Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция роли государства в рыночной экономике. Посткейнсианские и неоклассические воззрения на экономическую роль государства





Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в ХVII и ХVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости госрегулирования для развития в стране торговли и промышленности. В конце ХVIII в. теоретики либерализма, негативно оценивавшие государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число поклонников, особенно среди класса предпринимателей. До середины ХIХ в. воздействие государства на функционирование системы было незначительным. В дальнейшей эволюции роли государства можно выделить несколько этапов.

Первый этап: вторая половина ХIХ в. – первая мировая война (1914–1918 гг.). В этот период возникли и развивались монополии, участились кризисы перепроизводства, усилилась неравномерность развития основных капиталистических стран. Монополии и государство боролись за сферы влияния и рынки сырья. Воздействие государства на экономику усилилось. С одной стороны, государство стремилось регулировать деятельность монополий, а с другой – учитывало интересы монополий в международной конкуренции.



Однако, в течение этого периода в экономической мысли доминировала классическаямодель рынка, при которой рыночная система по своей природе тяготеет к полному использованию всех ресурсов и полной занятости. К тому же рыночная система способна приспосабливаться к изменению условий и разрешать разного рода потрясения, имеющие, по их мнению, временный характер. Экономика восстанавливается автоматически благодаря действию механизмов, которые возвращают экономику в состояние полной занятости.

Классическая школа отрицала регулирующую роль государства в экономике и придерживалась политики невмешательства государства в экономику.

Второй этап(1918–1945 гг.) характеризовался усилением экономической и социальной роли государства. В период между двумя войнами произошло три экономических кризиса, охвативших большинство стран и вызвавших самое большое за всю историю падение производства и разрегулирование рыночного механизма, что означало «фиаско рынка». Самым разрушительным был кризис 1929–1933 гг. - «великая депрессия». Падение промышленного производства в среднем по всем странам составило 36%. Классическая школа оказалась не в состоянии не только предложить эффективные меры по выходу из глубокого кризиса, но даже объяснить его причины.



После «великой депрессии» многие экономисты пришли к выводу о необходимости новой модели, способной обеспечить решение возникших экономических проблем. В 1936 г. появилась книга английского экономиста Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в которой был предложен совершенно новый способ анализа экономики, получивший название «кейнсианской революции». В основу кейнсианскоймодели легли принципы не стихийного, а государственного макрорегулирования, прежде всего через совокупный спрос. Целями активной государственной политики являются обеспечение стабилизации экономики и продолжений отрицательных последствий спада производства, расширении государственных социальных программ, ликвидации массовой безработицы, оздоровлении финансов и денежного обращения, в частности централизации банков, контроль над ценами и расширении кредита, запрещение вывоза золота, увеличении налогового обложения и др.

Идеи Кейнса доказывали необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В русле этих идей был осуществлен президентом США Ф.Рузвельтом «Новый курс», который вывел страну из глубочайшего кризиса 1929–1933 гг. «Новый курс» представлял систему мер по государственному регулированию: государственное страхование депозитов, контроль над финансовыми рынками, частичное нормирование цен и объемов производства, организацию общественных работ, законы о механизме зарплаты и об обязательном страховании по безработице. Таким образом, Кейнс теоретически, а Ф.Рузвельт практически на примере американской экономики доказали, что с помощью оптимального государственного регулирования ее можно вывести из кризиса. В годы войны во всех воюющих странах резко усилилась роль централизованного управления, применялось государственное планирование и регламентация хозяйственной деятельности.



Третий этап: вторая половина 40-х – конец 70-х гг. В этот период происходило развитие и совершенствование форм и методов государственного регулирования в процессе послевоенной реконструкции экономики и последовавшего затем быстрого экономического роста. В Англии ведущей тенденцией было развитие государственного сектора. Были национализированы электростанции, угольная и газовая промышленность, железнодорожный транспорт, некоторые авиакомпании, Английский банк и черная металлургия. С 1958 г. правительство Шарля де Голля проводило целенаправленную политику фронтального развития практически всех отраслей промышленности в целях обеспечения экономической независимости страны.

В целом период со второй половины 50-х гг. и до конца 60-х характеризовался небывало высокими темпами экономического роста большинства промышленно развитых стран, низким уровнем инфляции и минимальным уровнем безработицы. Циклические колебания в экономике были относительно незначительными. Следует заметить, что вплоть до середины 70-х гг. многие страны с рыночной экономикой руководствовались положениями кейнсианской теории при выработке антикризисных мер для восстановления разрушенного войной хозяйства, реконверсии экономики и стимулирования ее роста. Но вместе с тем, уже начиная с 70-х гг., когда происходили экономические кризисы, кейнсианские методы исчерпали себя. Проблемы стагфляции, расстройство государственных финансов, выразившееся в хроническом дефиците бюджета и росте государственного долга, неэффективность государственных предприятий из-за возросшего административного аппарата оказались трудноразрешимыми в рамках кейнсианской парадигмы.

К тому же во второй половине 70-хх годов против Кейнса и посткейнсианцев вслед за известным австрийским экономистом Хайхеком выступили сторонники современных неоклассических доктрин (теории монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории предложения). Сторонники этих теорий (М. Фридман, Дж. Хикс, Р. Солоу, И. Фишер и др.) возрождают идею классиков о том, что саморегулирующемуся рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным государственное вмешательство. Поэтому, считают они, государственные меры по стимулированию спроса не улучшают состояние экономики, а, наоборот, порождают диспропорции и ухудшают экономическую конъюнктуру.

Четвертый этап: 80-е – 90-е гг. Основная тенденция эволюции роли государства в этот период заключалась в отказе промышленно развитых стран от ортодоксальной кейнсианской доктрины государственного регулирования. Главный упор современные неоклассики делают, в отличие от кейнсианцев, не на принципе эффективного совокупного спроса, а на принцип предложения, на отмену государственного регламентирования и регулирования предпринимательной деятельности.

Непопулярность применения кейнсианских мер создала почву для возрождения либерализма и усиление идей монетаризма, что проявилось в экономической политике администрации Р.Рейгана в США и правительства М.Тэтчер в Великобритании, проводивших политику дерегулирования экономики. В США были снижены ставки федеральных налогов, ограничен рост государственных расходов на социальные программы и ослаблена государственная регламентация предпринимательской деятельности. В Великобритании был денационализирован ряд корпораций, уменьшились государственные капиталовложения в экономику, частным предприятиям было разрешено осуществлять свою деятельность в национализированных отраслях. Идеи монетаризма проявили такие также в Чили, Израиле, а также в России и других постсоциалистических странах.

Таким образом, в рассматриваемые годы усилились монетаристские взгляды. Монетаристы считали, что основным фактором, определяющим физический объем производства и занятости, а также уровень цен, выступает предложение денег. К тому же, для достижения соответствия между спросом на деньги и их предложением необходимо установить монетарное правило, согласно которому предложение денег расширяется в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП, т. е. на уровне где-то 3-5% в год. Монетарное правило, связывая расширение предложения денег с обычным смещением вправо кривой совокупного предложения, гарантирует, что кривая совокупного спроса также сместится вправо. В результате монетаристы сделали ставку на регулирование производства путем изменения денежного предложения методами кредитно-финансовой политики.

Пятый этап.Начало XXI века – современный этап эволюции роли государства. Каждое государство в зависимости от его народнохозяйственных, политических, экономических и социальных задач умело сочетает, пользуется неоклассическими и неокейнсианскими методами, в основе которых лежат две известные модели: классическая и кейнсианская.

Неокейнсианские методы по-прежнему продолжают быть направлены на сглаживание циклических колебаний рыночной конъюнктуры и обеспечение целевых параметров (устойчивые темпы экономического роста, низкая безработица, стабильные цены, равновесие торгового и платежного балансов в течение цикла). К тому же кейнсианские идеи успешно воплощаются в макроэкономике, изучающей национальную экономику как единое агрегированное целое.

Активность неоклассических воззрений в т.ч. монетаристских выступлениях за снижение налогов с предпринимателей, создание других благоприятных финансовых условий для прибыльного бизнеса (снижение бюджетного дефицита, либерализацию ценообразования, ограничение денежной эмиссии), а также за уменьшение денежных расходов на гражданские и социальные нужды, в частности за отмену минимальных гарантированных ставок заработной платы. Преувеличивая роль денег, монетаристы считают, что функции государства в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитования. В целом современный монетаризм – это модернизированная классическая модель, согласно которой рыночная экономика обладает внутренним механизмом автоматического самоналаживания.

На современном этапе эволюции роли государства можно говорить о соперничестве двух мировых направлений современной экономической науки - посткейнсианского неоклассического, которое выражает реальные противоречия двух альтернативных моделей развития капитализма:

с использованием государственного воздействия на экономику;

на основе механизма рыночного саморегулирования.

Каждое из этих направлений при определенных экономических условиях имеет свои достоинства и недостатки.

Среди крупных экономистов Запада нет единства относительно роли государства. Так, если П. Самуэльсон поддерживает концепцию финансирования государством жилищного строительства и продовольственной помощи как способа снижения нищеты, то М. Фридман, напротив, предпочитает обеспечить бедным дополнительный доход, чтобы они решали свои проблемы без вмешательства государства.

По мнению Самуэльсона, побочные последствия (загрязнение окружающей среды, шум самолетов в окрестностях аэродромов) наносят вред здоровью жителей. Находящиеся вне пределов рыночной системы здравоохранение и образование не подпадают под действие закона спроса и предложения. В связи с этим государство должно взять на себя решение этих проблем. Фридман считает, что спрос и предложение – наиболее мощные экономические рычаги и наиболее полезные. Поэтому государство не должно трогать бизнес, а должно дать ему «делать свое дело».

И еще один факт – закон о минимальной заработной плате. По Самуэльсону, этот закон является способом помочь рабочим, находящимся внизу доходной пирамиды. По Фридману, наоборот, этот закон вредит людям, увеличивая безработицу. Логика его рассуждений такова: закон о минимальной заработной плате, повышая стоимость рабочей силы, делает невыгодным для многих фирм делать низкооплачиваемых рабочих, - в результате тех, кто мог бы в других условиях остаться на работе, увольняют.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.