Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование средств наглядности в преподавании и изучении психологии.





Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему пониманию учебного материала учащимися.

Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразительную и словесную.

Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстрационные эксперименты и психологические опыты. Демонстрация порогов ощущений, зрительных иллюзий, явления установки, колебаний внимания — примеры использования предметной наглядности

Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и текстовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов. Фотографии могут изображать, например, людей в разных жизненных обстоятельствах, проявления эмоций, ситуации психологических экспериментов; также это могут быть портреты знаменитых психологов. В аналогичных ситуациях могут использоваться произведения живописи, рисунки.



Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражающие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К этому виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков. Символическая наглядность может сочетаться с текстовой. Параллельное слуховое и зрительное предъявление информации способствует ее успешному и безошибочному восприятию.

Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Используется она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной наглядности по тем или иным причинам невозможно. В таких случаях преподаватель наглядно описывает ситуацию психологического эксперимента, приводит примеры из художественных произведений, характеризующие определенные психологические явления и феномены.



Какими способами может демонстрироваться наглядность? нарисованные плакаты, использование доски и мела, проекторы, компьютер (Power Point дает возможность преподавателю включать в свою лекцию самые различные виды наглядности: статичные и движущиеся, схематические и художественные, текстовые и изобразительные, применять различные эффекты)

Наглядность повышает эффективность преподавания при определенных условиях:

1) демонстрируемая наглядность должна быть согласована с содержанием материала;
2) наглядность следует вводить на занятии постепенно, в соответствующий момент, по мере необходимости;
3) демонстрация должна быть организована так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть объект;
4) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций, схем
5) следует детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации.

 

40. Организация самостоятельной работы студентов при обучении психологии, ее специфика

В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов может протекать как на сознательной, так и на интуитивной основе. В первом случае исходной базой для правильной организации деятельности служат ясное понимание целей, задач, форм, методов работы, сознательный контроль за ее процессом и результатами. Во втором случае преобладает смутное понимание, действие привычек, сформировавшихся под влиянием механических повторений, подражание и т. п.



 

основные функции самостоятельной работы в учебном процессе:

 

1) закрепление психологических знаний и умений, изученных в рамках аудитор­ной или классной работы;

2) расширение и углубление знаний по отдельным темам;

3) освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач;

4) i) освоение умений психологического исследования;

5) освоение умений практической психологической работы;

5) освоение умений самопознания и саморазвития.

 

Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий. Опираясь на современную дидактику, преподаватель должен установить требуемый тип самостоятельной работы студентов и определить необходимую степень ее включения в изучение своей дисциплины.

Непосредственная организация самостоятельной работы студентов протекает в два этапа. Первый этап – это период начальной организации, требующий от преподавателя непосредственного участия в деятельности обучаемых, с обнаружением и указанием причин появления ошибок. Второй этап – период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний студентов.

В организации самостоятельной работы студентов особенно важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку, а также необходимое методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Последнее, как правило, включает программу работ (проведение наблюдений, изучение первоисточников и т. п.), вариантные задачи, нестандартные индивидуальные задания для каждого студента, инструментарий для их выполнения. Применяемые сейчас различные методические пособия по самостоятельной работе студентов носят обычно информационный характер. Студента же необходимо ориентировать на творческую деятельность в контексте дисциплины. Следовательно, нужны принципиально новые методические разработки.

 

41. Особенности организации и выполнения контрольных, курсовых и дипломных работ. Общие требования и порядок оформления контрольных работ. Контрольная работа должна быть выполнена на актуальную тему. Работа должна свидетельствовать о том, что студент овладел основными теоретическими знаниями по данной дисциплине. Содержание работы и уровень исполнения должны удовлетворять современным требованиям. В работе должны быть ссылки на используемую литературу или другие источники. Контрольную работу рекомендуется выполнять в печатном варианте, объемом 12-15 с., на листах формата А-4.

1.2 Структура контрольной работы Контрольная работа оформляется следующим образом: 1 Титульный лист (Приложение 1). 2 Содержание (Приложение 21). 3 Введение. Здесь автор обосновывает значимость темы, цели и задачи, кратко характеризует источники информации. Объем 2 – 3 с.

4 Основная часть. В основной части работы раскрывается теоретическое содержание темы. В зависимости от цели и задач работы должен быть сделан обзор состояния исследуемого вопроса, сформулированы проблемы и пути их решения, отражены мнения специалистов, выявленные в ходе изучения специальной литературы, и предложения автора работы. Объем не должен превышать 10 с.

При выполнении расчетной контрольной работы должны быть приведены формулы, используемые при решении, изложен ход решения, подтвержденный расчетными операциями. 5 Заключение. Содержит выводы с оценкой перспектив развития рассмотренных вопросов. Объем 2 – 3 с. 6 Список использованных источников. Следует располагать в алфавитном порядке по фамилии автора и нумеровать арабскими цифрами с точкой (пример оформления – в подразделе 4.7 данных методических рекомендаций).

1.3 Этапы и порядок выполнения контрольной работы 1 этап. Выбор темы

Студент выбирает вариант контрольной работы не позднее, чем за месяц до начала сессии по принципу, указанному в методических рекомендациях для выполнения контрольной работы по данной дисциплине. По согласованию с преподавателем тема может быть изменена. 2 этап. Изучение источников и сбор материала

Изучение учебной и дополнительной литературы осуществляется студентами. Для написания контрольной работы следует использовать не менее 3 – 4 учебников и такое же количество монографий, статей из специальных журналов по данной теме.

Рекомендуется использовать современные литературные источники, изданные преимущественно после 2006 г.

3 этап. Составление плана работы

План работы составляется на основе изученного материала.

Названия разделов и подразделов должны быть сформулированы кратко и отображать наиболее существенные стороны рассматриваемого вопроса.

4 этап. Написание и оформление работы

Осуществляется самостоятельно в соответствии с требованиями к выполнению и оформлению письменных работ.

5 этап. Проверка и защита контрольной работы

Работа сдается на проверку преподавателю не позднее, чем за 7 дней до

начала сессии.

Преподаватель рецензирует работу, отмечая положительные и отрицательные стороны, после чего работа допускается к защите или направляется на доработку.

 

42. Организация и руководство научно-исследовательской работой студентов.Руководителями научно-исследовательской работы(НИР) в первую очередь должны быть профессора, доценты и старшие преподаватели кафедры, а также высококвалифицированные. В вузах традиционно организу­ются студенческие научные конференции, на которых студенты докладывают о результатах своей научной работы. Конференции обычно проводятся как итог определенной учебно-исследова­тельской работы группы учащихся или студентов. Главное их отличие от вече­ров — более серьезная психологическая тематика. Типичной формой их проведения являются устные выступления студентов, которые они делают на соответствующих секци­ях. На выступление обычно отводится 10-15 минут, после чего докладчику зада­ются вопросыТрадиционными методическими проблемами проведения таких конференций являются: недостаточная возможность для обсуждения доклада и диалога с выступаю­щим (в силу дефицита времени); чрезмерная длительность научного заседания в целом

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.