Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный бюджет и его структура. бюджетный дефицит и государственный долг.





Центральным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – основной финансовый план государства, который по материальному содержанию есть централизованный денежный фонд денежных средств, а по социально-экономической сущности – инструмент перераспределения национального дохода. В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, на повышение нормы накопления, регулирования темпов обновления и расширения основного капитала, осуществления антикризисных мероприятий и т. п.

Структура государственного бюджета отражает структуру расходов и доходов государства и при этом имеет свои национальные особенности.

Расходы показывают направления и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности. Во многих странах масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП.



Доходы государственного бюджета формируются в основном за счет налогов, а также займов.

Бюджет принимается законодательной властью и строго обязателен для исполнительной власти. Исполнительная власть не вправе изменить ни направления расходов, ни их объем по статьям бюджета, ни объем расходов по ведомствам. Если надо, исполнительная власть выходит с предложениями в органы законодательной власти и эти предложения могут быть рассмотрены. Со стороны законодательной власти в силу конституционных полномочий осуществляется контроль за расходованием бюджетных средств.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом, %

 

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели - 40-50



Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятием, субсидии сельскому хозяйству, расходы на государственные программы - 10-20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам 10-20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочее - 5-10

Платежи по государственному долгу до 7-10

 

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные сборы, гербовый сбор) 75-85

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора, государственной торговли 5-8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхование от безработицы 10-12

Рассмотрев структуру доходов и расходов госбюджета, можно сформулировать следующие функции бюджета в рыночной экономике:

1. Перераспределение национального дохода и ВВП.

2. Регулирование и стимулирование экономики и инвестиций, повышение эффективности производства;

3. Финансовое обеспечение социальной политики;

4. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью национального хозяйства.

 

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды, которые имеют определенную самостоятельность, отделены от госбюджета и управляются непосредственно центральными властями. К ним относятся фонды социального страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения. Сначала задачей этих фондов было финансирование отдельных целевых мероприятий, но затем функции расширились, они выступают в качестве резервов, к которым прибегает правительство в случае финансовых затруднений. Специальные фонды создаются двумя путями. Один путь – это выделение из бюджета определенных расходов, а другой – формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.



Общая сумма доходов должна покрывать расходные статьи бюджета. В случае, если расходы превышают доходную часть в общей структуре образуется бюджетный дефицит. Образовавшийся остаток доходов правительство может использовать на не предусмотренные планом расходы, осуществлять долгосрочные выплаты по государственному долгу или перенести этот остаток в бюджет следующего периода.

По установившимся международным стандартам бюджетный дефицит не должен превышать 5% ВВП.

Дефицит государственного бюджета может быть покрыт за счет займов, внутренних и внешних, в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов (пенсионного фонда, фонда страхования и т.д.)

В сложных экономических ситуациях используется второй путь погашения дефицита государственного бюджета – эмиссия денег.

Природа дефицита госбюджета различна:

- дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах экономического развития;

- дефицит может возникать в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и т.д.)

- дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее несбалансированность, неэффективность финансово-кредитной системы, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В экономической теории существует несколько подходов к решению проблемы дефицита государственного бюджета.

Первый подход: бюджет должен балансироваться ежегодно. Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим. например, в России обсуждается вариант трехлетнего составления госбюджета.

Второй подход: Госбюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Отсюда следует вывод о том, что бюджет сбалансируется не за 11 год, а в период цикла.

Третий вариант: Государство должно обеспечивать макроэкономическую нестабильность, имея при этом любой дефицит государственного бюджета.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к образованию государственного долга.

Государственный долг – это общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Он может быть внешним и внутренним.

Внешний долг – задолженность гражданам и организациям иностранных государств, внутренний долг – величина задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Наличие государственного долга имеет отрицательные последствия:

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, т.к. значительная часть государственных обязательств находится у наиболее состоятельной части населения.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по госдолгу или их снижения может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать взаймы на рынке капиталов для уплаты процентов по госдолгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

4. Наличие госдолга создает психологическое напряжение в стране, отрицательно воздействуя на деловую активность.

С появлением долга возникает обязанность управлять им.

Под управлением государственного долга понимается совокупность мер государства по выплате доходов, кредиторам и погашению займов, изменению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Цели управления госдолгом. Могут быть экономическими, политическими, социальными и связанными с обеспечением национальной безопасности.

Источником погашения госдолга являются: бюджет, золотовалютные резервы, собственность, новые заимствования.

Основными методами управления госдолгом являются реструктуризация и конверсия.

Реструктуризация означает составление нового, более приемлемого для должника графика выплаты долга, нежели это вытекает из схем кредитных соглашений.

Конверсия представляет собой все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, которые являются менее обременительными для должника.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.