегодня трезвым, да еще, к тому же, навел порядок в шкафу, купил нужную книгу и позвонил маме. Ты просто молодец! Господь милосерднее ко мне, чем я сам. Он ценит мои усилия, мои две лепты, не сравнивая их с усилиями других людей. И не ругает меня, если я допускаю ошибку. Я продолжаю день молитвой о душевном покое, я признаю свое бессилие на 100%. Безоговорочная капитуляция перед алкоголем, как ни странно, вдыхает в меня свежие силы и вдохновляет на трезвую и творческую жизнь. «Статистика показывает, что алкоголики почти никогда не выздоравливают, если они полагаются только на свои силы» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 27−28). Когда я вижу на группе АА десятки выздоравливающих пьяниц, каждый из которых признал свое бессилие перед алкоголем, 1-й Шаг становится для меня не тюремной клеткой и унижением, а победой. Каждый мой день, прожитый согласно принципам АА − это моя лепта в сокровищницу вечности. Господи, помоги мне сегодня совершить ради Тебя 2 небольших добрых дела. И никому об этом не рассказывать.

 

18 января. Литургическое чтение: Тит 3, 4−7

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы… мы… соделались наследниками вечной жизни» (Тит 3, 4−7). Раньше я думал, что Бог гневается на меня из-за моего алкоголизма. И не подает мне своих милостей. Главными словами в моих взаимоотношениях с Богом была пара слов – «вино» и «вина». А где вино, там и вина. Я понимал, что моих «дел праведности» хватает только на то, чтобы меня не убила молния, какое уж там излияние Святого Духа! Сколько раз я давал себе зароки, обещал Богу, что я навсегда брошу пить. Обычно такие решения приходили с похмелья или же когда приходилось расплачиваться за мои пьяные проделки. «Только выручи, − умолял я тогда Бога, − и я обещаю, что больше никогда не притронусь к проклятой рюмке!..» Я буду поститься столько-то дней, каждый день читать по столько-то глав из Евангелия… Я поеду в паломничество… Буду читать акафист «Неупиваемой Чаше» в течение 40 дней, а Ты избавь меня от пьянства». Но я продолжал погибать от пьянства. И продолжал созерцать молчаливого, сурового Бога, не довольного мной, моим поведением. Много времени прошло, прежде чем этот образ Бога-прокурора затрещал по швам. Освобождаясь от алкоголя и алкогольного мышления, накапливая «жизненно важный духовный опыт», я осознал, что не за какие-либо действительные или мнимые «добрые дела», Господь дал мне трезвость, а следовательно, и жизнь, но единственно, по Своей любви и милости. Как трудно принимать подарки незаслуженно! Готовясь к великому празднику Крещения Господня, я понял, что Таинства Евхаристии и Покаяния – это тоже незаслуженный дар. Бессмысленно рассуждать, достоин я или не достоин его, об этом пусть думает Бог. Господь приглашает меня на трапезу любви, я обязательно приду. Постараюсь быть в праздничной одежде. Так же и АА – дар по милости и любви: мне нужно просто участвовать в работе группы, не прикладывая для этого нечеловеческих усилий, просто быть с другими – и я останусь человеком. «В большинстве своем алкоголики не могут выздороветь, если они не являются членами группы. Каждый начинает понимать, что он лишь частица большого целого… Становится ясным, что группа должна выжить, чтобы выжил каждый человек» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 144). Моя трезвость зависит от единства АА, от сплоченности моей группы, поэтому я стараюсь не отказываться от служения, ведь это является важной частью моего выздоровления. Задача сегодняшнего дня − сделать для моей родной группы что-либо полезное: принести вкусные сладости к чаю, помочь с уборкой, положить побольше денег на 7-ю традицию. Господи, дай мне желание послужить моей группе, благодаря которой я остаюсь трезвым по сей день.

 

19 января. Праздник Богоявления. Крещение Господне

«Когда я решил выполнить все предписания Программы, у меня появилось странное чувство, что мое положение сразу улучшилось; как показало время, так оно и было» («Анонимные Алкоголики», с. 41). Решимость − это условие, улучшение − результат. Ежедневное напоминание, что я алкоголик, и что я бессилен перед моей болезнью, как это ни странно, – это успешный старт каждого дня. Я могу делать это в произвольной форме, например, стоя перед иконой или лежа с закрытыми глазами. Признание бессилия может быть и внешним – на крайние меры идут многие алкоголики и их родственники. Вы видели когда-нибудь закодированных или подшитых алкоголиков? У меня они вызывают жалость. Напряжение, страх, суетливость, агрессия − вот проявления «сухого» пьянства, когда алкоголик не пьет, но не по внутреннему решению, а из-за страха и по настоянию родных. Новое вино – принципы трезвости – не стоит наливать в ветхие мехи – алкоголизированное мышление, мехи того и гляди прорвутся. Трезвость в АА − это обновление мехов, подготовка к новому вину, иной жизни, жизни по Духу. Сегодня в Церкви великий праздник − Святое Богоявление, Крещение Господа Христа. Богоявлением он называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк 1, 9−11). С древних времен этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» (Мф 4, 16). В этот день к Церкви присоединялись новые братья и сестры, проходившие до этого особую длительную подготовку – катехизацию. Чтобы стать церковным человеком, требуется научение более опытных членов церкви, священников, катехизаторов. Человек должен стать «новыми мехами», измениться, покаяться, захотеть всем сердцем встречи с Богом. А это не происходит за один день. Сейчас во многих храмах возрождается практика длительной и осознанной подготовки к Крещению. Так и в АА, осознание собственного пути, переоценка жизни, устойчивая трезвость достигаются не сразу, а путем долгого труда. Святая крещенская вода, символ чистоты, напоминает мне о том, что мое выздоровление в АА − это постоянное обретение чистоты, очищение и рост. Господи, дай мне желание и силы всегда причащаться и соединяться с Тобой в день Богоявления.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.