Социальная политика государства и социальная защита населения
В процессе эволюции рыночной экономики возрастает значение социальных функций государства.
Предоставление гражданам социальных и социально-экономических прав служит одним из проявлений прогресса. «Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., провозгласила наряду с политическими и личными правами право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Все это неизбежно усиливает социальные функции государства, заставляет его вырабатывать определенную социальную политику как одно из важнейших направлений деятельности по урегулированию социально-экономических условий жизни общества.
Социальная политика государства – деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, нацеленная на удовлетворение интересов и потребностей граждан.
Основными задачами социальной политики являются:
- повышение благосостояния;
-улучшение условий труда и жизни людей;
- осуществление принципов социальной справедливости.
Отсюда цель социальной политики государства заключается в поддерживании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния всех членов общества, создании социальных гарантий. Социальная политика выдвигает перед экономикой следующие проблемы:
- как удовлетворить социальные потребности людей;
- каким образом обеспечить социально справедливое распределение благ в обществе;
- как обеспечить, чтобы повышение благосостояния людей происходило в соответствии с повышением эффективности общественного воспроизводства;
Основными направлениями социальной политики является:
- гарантирование членами общества минимального дохода;
- поддержание и развитие способностей членов общества, в первую очередь способность к трудовой деятельности;
- обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг.
Общее благосостояние зависит от доходов. Поэтому важное место в социальной политике государства занимает процесс формирования доходов населения и контроль за их расходованием. Доходы– совокупность всех получаемых человеком финансовых средств, расходуемых на оплату материальных благ, необходимых для обеспечения определенного уровня его жизни. Доходы, как правило, – это результат экономической деятельности. Различают номинальные, располагаемые и реальные доходы.
Номинальный доход –все денежные доходы, получаемые семьями: заработки, доходы с недвижимости и имущества, земли, от банковских вкладов, ценных бумаг и т. д., другими словами – количество денег, полученное лицами в течение определенного периода времени.
Располагаемый доход –доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей.
Реальный доход –количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.
Классификация доходов.По источникам получения доходы подразделяются на основные и дополнительные.
Дополнительные доходы –получаемые помимо основного источника денежных и материальных средств. С развитием рыночной экономики возможности получения дополнительных доходов постоянно расширяются. К этой категории доходов относят средства, получаемые по ценным бумагам, лотереям и наследству, в результате сокращения налоговых выплат и т. д.
По формедоходы могут быть денежными (заработная плата, премии, прибыли, пенсии, пособия) и материальными (автомобили, дачи, квартиры, мебель и т. п.).
По видамдоходы делятся на легальные (имеющие юридически оправданную форму) и нелегальные (связанные с понятием неформальной или теневой экономики). К последним относятся доходы от неучтенной налоговой службой хозяйственной деятельности и доходы обще-криминального происхождения.
Доходы населения любой страны всегда дифференцированы. Для измерения степени дифференциации в доходах используют графический показатель, получивший название кривой Лоренца(рис. 10.1).
Данный график отражает взаимозависимость таких двух явлений, как градация населения по группам и распределение доходов между этими группами. При равном распределении доходов данная зависимость имеет вид биссектрисы. Однако практически никогда доходы не распределяются равномерно. Реальная зависимость имеет вид вогнутой кривой. Первые две группы населения имеют относительно небольшую часть от общей суммы доходов. Например, 40% низкооплачиваемой части населения могут реально получать лишь 20% общей суммы доходов. Таким образом, величина отклонения кривой от биссектрисы показывает степень неравенства в распределении доходов. Эту степень принято характеризовать коэффициентом (индексом) Коррадо Джини (1884-1965):
Площадь участка графика ОСЕ
Коэффициент Джини = ---------------------------------------------------------------- .
Площадь треугольника, в котором он расположен
Иначе говоря, следует найти площадь первой фигуры и поделить её на площадь второй. В случае полного равенства коэффициент будет равен 0; в случае полного неравенства он будет равен 1. Чем выше неравенство в распределении доходов, тем значение коэффициента ближе к единице.
Помимо этого показателя для измерения социальной дифференциации используют так называемый децильный коэффициент. Децильный коэффициент - доходный разрыв 10% населения, имеющего наибольший уровень доходов, и 10% населения с наименьшим его уровнем. В развитых странах он обычно составляет от 3 до 6. В России эта цифра значительно выше - более 10.
В западной экономической литературе выдвигают следующие причины неравенства доходов:
1. Люди имеют неодинаковые умственные, физические и эстетические способности (Наличие высших интеллектуальных способностей дает возможность иметь относительно высокооплачиваемую работу, а лица, обладающие сравнительно низким уровнем умственного развития, обречены на низкооплачиваемые работы).
2. Люди имеют различный уровень образования. Чем выше профессиональная подготовка, тем выше оплата труда (Например, В США лица, имеющие начальное образование, получают заработную плату втрое меньшую в сравнении с лицами с высшим образованием).
3. Люди неодинаково наделены собственностью. (Одни граждане имеют мало собственности или вовсе ее не имеют. Другие обладают большим ее объемом (недвижимость, земля и пр.)
Главные причины социального неравенства в России:
- низкий уровень оплаты в бюджетной сфере;
- структурная перестройка в промышленности вела к остановке многих предприятий промышленности, в результате чего уровень доходов соответствующих работников падал и по сей день их уровень доходов остается невысоким;
- доходы работников сферы обращения растут быстрее.
В цивилизованных странах разрабатывается целый ряд программ, рассчитанных на каждую категорию бедных людей. В Соединенных Штатах некоторые программы ориентированы на помощь детям, другие – на помощь пожилым людям, есть категории дополнительных программ – для людей среднего возраста. В большинстве стран правительства пытаются облегчить положение бедного населения не только путем выплаты пособий, но и при помощи разнообразных программ, направленных на повышение трудовой квалификации и переподготовку специалистов, на которых предъявлен спрос на рынке.
Финансовой основой существования всех социальных программ является результат процесса государственного перераспределения доходов в обществе путем проводимой государственной политики выравнивания доходов. Практическая ее реализация связана с решением сложных проблем, так как для успешного проведения социальных мер необходимы немалые средства. Их источник – налоги. Отсюда закономерность: чем выше размер социальных благ, тем жестче должно быть налоговое обложение. Динамично развивающаяся экономика позволяет собирать налоги по относительно льготным ставкам и получать при этом достаточно крупные суммы для социальных целей. Однако в современной России доходность народного хозяйства низка и естественно, что возможности расходования средств на социальные нужды в связи с этим ограничены.
Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальный пакет защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создания системы социального обеспечения нуждающихся. Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения.
Социальная политика предполагает социальную защиту и социальные гарантии.
Социальная защита – меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Она означает:
- воспроизводство квалифицированной рабочей силы;
- наличие условий для реализации способностей трудоспособных членов общества к труду;
-создание новых рабочих мест и поддержку работников, оказавшихся безработными и др.
Социальные гарантии – обязательства общества перед каждым его членом по удовлетворению необходимых потребностей (например, гарантии неприемлемости принудительного труда и др.)
Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспечение». Однако его трактовка самая разная. В США под ним понимаются лишь пенсии по старости. В Великобритании в него включают системы денежных пособий, в Европе это денежные пособия плюс здравоохранение, В России – государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую практику.
Все чаще используется понятие «система социальной поддержки», понимаемое в узком значении как денежные пособия малообеспеченным, которые выплачиваются для борьбы с бедностью. Различают формальную и неформальную социальную поддержку. Первая включает в себя ряд государственных программ социального страхования (система денежных пособий, создаваемую государством на основе взносов) и помощи, нацеленных на определенные группы населения.
Под неформальной понимаются следующие виды: личные приусадебные участки, помощь друзей и родственников.
В различных странах существует различный подход к компенсации потерянного дохода работнику, который оказался временно нетрудоспособным либо потерявшим работу. Полная (100%-ая) компенсация является соответствующий принципу социальной справедливости. Однако в США эта компенсация покрывает лишь от половины до двух треть потерь в доходе. В России в настоящее время существуют определенные программы в виде пособий (пенсия за выслугу лет, пособие по безработице), а также семейные пособия (пособие на рождение ребенка, единое ежемесячное пособие, пособие по уходу за ребенком до 15 мес. (для работающих), пособие по уходу за ребенком до 3 лет, оплата временной нетрудоспособности по болезни, социальная помощь на местном уровне, пособие на жилье).
Социальная сфера финансируется за счет следующих источников: бюджетных (федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет, ресурсы внебюджетного распределения) и внебюджетных (государственные социальные фонды; внебюджетные фонды субъектов РФ; негосударственные социальные фонды; кредитные ресурсы; привлечение средств фирмы и домашних хозяйств).
Соотношение бюджетных и внебюджетных финансовых потоков в каждой отдельной отрасли социальной сферы складывается по-разному. Например, в 1995 г. в системе социальной защиты населения России около 70% финансовых ресурсов формировалось за счет внебюджетных социально-страховых фондов.
Внебюджетные фонды России можно объединить в семь групп: целевые бюджетные фонды; государственные социально-страховые фонды; негосударственные страховые фонды; отраслевые, межотраслевые и специальные фонды; внебюджетные фонды; другие.
Первые три группы являются внебюджетными фондами федерального значения – это государственные социально-страховые фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного страхования и др.)
Достаточно широко используются внебюджетные фонды субъектов РФ. Все большую роль играют территориальные и муниципальные займы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|