Место и роль психолога как преподавателя психологии в учебном процессе, специфика его педагогического общения с учащимися.
Психолог– равноправный член педагогического коллектива и отвечает за психическое развитие и психологическое здоровье обучающихся.
В своей работе он опирается на профессиональные знания овозвратных закономерностях и индивидуальном своеобразии психического развития, об истоках психической деятельности и мотивах поведения человека.
Преподавание психологии как учебного предмета в старших классах, проведение факультатива, кружка по психологии для подростков, развивающая работа с младшими школьниками в рамках уроков общения, психологической разгрузки, психологического развития и т.д. - все это дает возможность психологу не только образовывать, развивать учащихся, но и отслеживать ход и достижения их психического развития, видеть психологические проблемы учащихся и преподавателей, предупреждать их появление, работать в тесном контакте с учителями и родителями. Участие психолога в образовательном процессе в качестве преподавателя психологии сокращает психологическую дистанцию в отношениях с учителями.
Перед учителем психологии ставится три задачи: (по Нечаеву)
1) помочь учащимся осознать поведение людей;
2) связать курс психологии со знаниями учащихся по другим предметам, показать единство этих знаний;
3) насытить научным содержанием часто встречающиеся в обыденной речи термины, уточнить и расширить понятия учащихся;
По мнению ученого, ученики на уроках П. должны «приучаться к определенной постановке вопросов и к разрешению их строго фактическим путем, учиться думать при помощи фактов». Конечная цель образования и педагога-психолога-формирование нравственно ценной личности учащихся, выработка человека с рядом гармонически объединенных интересов, с чуткой совестью и развитым стремлением к постоянному самосовершенствованию.
Педагог.общение- система ограниченного соц.-псих. взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием кот. является обмен инфо, оказание воспитат.воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог-псих. явл. инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Педагог.общение должно быть эмоционально комфортным и личностно-развивающим. Профессионализм общения состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя.
10. Цели обучения психологии студентов психологических и непсихологических специальностей.
Общей целью изучения психологии студентами является формирование у них умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики, а также для преобразования психики человека в интересах развития его личности(обучения и воспитания, формирования коллектива, психологической коррекции отклоняющегося поведения или психотерапевтического лечения нервно-психических расстройств и т. п.).
Данная общая цель должна подразделяться на ряд конкретных целей. Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов: 1) большинство – это студенты непсихологических специальностей и 2) меньшая группа – это студенты-психологи. Для той и другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.
Студенты непсихологических специальностей:
1) Психологические знания нужны для психологической грамотности, чтобы доводить идеи, замыслы, настроения до сознания других (искать взаимопонимание, обучать, руководить).
2) Для хорошего регулирования собственного внутреннего мира и самосовершенствования на научной основе.
Студенты психологической специальности:
1) Студент-психолог, готовящийся к фундаментальным исследованиям - научиться практически применять научные знания, уметь психологически мыслить, научиться применять психологическую теорию не для преобразования, а для объяснения психических явлений, ранее не объясненных.
2) Студент-психолог, специализирующийся на прикладной психологии – формирование у студентов психологического склада мышления для анализа, оценки и объяснения психических явлений в избранной отрасли психологии, освоения ими психотехнических приемов и способов применения научных положений данной отрасли психологии к позитивному изменению психического в человеке.
11.Общедидактические принципы и реализация их требований к преподаванию психологии.
Принципы обучения — это руководящие идеи в организации учебных занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения.
1. Принцип научноститребует, чтобы изучаемый уч материал соответствовал современным достижениям научн и практ психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закон-м Соблюдение принципа научности при обучении психологии –инф, сообщаемая учащимся, должна быть доказательна.
2. Принцип системностипредполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом.
3. Принцип единства рационального и эмоционального. Обучение эффективно, когда студенты и уч осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личн или проф значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям. В то же время непосредственный эмоц интерес к психол фактам и феноменам- наиболее сильный стимул к изучению психологии.
4. .Принцип единства предметно-ориентированного и личностно-ориентированного обучения. Сохранение необходимого баланса
5. Принцип единства теоретического и эмпирического знания. Оптимально сочетаться, в одной стороны, описание теорет идей, их логические обоснования и, с др стороны, конкретные эмпирические факты, на которые они опираются, конкретные примеры, которые их иллюстрируют.
6. Принцип доступности закл в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с типом студентов или уч, их образовательными намерениями, возрастом, ур их развития. При обучении психол в школе имеет особое значение в силу того, что еще не существует устойчивых традиций преподавания психологии учащимся школьного возраста.
7. Принцип наглядности - в использовании органов чувств и образов при обучении.
6. Принцип активности в обучении - эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении.
7. Принцип связи с практикой.. Практическую применимость и пользу психологических знаний в повседневной жизни.
8. Принцип развития. В результате изучения курса психологии главную ценность представляет не знание психол теорий, понятий, закономерностей, а лучшее понимание учащимися внутреннего мира др людей и самих себя: усвоение психол средств самопознания и саморазвития, совершенствование своей познавательной деятельности.
12. Характеристика специфических принципов обучения психологии.(сразу говорю, что это то, каким бы бредом не казалось! Это из ее конспекта)
Пр-пы обучения -это руководящие идеи в организации уч занятий, научно обоснованные рекомендации, правила, нормы, регулирующие процесс обучения. Принципы зависят от целей обучения и дидактической концепции. Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические принципы обучения. Однако их использование в обучении психологии имеет свою специфику.
1.Пр-п мотивационной готовности аудитории- на занятиях нужно учитывать важные для аудитории события, явления, случаи. Пытаться формировать интерес к своим занятиям.
2.Пр-п развития- конкретная реализация и учет психич особенностей в преподавании психол знаний. Развитие самосознания учащегося и преподавателя.
3.Пр-п субъектности- (сделать так, чтобы твоя жизнь зависела от тебя). На занятиях давать возможноть учащимся сомостоятельно принимать решения.
4.Пр-п психологизации- использовать систему научн психол знаний мы можем через систему образных представлений, кот могут выступать средствами собственного опыта. Умение психол мыслить и обладать психол культурой.
5.Пр-п событийности- в основе:каждое занятие должно стать событием, т.е запомниться, стать значимым элементом в субъективной картине мира.
6.Пр-п метафоризаций психол понятий(представлений)-психол явления, законы, закономерности, могут быть представлены в образе символов, образов, метафор.
7.Пр-п психол безопасности-любыие переживания должны оказаться продуктивными, стимулир развитие.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|