Современные тенденции развития образовательного пространства. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания.
Выделяют 5 тенденций в образовании:
1. массовый характер образования и его непрерывность.
2.значимость для индивида обществен.ожиданий и норм.
3.ориент. на активное освоение человеком способов познават.деятельности.
4.адаптация образоват.процесса к запросам и потребностям личности.
5.ориент.обучения на личность учащегося и обеспечение его самораскрытия. Тенденции развития психологии:
1.бихевиоризм не явл. ведущим, но одним из главных направлений.
2.когнит.исслед,исследования эмоций, мотивации и саморегуляции должны заним.больший объем в учебных курсах.
3.значит.влияние имеет гуманистическая психология.
4.усиление роли прикладной и практич.психологии.
5. эклектизм.
6. дифференциация психологич.знаний и отраслей.
7.интернационализация знаний
8.язык научного общения-англ.
9.значительно возрастает интерес к изучению психологии в обществе.
По ее конспекту
7. Научные основы преподавания психологии. Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины.
Науч.дисциплина - система знаний, ориент. на исследователей.
Учебная .дисциплина - система знаний, ориент. на обучающихся.
Наука должна достичь опред. уровня развития , чтобы различать научн. и методич.аспекты.
Структура учеб.дисциплины и науки могут как совпадать, так и не совпадать.
Учебн.дисциплина может явл.:
1. прямым дидактическим отражением соотв.отрасли научного знания.
2. отражением научных знаний, накоплен. в разных науках.
Любая учебн.дисциплина вкл. 2 компонента:
- систему знаний;
- систему учебно-познават.деятеьности, направл. на усвоение этих знаний. При разработке компонентов учебн.дисциплтины должны учитыв.след. факторы:
1.степень систематизации системы знаний,
2. методологическая позиция преподавателя,
3. уровень,тип и цели образоват.программы
4.интерес учащихся к определеннным темам,
5.знания и способности учащихся,
6. формы и функции активности учащихся,
7.методические и дидактические материалы,имеющиеся в библиотеке.
Специфика содержания психологии как гуманитарной дисциплины: Гуманит.познание - особый тип науч.познания, предполаг. иное отношение познающего субъекта к объекту исследования, чем то, которое свойственно естественнонауч.дисциплинам. В центре гум.познания - не вещь, а личность, отношения субъект-субъект. Личность как познаваемое требует не "точности" познания, но глубины "проникновения". Суть отношений познающего субъекта и субъекта познаваемого - в диалоге. Диалог же предполагает раскрытие не только значений, кот. ситуативны, но и смыслов, кот. даны в бесконечном многообразии контекстов и в динамике изменений субъектов в ходе познания.
Свойство психологии как гум.науки: псих.познание принципиально гетерогенно и предполагает не только научно-теор., понятийно-знак., логич.мышление, но и мышление образное, художеств., наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на символическом сознании, символизации и интерпретации символов, с помощью которой психолог проникает в области бессознательного.
Обучение П. направлено не только на овладение способами понимания и преобразования условий, определяющих образ мыслей и образ действий других людей, но и на само преобразование условий собственной жизнедеятельности и сознания.
8.Требования ГОС ВПО к подготовке специалистов-психологов. Непсихологические дисциплины в системе профессиональной подготовки специалиста психолога.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 "ПСИХОЛОГИЯ".
Задача основной образовательной программы подготовки специалиста – со-пряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.
3.1. Основная образовательная программа подготовки специалиста разраба-тывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образова-тельной программы подготовки специалиста к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основ.образоват.программа подготовки специалиста состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содер-жательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки специалиста должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую го-сударственную аттестацию:
цикл ГСЭ — общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН — общие математические и естественно-научные дисциплины;
цикл ОПД — общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДС — дисциплины специализации;
ФТД — факультативы.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки специалиста должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020400 «ПСИХОЛОГИЯ»
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Спец-ст должен уметь решать задачи, соответствующие его квалифика-ции:
• на основе накопленных теоре.знаний, навыков исследоват.работы и информационного поиска уметь ориентироваться в современ. науч.концепциях, грамотно ставить и решать исследов. и практ.задачи;
• участвовать в практической прикладной деят-ти, владеть основными ме-тодами психодиагностики, психокоррекции и психол.консультирова-ния;
• владеть комплексом знаний и методикой преподавания П. в ВУЗах;
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1. Итоговая гос.аттестация специалиста включает выпускную квалификац.работу и гос.экзамен, позволяющий выявить теор.подготовку к решению проф.задач.
7.2.2. Требования к выпускной квалификац.работе специалиста.
Выпускная квалиф.работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой законченную разработку, включ. результаты эмпир. или теорет. исслед-ия, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. Защита выпускной квалиф.работы осуществляется на заседании Гос.аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется гос.аттестационная оценка.
7.2.3. Требования к государственному экзамену.
На гос.экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепроф.базовых и специал.дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и проф.выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.
Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самост.суждениям на основе имеющихся знаний.
Непсихол.дисциплины ВПсО отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гумм., соц-экон., мат. иестественнонаучн. дисциплин. 1/3 всех предметов.
Это ●циклГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ин. яз, физ-ра, отечественная история, культурология, политология, правоведение, педагогика, русск. яз. и культура речи, соц., фил., экон.);
●циклЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (мат., инф. и ЭВМ в псих., концепции современного естествознания, антропология, анатомия ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|