|
Особенности зрительного восприятия детей с нарушениями зрения
Зрительные образы, как и любые психические образы, многомерны, сложны и включают три уровня отражения: сенсорно-перцептивный, уровень представлений и вербально-логический (Б.Ф.Ломов, 1985; В.А.Пономаренко, 1986). Они играют важную роль в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы, в формировании многих умений и навыков. У детей с нарушением зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы. Для них характерны также ригидность и малоподвижность, стереотипность сформировавшихся образов. Нарушение зрения накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образов. Так, для зрительного восприятия, как и для восприятия любой модальности, свойственна избирательность т.е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка. При остаточном зрении и слабовидении, когда зрительные стимулы неточно отражаются нарушенной зрительной системой, ослабляется интерес к окружающему, снижается общая активность и, как результат, избирательность восприятия.
Предметность восприятия - основной результат процесса восприятия, определяет отражение целостности объекта, его структурности, свидетельствует об осмысленности восприятия.
Обёдненность информации вследствие патологии зрительной системы у частичновидящих и слабовидящих обусловливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обёдненность. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего. Нарушение целостности определяет трудности формирования структуры образа, иерархии признаков объекта.
Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна константность, т.е. способность узнавать объект вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенности, т.е. от условий восприятия. Для слабовидящих и частичновидящих зона константного восприятия сужается в зависимости от степени поражения зрения.
Важным свойством восприятия является обобщенность восприятия, т.е. умение абстрагироваться от случайных, несущественных признаков объекта, выделение существенных его качеств и отнесение к определенному классу объектов. Это свойство выступает в единстве с мыслительными операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Трудности выделения существенных качеств, отсутствие целостности зрительного образа, его фрагментарность и неполнота определяют низкий уровень обобщенности образов при глубоких нарушениях зрения. Таким образом, отсутствие в системе полисенсорного отражения внешнего мира зрительных образов или их глобальность, бедность, неточность, нечеткость, огрубленность, недостаточная целостность сказываются на характере представлений об окружающем мире слепых и слабовидящих детей. Это связано также с недостаточно развитыми формами и средствами обследования внешних объектов. Тем более, что при нарушениях зрения, особенно, когда имеется остаточное зрение или глубокое слабовидение, необходимо обладать целым рядом специфических навыков и способов сочетания средств бисенсорного восприятия.
Именно взаимодействие или совместное действие двух сенсорных систем (осязания и зрения) при восприятии объектов внешнего мира усугубляют трудности образования единого реального образа, обладающего свойствами, отражающими как зрительные, так и осязательные качества, при создании единого, целостного образа, синтеза качеств, получаемых разными сенсорными системами.
Поскольку каждый анализатор, входя в сенсорную систему, несет на себе влияние деятельности всей системы, то нарушения зрения изменяет их взаимодействие и межанализаторные связи.
При слабовидении и слепоте с остаточным зрением страдает также скорость и правильность зрительного восприятия, что непосредственно связано со снижением остроты зрения. Скорость и точность не являются постоянными: так, увеличение угла зрения ведет к увеличению скорости восприятия. В меньшей степени это относится к тяжелым заболеваниям глаз (пигментная дегенерация сетчатки, желтого пятна и т.д.).
Нарушения бинокулярного зрения приводят к пространственной слепоте, нарушению восприятия перспективы и глубины пространства (Л.И.Плаксина), при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности.
Таким образом, нарушение зрительной системы в разных ее отделах приводит к изменениям и специфичности образов восприятия слепых с остаточным зрением и слабовидящих (Л.П.Григорьева)1.
При слабовидении по сравнению с нормально видящими изменяется процесс образования образа, нарушается симультативность опознания признаков формы, размера и цвета. Особенно это наблюдается при органических нарушениях зрительного анализатора. Разные по степени нарушения сенсорных механизмов, анализирующих цвет и форму, вызывают диссациацию их функционирования, в результате снижается способность параллельной оценки разных признаков одного объекта. Опознание объектов предполагает описание и хранение их в образной (иконической) памяти. У слабовидящих обнаружено разное по степени сужение среднего объема иконической памяти.
Наибольшие нарушения иконической памяти наблюдаются при осложненных заболеваниях сред глаза, сетчатки, атрофии зрительных нервов. Опознание зависит также от информационного объема перцептивного поля, его перегрузка затрудняет опознание даже при увеличении времени.
Изучение процесса формирования зрительных образов у слепых с остаточным зрением (М.Э.Вернадская) и глубоко слабовидящих детей (Аль Муфлех) показывает их зависимость от степени и характера нарушения зрения: более грубые отклонения от нормы свойств восприятия обнаружены у частичновидящих детей. У них наблюдаются также большая степень несформированности антиципации, низкий уровень выделения признаков объектов, их интеграции и нарушение механизмов их формирования.
Результаты исследования образов восприятия и различения таких качеств объектов, как цвет, форма, размер, проведенного Аль Муфлехом, показали зависимость их адекватного восприятия от условий восприятия и качеств самих объектов. Так, более высокие результаты были выявлены при силуэтных изображениях объектов по сравнению с контурным.
Анализ одновременного различения двух признаков объекта детьми с нарушениями зрения показывает их низкую результативность, большой процент ошибок и увеличение времени на их восприятие. Качественная же характеристика процесса опознания, а именно нарушение симультанности отражения, переход на сукцессивный способ восприятия показывает затрудненность параллельного анализа нескольких признаков объектов. Это позволяет говорить о необходимости включения более активной деятельности высших познавательных процессов в акт сенсорного отражения, на чем и строится теория компенсации. Трудности выделения и дифференцировки размеров фигур при зашумленном поле свидетельствуют о нечеткости сформированных эталонов размера; они требуют более длительного времени для их формирования.
Анализ экспериментальных материалов позволяет построить модель формирования зрительного образа у детей с глубокими нарушениями зрения.
Нарушается симультанность восприятия признаков, увеличивается количество последовательных и снижается количество параллельных операций. Процесс становится развернутым и длительным, что вызывает затруднения интеграции образа объекта из-за ухудшения различимости и нарушения одновременности опознания признаков.
Восприятие детьми с нарушениями зрения цветных сложных изображений сюжетных ситуаций и пейзажей, а также опознание изображений на основе восприятия отдельных его частей характеризуется нестабильностью, неполнотой образов, низким уровнем вербализации, слабым развитием визуального мышления, что свидетельствует о трудностях объединения сенсорной и несенсорной информации, следствием чего выступает бедный запас представлений, формализм речи. Все это затрудняет понимание детьми сюжета рисунка, выделение его содержания и установление причинно-следственных связей. Эти факты показывают также слабость формирования механизма антиципации - опережающего отражения. Восприятие части объекта от менее информативной к более насыщенной информацией для создания модели целого объекта показывает более грубые отклонения от нормы у частичновидящих, чем у глубоко слабовидящих, что говорит о зависимости формирования образов представлений от первичных образов восприятия и их несовершенства. Зрительное прослеживание в работе с лабиринтами показывает возможность совершенствования процесса восприятия путем тренировки и превращения сукцессивного отражения в симультанное.
Исследование В.А.Кручинина о психологических основах формирования ориентировки в пространстве слепых детей школьного возраста показывает возможность перехода от уровня ориентировки «Карта - путь» к уровню «Карта - обозрение» за счет формирования более сложных топологических образов и психологической системы, включающей в себя возможность не только сенсорного отражения отдельных свойств пространства и наполняющих его объектов, но и развития интеграционных процессов.
Таким образом, зрительные системные образы слепых детей с остаточным зрением и глубоко слабовидящих детей формируются на основе сукцессивного процесса. Их формирование требует специально организованной деятельности детей, включающей развитие процессов анализа, идентификации, синтеза, процессов интеграционной деятельности с использованием речи, т.е. механизмов компенсации, свойственных слепоте.
Если сравнить психическую активность слепого ребенка с остаточным зрением и глубоко слабовидящего ребенка при формировании системных зрительных образов с теми же процессами формирования образов внешнего мира слепыми, мы увидим много общего. Дети проходят тот же путь создания системных образов внешнего мира от последовательного восприятия отдельных качеств объектов на основе осязания к их синтезу, с использованием механизмов антиципации при наличии сформированных адекватных образов. Это сравнение позволяет теоретически обосновать целый ряд положений, связанных с процессом обучения детей с нарушениями зрения и его организацией: во-первых, показывает общность закономерностей формирования системных образов внешнего мира у детей с нарушениями зрения, будь то на основе осязания или глубоко нарушенного зрения; во-вторых, процесс компенсации зрительной недостаточности как слепых, так и слабовидящих детей осуществляется не за счет замещения одной сенсорной системы другой, сколько за счет включения в сенсорное отражение высших психических процессов, позволяющих осуществлять интегративную деятельность по созданию системных образов, адекватных реалиям внешнего мира; в-третьих, пути педагогической коррекции также должны быть близкими по своей сути, вне зависимости от того, на какой основе ведется обучение детей с нарушением зрения - на осязании или с использованием нарушенного зрения; в-четвертых, критерием направления детей с глубокими нарушениями зрения для обучения в школах для слепых или слабовидящих является не только острота зрения, но также и способ создания системных зрительных образов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|