Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды лекций и типы лекционного изложения материала.





Виды лекций и их структура:

По своей структуре лекции могут отличаться друг от друга. Все зависит от содержания и характера излагаемого материала, но существует общий структурный каркас, применяемый к любой лекции.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связы­вая с новым материалом, определяя место и назначение в дисци­плине, в системе других наук.

При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно ис­пользовать метод индукции: разъяснение общих положений с по­следующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. В конце лекции полезно подвести итог услышанному.

Традиционная вузовская лекция обычно называется инфор­мационной, имея несколько разновидностей.

Вводная лекция. Она знакомит студентов с целью и назначе­нием курса, его ролью и местом в системе дисциплин.

Обзорно-повторительные лекции, читаемые в конце раздела, должны отражать все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал.

Обзорная лекция. Это не краткий конспект, а систематизация знаний на более высоком уровне. Психологическое обучение по­казывает, что материал, изложенный системно, лучше запомина­ется, допускает большее число ассоциативных связей.



Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориен­тироваться на то, что студенты пишут конспект.

Конспект помогает внимательно слушать, лучше запоминать в процессе записи, обеспечивает наличие опорных материалов при подготовке к семинару, экзамену.

Задача лектора — дать студентам возможность осмысленного конспектирования: слушать, осмысливать, перерабатывать, крат­ко записывать. Для этого преподаватель должен помогать сту­дентам и следить, все ли понимают, успевают.

Средства, помогающие конспектированию - акцентирован­ное изложение материала лекции, то есть выделение темпом, го­лосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, строгое со­блюдение регламента занятий.

Проблемная лекция. На проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть».



Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побу­дить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом под­водя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляет в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

Лекция-визуализация. Лекция-визуализация возникла как ре­зультат поиска новых возможностей реализации принципа на­глядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному вос­приятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Визуализованная лекция представляет собой устную инфор­мацию, преобразованную в визуальную форму. Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

- обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

- усвоение новой информации;

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

- демонстрировать разные способы визуализации.

Лекция вдвоем. Эта разновидность лекции является продол­жением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя спе­циалистами.

Необходимо, чтобы:

- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискус­сии, совместного решения проблемы;

- втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы. Преимущества такой лекции:



актуализация имеющихся у студентов знаний;

- создается проблемная ситуация:

- наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор; выявляется профессионализм педагога.

Лекция с заранее запланированными ошибками. Данная лекция призвана:

- активизировать внимание студентов;

- развивать их мыслительную деятельность;

- формировать умение выступать в роли экспертов.

Лекция состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенче­ского характера. Подбираются наиболее типичные ошибки, кото­рые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются.

Лекция-пресс-конференция. Преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме.

В течение двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех-пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию.

Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формируются ответы.

 

 

Эвристическая беседа в курсе психологии.

Эвристическая беседа является той разновидностью проблемной лекции, которая позволяет наиболее полно продемонстрировать раз­личные аспекты управления процессом формирования у студентов всех структурных компонентов анализа и решения проблемы. Можно сказать, что эвристическая беседа - это прием конструирования определенного образа мыслей путем преобразования точек зрения индивида в условиях совместного исследования проблемы.

Эвристическая беседа требует от преподавателя импровизационных умений, которые основываются на свободном владении различными аспектами и уровнями решения проблемы, с одной стороны, и способа­ми построения диалога, формами взаимодействия с аудиторией на всех этапах решения проблемы - с другой.

Прежде всего возникает вопрос о месте проблемной лекции в форме эвристической беседы в системе курса лекций. Она необходима для создания особой интеллектуальной ситуа­ции, особого прецедента - размышления студентов над основами соб­ственного понимания предмета изучения, так или иначе уже достигну­того в результате предшествующей работы. Поэтому чаще всего собст­венно эвристической беседе предшествует проблемная лекция - моно­лог, в котором преподаватель вводит слушателей в проблему, намечает возможные подходы к ее анализу на материале сопоставления различ­ных факторов и теорий и знакомит с некоторыми условиями и преце­дентами ее решения, создавая тем самым почву для последующей проблематизации внешнего диалога.

Специально подчеркнем, что методический смысл введения эври­стической беседы заключается в достижении особой дидактической це­ли, а именно в том, чтобы повернуть студентов к новой рефлексивной позиции по отношению к собственным способам осмысления знания в учебном предмете. Следовательно, центральное место в этой форме ор­ганизации лекции отводится не контролю за мерой усвоения знаний, не проверке того, что может воспроизвести студент, а совсем другой зада­че, хотя так же, как и контроль, требующей для решения обратной свя­зи. Но в данном случае обратная связь лектора с аудиторией будет не­сти не санкции и оценки меры усвоения, меры согласия аудитории с положениями и позицией лектора. Она должна максимально способст­вовать актуализации разных позиций и точек зрения, разных подходов к пониманию и решению проблемы.

Если иметь в виду не контрольно-санкционирующую, а преобра­зующую сознание функцию диалога в форме эвристической беседы, следует специально выделять задачи программирования диалога как особого рода "развивающей обратной связи". Психологическую и мето­дическую специфику эвристической беседы как средства перестройки уровня рефлексии познавательной деятельности студента, а не как средства опроса необходимо четко осознавать при организации безма­шинного диалога преподавателя со студентами и в особенности при программировании "диалога" студента с машиной в ситуации автомати­зированного обучения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.