|
II 1.4. Сознание и самосознание
Сознание. Воспроизведение человеком идеального образа своей деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей можно назвать сознанием (69, с. 9).
Сознание — рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а обществом Ц 44, с. 97—98).
10* 147
Осознание. Осознанием является акт сознания, предмет коТо-" рого — сама деятельность сознания. В основе осознания лежит обобщение собственных психических процессов, приводящее к овладению ими.
Для осознания справедливы следующие законы:
Закон Клапареда (закон осознания): чем больше мы пользуемся каким-либо отношением, тем меньше мы его осознаем. Или иначе: мы осознаем лишь в меру нашего неумения приспособиться. Чем более какое-нибудь отношение употребляется автоматически, тем труднее его осознать.
Закон сдвига или смещения: осознать какую-нибудь операцию — значит перевести ее из плоскости действия в плоскость языка, т. е. воссоздать ее в воображении, чтобы можно было Выразить ее словами (52, с. 209—219).
Самая общая характеристика сознаваемости (сознательности) психических процессов состоит в следующем: 1) человек может осознать то, что воспринимает, то, что он вспоминает, о чем мыслит, к чему внимателен, какую эмоцию испытывает; 2) человек может осознать, что именно он воспринимает, вспоминает, мыслит, чувствует.
Осознаваемость психических процессов не означает ни то, что человек всегда сознает содержимое своего восприятия, мышления, памяти, внимания, ни то, что он всегда сознает себя в этом процессе. Речь идет лишь о том, что человек может осознать себя в этом процессе (231, с. 16).
Поле сознания. Сознание может уменьшаться или увеличиваться, отчасти утрачиваться во сне, полностью утрачиваться при обмороке. Это своеобразное “свечение”, перемещающийся световой зайчик или, лучше сказать, прожектор, луч которого освещает внешнее или внутреннее поле. Его перемещение по этому полю выражается в явлениях внимания. “Поле внимания”, или, что то же самое, “поле сознания”, может быть более узким, более концентрированным, или более широким, рассеянным; оно может быть более устойчивым или менее устойчивым, флуктуирующим.
Содержание поля сознания определяется следующим законом:
актуально сознаваемым является лишь то содержание, которое выступает перед субъектом как предмет, на который непосредственно направлено то или иное -действие. Иначе говоря, для того чтобы воспринимаемое содержание было осознано, нужно, чтобы оно заняло в деятельности субъекта структурное место непосредственной цели действия и таким образом вступило бы в соответствующее отношение к мотиву этой деятельности (144,
С. 25—26, 248).
Сознание, подсознание и сверхсознание. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание).
Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать
148 , •
„ -я
свое знание другому. К сфере подсознания относится все то, чтоЯ когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это — хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает со-. знание от излишней работы и психических перегрузок. К подсо-• знанию относятся и проявления Интуиции, не связанные с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка-.
Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявляется в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Только затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического анализа. Важнейшим средством тренировки и развития сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных и социально престижных целей (до 'определенного возраста), игра обладает той самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется исключительно потребностями познания и приобретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы характеризуются сохранением отдельных черт детскости,
Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью поведения человека наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощущаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной ответственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогнозировать возможные последствия того или иного поступка.
С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, обстоятельствами и т. д. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя—его рефлексирующего сознания—он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок (222, с. 69—79).
Становление морального сознания. Становление морального сознания проходит через три главных уровня по степени осознанности, обобщенности и интериоризованности норм: доморальны” уровень, когда ребенок выполняет установленные правила исходя из эгоистических соображений; конвенциональную мораль, ког-
да поведение ориентировано на внешние нормы и мнения окружающих; автономную мораль — ориентацию на определенную внутреннюю, автономную систему принципов.
Сначала в своем поведении ребенок ориентируется на внешнее начало: он должен вести себя хорошо, чтобы избегать наказаний и получать поощрения, свои поступки он оценивает по их прямым последствиям (плохое наказывается, хорошее поощряется). Постепенно внешняя система правил и норм интериори-зуется: ребенок старается вести себя хорошо уже из потребности в одобрении со стороны значимых для него лиц и в поддержании Определенного порядка. “Хорошее” осознается как то, что одобряют значимые для ребенка другие (родители, учителя и т. д.), а затем — как то, что соответствует определенным правилам. Однако понимание морали как совокупности правил и ожиданий окружающих означает, что источник моральных предписаний все еще мыслится как нечто внешнее, формальное. Эта ориентация не на осознанный принцип, а на внешний авторитет. Отсюда — определенная неустойчивость поведения ребенка, его зависимость от внешних влияний. Только с развитием абстрактного мышления личность обретает осознанные моральные принципы, имеющие общую мировоззренческую основу. В осуществлении этих принципов человек начинает ориентироваться прежде всего на собственную совесть.
Уже Л. С. Выготский связывал развитие морального сознания и самосознания личности с прогрессом абстрактного, понятийного мышления. Новейшие исследования, в частности работы американского психолога Л. Колберга, убедительно доказывают наличие такой связи (114, с. 350—352).
Идеал. Идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения. Иногда это образ, воплощающий наиболее ценные и в этом смысле привлекательные черты,— образ, который служит образцом. Идеалы формируются под особенно большим и непосредственным общественным влиянием. Они в значительной мере определяются идеологией, миросозерцанием (216, с. 637).
Самосознание. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный “образ Я” (114, с. 9).
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
- Самосознание не изначальная данность, присущая человеку,' а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить самые задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем,— это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. Это драгоценное и редкое свойство—мудрость (216, с. 682).
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. Образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с помощью оценок взрослых. Однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о “Я”, и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. Лишь в процессе обобщения этих представлений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.
Всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. Следовательно, осознать себя — это значит осознать себя не только как психофизическое существо, но и прежде всего как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива (13, с. 67—69).
Компоненты самосознания. В самосознании человека можно выделить следующие компоненты.
1. Сознание тождественности, зачатки которого возникают уже в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, “вызываемых внешними предметами.
2. Сознание “Я” как активного начала, как субъекта деятельности. Оно появляется в 2—3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фаза детского негативизма, выражаемая формулой “Я сам...”.
3. Сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.
4. Наконец, социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности (175).
“Я-концепция”. “Я-концепция”— это совокупность всех представлений человека о себе, сопряженная с их оценкой. Установки, направленные на самого себя, составляют:
1) “образ Я”—представление индивида о самом себе;
2) самооценку — эмоционально окрашенную оценку этого пред-
ставления?
3) потенциальную поведенческую реакцию — те конкретные действия, которые могут быть вызваны “образом Я” и самооценкой.
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их “Я-концепции”. Скажем, достижение сорокалетнего возраста одни считают порой расцвета, а другие — началом старения. Рост 170 см одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. Большая часть подобных оценок обусловлена соответствующими стереотипами, бытующими в той или иной социальной среде.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими недостатками, является социально неадекватным (даже если ему это только кажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже только кажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. В этом случае на пути развития позитивной “Я-концепции” могут возникать серьезные затруднения.
Позитивную “Я-концепцию” можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. Синонимами негативной “Я-концепции” становятся негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
“Я-концепция” играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет” интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.
" Человек стремится к достижению максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства дли идеи, вступающие в противоречие с другими его-представлениями, чувствами или идеями, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психо-
152 • '
Щ
логического дискомфорта. Испытывая потребность во внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия.
Если новый опыт, полученный человеком, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена “Я-концепция”. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся “Я-концепции”, то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного- организма. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться с помощью механизмов психологической защиты личности.
У человека существует устойчивая тенденция строить на основе представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию собственного опыта. “Я-концепция” здесь действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер • восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
“Я-концепция” определяет и ожидания человека, т. е. его представления о том, что должно произойти. Так, например, дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах в школе, часто говорят: “Я знаю, что окажусь полным дураком” или “Я знаю, что плохо напишу эту контрольную”. Иногда с помощью таких суждений ребенок просто пытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность. Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете его представлениями о себе (26а, с. 30—46).
В “Я-концепции” запрограммировано, каким должно быть поведение человека. “Я-концепция”— это представление о “Я”, которое может быть верным или неверным, искаженным. Она частично осознана, но частично существует и в бессознательной форме, осознаваясь косвенно, через поведение. “Я-концепция” дает поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его:
если в моем “Я” запрограммировано, что я хороший ученик,то я могу преодолеть все соблазны развлечений, свою слабость и лень для того, чтобы подтвердить свое “Я”. Однако если в моем “Я” жестко записано, что я “беспощадный и сильный”, то мне трудно проявить человечность и великодушие, всякое проявление великодушия и любви я буду рассматривать как слабость, достойную презрения.
Самосознание работает путем постоянного сравнения реального поведения с “Я-концепцией” и тем самым осуществляет регуляцию поведения. Рассогласование между “Я-концепцией” и реальным поведением порождает страдания. Чем значимей черта, запрограммированная в “Я”, тем сильнее переживается рассогласование. Неподкрепление “Я-концепции” настолько мучительно, что человек реагирует на него чувством вины, стыда, обиды, от-
\
вращения, гнева. Если бы воспоминание об этом сохранилось в памяти, то человек был бы обречен на муки, если бы он не мог защищаться против них с помощью механизмов психологической защиты.
Слишком жесткая структура “Я-концепции” вначале кажется силой характера, а на поверку часто становится источником мучительных рассогласований, которые могут довести до болезни. С -другой стороны, слишком слабая “Я-концепция” делает нас бесхарактерными и непригодными для длительных и напряженных усилий по достижению поставленной цели. Люди могут отличаться друг от друга также тем, как они реагируют на рассогласование между “Я-концепцией” и реальным поведением. Те, кто совершенно не способны его выдержать, очень чувствительны к нему, кажутся людьми сильными, а на поверку жизнь ломает их быстро. Их жесткая структура не может “гнуться” и изменяться под влиянием обстоятельств, и в силу нетерпимости к рассогласованию она ломается; личность переживает кризис, иногда необратимый.
В случае комплекса неполноценности, где нарушен процесс сличения между “Я-концепцией” и реальным поведением, эта сЯ-концепция” настолько искажена и деформирована, что достижение согласования невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке личности, то под этим подразумеваем то, что рассогласование настолько сильно, что человек потерял всякую возможность достичь согласия с самим собой (193, с. 76—80).
Хотя понятие “Я” предполагает внутреннее единство и тождественность личности, фактически индивид имеет множество разных “образов Я”.
“Образ Я”— одна из самых важных для личности социальных установок. Все люди испытывают потребность в положительном собразе Я”: отрицательное отношение к себе, неприятие собственного “Я”, каковы бы ни были его истоки и причины, всегда переживаются болезненно. “Образ Я” ассоциируется с такими специфическими чувствами, как гордость или унижение.
Вопрос об истинности “образа Я” правомерен.только относительно когнитивных его компонентов. Знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий (114, с. 64, 69—70).
Самооценка. Наши самооценки — это своеобразные когнитивные схемы, которые обобщают прошлый опыт личности и организуют новую информацию относительно данного аспекта “Я”. Вместе с тем самооценка, особенно если речь идет о способностях и потенциальных возможностях личности, выражает и определенный уровень притязаний. А он зависит от множества условий. Мальчик, хвастливый в отношениях с товарищами, может гораздо скромнее оценивать себя в разговоре с учителем. Иначе говоря, самооценка может быть просто средством самоутверждения, создания у окружающих более благоприятного впечатления о себе.
Неоднозначны и критерии самооценки. Индивид оценивает се-
бя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно (114, с. 55—58, 72).
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Усвоение новых оценок может изменять значение усвоенных прежде. Например, школьник, успешно сдающий экзамены, считает себя способным учеником. Он горд и доволен собой, поскольку это признается другими: его успехи вызывают положительные реакции учителей, встречают поддержку в семье и вообще имеют благоприятный социальный резонанс. Однако эта позитивная самооценка может оказаться поколебленной в результате срыва на экзаменах или в случае, если в кругу сверстников ценность успеваемости будет вытеснена на второй план каким-нибудь другим ценностным ориентиром, скажем, спортивными достижениями. Кроме того, по мере взросления способный школьник может обнаружить, что успехи в учебе сами по себе еще не приносят счастья и не являются гарантией успеха в других жизненных ситуациях. В этом случае общая самооценка может снизиться, но в целом оставаться позитивной.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального “Я” с образом идеального “Я”, т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный “образ Я”, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, свя- д зан с интериоризацией социальных реакций на данного человека. „;| Иными словами, человек склонен оценивать себя так, как, по его ?| мнению, его оценивают другие. Наконец, еще один взгляд на j| природу и формирование самооценки заключается в том, что человек оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал
определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом “вписаться” в структуру общества.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер (26а, с. 35—37).
Особенности самооценки школьника. Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.
Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Следует обратить внимание на то, что учитель, организуя учебно-воспитательную работу, соотносит обычно достигаемые детьми результаты преимущественно с их умственными способностями, .не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о характере и уровне реализации своих возможностей в различных учебных ситуациях. Между тем от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других важнейших моментов учебной деятельности, в которых выражаются уже не умственные способности сами по себе, а личностный фактор, влия-/'"ющий на процесс усвоения знаний (150, с. 135—136; 26а, с. 26—
27).
О возможностях изменения самооценки ребенка. Исследования по изменению внутренних установок показали, что чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании “Я-кон-цепции” ребенка. Если родители постоянно напоминают сыну о его безответственности, то, вероятнее всего, он так и будет
^"у
воспринимать себя. В конце концов, кто лучше родителей знает его характер? Подобным же образом ребенок будет высоко оценивать свои способности, если услышит о них лестный отзыв учителя.
Важно отметить, что люди с высокой самооценкой в большин-. стве случае воспринимают и оценивают свой опыт таким образом, что это помогает им сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения “Я-концепции”. Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других, если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка.
Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженный уровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений. Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка, стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь “высокую должность”, которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может оказаться неожиданно негативной. Например, он может сказать себе: “Должно быть, я совсем „неспособный, раз учитель все время старается внушить мне обратное” или “Почему меня, такого толстого, назначил? капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились, какой я безнадежно тупой”.
Не существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения — ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе (26а, с. 45—46, 244). ;.
111.5. Нравственное развитие
Нравственная саморегуляция. Поведение в соответствии с ] £ нравственной нормой должно восприниматься человеком как един-| ственно для него возможное, выражающее саму сущность его лич-„, ности, его “Я”. Именно такое поведение позволяет ему сохранить f положительное отношение к себе, общее эмоциональное благополучие.
; Нравственная саморегуляция поведения может быть как преднамеренной, произвольной, так и непосредственной, непроизвольной. При произвольной саморегуляции человек сознательно при-
нимает решение действовать в соответствии с моральными требованиями и, контролируя свое поведение, выполняет это намерение даже в тех случаях, когда оно противоречит его непосредственным желаниям. При непроизвольной саморегуляции человек поступает нравственно потому, что иначе он просто поступить не может. Моральные мотивы поведения у него непосредственно более сильны, чем все остальные побуждения. Непроизвольное нравственное поведение наиболее отвечает условиям повседневной жизни, которые часто требуют немедленных поступков.
Непроизвольная саморегуляция формируется в основном двумя путями. Во-первых, в процессе стихийного накопления нравственного опыта. В этом случае дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определенные формы поведения, т. е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Подлинный моральный смысл этих прявычек осознается ими значительно позже. Этот путь, посредством которого закрепляются, главным образом, элементарные правила и нормы, создает почву для усвоения более сложных моральных требований, которое осуществляется уже по второму пути: первоначально произвольно, под личным контролем, вопреки другим желаниям, а затем — непосредственно. Именно на этом этапе, когда сознательно усвоенные нравственные принципы, обогащаясь соответствующими переживаниями, становятся мотивами поведения, происходит становление нравственной саморегуляции в собственном смысле слова (205, с. 3—5).
Преодоление разрыва между моральными знаниями и поведением. Существенным недостатком, часто встречающимся в практике воспитания, является неучет такого момента, как необходимость при обучении детей моральным знаниям исходить прежде всего из их собственного опыта, создавая .при этом условия для супражнения” в поведении, соответствующем определенной норме, качеству. В предъявлении детям нравственных знаний часто отсутствует какая-либо система, они даются фрагментарно, от случая к случаю.
Эти и другие недостатки в нравственном воспитании школьника приводят к разрыву между его моральными знаниями и моральным поведением. Для ликвидации разрыва необходимо, во-первых, соблюдать такое соотношение между нравственным опытом ребенка и предъявляемыми ему готовыми моральными знаниями, когда этот опыт делает возможным применение данного знания в поведении; во-вторых, ставить перед детьми специальные задачи по вычленению общего нравственного содержания различных поступков и выражению его в словесной форме; в-третьих, побуждать детей ставить перед собой нравственные вопросы и помогать им находить на них ответы; в-четвертых, вооружать детей специальными средствами, требующимися для применения' нравственных знаний и воплощения нравственных побуждений в пЬведенин, т. е. обучить детей соответствующим формам нравст-
158 .
венного поведения; и, наконец, в-пятых, постоянно оценивать повУ
дение детей с точки зрения тех норм, которыми они хотят овладеть.
Подчеркнем, что попытка внедрить в сознание школьника такие моральные принципы, которые в силу своей отвлеченности превосходят его теоретические возможности, не только бесполезна, в, но и вредна, так как ведет к формальному усвоению нрав-I ственных принципов. О последствиях этого предупреждал еще 1 К. Д. Ушинский: “Если вы хотите сделать дитя негодяем, то при-' учите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния” (205, с. 7—9). ' .
Эмпатия и нравственное развитие детей. Эмпатия — способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Человек может испытывать переживания того же качества или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного.
Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль . в нравственном развитии ребенка.
Нравственный смысл поступка человека оценивается прежде всего по его мотиву, а не по внешней форме поступка. Люди могут поступать нравственно, чтобы добиться одобрения окружающих, и мотив такого поведения носит эгоистический характер.
С возрастом способность ребенка переживать за другого развивается и переключается с реакции на физический ущерб другого человека на реакцию на его чувства и далее — реакцию на жизненную ситуацию в целом.
В младшем школьном возрасте наряду с развивающимся чувством “Я” у ребенка складывается представление о “Я” других людей, отличном от его собственного. В этот период важно научить ребенка учитывать интересы других, их потребности, представленные в переживаниях.
Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого очень важно, чтобы воспитатель был сам эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь.
Сочувствие как устойчивое свойство побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в основе этого свойства лежит нравственная потребность в благополучии других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития эмпатия сама становится источником нравственного развития.
Формирование непроизвольной нравственной мотивации через эмпатию возможно и при перевоспитании ребенка. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость чело-
века, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива:
он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия (55, с. 108—114).
Отношение к труду и нравственное развитие детей. Как преломляются^ в сознании детей требования к их нравственной сфере, связанные со специфическим для процесса учения в школе отношением к труду?
С первых же дней обучения школьники узнают от учителя О том, что нельзя пользоваться подсказкой и самому подсказы- . вать, что нельзя списывать у других и давать им списывать и т. п. Какими бы на-первый взгляд незначительными для нравственного строя формирующейся личности ни казались коллизии, связанные с этим правилом, в действительности за ними скрыта проблема большого масштаба, на которую указывает нравственный принцип: жить собственным трудом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|