Роль и место психологии на совр этапе развития системы обучения и воспитания
Психологию можно рассматривать как науку и как учебный предмет. Психология как наука имеет своей задачей изучение и научное объяснение психических явлений. Знание закономерностей психики необходимо для управления ее проявлениями, в частности для оптимальной организации деятельности человека, для правильной постановки процесса обучения и воспитания молодого поколения.
Современная психология представляет собой сложную систему различных отраслей этой науки, выделившихся в процессе ее исторического развития, но тесно связанных между собой. Наиболее важные из них: общая психология, изучающая общие закономерности психология, исследующая особенности развития психики на различных этапах, психические особенности детей и школьников на различных возрастных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психологии называется детской психологией); педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения; социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения людей в них, психология труда, рассматривающая особенности различных видов трудовой деятельности и т.д.
Изучение психологии в школьной программе позволяет учащимся овладеть знаниями общих психол закономерностей разв и деятельности человека. Так же дает представления о межличностных отношения.
Преподавание психол как учебного предмета в старших классах, проведение факультативов, кружков по психол для подростков, развивающая работа с младшими школьниками в рамках уроков общения, психол разгрузки, психол развития и т.д. - все это дает возможность психологу не только образовывать, развивать детей, но и отслеживать ход их психич развития, видеть психол проблемы учащихся и учителей, предупреждать их появление, работать в тесном контакте с учителями и родителями. Участие психолога в образовательном процессе в качестве преподавателя психологии сокращает психологическую дистанцию в отношениях с учителями.
Очень важную мысль высказывает А.П. Нечаев об общем характере уроков психологии:
1) «Преподавание этого предмета должно быть поставлено на строго фактическую почву, носить демонстрационный характер и вызывать самодеятельность учащихся, сопровождаясь рядом соответствующих практических упражнений».
2) «Нельзя рассчитывать пройти с учениками слишком обширный курс. Пусть будет усвоено ими сравнительно небольшое число психологических понятий, но только пусть эти понятия будут планомерно получены и хорошо переработаны».
Основная цель этого предмета - приобщение каждого ребенка к психологической культуре. Образование не только питается культурой, но и влияет на ее сохранение и развитие. Усвоение основ разных наук, в том числе и психологии, содействует общему развитию учащихся, расширяет их интеллектуальный кругозор, раздвигает границы культурного пространства, создает условия для последующего профессионального выбора, для углубленного изучения наук в более полном объеме в высших учебных заведениях. Поэтому чем более широк круг культуры, в который вводит ребенка школьное образование, тем более значимыми и содержательными становятся основания для развития полноценной личности и творческой индивидуальности.
2.ММП как наука, цели, задачи, предмет и содержание.
МПП- наука о психологии как учебном предмете и закономерностях процесса обучения психол различных возрастных групп.
Объект МПП – психологическое образование, обучение основам психологической науки и неразрывно связанное с ним воспитание подрастающего поколения.
Предмет –специфика, закономерности преподавания психол науки.
Задачи МПП:
1.Вопрос о целях, задачах обучения псих учащихся.
2.Вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на которых строится процесс обучения.
3.Вопрос об объеме знаний по психол на разных ступенях подготовки обучаемых.
Цель МПП: повышение качества преподавания психологии в различных сферах деятельности психолога.
Методика преподавания психологии – научно-прикладная дисциплина, направленная на изучение и использование в практике преподавания психологии методических средств и способов взаимодействия преподавателя и обучаемых в процессе учебного занятия. Методика преподавания психологии также является дисциплиной, развивающейся на пересечении таких предметных областей, как психология и дидактика. Содержание, формы, методы, приемы и средства обучения психологии опираются на общедидактические принципы, но специфика психологии неизбежно отражается на особенностях ее преподавания. Предметом методики преподавания психологии являются – методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности применения в процессе учебных занятий. Методика преподавания психологии изучает историю, принципы и специфику преподавания психологии: структуру и содержание, цели, задачи, тематику занятий, систему психологического образования, правовое и нормативное обеспечение образовательной деятельности и статус психологии.
3. МПП как учебная дисциплина, цели, задачи, предмет и содержание.
Изучение учебной дисциплины «Методика преподавания психологии» призвано, прежде всего, обеспечить должную готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности по преподаванию психологии в учебных заведениях высшей школы. Реалии сегодняшнего дня требуют дальнейшего совершенствования практики преподавания и изучения психологии в вузах. Поэтому необходимым элементом подготовки преподавателя является овладение им теоретическими и практическими основами педагогической деятельности и педагогического мышления, методикой преподавания. Прикладная направленность курса «Методики преподавания психологии», наряду с ее теоретическим значением, реально помогает решать различного рода педагогические и дидактические задачи, дает возможность лучше ориентироваться в сложностях педагогической деятельности, искать оптимальные решения и находить наиболее эффективные способы воздействия на поведение людей, вовлеченных в образовательный процесс. Особое внимание уделено сочетанию практической подготовки студентов, развитию навыков конструирования учебных занятий, технологий преподавания психологических дисциплин и контроля усвоения знаний навыков и умений, развитию коммуникативных и риторических навыков студентов. В ходе изучения курса «Методика преподавания психологии» мыследеятельность обучаемых моделируется как деятельность преподавателя по проектированию и осуществлению ряда профессионально значимых задач педагогической деятельности. Тем самым основные «события» в мышлении студента разворачивается на «проектной доске» с последующим переводом разработанных планов в плоскость реального педагогического действия. Цель учебной дисциплины – формирование у студентов знаний методологии, теории и практики преподавания психологии в учебных заведениях, представлений об особенностях педагогической деятельности преподавателя психологии. Учебная дисциплина «Методика преподавания психологии» ориентирована на формирование и развитие у студентов совокупности специальных знаний, практических умений и навыков, личностных качеств, норм и опыта профессионального поведения, обеспечивающих успешность деятельности в качестве преподавателя психологии. Цель изучения дисциплины «Методика преподавания психологии» представлена в трех аспектах: 1. Обучающий аспект: овладение студентами основами знаний по формам и методам организации учебного процесса по психологическим дисциплинам; 2. Воспитательный аспект: воспитание активного интереса к психологии, формирование потребности в трансляции психологических знаний; 3. Развивающий аспект: развитие представлений о себе, как субъекте учебной деятельности, развитие профессионально-важных качеств личности (рефлексии, эмпатии, коммуникативных и экспрессивно-речевых способностей). Основными задачами курса являются:
· формирование представлений студентов о специфике методики преподавания психологии как гуманитарной дисциплины;
· обеспечение овладения психолого-педагогическим, методологическим и общекультурным содержанием, необходимым для преподавания «Психологии» в различных учебных заведениях;
· способствование выработке индивидуального поведения, форм и методов работы, адекватных современному образованию;
· формирование системы знаний о целях и содержании обучения психологии в вузе, о подготовке проведения лекций, семинаров, практикумов и характере взаимоотношений преподавателя со студентами на всех этапах усвоения знаний, навыков и умений;
· овладение различными формами учебных занятий и методикой их проведения;
· формирование навыков разработки методических, дидактических и иных психолого-педагогических материалов, необходимых для преподавания «Психологии»;
· развитие у студентов психологической культуры личности, накопление опыта личностно-ориентированного обучения;
· обеспечение активного участия студентов в семинарских, практических занятиях, самостоятельной работе для отработки и закрепления, необходимых профессионально-важных умений и навыков: решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в процессе общения в диадах «преподаватель-студент»; разработки тестов для отслеживания уровня обученности при изучении психологических дисциплин; составления сценарных планов проведения семинарских, практических и лекционных занятий по психологии и др.;
· создание условий для самооценки студентами выраженности у них основных компонентов педагогических способностей;
· стимулирование творческого самовыражение студентов.
В общей структуре психологических знаний дисциплина «Методика преподавания психологии» выступает как практическая, междисциплинарная отрасль исследований, направленная на выработку умений и навыков осуществления психологом преподавательской деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|