Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование тактильных и осязательных образов при глубоких нарушениях зрения





Тактильные образы объектов представляют из себя отражение це­лого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком: прикос­новение, давление, температура, боль. Они возникают в результате со­прикосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло и холод, характерные для объекта. В основе их лежит деятельность кожно-механического анализатора, осуществляющего пассивное осязание. Однако пока осязательные раздражения действуют на тело, находящееся в покое, локализация их отличается крайней неопределенностью, а об­раз - глобальностью.

Исследования Чермака, А.Штерна, О.Герттнера, Т.П.Недлера, В.И.Сурова и др. выявили более низкие пространственные пороги у слепых по сравнению со зрячими. В то же время Т.Геллер, А.Крогиус не обнаружили снижения порогов, а Грисбах, М.Кунц и А.В.Бирилев получили материалы более высоких порогов пространственной чувствительности слепых.

М.И.Земцова отметила, что у обучающихся чтению и письму по Брайлю также имеет место более высокая пространственная различитель­ная чувствительность.



А.Г.Литвак объясняет такое разночтение тем, что эти ученые счи­тали, что тактильная чувствительность дает слепым принципиально иные знания о мире, нежели зрячим зрение.

Ю.А.Кулагиным сравнивались пороги пространственной чувствительности у учащихся школы слепых в условиях пассивного и активно­го осязания. При активном осязании пороги оказались резко снижен­ными; при пассивном же прикосновении обнаружен рост порогов с уве­личением возраста слепых испытуемых, что не имеет места при актив­ном осязании.

Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. Некоторые тифлопсихологи считали осязание единственной модальностью восприятия, которая дает незрячему реальные знания (Ф.Цех,1913). По своему познавательному значению оно сравнимо лини. со зрением (Б.Г.Ананьев).

Тифлопсихологические исследования осязания М.И.Зсмцовой, Ю.А.Кулагина, Л.И.Солнцевой, В.М.Воронина, Р.Б.Каффеманаса пока­зали, что осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельно­сти слепой больше использует тактильную чувствительность, что создает эффект сенсибилизации. Безусловно, такое повышение чувствительнос­ти связано с теми участками кожи, которые более активно участвуют в деятельности. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефно-точечного шрифта Брайля.



Различаются по уровню чувствительности правая и левая руки слепого. Так, пассивное осязание правой руки, принимающей более актив­ное участие в учебной и трудовой деятельности, приводит к огрубению кожи пальцев и тем самым к снижению чувствительности. Целый ряд профессий, связанных с использованием шероховатых и действующих ранимо на кожу рук объектов труда, противопоказаны слепым, так как длительная работа в таких условиях повышает пороги чувствительности и затрудняет чтение и письмо по Брайлю.

Кожная чувствительность изменяется также под воздействием силь­ных температурных и механических раздражений, под влиянием алко­голя и наркотиков. У слепых развивается также температурная и боле­вая чувствительность, способность более тонко их дифференцировать. Таким образом, тренировка и самоанализ являются важными условиями развития пассивного осязания. Однако наибольшее значение в жизни лиц с нарушением зрения имеет активное осязание.

В тифлопсихологии существовало несколько классификаций осяза­ния: разделялись одномоментное и последовательное формирование ося­зательного образа восприятия (Т.Геллер, 1895). Л.Кац (1925) придавал большое значение движению руки в осязании, а уже А.Д.Крогиус (1926) выдвинул принятую в настоящее время классификацию, включающую два вида осязания - активное и пассивное. Г.Ревеш (1938) рассматривал эти два вида как статическое и динамическое. Он противопоставил одномоментное симультанное восприятие последовательному, сукцессивному осязанию. Первостепенная роль в познании отводится ак­тивному осязанию.



В современной отечественной общей психологии развиваются идеи И.М.Сеченова. Б.М.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, В.П.Зинченко показаны сравнительные возможности активного и пассивного осязания. В рас­крытии механизма осязательного восприятия огромное значение имели работы Л.М.Веккера и Б.Ф.Ломова, выделивших «переходный» вид ося­зания, когда рука неподвижна, а предмет движется по ней. В этих рабо­тах нет противопоставления осязания зрению.

Разделение «осязательных пространств» на узкое и широкое связа­но с попыткой показать возможность симультанного характера осязатель­ного восприятия, уподобив его зрительному. «Узкое» осязательное про­странство, охватываемое кистями двух рук, в котором помещается пред­мет, обеспечивает якобы одновременность отражения пространственных признаков и формы предмета; «широкое» осязательное пространство (в пределах досягаемости рук) такой возможности не дает (Т.Геллер, 1895; В.Штейнберг, 1920; К.Бюрклен, 1924; Д.И.Зоричев, 1950 и др.).

Однако одномоментность представляет собой пассивное осязание, которое не дает четкость отражения формы предмета с ее особенностя­ми и деталями. Зоны узкого и широкого осязательного пространства могут быть использованы при обучении ориентации слепого на основе осязания (В.С.Сверлов).

В процессе активного осязания большое значение приобретает ки­нестетическая чувствительность. Осязательный образ формируется на ос­нове синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Тактиль­ные рецепторы осуществляют фильтрацию раздражений и ограничение афферентного потока.

Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей, проведен­ное Р.Б.Каффеманасом1, показывает значительное превосходство слабо­видящих детей над нормально развивающимися сверстниками в продук­тивности осязательного восприятия, особенно в младшем школьном воз­расте. При этом большая результативность осязательного восприятия имела место у детей с меньшим остаточным зрением, которым чаще приходится использовать осязание в своей практической деятельнос­ти. Р.Б.Каффеманасом выявлены два способа перцептивной-деятель­ности: а) синхронность движений пальцев обеих рук и б) двигатель­ная пассивность. Для слабовидящих характерен более высокий уро­вень последовательности перцептивных действий, в отличие от хао­тичности осязательных движений, часто наблюдающейся у нормаль­но видящего.

Исследование В.С.Изотовой особенностей формирования представ­лений о неживой природе у слепых старших дошкольников на основе осязания показал, что дошкольники проходят длительный путь разви­тия предметных представлений. Ею отмечается более замедленный темп формирования осязательных представлений, слабое владение предметны­ми действиями, неумение выделить с помощью осязания признаков вос­принимаемых объектов и обозначить их точным словом. При наличии остаточного зрения они опираются лишь на него, не используя осязательно-двигательно-слуховой тип восприятия. Дифференциация объек­тов и выделение их физических свойств очень неустойчивы, а образы фрагментарны, легко разрушаются и не адекватно отражают свойства вос­принимаемых объектов.

Н.С.Царик при изучении конкретизации представлений о живой при­роде у слепых детей младшего школьного возраста показала с большой четкостью трудности осязательного восприятия, отсутствие умений ося­зательного обследования, наблюдения и необходимость развития тактильно - кинестезических восприятий.

В представлениях о передвижении живых объектов, об их внешнем

виде, строении тела отмечались грубые ошибки. Описание таких домаш­них животных и птиц, как кошка, кролик, курица, выявили их очень обобщенные, глобальные представления как о живом существе. Напри­мер: «У курицы ушей нет. Голова, сам и все. Четыре ноги. У каждого животного четыре ноги. Курица только бегает». Такие факты свидетель­ствуют в первую очередь об отсутствии собственных конкретных чув­ственно-осязательных представлений. Очень часто дети правильно на­зывали животное лишь по слуховым восприятиям, но это еще не гово­рит о наличии у них отчетливых и правильных представлений о живот­ном в целом.

Н.С.Царик отмечает, что пробелы в представлениях слепых млад­ших школьников о живой природе объясняется не только слепотой и глубокими нарушениями зрения, препятствующими дистантному восп­риятию, но, главным образом, связаны с приемами и методами обуче­ния и воспитания, их пассивно созерцательным характером.

Организованная ею практическая деятельность по ознакомлению с живой природой на основе обучения средствами осязательного обследо­вания, использования кинестетической чувствительности и восприятий других сохранных модальностей показывает возможность и способность слепых детей овладеть и объективно отражать реальные качества живых объектов.

Мышечно-двигательная чувствительность является не только важ­ным компонентом в осязании, но и в процессе пространственного ориентирования. Б.Г.Ананьев, Э.М.Айрапетянц, А.С.Батуев, А.А.Люблинская считают двигательный анализатор главным в процессе пространственного анализа. Главенствующую роль двигательного анализатора в отражении пространственных свойств окружающей среды отметил И.М.Сеченов, показав, что на мышечном чувстве, являющемся дробным анализатором пространства, основано восприятие пространства.

Двигательный анализатор и система представлений о различных движениях и их комплексах лежит в основе умений слепых точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой и бытовой деятельности. Они отражают скорость, точность переме­щения тела в пространстве, такие его признаки, как расстояние и направление, временные - длительность и скорость, механические свойства объектов - твердость, упругость, вес. С помощью двигатель­ного анализатора можно выполнять измерение предмета, используя в качестве мерок части своего тела, он служит также механизмом свя­зи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ори­ентировке в пространстве.

Отсутствие зрительного контроля и контроль на основе проприоцептивной чувствительности приводит к тому, что слепые и слабовидящие школьники уступают зрячим в развитии точности движения, в оценке движений и по степени мышечных напряжений. Возрастная динамика точности движений у слепых и слабовидящих школьников тесно связа­на с их морфо-функциональными особенностями и развитием способ­ности анализировать восприятия, идущие от собственного тела.

Совершенствование точности движения и овладение навыками кон­троля и самоконтроля осуществляется в процессе более длительной тре­нировки и включения в нее высших познавательных процессов, разви­тия навыков анализа своих проприоцептивных восприятий. У слепых ра­бота двигательного анализатора в процессе трудовой деятельности дос­тигает большой точности и дифференцированное™; происходит автома­тизация двигательных актов, что позволяет им достигать значительных успехов в ряде деятельностей (машинистка, музыкант и т.д.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.