IV. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ
1V.1. Деятел ьн ост ь. Состав деятельности. Ведущая деятельность. Учебная деятельность как ведущая. Действие. Сдвиг мотива на цель и изменение деятельности. Операции. Интериоризация. Индивидуальный стиль деятельности. Управление формированием деятельности. Ориентировочная основа деятельности. Поэтапное формирование умственных действий и типы учения ............. 171
IV.2. Дея тельность и поведение. Факторы, влияющие на социальное поведение человека. Виды. деятельности и поведения. Поведение детей в трудных ситуациях. “Выученная беспомощность” . . .188
1V.3. Потребности. Определения. Классификации потребностей. Трансформация потребности. Уровни и формы познавательной потребности . .................. 183
IV.4. Мотивация. Мотив как предмет деятельности. Ценностные ориентации. Мотив и поведение. Механизмы формирования мотивации. Побуждение. Полимотивированность. Аффективно-детерминированная внутренняя мотивация. Интерес. Интерес-возбуждение как мотив; Мотив и смысл. Мотивационный конфликт . . . . . . . . . .186
IV.5. Мотивация учения. Структура учебных мотивов. Классификация мотивов учения. Развитие внутренней мотивации учения. Мотивация достижения ............... 192
IV.6. Общение. Взаимоотношения и общение. Общение и деятельность. Общественные и межличностные отношения. Социальная роль. Межличностные отношения и тревожность. Интимно-личностное общение. Удовлетворение потребности ребенка в эмоциональном контакте. Гуманные отношения детей. Эмпатический способ общения. Стереотипы в познании человека человеком. Способность проникать во внутренний мир другого человека. Понимание учащимися своих сверстников .. . 195
V. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ V.I. Ц ел и и задачи воспитания. Сущность воспитания. Цели воспитания и образования. Воспитание и обучение. Технология воспитания. Изучение и воспитание ребенка . . . . ... . . 201
V.2. Учение школьника. Определение. Учение как процесс. Научение. Компоненты учебной деятельности. Учебные действия. Предмет учебной деятельности. Предметная структура учебной деятельности. Содержание учебной деятельности. Этапы формирования умственных действий. Характеристики действия. Формы действия. Обобщение действия. Свертывание умственных действий. Умения и навыки. Приемы учебной работы. Перенос приемов учебной деятельности. Перенос знаний. Подражание. Самоконтроль. Самоорганизация учебной деятельности . . . 204
V.3. Обуче ние. Определение. Учение и обучение в широком смысле. Три типа задач обучения. Обучение как творческий процесс. Два главных пути обучения. Структура учебного процесса. Принципы обучения по Л. В. Занкову. Обучение традиционное. Житейский опыт и научные знания в обучении. Эмпирическое и теоретическое знание. Фазы обучения учащихся понятиям. Роль усвоения структуры учебного предмета в обучении. Логико-психологические основы определения содержания учебных предметов. Варианты организации усвоения. Обучение и развитие. Зоны обучения. Развитие личности в процессе обучения. Концепция управления учебным процессом. Самоуправление в обучении. Обучаемость и мотивация . . . . . . . . . . . . . 215
V.4. Методы и приемы обучения. Осознание целей учения.
Схема проведения урока. Способ введения нового научного понятия. Использование образцов в обучении. Необходимо ли повторение? Заучивание. Виды учебных действий в начальной школе. Материализованные формы действий в обучении. Коррекция нарушений структуры мыслительной деятельности. Развитие речи. Научение и подкрепление. Приемы обучения по К. Роджерсу. Развивающе-ролевая форма организации учебного процесса. Формы общения при организации совместного действия. Деловая игра. Игра и обучение ........... 230
V.5. Наглядность в обучении. Сущность наглядности. Наглядность в обучении. Виды учебной наглядности. Функции наглядного материала. Что осознается в наглядном материале? ...... .241
V.6. Проблемное обучение. Проблемные ситуации. Отношение ученика к проблемной ситуации. Правила создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация и задача. Проблемные ситуации в обучении 244
V.7. Обучение решению задач. Учебная задача. Умение ставить учебную задачу. Психологическая сущность процесса решения задач. Эвристики, Два вида обобщения решения задач. Психологические барьеры прошлого опыта. Прием отстранения для преодоления психологического барьера. Формирование культуры решения задач .... 247
V.8.Программированное обучение. Определения и особенности программированного обучения. Алгоритмизация обучения. Обратная связь в обучении ............. 252
V.9. Контроль и оценка в обучении. Организация контроля за процессом усвоения. Опрос как форма учета успешности. Функции оценки. Содержательная оценка. Парциальные оценки. Групповые и индивидуальные нормы оценки. Надо ли сравнивать детей между собой? Вредны ли отметки в начальном обучении? Метод взаимного рецензирования. Метод групповых оценок. Оценочная деятельность школьника в роли учителя. Виды самооценки. Взаимосвязь оценки учителя и самооценки школьника. Ожидания учителя и их следствия. Проявления ожиданий учителя в оценке отстающих школьников. Самооценка школьника и оценка его родителями ............. 255
V.10. Уч ител ь. Передовой и новаторский опыт учителя. Индивидуальный стиль деятельности учителя. Виды стилей деятельности учителя. Уровни результативности деятельности учителя. Личностная центрация учителя. Создание атмосферы психологической поддержки в классе. Виды словесных воздействий учителя на учащихся . . . . . . . . 268
Литература . . .. , . . . . . . . . .. . 274
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|