Сделай Сам Свою Работу на 5

Цели, методы и направления государственного регулирования экономики. Теория общественного выбора.





Государственное регулирование экономики – система мер законодательного, исполнительного и контрольного характера, осуществляемых государственными правомочными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности производства и удовлетворения потребностей общества:

- обобществление производства как в границах национальной экономики, так и в международном масштабе;

- развитие НТР, требующее громадных трудовых и финансовых ресурсов, которыми не располагают частные предприниматели;

- неспособность рынка решать экологические, социальные проблемы;

- неспособность рынка обеспечить удовлетворение потребностей в общественных товарах.

Отсюда необходимость государственного регулирования обусловлена следующими обстоятельствами. В развитии экономики государство призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму - «фиаско рынка». Известно, что рынок имеет негативные стороны: порождает и не устраняет отрицательные внешние эффекты – «экстерналии» (загрязнение окружающей среды и др.); не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например, рыбных объектов океана; игнорируются потенциально негативные последствия решений и не создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования – общественных благ; не гарантируется право на труд, доход и социальную справедливость; не обеспечивается целенаправленное развитие фундаментальных исследований в науке. Также рыночная система крайне нестабильна.



Государство берет на себя ответственность за создание относительно равных условий для взаимного сотрудничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, за ограничение монополизированного производства. Государству необходимо направлять экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создавать производство общественных благ. Участие государства в экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы. На него ложатся и внешняя политика, регулирование платежного багажа, валютных курсов.



 

В системе методов государственного регулирования экономики центральное место занимают экономические методы, которые включают в себя:

- методы прямого государственного регулирования;

- методы косвенного государственного регулирования.

 

Прямые методы выступают в следующих основных формах:

-целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы);

- государственные закупки;

- функционирование государственного сектора экономики.

 

Косвенные методы проявляются в таких основных формах как:

- денежно-кредитные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм бухгалтерских резервов);

- бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);

- ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);

- внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).

 

В государственном регулировании экономики используются и административные методы, основными формами которых является:

-антимонопольные меры (предупреждения предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);

- введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные);

- определение минимально до допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице



 

Направлениями государственного регулирования экономики являются:

- бюджетное регулирование экономики;

- налоговое регулирование экономики;

- кредитно-денежное регулирование экономики

- государственное антимонопольное регулирование;

- государственные программы регулирования экономики;

-государственное регулирование внешнеэкономических связей.

 

Бюджетное регулирование экономики строится на политике, обеспечивающей сбалансированность бюджета, сокращение государственных и внешних долгов. Бюджетная политика России имеет свою специфику, связанную с особенностями переходной экономики, в частности экономическим кризисом и бюджетным дефицитом. Чтобы ликвидировать дефицит, требуется повысить как его доходы (путем роста производства и ВВП, налоговых и прочих поступлений, доходов от внешней торговли, размещения государственных ценных бумаг среди населения и т.д.), так и сократить его расходы за счет ассигнований на управление, поддержание нерентабельных предприятий, обслуживание государственного долга, мер режима экономии. К сожалению, жесткая финансовая политика порой сопровождается уменьшением расходов, прежде всего на социально-культурную сферу, снижением уровня жизни граждан.

Налоговое регулирование экономики основывается на политике выработки и совершенствования системы налогообложения, определения налоговых ставок и их дифференциации, предоставлении различных налоговых льгот. Государство законодательно закрепляет налоговую систему, ее принципы, структуру и механизм. Особая роль в налоговой системе принадлежит льготам, формы которых многообразны (освобождение от уплаты налогов определенных лиц и категорий плательщиков; понижение налоговых ставок и д.р.)

Понижение налоговых ставок, способствуя росту прибылей, стимулирует инвестирование в производстве. И, наоборот, повышение налогов приводит к противоположным результатам. В России налоговые льготы распространяются на прибыль, которая используется на научно-технические новшества, расширение производства продовольствия, медикаментов проведения природоохранных мер, жилищное строительство, благотворительные цели и т.п. При этом общая сумма налоговых льгот, связанных обычно с социальной политикой, не должна уменьшить сумму налога на прибыль более чем на 50%.

Кредитно-денежное регулирование экономики, осуществляемое Центральным банком страны, направлено на изменение учетной ставки этого банка; изменение норм обязательных резервов, операций на открытом рынке; регулирование ценообразования и денежного обращения; антиинфляционные мероприятия и др.

Изменение учетной ставки Центрального банка направлено на изменение размера банковских ссуд и ход воспроизводственного цикла.

Так, повышение процентной ставки по кредитам в период экономического подъема удорожает его (политика «дорогих денег») и ослабляет «перегрев» экономики. Наоборот, снижение ставки процента по кредитам дает возможность шире использовать дешевый кредит (политика «дешевых денег») для активизации сферы производства и обращения.

Изменение нормы обязательных резервов образуются за счет отчислений коммерческих банков на счета Центрального Банка.

Регулирование ценообразования проявляется как в прямом установлении фиксированных цен на товары и услуги, так и косвенно, через акции и субсидии, означающие снижение цен в форме специальных доплат производителю или потребителю. В отношении цен на экспортные товары применяются освобождение экспортеров от налогов, экспортные субсидии, льготные транспортные тарифы и кредиты. Все это способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Антиинфляционные мероприятия необходимы, когда наблюдается инфляционный всплеск цен, переходящий в гиперинфляцию.

Государственное антимонопольное регулирование и конкуренция направлены на формирование системы механизмов и конкурентной экономики, от которых зависит успех современных рыночных реформ. Ведь отсутствие в стране должной антимонопольной защиты особенно при переходе от централизованной планово-распределительной системы к рыночной в значительной мере способствует гиперинфляции, спаду производства, инвестиционному кризису, оттоку капитала за границу и др. При этом необходимо учитывать особенности монополизма в России, который сформировался не на рыночной основе концентрации и централизации капитала в ходе конкуренции, а сложился в результате огосударствления экономики в условиях командно-административной системы.

Антимонопольное регулирование России направлено на совершенствование антимонопольного законодательства (принятие законов «О естественных монополиях, «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и т.д.)

Следует признать, что опыт антимонопольного регулирования в России еще очень мал, отсутствует должная информация о финансовых результатах работы монополий, чтобы более обосновано устанавливать для них соответствующие цены, тарифы, налоги и другие показатели.

Государственные программы регулирования экономики направлены на осуществление структурной перестройки экономики на основе использования достижений НТП, развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры, поддерживания тех низкорентабельных предприятий, работа которых необходима для функционирования всей экономики. Так, во Франции осуществляется развитие ядерной энергетики, в США – региональная энергетическая программа по освоению бассейна реки Теннеси, в Италии – программа хозяйственного развития Юга. В России реализуется перспективная программа социально-экономического развития страны до 2010г. Следует сказать, что государственные программы регулирования макроэкономики ограничены не только бюджетными средствами, возможностью привлечения государством заемных средств, но и масштабами использования частного капитала, который участвует в их осуществлении лишь тогда, когда ему гарантируются прибыли более высокие, чем при других вариантах инвестирования средств.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей предполагает совокупность мер по регулированию экспорта и импорта товаров и услуг; перемещению капиталов; использованию достижений в области НИОКР, регулированию размеров инвестиций в экономику страны; регулированию рынка труда, миграции специалистов и рабочих и др. Государственное регулирование внешнеэкономических связей в России, начатое во второй половине 80-х гг, основано на политике либерализации внешнеэкономических связей, результатом которой была замена государственной монополии торговли правом предприятий самостоятельно заниматься внешнеторговой деятельностью. К тому же была провозглашена отмена лицензий и квот на большинство товаров, снижены на них таможенные пошлины и др. Обычно в своей внешнеторговой деятельности государство использует как либерализм, так и протекционизм.

Эффективность госрегулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.

Однако государственное регулирование имеет определенные пределы. Они установлены масштабами «провалов» рынка в целом и задачей минимизации транзакционныхиздержек по их устранению. Например, есть товары с высокими транзакционными издержками – некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частным компаниям это не под силу, так как нужны огромные средства на рекламу, на содержание административного аппарата и страховых агентов. Несмотря на высокие транзакционные издержки, государству выгодно взять на себя их финансирование, так как затраты государства в данной области значительно ниже, чем, если бы взяли на себя эту «заботу» частные компании.

Пределы государственного регулирования зависят также от механизмов принятия решений властными структурами, которые описываются теорией общественного выбора.Ключевой вопрос этой теории состоит в том, чтобы понять и предсказать, каким образом лица, принимающие решения, воздействуют на распределение ограниченных ресурсов общества при наличии собственных целей. Теория исходит из предположения о том, что лица, группы и организации, участвующие в принятии государственных решений, стремятся максимизировать свои собственные выгоды. Например, политики дают обещания и принимают решения, добиваясь избрания или переизбрания. Государственные органы и бюрократический аппарат управления стремятся максимизировать свои размеры и власть. При принятии решений учитываются, прежде всего, не интересы массы избирателей, а интересы немногочисленных, но сильных, хорошо информированных и организованных групп и структур, умеющих отстоять свои позиции и оказать давление. В силу этого программы, основанные на соотношении предельных выгод и издержек, могут быть отклонены. И напротив, экономически нерациональные, но дающие нужный эффект программы могут быть приняты.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.