Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 14. Переходная экономика: Общие принципы и российская действительность





 

14.1 Основные принципы переходной экономики.

 

Переход от административно-командной экономики (плановой) к рыночной формирует особое направление экономической теории, которое рассматривается как теория переходной экономики.

Данный переход исторически начался в конце 80-х начале 90-х гг. ХХ ст. и связан с трансформацией плановой экономики в рыночную в постсоциалистических странах и прежде всего в России.

Напомним, что в последней четверти ХХ в. в связи с переходом индустриального общества в постиндустриальное, главным содержанием которого был мощный скачок в развитии производительских сил, стала формироваться новая наука – транзитология – теория экономической трансформации.

Транзитология появилась в связи с ускорением процессов переходности во всех областях общественного развития, но ее истоки лежат в работах Н.Д. Кондратьева (длинные волны конъюнктуры)

Предметом изучения транзитологии являются общецивилизационные проблемы переходности хозяйственных систем. По определению Д. Норта, «переходные общества – это общества, находящиеся в состоянии институционального неравновесия; отсекание новой равновесной точки в институциональном пространстве означает завершение «транзита».



Теория переходной экономики занимает особое место в системе экономических и общественных наук. Это определяется тем, что она охватывает в своем наследовании взаимодействие различных процессов, таких как экономика, технология, социология, культурология, политология и др.

В теории переходной экономики следует выделить эволюционную теорию общественного развития, которая обосновывает ступенчатый характер общественной эволюции.

Каждая отдельная ступень эволюции экономических систем развивается исторически и проходит через три стадии. Первая стадия – это стадия становления и восходящего развития, вторая стадия – это стадия зрелого развития, третья стадия – это стадия нисходящего развития, связанного с нарастанием нового.

Отметим, что первая и последняя стадия развития каждой ступени общественной эволюции характеризуется отсутствием целостности, совершенствованием элементов новой и старой экономики. Поэтому период между двумя зрелыми состояниями – это, с одной стороны, становление новой экономической системы.



Переходная экономика – это особое состояние в эволюции экономики, когда она функционирует в период перехода общества от одной исторической ступени к другой. переходная экономика предоставляет собой промежуточное состояние общества и отражает цикличность экономического состояния. В качестве примера возьмем этапы общественной эволюции, выраженные в переходе от аграрной цивилизации (доиндустриальной) к индустриальной цивилизации и от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Каждая из вышеуказанных цивилизаций выступает в виде той или иной экономической системы (традиционной, административно-командной, рыночной и смешанной).

 

Таким образом, переходный период – это период перехода от одной экономической системы к другой.

В современной переходной экономике рассматриваются три блока проблем. Во-первых – это глобальные закономерности трансформации экономики; во-вторых – это тенденции современного этапа экономической трансформация и плановой экономики в рыночную.

Первый блок проблем является предметом анализа теории циклов, предметов анализа теории циклов, а именно: среднесрочного экономического цикла продолжительностью 10 лет; технологического цикла Н.Д. Кондратьева продолжительностью в несколько столетий.

Второй блок проблем рассматривает ряд мировых тенденций. К ним можно отнести следующие: непрерывность перехода к постиндустриальному обществу; ожидание демографического взрыва; экологический кризис; гуманизация экономики; смешанный характер экономики с преобладанием мелкого и среднего бизнеса; сдвиги в социальной структуре, обусловленные ростом качества жизни; возрождение национальных традиций; эволюция мировой экономики к многополюсному миру.



Самым сложным блоком проблем является третий блок перехода от административно-командной (плановой) экономики и рыночной, который сопровождается негативными тенденциями, но здесь следует отметить, что эффективность российской переходности зависит от совпадения похожих фаз национального и мирового воспроизводственного циклов.

 

14.2. Отношение собственности и их трансформация в переходной экономике.

Теперь рассмотрим специфику собственности в переходной экономике. Что же отличает отношения и права собственности в переходной экономике от "обычных" рыночных экономик развитых стран? Во-первых, отношения носят не постоянный характер. Чрезвычайная подвижность собственности, когда предприятия переходят из "рук в руки" позволяет сделать вывод о далеко не максимальной эффективности фирм, ставящих в переходный период совершенно другие цели, нежели фирмы в рыночной экономике, а именно: выживание, поддержание "на плаву", сохранение квалифицированных кадров и т.п.

Во-вторых, права собственности слабо специфицированы. Это характерно и для экономической, и для институциональной, и для правовой спецификаций. В Западной Европе прообразом правовой системы послужило римское право на собственность, основой которого является право владеть, пользоваться и распоряжаться. Российское законодательство на землю дает право владеть и пользоваться, но не распоряжаться, что сдерживает инвестиции не только в сельское хозяйство, а также и в производство.

В-третьих, генезис (перерождение) новых отношений и прав собственности происходит в условиях сохранения инертности в хозяйственной, институциональной и правовой сферах. Не следует преувеличивать скорость трансформации, т.к. при длительном существовании старых обществ несколько поколений людей воспринимают их как естественные и нуждаются в переучивании для того, чтобы приспособиться к новым условиям.

В-четвертых, наличие качественных, принципиальных изменений в отношениях собственности и неспецифицированности прав обуславливает существенно большую, чем в стабильной экономике, роль институциональных, политических и других волевых факторов в динамике собственности и типичность разрыва форм и содержания собственности.

Существует четыре пути образования частной собственности в переходной экономике. Самым распространенным является приватизация государственной собственности, т.к. подавляющая часть собственности в плановых экономиках являлась именно государственной (например, в Чехословакии - 97%, в СССР - 96%). Другим способом является присвоение государственной собственности. Несмотря на то, что этот способ является незаконным, тем не менее он получил некоторое распространение в переходных экономиках, особенно в первые годы трансформации. В-третьих, можно легализовать теневую экономику, так называемый "черный" рынок, являющийся постоянным атрибутом плановой экономики. И, наконец, возникновение частной собственности посредством преобразования накоплений отдельных граждан.

Первый и второй способы трансформации собственности первоначально имеют тенденцию к развитию так называемой номенклатурно-корпоративной модели. Эта модель характеризуется высокой степенью бюрократизации управления, нарастанию трансакционных издержек и краткосрочным интересам обогащения. Эта модель экономического поведения противодействует институционализации экономике, т.е. законности, подчинению государственным интересам (например, уплата налогов) и соблюдению "правил игры". Третьему пути также свойственны некоторые противоречия с государственными интересами. Последний путь получает широкое распространение в первые годы, но его развитие ограничено количеством снижающихся сбережений граждан при высокой инфляции.

 

Необходимо дать ответы на два вопроса: какая собственность должна принадлежать государству; какие управленческие взаимоотношения надо установить между государственными структурами и предприятиями.

Ответ на первый вопрос по существу является решением проблемы удельного веса предприятий, остающихся в течение определенного (или неопределенного) времени в государственной собственности. Он может быть получен в результате разработки критериев выделения государственного сектора. По-видимому, к предприятиям, удовлетворяющим таким критериям, седовласо бы отнести предприятия:

- деятельность которых оказывает решающее влияние на эффективность функционирования всей экономики или крупных региональных комплексов (предприятия инфраструктурных отраслей жизнеобеспечения - энергетика, газоснабжение, железнодорожный транспорт, часть предприятий добывающей промышленности и т.д.);

- являющиеся естественными монополистами либо монополистами вследствие экономической эффективности за счет высокой концентрации производства;

- нуждающиеся в крупных инвестициях (конверсия оборонного производства, высокотехнологичные и наукоемкие производства, предприятия с физически и морально устаревшим оборудованием);

- образующие крупные вертикально и горизонтально интегрированные производственные системы.

Ответ на второй из поставленных выше вопросов - об управленческих взаимоотношениях между государством и фирмой - неоднозначен и прямо вытекает из отношений собственности, также организационно-правового статуса предприятия. Будем исходить из того, что прямое ведомственное управление предприятиями несовместимо с рынком. При этом государством должна решаться взаимосвязная задача: с одной стороны, повышение уровня управляемости государственным сектором экономики, с другой - обеспечения действительного равноправия всех экономических субъектов независимо от форм собственности.

Государственные предприятия можно разделить на две группы: с прямым государственным управлением и самостоятельно управляющиеся (т.е. оперативное управление). Недостатком предприятий первой группы является явно не достаточная заинтересованность в результатах производства. Они могут нормально функционировать только при условии жесткой дисциплинарной ответственности, и едва ли их деятельность станет экономически эффективной. Вторая группа предприятий может иметь более широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

 

14.3 Приватизация в переходной экономике

Преобразование отношений и структуры собственности следует рассматривать в качестве одной из наиболее актуальных задач реформ, проводимых в любой из стран с переходной экономикой. Большинство работ по данному вопросу проявляет интерес к анализу краткосрочного эффекта и конкретных социально-экономических эффектов. Вместе с тем необходимо понимание средне- и долгосрочных эффектов приватизации как элемента системных преобразований. Это понимание необходимо для выработки целостной государственной политики реформ на долгосрочный период.

 

Существует два различных по своему содержанию типа современной приватизации.

Первых тип приватизации связан с начавшейся во второй половине 70-х структурной перестройкой экономики развитых стран Запада, а затем и многих развивающихся стран (пересмотр сложившейся в 50-60-е годы структуры государственного регулирования экономики). Этот тип приватизации был вызван переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике. При всем широчайшем диапазоне уровней развития стран, конкретных мотивов приватизации (доходы в бюджет и оздоровление государственных финансов, оживление конкуренции, реформа управления, специализация и демонополизация, привлечение иностранных инвестиций), правовых и экономических традиций, политических и идеологических доктрин все эти страны объединяет одна ключевая характеристика: во всех этих странах приватизация проводилась при уже существующей рыночной конкурентной среде и при наличии развитого института частной собственности.

Второй тип приватизации получил свое развитие несколько позднее -примерно с 1989 г. в процессе начавшихся системных преобразований в бывших социалистических странах. При смене административно-командной системы хозяйства к системе основанной на рыночных принципах, приватизации отводится особое место. В переходной экономике приватизация осуществляется не только при системной трансформации прав собственности, но и при системной реформе экономики в целом. В этом, в частности, заключается принципиальное отличие приватизационного процесса как составной части реформ в рамках переходной экономики от приватизационных мероприятий, осуществляемых в развитых и развивающихся странах.

 

К проблемам приватизации на Западе сложилось несколько методологических подходов, которые затем во многом искусственно накладываются на специфические условия переходной экономики. Прежде всего, речь идет о теории прав собственности (А.Алчян, Р.Коуз, Р.Познер и др.). Основная задача этого направления экономической теории заключается в анализе взаимодействия экономической и правовой систем, всегда реализуемом в индивидуальном поведении экономических агентов. Переструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов. Главным недостатком этой теории для анализа переходной экономики является ее основа - специфицированная система прав собственности. Дело в том, что важной предпосылкой для исследования служит стабильная в масштабах общества система правособственности. В то же время для экономики, находящейся в процессе системной трансформации, характерно нестабильное, динамичное и неопределенное состояние отношений (прав) собственности по крайней мере на начальном этапе приватизации и на этапе постприватизационного перераспределения прав собственности. Вместе с тем анализ трансакционных издержек и альтернативных систем собственности является перспективным в теории приватизации.

Другой теорией, позволяющей в некоей мере систематизировать приватизационный процесс, является теория "принципала - агента" (Э.Бодман, А.Вининг и др.). Не вдаваясь в подробности изложения данной теории можно сказать, что она сводиться к следующим трем выводам, касающихся приватизации: во-первых, к сравнительной неэффективности государственных предприятий по сравнению с частными; во-вторых, к несостоятельности государства как принципала (владельца ресурсов) из-за обостряющейся проблемы предсказуемости действий агентов (владелец информации, управляющий собственностью принципала); в-третьих, к слабой системе стимулов для агентов-менеджеров государственных предприятий максимизировать не свои прибыли, а принципала-государства. Эта теория может быть использована в качестве инструмента для исследования взаимоотношений внутри корпорации. Тем не менее, этот подход, охватывающий микроэкономическую теорию приватизации, не дает возможности системно оценить приватизационный процесс в переходной экономике.

Последняя проблема в какой-то мере решается посредством переноса анализа на макроуровень в теории общественного выбора (Дж.Бькженен, Т.Борчердинг и др.). В контексте приватизационных проблем этой теорией рассматриваются четыре основные группы, причастные к "надзору" за государственными предприятиями: общественность в целом; выбранные политики; невыбранные бюрократы (чиновники); менеджеры принадлежащих государству фирм. Каждая из которых имеет свои ожидаемо полезные функции и интересы.

С точки зрения методологии приватизации в переходной экономике интересен подход, комбинирующий теорию общественного выбора и теорию прав собственности и который условно назван теорией "деполитизации" (А.Шлейфер, М.Бойко). Согласно этому подходу, под приватизацией понимается комбинация двух изменений: передача контроля от политиков к менеджерам, которая часто определяется как корпоратизация, и сокращение собственности государства на финансовые ресурсы корпораций в пользу менеджеров и внешних акционеров. Наиболее существенным в данном подходе является включение политического фактора в анализ как одного из важнейших в переходной экономике.

В существующих подходах анализа приватизации слабо выделяется методологическое ядро, на основе которого можно было бы рассматривать приватизацию в системе политических, экономических и институциональных преобразований в переходной экономике. При этом практически все из указанных выше подходов (их инструментарий) могут быть использованы для нужд исследования.

 

14.4. Либерализация цен

Либерализация цен в переходной экономике призвана обеспечить: эффективность экономики в целом; формирование рыночного механизма ценообразования, ориентирующегося на потребителя. Однако на пути перехода возникает множество сложностей, не позволяющих достигнуть намеченных результатов. Это наличие огромного числа государственных предприятий, не имеющих достаточных стимулов для роста прибыли за счет снижения затрат; слабая конкурентная среда; высокая степень монополизма; недостатки организации свободной торговли, позволяющие уходить от налогов; поведение покупателя и продавца в условиях инфляционного ожидания.

Сама по себе либерализация не ведет к повышению эффективности производства, она лишь позволяет предприятиям вести собственную ценовую политику, вместе с этим предприятия должны учитывать не только затраты производства для определения цен, но и спрос на собственную продукцию. В период трансформации экономики фирме для того чтобы повысить уровень прибыльности и рентабельности производства можно незначительно поднять цену и желанная цель будет достигнута, не утруждая себя заботами о снижении издержек производства. Поэтому для становления нормального процесса рыночного ценообразования необходимо вмешательство государства в образование цен и проведение системы преобразований, направленных на становление условий для рыночного ценообразования.

 

Роль государства в управлении рыночными ценами в период их становления не может ограничиваться лишь введением либерализации цен. Она должна быть существенной, включая нейтрализацию отрицательных социальных последствий либерализации цен. Но это не означает возврата к административному установлению цен или введение прямой фиксации уровней цен. Основное направление в управлении - это создание предпосылок для перехода к ценам рыночного равновесия. При этом нужно выделить основные приоритеты государственной политики, направленной на становление и укрепление рыночных цен: создание условий конкурентного ценообразования; подавление инфляционного развития свободных цен; поддержание относительной стабильности цен рыночного равновесия.

Создание конкурентной среды в переходной экономике затруднена высокой степенью монополизации производства. Борьба с монополизмом на рынке - существенная часть государственного регулирования в ходе трансформации экономики.

Другим не менее важным компонентом государственной политики подавления инфляционного свободных цен. Инфляционная спираль работает по следующей схеме: рост розничных цен, заработной платы, себестоимости, оптовых и закупочных цен, розничных цен. Наиболее удобной точкой для разрыва этой спирали являются розничные цены. Сфера производства товаров народного потребления и услуг для населения является наиболее подготовленной для восприятия рыночного механизма ценообразования, а приостановление инфляции в розничных ценах более достижимо, особенно при государственной поддержке.

Для подавления инфляционного развития свободных цен необходимо использовать комплекс мер как косвенного, так и прямого воздействия на цены. Среди косвенных методов наиболее значимым является кредитно-денежная политика, призванная ограничить количество денег в обращении. Для подавления инфляции вызванной ростом издержек, необходимо ослабить давление на цены налогов и отчислений на социальное страхование, посредством проведения мягкой фискальной политики.

Объектом прямого воздействия на уровень цен, прибыльности и рентабельности могут быть монополизированные капитальные производства. Ограничивая цены на средства производства, можно увеличить объем производимых в стране потребительских благ, т.к. эта мера позволяет уменьшить издержки вновь открываемым производствам. По мере относительной стабилизации цен методы государственного регулирования должны меняться, ориентируясь при этом на практику их регулирования в странах с развитой рыночной экономикой. В мировой практике применяются весьма разнообразные формы и методы государственного как косвенного, так и прямого регулирования. К косвенны методам относятся методы, при помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования. При помощи прямых методов государство непосредственно воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. Сюда можно отнести регламентирование порядка определения издержек и нормы прибыли, верхнего и нижнего пределов цен.

При всем выше сказанном следует учесть, что чрезмерное административное вмешательство государство непременно приведет к снижению производства и другим нежелательным последствиям.

 

14.5. Переходная экономика в России.

 

Современная российская экономика, по определению ООН, имеет переходный характер – от административно-командной (плановой) экономики к рыночной.

Выделим некоторые из основных общецивилизационных потоков, роль которых значима для понимания российского экономического строя в переходный период.

Во-первых – это особая роль государственности, подкрепленной православной идеологией, которая и в экономике находила свое проявление в высокой активности государства в хозяйственных процессах. Причем сама идея государственности не носила простого служебного характера, она была подчинена высшей цели – собиранию земель. Во-вторых – это редкое качество уживчивости и религиозной терпимости, исторически свойственное русскому народу, которые наряду с другими факторами способствовало формированию многонационального государства.

Обратим внимание на уникальность опыта строительства российского государства. В то время как цивилизация запада создавала и отрабатывала политическое устройство, основанное на представительской демократии, делая ставку на партийно-политический плюрализм, Россия создавала государство с редким качеством – социокультурным и религиозным плюрализмом. Не случайно, В России в отличие от Западной Европы не было религиозной войны.

В-третьих – это особая склонность к совместным, коллективным действиям в хозяйственной сфере, имеющая самые разнообразные формы проявления (общинность, артельность, кооперация).

В-четвертых – это обостренное чувство социальной справедливости и равенства, которое влияло на хозяйственные процессы и на формирование типологических особенностей массового экономического поведения

 

Таким образом, уникальность среды обитания, огромная территория и природное богатство, самобытность истории, цивилизационного и политического устройства, многонациональный состав и разнообразие хозяйственных традиций, способность к экономическому развитию с опорой на собственные ресурсы и силы – все это предопределяет наличие в хозяйственном строе России существенных отличий от других национальных экономик. Данные отличия во всем многообразии проявляют себя в переходный период. В современных условиях переходную экономику России можно характеризовать как сложный процесс взаимодействия отживающей административно-командной экономической системы хозяйствования и медленно продвигающейся рыночной экономической системы. Западная модель либерализации экономики сталкивается в России с жестким государственным контролем, что выражается в определенных противоречиях и специфике переходной экономики. Экономические противоречия представляют собой противоречия развития ( между новыми и старыми элементами производственных отношений).

К особенностям переходной экономики России можно отнести прежде всего разнообразие форм собственности, Многоукладность экономики.

За довольно короткий исторический период была не только реализована частная собственность, но она заняла прочные экономические позиции в обществе. Происходит реорганизация бывших государственных предприятий в закрытые акционерные общества. Появляется класс собственников, которые обеспечивают первоначальное накопление капитала.

Ко второй особенности переходной экономики следует отнести монополизм в экономике. Важнейшим для экономического развития России была и остается проблема выбора: какая из форм монополий – государственная или частная – является более предпочтительной или менее негативной по своим последствиям для защиты национальных экономических интересов.

К особенностям переходной экономики отнесем и новые распределительные отношения доходов в российском обществе.

Данные отношения привели к тому, что сформировалась своеобразная структура общества, представленная трем классами – это российская элита, представляющая меньшинство, но имеющая колоссальные богатства, большинство населения – интеллигенция и наемные работники – наиболее беднейшая часть общества, и, так называемый формирующийся средний класс – корпоративная бюрократия, работники финансовых учреждений.

Особенности переходной экономики в своей совокупности дают нам в итоге своеобразное общество, которое и экономисты и обществоведы характеризуют как «дикий капитализм», а в общем – это классическая модель первоначального накопления капитала, где до предела обострены все противоречия формирующегося капитализма.

Известно, что основное противоречие переходной экономики – это противоречие межу старой экономической системой (административно-командной) и новой (рыночной).

Формальное разрушение административно-командной экономической системы не может устранить сразу же те формы экономического поведения и экономической психологии, которые культивировались на протяжении жизни нескольких поколений. Поэтому основное противоречие переходной экономики обусловлено существованием следующих главных препятствий на пути становления рыночной экономики:

1. Господство групповых (клановых) интересов.

2. Российская антикапиталистическая ментальность.

3. Отсутствие доверия к властным структурам.

4. Коррупция и наличие мафиозных группировок.

5. Экономический сепаратизм.

 

Приватизация в России

В переходной экономики одним из основных моментов реформ является приватизация государственной собственности, призванная обеспечить эффективность производства. В России приватизация рассматривалась как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. С этой точки зрения при оценке эффективности приватизации на первый план должен выступать не немедленный экономический эффект, который достигается при изменении формы собственности, а воздействие приватизации на формирование более эффективной, чем прежняя, рыночной хозяйственной системы. Главной целью приватизации было становление новой системы хозяйства и формирование новых институтов, позволяющих существенно увеличить эффективность экономики как в целом, так и на микроуровнях. С 1991 года в России началась апробация схем и методов приватизации. Было предложено несколько методов, уже апробированных в Восточной Европе, включая бесплатную раздачу или продажу по низким ценам коллективам предприятий, продажу с аукционных торгов, акционирование и продажу или распределение акций государством, бесплатную раздачу населению с помощью ваучеров.

 

Первые два года с июня 1992 г., после принятия государственной программы приватизации, предполагалась приватизация по нескольким схемам. Предполагалось начать с приватизации малых предприятий. К 1 мая 1993 г. 13,6% приватизированных предприятий розничной торговли были проданы на аукционе, 36% посредством коммерческих конкурсов, 40,4% было снято в аренду и затем выкуплено служащими и 13,6% превращено в акционерные компании, что также сводилось к выкупу служащими. Такое распределение имущества привело к тому, что служащие выкупили 69,9% всех приватизированных предприятий розничной торговли, что существенно выше доли аутсайдеров (внешних владельцев), и, следовательно имели возможность проводить политику фирм в интересах служащих. Это чревато занижением доли прибыли при росте заработных плат и других социальных выплат коллективу (зарплата в России облагается меньшим налогом чем прибыль).

К концу 1993 г. в России в ходе малой приватизации, начатой в 1992 г, было приватизировано около 70% предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Наиболее активно процесс приватизации проходил в городах Европейской части России. Было приватизировано около 80 000 малых предприятий. Такая активность объяснялась тем, что приватизировали мелкие предприятия местные органы власти, причем доход от приватизации шел в местный бюджет. Скорость приватизации снизилась с 3 500 предприятий в месяц в 1993 г. до 2 000 в месяц в 1994 г. Вызвано это было политическими причинами и тем, что местные власти стали предлагать больше убыточных предприятий. К первому сентябрю 1994 г. общее количество приватизированных предприятий возросло до 106 000.

 

Основной задачей российских реформ все же была приватизация 25 000 крупных и средних промышленных предприятий, которые составляли основу российской экономики. Малая приватизация послужила первой проверкой приватизационных структур. Раздел государственной собственности междуразличными административными уровнями уже произошел, и были узаконены варианты приватизации. Оставалось трансформировать государственные предприятия в акционерные общества, создать спрос на приватизируемую собственность, для чего были выпущены ваучеры, и затем произвести реальную приватизацию.

С самого начала предполагалось крупные и некоторые средние предприятия трансформировать в акционерные общества. Цель акционирования, или коммерциализации, - сделать предприятия независимыми от государственной администрации и определить величину их собственности. Это был способ ужесточить бюджетные ограничения и одновременно предоставить предприятиям большую свободу действий.

Указ об акционировании предписывал всем приватизируемые предприятия преобразовать в акционерные общества открытого типа к 1 ноября 1992 г. После акционирования всеми акциями владело государство в лице Госкомимущества (ГКИ). Совет директоров новообразуемых акционерных обществ должен был состоять из представителей ГКИ, администрации предприятия, рабочих, банкиров. После приватизации совет директоров избирается акционерами, как в любой частной компании.

Как и следовало ожидать, акционирование походило не так быстро. К апрелю 1994 г. около 80% из 20 000 крупных и средних предприятий, намеченных приватизации были превращены в акционерные общества. Для того чтобы провести акционирование, собиралось собрание трудового коллектива и выбирался один из трех вариантов приватизации. К концу 1993 г. 79% коллективов выбрали второй вариант, при котором 51% акций выкупается по низкой цене работающими; около 17% выбрали первый вариант, при котором 25% акций отдается работающим бесплатно; и только 1% коллективов выбрал третий вариант с выкупом директорами. В то же время еще 3% предприятий (включая ранее взятых в аренду) были выкуплены работающими. Рабочие на предприятии (особенно администрация) занимали сильную позицию, и захватили столько собственности, сколько смогли. Но уже в последующие годы представительство работников в собрании акционеров уменьшилось: зачастую работники продавали акции не приносящие прибыль.

Приватизация предприятий проводилась в несколько этапов. На первом этапе собственность предприятий распространялась среди работников, а на втором этапе проводился ваучерный аукцион. Хотя большая часть акций была отдана бесплатно или дешево продана работникам предприятий, ваучерные аукционы стали важным событием в процессе приватизации. Ваучерный процесс завершал процесс приватизации, поднимая частную собственность над 65-процентной отметкой, после чего предприятие могло считаться частным.

Первые ваучерные аукционы были проведены в декабре 1992 г. К июню 1994 г. около 14 000 предприятий было продано на ваучерных аукционах. Недостаток информации об аукционах существенно уменьшил количество аутсайдеров. А это была одна из основных целей ваучерной приватизации, чтобы привлечь не только работников предприятий, но и граждан и юридических лиц не имеющих отношение к приватизируемым предприятиям.

 

В результате приватизации появились десятки миллионов новых собственников, что позволило говорить о восстановлении института частной собственности, существовавшего в России до 1928 г.

Розничная торговля и общественное питание почти полностью перешли в частное владение. В области услуг преобладали также частные компании. В государственном управлении остались предприятия оборонной промышленности, энергетики, железнодорожного транспорта, добывающих отраслей и других отраслей, но уже с другими бюджетными ограничениями нежели раньше.

Впервые постприватизационные годы не последовало многими ожидаемого повышения эффективности производства. Но для того чтобы возникла эффективность нужно проводить целый комплекс мер, направленных на улучшение управления предприятиями, полную спецификацию прав собственности, стабилизацию экономики в целом. Только в этом случае следовало ожидать высокие результаты приватизации уже в среднесрочном периоде, как, например, это произошло в Польше. В Росси же напротив нестабильная политическая среда, нежелание большой части населения проводить либеральные реформы привели к торможению реформ и развертыванию таких негативных процессов переходной экономики, как инфляция, огромное сокращение производства (на 53% в 1997 г. по сравнению с 1990 г.) и безработица. Другим негативным аспектом приватизации стало увеличение коррупции при продаже предприятий. Только за 10 месяцев 1993 г. органы внутренних дел РФ выявили свыше 3,7 тыс. преступлений в сфере приватизации. Положительным эффектом приватизации должно было стать формирование института частной собственности, со всеми правами и обязанностями собственников. Но отсутствие спецификации прав (как в случае с правом собственности на землю) и огромные трансакционные издержки сделали неполноценным этот институт, который можно сравнивать с институтами развитых стран начала века.

Особенности предстоящего периода — в крайней ограниченности выбора целевых направлений конструктивной антикризисной стратегии. Масштабы угроз ближайшего десятилетия и располагаемые ресурсы достаточно жестко определяют параметры и качественное содержание экономического развития, необходимые для преодоления нового обострения системного кризиса. Первое направление — повышение уровня и качества жизни основной массы населения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.