Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции.





Психологический анализ лекции, семинара, зачета, экзамена и т. д. предполагает:
1) Анализ занятий как вида деятельности преподавателя (содержание и структура этой деятельности, функционирование познавательных, эмоциональных и других психических процессов, применяемых способов и приемов управления поведением студентов и т. д.).
2) Анализ занятия как вида учебной деятельности студентов (ее цели, мотивы, способы, проявляемые психические процессы, психические состояния, их динамика и т. д.).
3) Анализ занятия как совместной деятельности преподавателя и студентов (согласованность активности, психические состояния преподавателя и студентов, контакт и взаимопонимание, взаимоотношения и взаимовлияние и т. д.). К вузовской лекции в современных условиях предъявляются разнообразные требования: она должна отличаться содержательностью и идейностью, логичностью и доказательностью, информативностью (новизной информации), выразительностью речи, доступностью. лекция должна выполнить не только функцию сообщения знаний, но и учить думать, добывать знания, воспитывать личные качества студентов.



Как вид деятельности преподавателя лекция с психологической стороны характеризуется целями, мотивами, способами, функционированием познавательных процессов, напряжением сил и т. д.

Цели лекции — это ее представляемые результаты, т. е. то, чего хочет достигнуть преподаватель.Мотивы подготовки и чтения лекции преподавателем — это побудители его активности, придающие тот или иной смысл его действиям.Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотношения ее целей с конкретными условиями и задачами деятельности преподавателя (кому и какая читается лекция, желаемое ее содержание, учебные и воспитательные результаты. Во время чтения лекции преподаватель говорит громче, быстрее, тише и т. д., видоизменяет внешнее выражение своих эмоций, чувств, отношений, включает элемент полемики и т. п.

 

 

34. Организация эффективной работы студента на лекции.

Работа студента на лекции требует определенных учебных умений:Умение эффективно слушать. Несколько советов по оптимизации процесса слушания:



1. Выделение основных положений.

2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время выступления необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего. 3. Опережение речи выступающего. Если выступление вызывает интерес, то появляется естественное желание предугадать следующее положение. (Эффект сравнения и контраста широко известен в обучении.) Таким образом, опережение речи говорящего является не только одним из средств "настройки на волну" выступления, но и способом его осмысливания и первичного запоминания. 4. Постоянная готовность слушать выступление до конца. Когда известно, что предстоит слушать длинное выступление, возникает соблазн заранее решить, что слушать его не стоит. Именно здесь следует "поработать" над своей установкой (создать правильную мотивацию) по примеру способов, оговоренных выше (мысленный диалог, управление своим состоянием и т. п.).

Эффективное слушание любого выступления (в том числе и лекции) -важнейшее условие правильного составления конспекта.

Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:

1. Разбивку текста на части по смыслу.

2. Нахождение в каждой части текста одного слова краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части.

Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи. Нормальная скорость - 120 знаков в минуту. Но при хорошей тренировке ее можно увеличить до 150 знаков в минуту.



Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (сокращение, называемое аббревиатурой). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура. Сокращенная запись лекции является очень заманчивой, ведь она экономит наши силы и время. Однако при этом необходимо учитывать два момента:

1. чрезмерное сокращение слова (особенно если оно повторяется не очень часто и сокращение не является привычным) может затруднить последующую работу с конспектом;

2. сокращение многих слов подряд, в особенности, если оно сопровождается изъятием окончаний, приводит к потере структуры фразы: становятся неясными падежи, лица и числа слов. Поэтому сокращенные слова следует чередовать с несокращенными или с теми, в которых при сокращении вы сохранили окончания.

При подготовке к новой лекции студенту стоит:

  • чтение записей, сделанных в процессе слушания и конспектирования предыдущей лекции, вынесение на поля всего, что требуется при дальнейшей работе с конспектом и учебником;
  • техническое оформление записей (подчеркивание, выделение главного, выводов, доказательств);
  • выполнение практических заданий преподавателя;
  • знакомство с материалом предстоящей лекции по учебнику и дополнительной литературе.

 

35. Организация семинара в курсе психологии и требования к его проведению.

Все формы практических занятий служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психол.анализу и оценке действий и поступков (по­ведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности.

Основные формы практических занятий: Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных за­дач, выдвигая в качестве аргументов психологические положе­ния. Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению раз­личных методик психологического исследования применитель­но к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать. Собственно практические занятия проводятся в стенах само­го учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Лабораторные занятия помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологи­ческих механизмов взаимоотношений людей в группе. Ос­новное предназначение лабораторных занятий — обучение сту­дентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки.

Структура семин.занятия: 1. Орг.момент; 2. Постановка целей и задач; 3. Повторение основных теоретических положений и орг-ция уч.дискуссии; 4. Заключение и выводы; 5. Дом.задание (преподаватель разъясняет особенности подготовки к след.занятию).

Методические рекомендации к проведению семинаров:

1. Техника «от монолога – к диалогу» (включение в обсуждение студентов);

2. Включать в обсуждение макс.кол-во студентов;

3. Взаимодействие со студентами на равных.

Приемы стимулирования познават.активности на семинарах: 1. Прием «чистый стол»; 2. «Цветовые сигналы»; 3. «Я-докладчик» - стимулирует вербальную активность (каждый должен выступить); 4. «Умный вопрос»- проблемные, причинно-следственные, гипотетические вопросы; 5. Эхо-диалог: один начинает, второй продолжает – обсуждение по цепочке; 6. Аналогии, сравнения, ассоциации; 7. «круг общения» - микрогруппы; 8. «аукцион идей» - при первом знакомстве с психологическим понятием, можно задавать разные вопросы, здесь преподаватель скептик или эксперт; 9. «мысли о…», или «2 взгляда на один факт» - нужно уметь привести и довод, и контрдовод; 10. Эстафета творческой мысли – здесь должен быть разный стиль у каждой группы; 11. Школа интеллектуальных контактов; 12. Пресс-диалог – выбирается пресс-центр (либо студент, либо преподаватель, хорошо ориентирующийся в теме) и любители.

Работа с понятием

Приемы работы: 1. «кто глубже проникнет в суть понятия» - каждая группа выделяет сущ.признаки понятия + определение +защита понятия, затем сравнение общепринятого понятия с понятиями групп; 2. «смысловое расщепление» - работа с уже известным понятием – студент называет какой-н.признак, а потом – обобщение; 3. Иерархизация понятия; 4. Объяснение понятий с использованием рисунков и метафор; 5. Введение более простого определения, нежели в учебнике; 6. Использование фольклора; 7. Использование типичных жизненных ситуаций; 8. Свободные ассоциации; 9. Нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия; 10. Введение игровых элементов; 11. Использование наглядности (опытов экспериментов); 12. Задача с подсказкой; 13. Пошаговый разбор; 14. Проблематизация ситуации – описывается ситуация, и преподаватель задает проблемные вопросы; 15. Сравнение нескольких точек зрения на понятие; 16. Ведение словаря психол.понятий.

 

36. Практические занятия по психологии и требования к их проведению.

- вид учебных занятий, выполняемых студентом самостоятельно в составе группы под руководством преподавателя.

Цель: закрепление теоретических знаний на практике.

Функции: усвоение умений исследоват. и практической работы.

Структура практ.занятия: 1. Орг.момент; 2. Постановка целей и задач; 3. Обоснование предложенных задач, комментарий к их решению; 4. План и правило проведения занятий; 5. Повторение основн.теорет.положений; 6. Применение теории на практ.уровне; 7. Оформление практ.работы в письменном виде; 8. Подведение итогов, выводы.

Типичные задания на практ.занятии: 1. Демонстрация эксперимента 2. Индивид.и групповые задания; 3. Эксперимент в парах; 4. Решение психологических задач.

Принципы при разработке уч.задач для практ.занятий:

1. «от теории к практике», ко­гда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических про­блем и предлагается студентам самим найти соответствующие примеры в практической жизни (в быту, в учебной, трудовой, об­щественно-политической, спортивной и другой деятельности. 2. «от жизни к теории». В этом случае в за­дачах предлагаются различные практические ситуации, кото­рые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории.

Дидактические средства: 1.Учебные задачи; 2.Уч.задачи на составление схем, таблиц, на освоение инструкций; 3.Применение приборов, моделей совместной деятельности по типу гомеостаза; 4.Использование материалов эмпирических исследований; 5.Программы компьютерного контроля;

6.Педагог.и психолог.ситуации, их анализ.

Технологии: 1.Схематизация и табулирование (работают сложные мыслительные операции); 2.Психологические опыты; 3.Анализ конкретных педагог. и психологических ситуаций; 4.Применение приборов моделей совместной деятельности; 5.Использование эмпир.иссл-й, кинофильмов; 6.Программы комп.контроля и самоконтроля; 7.Обучение и самообучение по темам или по отдельному курсу;

 

37. Содержание психологических дисциплин в средних учебных заведениях, ссузах и вузах.

Преподавание психологии в школе. 2 стороны: обеспечение общих знаний, формирование мировоззрения ребенка.

Цели преподавания психологии в школе: 1. Формирование общих представлений о психологии как о науке. 2. Оказание помощи в открытии внутреннего мира. 3. Пробуждение интереса к другим людям. 4. Развитие интеллект.сферы. 5. Развитие самоСЗ. 6. Раскрытие личностной направленности. 7. Развитие эмоц.сферы. 8. Понимание чувств, настроений, переживаний других людей.

Результаты обучения психологии в школе: психол.знания; умения; навыки – привычка мыслить и действовать в соответствии психол.культурой; опыт творческой самодеятельности; овладение культурой психической деятельности; формирование эмоционально-ценностного отношения к психологической реальности и действительности.

Критерии отбора содержания школьного образования по Каптереву: сообразность преподавания науки с содержанием и характером этой науки; сообразность содержания преподавания со свойствами детской натуры и личностными особенностями детей; сообразность содержания и метода преподавания с личностью учителя.

Преподавание психологии в ВУЗах. Вузовское обучение отличается от обучения в нач.и ср. школе не только внешне, организационно, но и внутренне, психо­логически. Студент поднимается в своей учебной деятельности на новую, еще более высокую ступень — от обучения под руководством и повседневным контролем учителя переходит к самостоятельно­му освоению научной картины мира, овладевает методом обуче­ния и самообучения. Формы занятий в ВУЗе: лекция, практические (семинары, практикумы, лабораторные), самостоятельная творческая работа студентов (курсовые, дипломные проекты).

Цели преподавания психолгии в ВУЗе зависят от проф.направленности студентов, поэтому выдел.кокр.цели для психол.спец-сти или для непсихол.спец-сти. Для студентов-психологов цели делятся в зависим.от того, теорет.или практ.направл-сть у спец-сти.

Метод.особенности преподавания теор.психологии: История психологии.При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие обществ.потребности ее породили и как она помогла удовл.их. Общая психология.

1. цель: ус­воение общих закономерностей функц-ния психики. Введение в психологию. Личность и деят-сть. Познав.процессы личности. Эмоц.-волевая сфера лич­ности. Психол.особ.личности;

2.Общая психология как наука, ее объект и предмет. Психо­
логия деят-сти. И др..

Методические особенности преподавания прикладнойпсихологии: Возрастная и педагогическая психология. Эти две прикладные отрасли - применение общепсихол.теории для объяснения возрастного развития в детские годы и психол.условий эф­фективности обучения и воспитания человека. Важно, что если педагогика отвечает на во­просы «как обучать» и «как воспитывать», то психология, опи­раясь на закон-сти психич.развития чел-ка, объ­ясняет, «почему обучать и воспитывать нужно именно так» - научно обосновывает приемы и методы педагогики.

Социальная психология изуч.личность, но не изолированно, а в связи с другими людьми в группе, в про­цессе взаимодействия людей с группами и внутри групп, рас­сматривать черты личности как производные от взаимоотноше­ний человека с социальными группами.

Преподавание психологии в ссузах: обучение здесь направлено на усвоение уч-ся знаний о природе, обществе, человеке. У них развиваются умения и навыки в разнообразных видах предметно-практ., познав.и духовной деят-сти. Уч-ся осваивают общие способы теор.мышления, овладевают методами научного познания, механизмами самоорг-ции личности: происходит интенсивное социальное развитие и самоопределение личности, формируются профессиональные знания, умения и навыки. Здесь психол.знания и уме­ния используются для самопознания и саморазвития учащихся в рамках других предметов. Здесь занятия психологией направлены на развитие поведения личности в новых для нее условиях – трудовой деят-сти, подготовка личности к адаптации в проф.коллективе.

 

 

38. Способы активизации познавательной деятельности студентов: содержательный, методический и организационный аспекты.

3 группы методов: 1. Проблемного обучения; 2.Программированного обучения; 3. Интерактивного.

Смолкин выделяет: 1. Неимитационные (собственно активные) – проблемные лекции, л/р, семинары; 2. Имитационные методы: - игровые методы (деловая игра, педагог.ситуации, сит-ции инсцениров.разл.деят-сти), - неигровые методы (коллект.масштабная деят-сть, ТРИЗ – теория реш.интеллект.задач). основные факторы интенсификации обучения: 1. Повышение целенаправленности обучения, 2. Усиление мотивации, 3. Повышение информативной емкости содерж.обр-ния, 4. Применение активных форм и методов обучения, 5. Ускорение темпа уч.действий; 6. Развитие навыков уч.труда, 7. Исп-е компьютера.

Принципы исп-я активных методов в ВУЗе: 1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовл.студентов и темы занятия; 2. Моделирования; 3. Входного контроля; 4. Соответствия содержания и методов целям обучения; 5. Проблемности; 6. Негативного опыта; 7. От простого к сложному; 8. Непрерывного обновления; 9. Орг-ции коллект.деят-сти, 10. Опрежающего обучения, 11. Диагностирования, 12. Экономии уч.времени.

Приемы активного обучения: 1. Кооперативное обучение (сотрудничество) – неформальные группы, к-рые сущ-т на протяжении занятия или его части.

Активные формы обуч в неформ.группах: 1. «Слушать, думать, работать в парах, делиться наработанным»; 2. Лекция – книгодержатель; 3. Лекции срегламентир.паузами (прием для лекции). Лекция – 13-18 минут (прим., законы внимания), дается 2-ухминутный перерыв. Задача студентов: сравнить свои записи в конспектах, выделить наиболее важные элементы. 4. Работа в малых группах (4-6 человек). Предполаг.разл.рода активность. 5. Нумерация студентов. Каждый уч-к выбирает себе номер. После того, как преп-ль задал вопрос, обсуждение в группе по номерам. 6. «Круговое прошение» - студенты по очереди делятся ответом на вопрос (переживания). Чтобы люди лучше узнали друг друга. 7. «построение сценария» - метод планирования деят-сти, помогает продумать последовательность действий по достижению целей. 8. Построение дерева целей.

Формальные группы – группы с неоднородным составом, к-рые обр.для выполнения заданий на протяжении неск.занятий. методы: 1. Мозаика- каждый член группы готовит часть своего материала. Исп., если студентам необходимо ознак.с большим объемом инфо. 2. Трехступенчатое интервьюирование (попарное интервью); 3. Групповое исследование – студенты планируют иссл-е и проводят его. 4. Кооперация в кооперации. Есть общая тема, к-рая обсужд.в разных темах. Затем общее обсуждение.

Базовые группы – кооперативные уч.группы примерно из 4-х студентов, к-рые сохран.на протяжении семестра и больше. Цель: оказать содействие эмоц.и когнитивным потребностям студентов: 1. Прием межличн.поддержки, 2. Инф.тестирование, 3. Дискуссия, 4. Мозговой штурм, 5. Метод анализа ситуаций (кейс-стади). (При работе с текстовой инф., актив.внимание и мыслит.процессы: 1. Критич.обзор лит-ры, 2. Трансформация текста в вопросы-ответы; 3. Превод текстовой инф.в таблицы, схемы, символы). 6. Проектирование и моделирование.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.