Сделай Сам Свою Работу на 5

Июня. Литургическое чтение: Мф 9, 36 – 10, 8





«Тогда [Христос] говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9, 37–38). Во все времена была и есть большая нужда в делателях. Алкоголики – это гнилая, тронутая порчей пшеница, которая, однако, если ее лечить, правильно обработать, заботливо удобрить, еще может прорасти и принести плод, из которого Господь изготовит здоровый, цельный хлеб, чтобы им питались люди. К кому обращен призыв Спасителя? Только ли к двенадцати апостолам? Но мы, если идем вслед за Ним, неизбежно попадаем в число Его учеников. Кто-то, возможно, скажет: велика важность – говорить пьяницам о трезвости и об АА, это дело узкой направленности и задача специалистов. Я так не думаю. В России алкоголизм в той или иной степени терзает чуть ли не каждую первую семью. А смерти, ужасные и позорные? А преступления? А больные, брошенные дети? Как пел Борис Гребенщиков: «В каждом доме раздается // то ли песня, то ли стон». Иногда кажется, что нас, выздоравливающих алкоголиков, ничтожно мало, а нива не то что побелела, а уже почернела. В огромной, многомиллионной Москве, по числу людей, скорее, похожей на государство, чем на город, всего 35 групп АА. А сколько алкоголиков? Однако в святцах нашей Церкви мы часто находим жития малоизвестных святых, которые в одиночку или почти в одиночку сумели переломить ход истории, стали закваской, которая со временем сквасила все тесто. Вот и я верю, что жив Господь, и что мы, хоть и не святые, а тоже можем потрудиться на ниве спасения. Спасения алкоголиков от них же самих. «Близко Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет», читаю я в 33 псалме. Мы – сокрушенные сердцем, поможем другим увидеть и признать, что и их сердце тоже сокрушено. В этой работе, малозаметной и не оплачиваемой, 6-й Шаг занимает особое место. «Нам предлагается полностью быть готовыми к тому, чтобы двигаться к совершенству» («12 Шагов и 12 Традиций», с. 80). Шестой Шаг – это шаг, в котором мы просим Иисуса дать желание избавиться от наших недостатков и двигаться к тому совершенству, к которому Он нас всех предназначил. О чем я могу сказать алкоголику, если я сам все еще копаюсь в грязи? Если я храню свое сердце, каждый день освобождаюсь от алкогольных стереотипов мышления и поведения, я могу откликнуться на тихий Божий призыв: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте» (Мф 10, 8). Именно это и происходит на собраниях АА или при посещении «больнички», работе по 12-му Шагу. Господи, слава Тебе за все!





 

Июля. Литургическое чтение: Рим 7, 14 – 8, 2

«Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу: уже не я делаю то, но живущий во мне грех… Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим 7, 15–20, 24). Апостол Павел, великий миссионер и проповедник, признается, что не в его силах полностью отказаться от зла, что в самой природе человека заложено противоречие между жаждой Бога и духом противления. Желание поступать по-доброму не всегда подтверждается делами, а дела часто оказываются злы, вопреки воле и сознанию. Если сам апостол Павел не мог обойтись без помощи Божией для борьбы с этим «телом смерти», то что уж говорить о нас – выздоравливающих алкоголиках! По милосердию Божию у нас есть прекрасная возможность для духовной работы – Шаги программы АА. И 7-й Шаг как раз предназначен для того, чтобы научиться просить Бога об избавлении от наших недостатков и грехов, а также научиться принимать помощь. Седьмой Шаг, к которому я приступаю сегодня, звучит следующим образом: «Смиренно просили Его исправить наши изъяны». 6-й и 7-й Шаги – это работа с зависимостями, которые скрывались за нашим самым явным изъяном – страстью к алкоголю. Ведь наш алкоголизм был мощным щитом, которым мы отражали лучи Божией правды и любви и при помощи которого скрывали собственные раны и язвы. Теперь мы отдали Богу этот щит, открылись для Его действия, а вместе с тем открыли свои недуги, недостатки и грехи на всеобщее обозрение. Когда я пил, я мог быть достаточно милым человеком в общении, особенно если находился, что называется, слегка «под шафе». В первые месяцы трезвости выяснилось, что, лишившись помощи алкоголя, я стал раздражительным, желчным и нервным, что меня выводило из себя буквально все: и дождь, и солнце, и шум самолета, и жужжание мухи. Удивляюсь, как моя родня все это вытерпела. Теперь я понимаю, что алкоголем я долгие годы прикрывал весь этот букет из саможалости, зависти, нетерпимости и других цветов, «аромат» которых делает меня таким раздражительным и ранимым. Также я понимаю, что, освобождаясь от завалов алкогольной жизни, я страдаю от этого недостатка не меньше, чем раньше страдал от водки. Наконец, мне совершенно ясно, что без помощи Божией мне с собой не совладать. Иными словами, то, что «сработало» с алкоголем, теперь должно сработать с другими изъянами – на этом строится расчет и стратегия 7-го Шага. Если в Шестом Шаге я опирался, в основном, на свой человеческий ресурс, на личный потенциал и энергию желания, то здесь я уступаю место Богу и прошу Его избавить меня от грехов и недостатков. Призываю Божие благословение, и – в путь!



 

Июля. Литургическое чтение: Рим 8, 2–13

«Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим 8, 6). Мне нужно было как следует намучиться от своих так называемых слабостей, таких как зависть, обидчивость, осуждение, сплетни, человекоугодие и малодушие, нужно было опротиветь себе, чтобы набраться смирения и смелости попросить у Бога избавления. Нередко после неумеренной критики, приступа зависти или обиды, после сплетни или ссоры я чувствовал самое настоящее похмелье. Иногда достаточно было одних только черных мыслей, чтобы потерять равновесие и мир, ввергнуться в пучину тоски и злобы. Как прекрасно все-таки, что я не могу жить, уживаться со своими недостатками. Я думаю, это одно из самых сильных благословений программы АА. Я ясно вижу свои «изъяны» без алкогольной анестезии, и я не согласен мириться с тем, что я вижу, как чуть раньше я не стал мириться с алкоголизмом. Здесь и появляется место для чуда. Мой недостаток мне претит, по-настоящему отравляет жизнь, но я не знаю, не умею избавиться от него. Остается только вопить к Богу! Сегодня святая Церковь воспоминает преподобного Паисия Великого. Он жил в V веке в Египте. С юных лет Паисий полюбил иноческую жизнь и поступил в один из египетских скитов. Там он, отрекшись от своей воли, жил под духовным руководством своего аввы, во всем исполняя его повеления. В поисках уединенного безмолвия Паисий ушел в Нитрийскую пустыню, где жил в высеченной собственными руками пещере. Со временем к нему собралось множество иноков и мирян, и так был основан монастырь. Главный завет преподобного был ничего не делать по своей воле, а во всем слушаться своих наставников. На вопрос иноков, какая добродетель выше всех, он отвечал: «Та, которая совершается втайне и о которой никто не знает». Один из главных секретов успеха в АА – слушать и слушаться того, кто впереди. Нередко приходится слепо доверять наставнику, ведь опыт, о котором мне толкует мой поручитель в Программе, чаще всего для меня нов и неведом. Иногда я даже не понимаю, о чем идет речь. Например, я много раз слышал от своего наставника о том, что 12-й Шаг нужен, прежде всего, мне самому, а не только новичку. Я не понимал этого, хоть убей. По прошествии времени опыт моего поручителя стал и моим опытом, я понял, о чем он мне столько раз толковал, и теперь сам могу сказать о том же как о пережитом. Но вначале мне надо было просто довериться ему и действовать по принципу «делай как я!» О послушании моя сегодняшняя молитва, и в этом великом искусстве я прошу помощи у святого Паисия Великого.

 

Июля

Каждый алкоголик из АА знает на память и любит молитву о душевном покое: «Боже, дай мне разум и душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу и мудрость отличить одно от другого». Мы читаем ее вместе на группе АА, мы читаем ее утром вместе с другими молитвами, мы вспоминаем ее в трудные минуты дня. Недавно мое внимание привлекло сходство нашей молитвы со знаменитой молитвой последних Оптинских старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. Во всякий час сего дня наставь и поддержи меня…». Эту молитву многие православные христиане знают с детства, читают ее ежедневно, размышляют о ее смысле. Широкое распространение молитва Оптинских старцев получила только в 90-е гг., когда церковная жизнь стала вновь распространяться по стране. Для меня важно, что и в той, и в другой молитве речь идет о душевном покое, спокойствие. Это – начало ежедневной трезвости, которая нужна каждому христианину, а алкоголику потребна как воздух. Но это спокойствие мы испрашиваем у Бога, это спокойствие особого рода, не равнодушие и не отстраненность. Если удается начать день в «точке покоя», то и провести его можно достойно, интересно, плодотворно. Будь моя воля, я включил бы молитву Оптинских старцев в нашу программную литературу, мне кажется, она особенно созвучна 7-му Шагу, и я читаю ее особенно часто в период работы над этим Шагом. Кто-то мог бы возразить: «Разве можно сравнивать опыт «12 Шагов» с молитвенным опытом великих старцев?» «А почему, собственно, нет?» – отвечу я дерзновенно. Святой Силуан Афонский утверждал, что если бы исчезли по какой-либо причине все святоотеческие книги, то монахи написали бы другие, не хуже прежних. А исповедник нашего времени архимандрит Сергий (Савельев) говорил о том, что каждая христианская община пишет свое Евангелие. В конце Евангелия от Иоанна мы читаем: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить написанных книг» (Ин 21, 25). История «Анонимных алкоголиков», отраженная в их книгах, – это тоже крохотный эпизод истории спасения, истории действия Бога в мире. Почему же я должен об этом молчать, или этого стесняться? Пропади сегодня все книги анонимных алкоголиков, мы написали бы новые, несущие ту же радостную весть. А что касается Оптинских старцев и их замечательной молитвы, то, наверно, самый известный и всеми любимый из них, преподобный Амвросий, говорил: «Кто желает быть всегда мирен и спокоен душою, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения». Я прошу Тебя, Господи, по молитвам святого Амвросия и всех Оптинских старцев, научи меня смиряться во всякое время, на всяком месте, смиряться искренне, без рисовки и тщеславия, но ради Тебя, ради духовного роста и выздоровления.

 

Июля

Просыпаешься, бывало, с похмелья и самое, наверное, ужасное чувство, помимо стыда и боли, что ты никому, кроме зеленого змия, не нужен на этом свете. Жуткое одиночество давит и разрывает на части. Сама мысль, что ты пустышка, неудачник, бездельник, что ты не интересен даже тем, кто является самым близким и дорогим, убийственна. Но теперь я не один. Вернулось уважение родных, друзей, сослуживцев. Я стал уважать и ценить самого себя и даже немного научился заботиться о душе и теле. Стоило это немалых трудов. Появились новые друзья, новые отношения, трогательные, надежные и значимые для меня. И не только в АА. В моем приходя меня знают и любят, многие обращаются ко мне за советом, когда вопрос касается алкоголизма, пьющих родственников. Налаживаются подлинные глубокие отношения с Небесным Отцом. Разве эти плоды, сокровища исцеления не стоят того, чтобы, не покладая рук, трудиться в Программе «12 Шагов»? Ответьте!

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.