Формирование тактильных и осязательных образов при глубоких нарушениях зрения
Тактильные образы объектов представляют из себя отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком: прикосновение, давление, температура, боль. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло и холод, характерные для объекта. В основе их лежит деятельность кожно-механического анализатора, осуществляющего пассивное осязание. Однако пока осязательные раздражения действуют на тело, находящееся в покое, локализация их отличается крайней неопределенностью, а образ - глобальностью.
Исследования Чермака, А.Штерна, О.Герттнера, Т.П.Недлера, В.И.Сурова и др. выявили более низкие пространственные пороги у слепых по сравнению со зрячими. В то же время Т.Геллер, А.Крогиус не обнаружили снижения порогов, а Грисбах, М.Кунц и А.В.Бирилев получили материалы более высоких порогов пространственной чувствительности слепых.
М.И.Земцова отметила, что у обучающихся чтению и письму по Брайлю также имеет место более высокая пространственная различительная чувствительность.
А.Г.Литвак объясняет такое разночтение тем, что эти ученые считали, что тактильная чувствительность дает слепым принципиально иные знания о мире, нежели зрячим зрение.
Ю.А.Кулагиным сравнивались пороги пространственной чувствительности у учащихся школы слепых в условиях пассивного и активного осязания. При активном осязании пороги оказались резко сниженными; при пассивном же прикосновении обнаружен рост порогов с увеличением возраста слепых испытуемых, что не имеет места при активном осязании.
Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. Некоторые тифлопсихологи считали осязание единственной модальностью восприятия, которая дает незрячему реальные знания (Ф.Цех,1913). По своему познавательному значению оно сравнимо лини. со зрением (Б.Г.Ананьев).
Тифлопсихологические исследования осязания М.И.Зсмцовой, Ю.А.Кулагина, Л.И.Солнцевой, В.М.Воронина, Р.Б.Каффеманаса показали, что осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения. В процессе учебной и трудовой деятельности слепой больше использует тактильную чувствительность, что создает эффект сенсибилизации. Безусловно, такое повышение чувствительности связано с теми участками кожи, которые более активно участвуют в деятельности. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефно-точечного шрифта Брайля.
Различаются по уровню чувствительности правая и левая руки слепого. Так, пассивное осязание правой руки, принимающей более активное участие в учебной и трудовой деятельности, приводит к огрубению кожи пальцев и тем самым к снижению чувствительности. Целый ряд профессий, связанных с использованием шероховатых и действующих ранимо на кожу рук объектов труда, противопоказаны слепым, так как длительная работа в таких условиях повышает пороги чувствительности и затрудняет чтение и письмо по Брайлю.
Кожная чувствительность изменяется также под воздействием сильных температурных и механических раздражений, под влиянием алкоголя и наркотиков. У слепых развивается также температурная и болевая чувствительность, способность более тонко их дифференцировать. Таким образом, тренировка и самоанализ являются важными условиями развития пассивного осязания. Однако наибольшее значение в жизни лиц с нарушением зрения имеет активное осязание.
В тифлопсихологии существовало несколько классификаций осязания: разделялись одномоментное и последовательное формирование осязательного образа восприятия (Т.Геллер, 1895). Л.Кац (1925) придавал большое значение движению руки в осязании, а уже А.Д.Крогиус (1926) выдвинул принятую в настоящее время классификацию, включающую два вида осязания - активное и пассивное. Г.Ревеш (1938) рассматривал эти два вида как статическое и динамическое. Он противопоставил одномоментное симультанное восприятие последовательному, сукцессивному осязанию. Первостепенная роль в познании отводится активному осязанию.
В современной отечественной общей психологии развиваются идеи И.М.Сеченова. Б.М.Ананьевым, А.Н.Леонтьевым, В.П.Зинченко показаны сравнительные возможности активного и пассивного осязания. В раскрытии механизма осязательного восприятия огромное значение имели работы Л.М.Веккера и Б.Ф.Ломова, выделивших «переходный» вид осязания, когда рука неподвижна, а предмет движется по ней. В этих работах нет противопоставления осязания зрению.
Разделение «осязательных пространств» на узкое и широкое связано с попыткой показать возможность симультанного характера осязательного восприятия, уподобив его зрительному. «Узкое» осязательное пространство, охватываемое кистями двух рук, в котором помещается предмет, обеспечивает якобы одновременность отражения пространственных признаков и формы предмета; «широкое» осязательное пространство (в пределах досягаемости рук) такой возможности не дает (Т.Геллер, 1895; В.Штейнберг, 1920; К.Бюрклен, 1924; Д.И.Зоричев, 1950 и др.).
Однако одномоментность представляет собой пассивное осязание, которое не дает четкость отражения формы предмета с ее особенностями и деталями. Зоны узкого и широкого осязательного пространства могут быть использованы при обучении ориентации слепого на основе осязания (В.С.Сверлов).
В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов. Тактильные рецепторы осуществляют фильтрацию раздражений и ограничение афферентного потока.
Изучение осязательного восприятия слабовидящих детей, проведенное Р.Б.Каффеманасом1, показывает значительное превосходство слабовидящих детей над нормально развивающимися сверстниками в продуктивности осязательного восприятия, особенно в младшем школьном возрасте. При этом большая результативность осязательного восприятия имела место у детей с меньшим остаточным зрением, которым чаще приходится использовать осязание в своей практической деятельности. Р.Б.Каффеманасом выявлены два способа перцептивной-деятельности: а) синхронность движений пальцев обеих рук и б) двигательная пассивность. Для слабовидящих характерен более высокий уровень последовательности перцептивных действий, в отличие от хаотичности осязательных движений, часто наблюдающейся у нормально видящего.
Исследование В.С.Изотовой особенностей формирования представлений о неживой природе у слепых старших дошкольников на основе осязания показал, что дошкольники проходят длительный путь развития предметных представлений. Ею отмечается более замедленный темп формирования осязательных представлений, слабое владение предметными действиями, неумение выделить с помощью осязания признаков воспринимаемых объектов и обозначить их точным словом. При наличии остаточного зрения они опираются лишь на него, не используя осязательно-двигательно-слуховой тип восприятия. Дифференциация объектов и выделение их физических свойств очень неустойчивы, а образы фрагментарны, легко разрушаются и не адекватно отражают свойства воспринимаемых объектов.
Н.С.Царик при изучении конкретизации представлений о живой природе у слепых детей младшего школьного возраста показала с большой четкостью трудности осязательного восприятия, отсутствие умений осязательного обследования, наблюдения и необходимость развития тактильно - кинестезических восприятий.
В представлениях о передвижении живых объектов, об их внешнем
виде, строении тела отмечались грубые ошибки. Описание таких домашних животных и птиц, как кошка, кролик, курица, выявили их очень обобщенные, глобальные представления как о живом существе. Например: «У курицы ушей нет. Голова, сам и все. Четыре ноги. У каждого животного четыре ноги. Курица только бегает». Такие факты свидетельствуют в первую очередь об отсутствии собственных конкретных чувственно-осязательных представлений. Очень часто дети правильно называли животное лишь по слуховым восприятиям, но это еще не говорит о наличии у них отчетливых и правильных представлений о животном в целом.
Н.С.Царик отмечает, что пробелы в представлениях слепых младших школьников о живой природе объясняется не только слепотой и глубокими нарушениями зрения, препятствующими дистантному восприятию, но, главным образом, связаны с приемами и методами обучения и воспитания, их пассивно созерцательным характером.
Организованная ею практическая деятельность по ознакомлению с живой природой на основе обучения средствами осязательного обследования, использования кинестетической чувствительности и восприятий других сохранных модальностей показывает возможность и способность слепых детей овладеть и объективно отражать реальные качества живых объектов.
Мышечно-двигательная чувствительность является не только важным компонентом в осязании, но и в процессе пространственного ориентирования. Б.Г.Ананьев, Э.М.Айрапетянц, А.С.Батуев, А.А.Люблинская считают двигательный анализатор главным в процессе пространственного анализа. Главенствующую роль двигательного анализатора в отражении пространственных свойств окружающей среды отметил И.М.Сеченов, показав, что на мышечном чувстве, являющемся дробным анализатором пространства, основано восприятие пространства.
Двигательный анализатор и система представлений о различных движениях и их комплексах лежит в основе умений слепых точно, экономично и правильно выполнять движения в учебной, трудовой и бытовой деятельности. Они отражают скорость, точность перемещения тела в пространстве, такие его признаки, как расстояние и направление, временные - длительность и скорость, механические свойства объектов - твердость, упругость, вес. С помощью двигательного анализатора можно выполнять измерение предмета, используя в качестве мерок части своего тела, он служит также механизмом связи между всеми анализаторами внешней и внутренней среды при ориентировке в пространстве.
Отсутствие зрительного контроля и контроль на основе проприоцептивной чувствительности приводит к тому, что слепые и слабовидящие школьники уступают зрячим в развитии точности движения, в оценке движений и по степени мышечных напряжений. Возрастная динамика точности движений у слепых и слабовидящих школьников тесно связана с их морфо-функциональными особенностями и развитием способности анализировать восприятия, идущие от собственного тела.
Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляется в процессе более длительной тренировки и включения в нее высших познавательных процессов, развития навыков анализа своих проприоцептивных восприятий. У слепых работа двигательного анализатора в процессе трудовой деятельности достигает большой точности и дифференцированное™; происходит автоматизация двигательных актов, что позволяет им достигать значительных успехов в ряде деятельностей (машинистка, музыкант и т.д.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|