Сделай Сам Свою Работу на 5

В.Н. Чернавская, О.И. Сергеев 6 глава





Наиболее распространенными заболеваниями среди ка­зачьего населения были грипп, ревматизм, малярия, пневмония, туберкулез. Большой удельный вес в структуре заболеваемости занимали болезни органов пищеварения и моче­испускательной системы, неврологические болезни. Интересно, что в отчетах казачьих войск по медицинской части указывается диагноз такого малоизвестного тогда, но широко распространенного в настоящее время заболевания, как ново­образования и рак. Дети чаще всего болели скарлатиной, дифтерией, корью и коклюшем 1.

Войсковая система медицинского обслуживания по мере увеличения численности казачьего населения при большой территориальной протяженности войск перестала удовлетворять потребности по поддержанию здоровья казаков, поэтому не­однократно предпринимались попытки ее реорганизации. В новых проектах устройства системы казачьего здравоохранения предполагалось введение участкового принципа обслуживания. Так, в 1898 г. был разработан проект медицинского обслуживания населения в Амурском казачьем войске, на основании которого предполагалось создать шесть врачебных участков с дву­мя больницами и 10 фельдшерскими пунктами в станицах 2. Однако все предложения по улучшению здравоохранения казаков долгие годы оставались без внимания.



Многочисленные просьбы по улучшению медицинской помощи населению привели к утверждению Государственной Думой в 1909 г. документов о преобразовании врачебной части в казачьих войсках восточных окраин России.

Проект организации системы здравоохранения в Забайкальском казачьем войске предусматривал утверждение участ­кового принципа оказания медицинской помощи. Общее руководство врачебной частью возлагалось на окружного военно-медицинского инспектора Иркутского военного округа и наказного войскового атамана. Для практической организации врачевания на территории войска вводилась должность старшего войскового врача. При каждом военном отделе создавалось по одной стационарной больнице на 50 коек. В станицах за счет казны учреждались 16 стационарных участковых приемных покоев на 10 коек и 4 приемных покоя на 4 койки. Амбулаторный прием в поселках, кроме станичных врачей, должны были вести 42 фельдшера. В системе войскового здравоохранения предусматривалось создание больницы для душевнобольных. Положением о преобразовании врачебной части в Забайкаль­ском казачьем войске определялись функции врачей военных отделов и участковых врачей. В их обязанности входило лечебно-профилактическая работа на участках, оспопрививание, оказание необходимой медицинской помощи войсковому на­селению и жителям участков, руководство работой фельдшеров и фельдшеров-акушерок. Медицинское обслуживание казачьего населения должно было быть бесплатным 3.



Следует отметить, что реализации намеченных мер по улучшению системы здравоохранения в войске уделялось должное внимание. К 1913 г. было утверждено 5 новых участковых покоев, планировалось открыть еще одну войсковую больницу в 4-м отделе с центром в станице Красноярской. Если врачебные должности замещались не полностью, фельдшерские кадры были укомплектованы 4.

Особое значение в профилактической работе приобрело оспо­прививание. В 1912 г. было привито 80 % подлежащего вакцинированию войскового населения. И результат этой работы отразился в учетных показателях по медицинской части. Среди всех заболевших казаков и членов их семей инфицированных оспой отмечено только 0,1% 5.

После неоднократных ходатайств, в 1909 г. был утвержден закон об устройстве военной части в Амурском казачьем войс­ке. Для медицинского обслуживания территория войска была разделена на 6 врачебных участков с центрами в станицах Джалиндинской, Черняевской, Иннокентьевской, Екатерино-Никольской, Михайло-Семеновской и г. Благовещенске. Утверждались штаты: 6 участковых врачей, 6 участковых акушерок, 8 старших и 11 младших фельдшеров. Предполагалось также открыть две больницы на 35 коек каждая 6.



Однако штаты долгое время оставались вакантными, и только в канун первой мировой войны медицинская сеть была укомплектована. В войске работали 6 врачей, 19 фельдшеров, 3 акушера и 3 повивальные бабки. С 1910 г. начала функционировать больница на 20 коек в станице Екатерино-Никольской, в кон­це 1912 года открылась больница на 10 коек в станице Чер­няевской, работали 10 фельдшерских пунктов. Обе больницы размещались в приспособленных помещениях: первая — в здании инженерного ведомства, вторая — в здании переселен­ческого пункта. Больницы неудовлетворительно обеспечи­вались лекарствами и инструментами 7.

В результате реформирования врачебной части в Уссурий­ском казачьем войске в 1909 г. были созданы лазареты в станицах Гродековской и Венюковской и в Имане. В них были учреж­дены должности участковых врачей. В станицах Полтав­ской, Платоно-Александровской, Донской, Козловской и Казакевичевской утверждены фельдшерские пункты. В 1914 году в войске функционировали 17 медицинских участков, на которых работали 4 врача и 19 фельдшеров, вышедших из ротных медиков и стажирующихся при лазаретах 8.

Казаки Забайкальского и Амурского казачьих войск имели возможность пройти оздоровительные курсы в собственных санаторно-курортных лечебницах. В собственности Амурского казачьего войска находился Игнашинский источник ми­неральных вод, расположенный в 8 километрах от станицы Игнашинской. В 1877-1881 гг. на средства пайщиков Верхнеамурской золотопромышленной компании и Амурской конной ка­зачьей бригады здесь были возведены здания, необходимые для эксплуатации источника: лечебные палаты на 20 номеров, ванный корпус, казарма для рядового состава на два отделения (мужское и женское) и вспомогательные помещения. Источник связывала со станицей благоустроенная дорога, по которой можно было проехать на тарантасах и других экипажах. Лечение на источнике было платным, доходы поступали в войс­ковую казну. Показаниями для лечения были кишечно-желудочные и почечные заболевания, ревматизм, радикулит, цинга, экзема кожи 9. В Забайкалье войсковой курорт рас­полагался в Шиванде. Для лечения использовались ми­неральные воды. Строительство помещений для номеров, ванные комнаты, кухня, дома для обслуживающего персонала шло за счет арендаторов. Для строительства использовались лес, камень, глина. Отапливались помещения печью 10.

Качество медицинского обслуживания во многом зависело от наличия и квалификации врачебных и фельдшерских кадров. Особенно остро стоял вопрос об укомплектовании больниц врачами со специальным образованием. Чаще всего ка­зачьи дети могли получить высшее образование своекоштно, т.е. за свой счет. Поэтому среди врачей было крайне мало выходцев из казачьего сословия. Причиной тому были как эко­номические, так и чисто психологические факторы — или в семьях не было денег для обучения, или прагматическому со­знанию казачества достаточно было дать детям образование, обеспечивающее казачий быт и образ жизни. Тем не менее, с укреп­лением войск формируется потребность в подготовке собственных высококвалифицированных специалистов. Так, в 1906 г. на средства Забайкальского казачьего войска было учреждено 18 стипендий, в том числе 4 — в размере 420 рублей каждая — в высших учебных заведениях, среди которых одна — в санкт-петербургском медицинском высшем учебном заведении 11. В большинстве своем врачебные кадры при­числялись к казачьим войскам со стороны.

За неимением врачей с высшим образованием, врачебные должности довольно часто замещались старшими фельд­шерами, подготовка которых была налажена в войсках. В конце XIX в. была открыта фельдшерская школа в Чите, куда набирали 15 мальчиков. Среди них были и забайкальские ка­зачата 12. В 1909-1913 гг. из 19 фельдшеров Амурского ка­зачьего войска 4 являлись выпускниками Иркутской военно-фельдшерской школы, бывшими стипендиатами войска. Остальные — в прошлом ротные фельдшера, не имеющие образования. Акушерские должности замещали повивальные бабки, получившие образование при Благовещенском родильном приюте 13. Правление Уссурийского казачьего войска в 1909 г. выделило 4 стипендии для подготовки фельдшеров в Иркут­ской военно-фельдшерской школе 14.

Выпускники Иркутской военно-фельдшерской школы были достаточно подготовленными специалистами. Кроме специальных предметов (ана­томия, физиология, хирургия, фармако­логия, рецептура, гигиена и патология болезней), изучались обще­образовательные дисциплины (Закон Божий, история России, география, арифметика, геометрия, биология, физика, русский язык и чистописание). Обязательным было изучение дисциплинарного Устава и латинского языка 15.

Фельдшерами, как правило, становились коренные казаки казачьих войск восточных окраин России. Например, 9 июля 1884 г. приказом по окружному военно-медицинскому управ­лению в Амурский пеший казачий полубатальон на должности младших фельдшеров были назначены: Афанасий Иванович Мариловский — сын крестьянина Нерчинского горнозавод­ского ведомства, переселенного на Амур в 1858 г., и Бакшеев Ва­силий Осипович, отец которого до переселения служил старшим урядником в Забайкальском казачьем войске 16.

Система здравоохранения в войсках предполагала оказание стационарной, амбулаторной и разъездной медицинской по­мощи. Медицинские работники казачьих войск в тяжелых условиях бездорожья, при отсутствии помещений и лечебно-профилактических средств, стремились оказать возможную в тех условиях медицинскую помощь населению, своевременно принять меры к ликвидации очагов эпидемий, наладить медицинско-статистический учет казачьего населения. Как отмечалось выше, эффективной формой профилактики инфекций стало оспо­прививание. Было положено начало санитарно-гигиеническому обследованию станиц, введены ежегодные медицинские осмотры школьников и взрослых казаков перед призывом на службу 17.

Обследования показали, что населению нужна была система­тическая оздоровительная работа. В Уссурийском войс­ке при освидетельствовании казаков призыва 1914 г. из 182 человек признаны здоровыми 43, неспособными к службе и труду — 14, неспособными к службе — 55, уволены по болезненному состоянию в отпуск — 70 человек 18.

Вместе с тем система медицинского обслуживания войскового населения, в силу низкого материального и экономичес­кого развития общества, была неспособна к эффективному функ­ционированию. Штатное количество медицинских работников физически не могло удовлетворить потребности казаков в медицинской помощи. В Амурском казачьем войске один участковый врач обслуживал в среднем около 10 тыс. казачьего населения, тогда как на одного земского врача в Амурской об­ласти приходилось 4,8 тыс. человек, в Приморье — 3 тыс. чело­век 19. Среди забайкальского казачества в 1995 г. один врач обслуживал 15664 жителей. По сведениям газеты «Приамур­ские ведомости», на одного врача приходилось более 21 тыс. детей и на одну повивальную бабку 4550 женщин 20.

Войсковые врачи обслуживали по несколько поселков, рас­положенных далеко друг от друга. Например, казак Забайкальского казачьего войска Осип Кириллов служил старшим фельд­шером в поселках Сивяково, Амодово, Еремино и Засопка одно­временно 21. В дальневосточных войсках протяженность каждого участка составляла 250-300 верст вдоль Амура, что при плохих дорогах, которые в распутицу становились непроез­жими, делало разъездное медицинское обслуживание населения невозможным. В результате длительных командировок врачей на участок казачье население оставалось без квалифицированной стационарной и амбулаторной медицинской помощи. Свободную нишу старались занять различного рода лекари и знахари. Кроме снадобий, приготовленных в до­машних условиях из различных трав, в «народной» медицине широкое распространение получили заговоры от разных болезней: лихорадки и кровотечения, грыжи и травм, грудных болезней и младенческого испуга и т. д. 22.

Низкий уровень лечебной работы, слабая санитарная профилактика приводили к высокой заболеваемости и смертности людей. В 1911 г. в Амурском казачьем войске умерло 14% заболевших. Особенно высокой была детская смертность: в 1911 г. умерло 27% заболевших детей, в 1913 — 34,4%. В общей смертности детская составила 72% 23. В Забайкальском казачьем войске на 1000 населения заболеваемость составила 353,4 случая. При этом в отчете зафиксирована смертность в больницах 4,2%. В структуре смертности на первом месте находились инфекционные и сердечно-сосудистые заболевания. Детская, особенно младенческая, смертность была значительно выше. В 1914 году из 543 родившихся умерли 83 ребенка, что составило 15,2%. По мере взросления детей смерт­ность сокращалась. Значительно меньше она была среди детей бурятских казаков 24.

В годы сильных эпидемий эти показатели ухудшались. В 1912 г. в казачьих станицах, расположенных в зоне строившейся железной дороги (Черняевской, Иннокентьевской, Пашковской и др.), свирепствовали эпидемии оспы и кори, которые вместе с другими заболеваниями унесли из жизни почти каждого треть­его заболевшего ребенка.

Испытывая большой дефицит финансовых средств, войсковые правления были не в состоянии изменить систему медицинского обслуживания населения. Ими обоснованно ставился вопрос об объединении под одной эгидой медицинских учреждений всех ведомств — земских, министерства путей сообщения, управления водных путей Амурского бассейна, почтово-телеграфного и таможенного ведомств, но этот вопрос не получил положительного разрешения.

Однако следует отметить, что, несмотря на все трудности становления войск, казачество восточных окраин России смогло создать собственную систему здравоохранения, способную оказывать минимальную помощь людям.

 

1 РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 13. Л. 22; ГАЧО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 346. Л. 34; Отчет правления Забайкальского казачьего войска за 1912 г. С. 72-73.

2 Исаков А.В. Развитие здравоохранения в Амурской области. Хабаровск, 1967. С. 8.

3 ГАРФ. Ф. 1278. Оп. 2. Д. 1126. Л. 23.

4 Отчет правления Забайкальского казачьего войска за 1912 г. С. 71.

5 Там же. С. 73, 76.

6 ГААО. Ф. 10. Оп. 1. Д. 35. Л. 3; Отчет Амурского казачьего войска за 1909 г. С. 18.

7 Отчет правления Амурского казачьего войска за 1910 г. С. 19; то же за 1912 г. С. 19.

8 РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 13. Л. 19б.

9 Амурская газета. 1898. № 14; То же. 1897. № 29; Отчет правления Амурского казачьего войска за 1913 г. С. 22.

10 ГАЧО.Ф. 30. Оп. 1. Д. 469. Л. 72.

11 Васильев А.П. Забайкальские казаки. Т. 2. Чита, 1916-1918. С. 86.

12 Восточное обозрение. 1987. № 2 (15 января).

13 Отчет правления Амурского казачьего войска за 1913 г. С. 22.

14 РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 36. Л. 18-19.

15 РГВИА. Ф. 1336. Оп. 2. Д. 1. Л. 35.

16 РГВИА. Ф. 1336. Оп. 2. Д. 1. Л. 41об.-42; 51об.-52.

17 Отчет правления Амурского казачьего войска за 1914 г. С. 26-43; РГИА ДВ. Ф. 149, д. 36. Л. 18-19.

18 РГИА ДВ. Ф. 149. Оп. 1. Д. 75. Л. 23.

19 Отчет правления Амурского казачьего войска за 1913 г. С. 22; Азиат­ская Россия. СПб., 1912. С. 279.

20 Приамурские ведомости. 1895. № 93.

21 Кириллова М.О. Моя родословная. Из истории жизни предков — казаков Забайкальского казачьего войска // Забайкальское казачество: история, традиции, перспективы. Чита, 2000. С. 74.

22 Азадовский М.К. Заговоры амурских казаков // Живая старина. Т. 23. Пгд., 1915.

23 Отчет правления Амурского казачьего войска за 1911 г. С. 18; то же за 1913. С. 21.

24 Отчет правления Забайкальского казачьего войска за 1914 г. С. 71, 77.

 

Т.В. Тимошенко

 

ФОРМИРОВАНИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
В ДИСКУРСЕ АМУРСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Термин дискурс в современной лингвистике утратил ранее присущие ему толкования и приобрёл множество новых интерпретаций ввиду его переосмысления в свете тенденций к междисциплинарному рассмотрению языка. Анализ различных концепций по проблеме дискурса позволяет сформулировать нам данное понятие как создание текстов в устной коммуникации, а также рассмотреть, как и какие языковые средства использовали амурские казаки для их создания 1.

В современной аксиологии существует много подходов к тол­кованию и класссификации понятия ценность. Их анализ позволяет сделать следующие выводы:

1) ценность — это то, что важно, значимо для человека;

2) ценность не может быть присуща объекту сама по себе, вне зависимости от человека, это фиксированная в сознании характеристика отношения человека к объекту;

3) понимание ценностей связано с потребностью людей в чём-либо;

4) ценности классифицируются по разным основаниям, однако все исследователи выделяют блок духовных ценностей, отражающих отношение к родине, семье, труду, земле. Представления о них передавались из поколения в поколение через различные элементы устного народного творчества: посло­вицы и поговорки, загадки, песенное искусство 2.

Устное народное творчество амурского казачества имеет свои особенности, обусловленные историческими причинами. Основным ядром формирования Амурского казачьего войска послужили забайкальское казачество, переселенцы из Донского, Кубанского, Оренбургского казачьих войск, а также крестьяне-сибиряки 3. Из разных губерний прибывшие на Амур люди приносили «вместе с домашним скарбом» старые обычаи, поверья, традиции, культуру — «ценный духовный багаж», основу для воспитания новых поколений 4.

С.И. Гуляев, один из собирателей фольклора на Дальнем Востоке, пишет о переселенцах: «Отправляясь в новое отечест­во, они уносили с собой как заветное достояние предков по­верья, сказки и песни о былинах прежнего времени, которые, передаваясь из рода в род, сохраняются и поныне в народной памяти» 5. Расселившись на Среднем Амуре, казаки привнесли свою фольклорную традицию, но эта новая ветвь русского народа оторвалась «от общего корня исторической жизни» и стала в новых условиях формироваться в «самобытную своеобразную народность» 6. Такая ассимиляция отразилась и на устном народном творчестве переселенцев.

Например, загадки: по содержанию они динамичны и изменяются не только в зависимости от региона, но и быта отдельного села и даже семьи. Чаще всего в загадках фигурируют окружающие ребенка предметы, животные, явления природы, что расширяет его представления о мире: рад бы взять, да руки болят (еж); не зверь не птица, а нос как спица (комар); пришли казаки без топоров, срубили избу без углов (муравьи) 7. Загадки, с одной стороны, обостряли наблюдательность детей, умение мыслить, проводить аналогию, с другой — знакомили с особенностями, повадками животных, птиц, насекомых.

Поэтическая форма загадок, необычные сравнения, обороты не могли не привлечь внимания детей:

Заря-заряница

По полю гуляла,

Серьги растеряла.

Месяц видел — не поднял,

Солнце видало — подобрало. (Роса) 8.

Анализ загадок показывает, что они имели не только по­знавательный характер, но и отражали повседневную деятельность казаков, род занятий, сельскохозяйственные работы, огородничество (щука ныряет — лес валяет, дома вырастают (коса, трава, стога)); трудолюбие (ни свет, ни заря, согнулся и со двора (серп)); любовь к земле (и топчут ее, и режут ее — она не серчает, добром отвечает); уважительное отношение к хлебу (и комковато, и ноздревато, и солоно, и кисло, а всем людям мило) 9.

В загадках подмечаются характерные черты, особые признаки предмета, используемого в быту, что развивало в детях наблюдательность, пытливость и сообразительность: из угла в угол железным плугом (утюг). Другая загадка отражает свое­образный быт казаков:

Бабушка седа, бела.

Зимой всегда мила.

А как лето наступает,

Про бабушку забывают. (Печь) 10.

Дело в том, что у казаков существовал летник — помещение, куда перебирались в теплое время года, когда отпадала не­обходимость обогревать жильё печью. Сравнение печи с бабушкой — понятно, поскольку от печки, как и от бабушки, исходит тепло, уют.

Очень рано, как только становились способными, дети привлекались к труду по дому, в огороде и саду. Трудясь, они об­ращали внимание на особенности овощей, ягод (форму, цвет, вкус): сидят седые бабки на грядках — все в заплатках (капуста); желтая курица под тыном дуется (тыква); в сено­кос горька, а в мороз сладка — что за ягодка така? (ка­лина) 11.

Все загадки амурских казаков отличаются образностью, легко запоминаются, а лексемы така, красна, таска и др. указывают на северно-русскую основу говора амурских ка­заков. Обращает на себя внимание и то, что загадки созданы с ис­пользованием слов-реалий: тын, плуг, летник, кол и т.п.

Таким образом, с одной стороны, загадки способствовали умственному развитию детей, их наблюдательности, смет­ливости, а с другой — отражали быт, род занятий, материальную культуру амурского казачества.

Эмпирически сложившиеся представления о воспитании подрастающего поколения отражены в богатой паремиологии казачества. Уникальность афоризмов — в том, что они со­зданы на основе жизненных наблюдений и проверены вековым общественно-социальным опытом многих поколений.

Основная казачья обязанность — быть патриотом своей Родины, служить верой и правдой Отечеству, царю: у казака одна голова — да и та государева. Долг казака был начертан самим фактом рождения в казачьей семье: не надо и родиться, коль в казаки не годиться. Это старались привить детям (мальчикам): казачья доля — пика в поле. В данной пословице долг казака ассоциируется с оружием (пикой), что усиливает зна­чимость военной службы 12.

Воспитательная направленность пословиц и поговорок усиливается использованием приёмов наставления и поощрения: не мудрено наказать — мудрено наставить; похвале и недоумок рад. Ссылка на авторитет — в составе слушай старого, слушай бывалого 13.С пяти лет казачок не про­ходил мимо атамана или офицера, не отдав ему честь. Точность мысли и лаконичность изложения, использование слов с ярко выраженной экспрессивной окраской позволяли детям усваивать по­словицы и поговорки с раннего возраста. Пословицы и по­говорки также были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководство­вались взрослые.

Многие краеведы отмечают крепость семейных уз у ка­заков. Измена — большая редкость в казачьих семьях. Женились и замуж выходили навек, нельзя было расходиться. Коллективный опыт подсказывал, что при создании семьи не нужно гнаться за состоянием, что брак с ровней надежнее: руби дерево по се­бе, — учила пословица, построенная с использованием срав­нения и глагола повелительного наклонения, чтобы подчеркнуть назидательный характер, и ей старались следовать. Как бы ни складывалась семейная жизнь, все лучше уж вместе, чем порознь: лучше гореть, чем овдоветь; плохой казачишко — а всё затишка; счастлив с женой, счастлив судьбой. Если же случались размолвки, измены, то слова порицания имел право выговаривать супруг, дети же прав слова не имели и долж­ны были относиться к матери по-прежнему с уважением: нет правов таких, чтобы мать сказнить. Казаки считали, что нет такого дружка, как родима матушка. В этом, на наш взгляд, выражается культ матери. Казачьи семьи были, в основном, многодетными. Тому свидетельством могут быть и пословицы, основанные на использовании образов птиц, например: казачка что птица-перепелица: навела детей в станицу 14.

Еще одним подтверждением значимости семейных ценно­стей для казаков является пословица: на заброшенном поле ничего путного не вызреет, в незадавшейся семье вырастают только неудачники, в суетной душе никогда нет покоя 15. В первой части изречения проводится мысль о необ­ходимости определенной атмосферы в семье для воспитания ребенка (добра, взаимоуважения, чуткости, теплоты, участия и вместе с тем требовательности, строгости, справедливости, дисциплины), во второй — о важности наличия у человека цели, определенности в жизни. Первый и второй моменты пословицы взаимосвязаны, так как уверенность в себе, последовательность в мыслях, делах закладываются в семье.

Таким образом, анализ казачьих пословиц и поговорок позволяет судить о том, что в числе главных ценностей для ка­заков были крепкая семья как залог воспитанных и образованных детей, а также военная служба.

Понимание важности государевой службы отражено в исторических песнях амурских казаков. Центральное место среди них занимает длинная песнь о сплаве 1855 г. Она была самой популярной, зачастую исполнялась казаками за работой или на пирушке за столом. В песне отражен весь путь, пройденный казаками от привольных мест до самого моря. Она фиксирует многие факты «пересёлки», описывает походные сборы, при­готовления, условия жизни, занятия, настроения по прибытии в важнейшие пункты: Баты, Шилка, Усть-Кара. Заканчивается повествование де-кастринским боем. При анализе текста данной песни обращает внимание использование топонимов, отсутствие образных эпитетов и сравнений, в ней нет традиционных стилистических приёмов, она сложена по образцу «Дубинушки» и состоит из ряда разделённых припевом двустиший. Несмотря на простоту, песня сильно волновала слушателей и исполнителей. Она брала за душу своим историко-бытовым содержанием, усиливая этим эмоциональные переживания 16.

В другой казачьей песне используется образ Святой Руси и метафоричность для выражения преданности царю и любви к Родине:

Выпьем чару веселую

За царя и Русь Святую,

А мы клялись: клянёмся

Верой-правдою служить 17.

 

Таким образом, элементы устного народного творчества амурского казачества — пословицы, поговорки, загадки, ис­торические песни — отражали различные аспекты взаимо­отношений в семье, бытовой уклад жизни, одновременно яв­ляясь поучением и наставлением будущим поколениям. В них утверждались патриотизм и героика, проявлялся духовный склад казачества — смелость, способность к самопожерт­вованию, трудо­любие, природный ум.

 

 

1 См. например: Добросклонская Т.Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. 2006. № 2. С. 20-25; Чернейко Л.О. Термин «дискурс»: поиски означаемого // Вестник МГУ. Сер.10. Журналистика. 2006. № 2. С. 34-41.

2 См. например: Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. С. 560.; Руднев В.П. Словарь культуры 20 века. М.: Аграф, 1998. С.384.; Фёдоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: словарь / А.А.Фёдоров. М.: Флинта: МПСИ, 2005. С.418-420.

3 Коваленко А.И. Культура дальневосточного казачества (вторая половина 19 — начало 20 вв.). Благовещенск, ООО «Издательская компания «РИО», 2002. С.160.

4 Коваленко А.И. Культура казачества восточных окраин России (17 — начало 20 вв.). Благовещенск, 2008. С. 208.

5 Там же. С. 148.

6 Там же. С. 150.

7 Карпов А.Б. Сборник слов, синонимов и выражений, употребляемых амурскими казаками. СПб, 1909. С. 125.

8 Там же. С. 120.

9 Там же. С. 121.

10 Там же. С. 122.

11 Там же. С. 123.

12 Баженова Наталья Геннадьевна. Этнопедагогические ценности Амур­ского казачества. Дис… канд. пед.наук. Биробиджан, 2000. С. 127.

13 Там же. С. 128.

14 Там же. С. 129.

15 Там же. С. 130.

16 Коваленко А.И. Культура казачества восточных окраин России... С. 193.

17 Там же. С. 170.

 

В.П. Пугачева

 

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ КАЗАЧЬЕЙ СЕМЬИ
РОДА СЕНОТРУСОВЫХ

Мои дедушка и бабушка, Сенотрусов Павел Мисаилович и Васильева Степанида Фёдоровна, уроженцы станицы Албазинской Амурского казачьего войска, в 1918 г. женились «убёгом». Когда нет достаточных средств на свадьбу, парень приводит ночью девушку домой, потом венчаются в церкви без лишних материальных расходов.

Пятистенный родительский дом состоял из двух жилых половин и почти таких же по размеру больших сеней. Строили добротно и красиво, для себя, с резьбой и наличниками. Во дворе конюшня, баня, другие хозяйственные постройки. Баню топили по необходимости. Чтоб нагреть воду и помещение до нужной температуры, затапливали с утра, к вечеру — само то. Чаны большие, воды хватало не на одну семью. Была традиция договариваться с близкими родственниками, кто какую неделю у себя баню проводит.

Напротив дома берег у Амура высокий. На его вершине ледник — вырубленный в скале подвал с толстыми дверями на засовах. Подвал делился на две части. В первой хранились соленья и другие продукты, не требовавшие заморозки. Во второй весной укладывали запасы рубленного с реки льда, ко­торый из-за толщины скалы не таял, создавая эффект холодильника, можно было летом мясное хранить.

Единоличная жизнь требовала рук да рученек. Павел к труду был приучен с детства. В наследство от отца получил способность и сноровку к плотницкому делу. Что-то построить или отремонтировать для него не проблема. Знал всю мужскую работу по хозяйству: заготовить в лесу дрова, привезти и наколоть; зимой подвезти сена, соломы, воды с речки; уход за конём и скотиной и т.д. Понуканий и напоминаний ему не требовалось. Основательный в труде, аккуратный, терпеливый, дотошный до мелочей, медлительный, но, как говорила бабушка: «Тихо, да не лихо». Переделывать за ним не надо.

Работал на совесть. Ещё в 60-е гг. ХХ в. служил людям тот участок деревянного тротуара, что в 30-х гг. сделал наш дедушка.

Любил и умел рыбачить. Забавно, но Павел стойко верил в приметы. С вечера снасть поставит и ложится спать. Если ничего такого не приснилось, встанет, позавтракает, нога за ногу, но сходит проверить. Если во сне увидит девчонку, даже не пойдёт проверять, пустые хлопоты, всё равно ничего нет. Если приснится парнишка (так тогда говорили), с утра пораньше и без завтрака бегом бежит, улов будет богатый.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.