Сделай Сам Свою Работу на 5

Административные ресурсы организационного развития





В проведенном выше анализе сознательно акцентировалось внимание на формах и методах осуществления изменений и развития, их взаимодействии в процессе совершенствования бизнес-организации. В административном подходе к менеджменту организации, оба этих проявления вполне обоснованно объединяются понятием организационное развитие (ОР). Для представления такого подхода необходимо рассмотреть ряд аспектов формирующейся концепции ОР, комплексно определяющих ее содержание. Прежде всего, к ним относится анализ конструктивного и деструктивного характера происходящих организационных изменений, накладывающий, на их восприятие и оценку, существенную эмоциональную нагрузку. Здесь, эффект традиционно ментального восприятия позитивности и негативности, того или иного проявления конструктивности и деструктивности, характеризует отечественный опыт значительно разнообразнее.

Именно этот аспект подразумевается широко распространенным утверждением о том, что: «…для нас характерно упорное формирование трудностей для последующего, героического их преодоления». Дело в том, что в отличие от превалирующего в западных странах эволюционного характера ОР, отечественный опыт разработки и осуществления организационных преобразований, в значительной мере основывается на принципе «преодолении противоречий», многие из которых мы сами и формируем. Сознательно это происходит или до конца неосознанно, в конечном счете, не так уж важно. Главное, что это противоречие традиционно, понятно и, даже ожидаемо, что существенным образом характеризует отечественную специфику разработки и осуществления программ ОР.



В конечном счете, это реализуется в перманентном стремлении к разработке и осуществлению необоснованно большого количества самых разнообразных реформ, деструктивная составляющая которых, не редко, перевешивает конструктивную. Причем, как ни странно, на практике, такое соотношение бывает вполне оправдано тем, что деструкция направлена на изменение мало эффективной организации, сформировавшейся в результате соответствующего проведения предыдущих преобразований. Этот феномен требует самостоятельного исследования и выработки соответствующих рекомендаций, позволяющих полнее использовать его потенциал.



На это непосредственно указывает, так свойственное отечественному менеджменту, успешное преодоление последствий уже наступившего кризиса и формирование, именно на этой основе, тенденций поступательного развития. Этот, противоречивый принцип не только характерен для отечественного подхода к разработке, построению и осуществлению позитивного ОР, но и, в конечном счете, достаточно продуктивен. Данный феномен настолько очевиден, что, подспудно, мы ждем, а, возможно и провоцируем наступление кризиса в расчете на последующее, бурное развитие, формируемое и осуществляемое на его последствиях. Такое, специфическое отношение к конструктивности и деструктивности организационных изменений, на самом деле имеет право на существование, прежде всего, в конкретно исторических условиях формирования, становления и развития современного российского общества. В нем, любые организационные изменения, заведомо становятся не только средством и формой, но, зачастую, и собственно, единственно идентифицируемым содержанием общественного развития.


Достаточно вспомнить, настолько восторженные, насколько и неадекватные оценки осуществлявшихся изменений в недавно так модных утверждениях: «… начались подвижки, процесс пошел и т. п.». Все это заставляет самым серьезным образом задуматься над тем, что является приоритетом организационного развития: четко поставленные цели или мощное начало действий, реальные формы и средства или яркая динамика и тенденции, конкретно закрепляемые, позитивные изменения или увлекающее в кризис развитие противоречий?



К сожалению, отечественному подходу к разработке и осуществлению (ОР), зачастую свойственна хорошо известная формула – «2Д х 2П», раскрываемая выражением: «…давай, давай – потом посмотрим». Между тем, последствия таких преобразований, нередко выхолащивают конструктивность изменений, тормозят общественное развитие или, даже, отбрасывают назад. Вот почему сущность и содержание, методика разработки и осуществления, средства и формы проведения конструктивных преобразований становятся важнейшим и необходимым ресурсом обеспечения поступательного ОР.

Его механизм представляется достаточно устоявшимся составом, содержанием и взаимосвязью понятных элементов, которые условно можно отразить следующей моделью:

 

 
 

 

 


Рис. 6.3.3. Механизм организационного развития

 

Представленная на рисунке 6.3.3. модель определяет только основные составляющие, условия и конфигурацию формирования и реализации ОР бизнес-организации. В практических процессах и системах менеджмента палитра этих факторов реализуется исключительно разнообразно, обусловливая, в зависимости от конкретной ситуации, их специализацию и адаптацию. Вместе с тем, представленная модель позволяет достаточно четко определить административные ресурсы ОР современной бизнес-организации и разрабатываемые и применяемые на их основе прикладные программы.


Конкретное, практическое воплощение, ресурсы ОР получают в специально разрабатываемых научно-производственных продуктах, обеспечивающих комплексное совершенситвование и развитие бизнес-организации. К эффективным примерам таких разработок ОР можно отнести:

q процедуру организации акционирования и управления

собственностью предприятий, компаний, организаций;

q механизм управления финансовыми потоками в условиях

динамично развивающейся инфраструктуры взаимодействия;

q алгоритмы внедрения корпоративной формы организации труда,

взаимодействия в группах, подбора и сплочения команды;

q положения по использованию рейтингового инструмента

в системе материального стимулирования работника;

q модель механизма функционального взаимодействия

подразделений аппарата управления предприятия;

q методику организации отбора, подготовки, оценки и выдвижения

ресурса, резерва и состава менеджмента в рыночных условиях;

q системы организации перманентной профессиональной

переподготовки и аттестации персонала компаний и т. д.;

q методика модернизации прикладных программ обучения персонала

на основе реальных производственных и управленческих ситуаций.

Одним из наиболее продуктивных примеров разработки и применения административного сопровождения функционирования и развития организации является система оперативного регулирования и модернизации производства, функционирующая в режиме реального времени. Она позволяет построить на базе заранее разработанных, детерминированных и алгоритмизированных моделей, конструкций, программ оперативно действующий инструментарий корректировки организации производственных и управленческих процессов и процедур в режиме реального времени. Необходимой основой разработки и применения таких систем является механизм инструментального регулирования ОР, обеспечивающий адекватную реакцию субъекта на происходящее. В нем, изначально предусматриваются два основных режима функционирования штатный и инновационный, обеспечивающие универсальный подход к разработке, осуществлению и модернизации, как конкретно запланированных, так и неожиданных организационных изменений.

На такой методической основе разработаны, адаптированы, внедрены и успешно применяются на Втором Московском часовом заводе и ряде других предприятий и организаций, матрицы функционального взаимодействия подразделений аппарата управления цехов, служб и формирования в целом. Основанные на закреплении обеспечения и регулярности осуществления штатных процедур, в рамках утвержденной ОСУ, они векторно ориентируют и качественно позиционируют, постановку и решение инновационных задач. Это позволяет программировать и реализовывать осуществление широкого спектра структурных и процедурных изменений, необходимых для вновь вырабатываемых инновационных решений. Причем, осуществляются программы такого ОР на той же универсальной матричной модели функционального взаимодействия подразделений аппарата управления цехов, служб и предприятия в целом.


Административный подход в разработке и применению современных методик ОР необходимо включает и широко использует ресурсы регулирования, как оперативного средства реагирования менеджмента организации на изменение ситуации. Более того, инструментарий регулирования и саморегулирования не только развивает новый, но и существенно повышает эффективность использования уже имеющегося административного потенциала. Это основывается на использовании механизма избирательной оптимизации применения освоенных инструментов и повышения эффективности их комбинирования и агрегирования. Так, современными методиками разработки и реализации сканирующих подходов к совершенствованию структур и процедур бизнес-организации обеспечивается перманентность разработки и осуществления их ОР по ходу достижения поставленной цели. Это реализуется последовательной сменой делегирования полномочий руководителя проекта главам, участвующих в нем функциональных формирований. Осуществляемая, в периодичности и последовательности административно устанавливаемой и оперативно регулируемой этапностью процесса, перестройка его построения и осуществления, обеспечивает максимальную мобилизацию ресурсов каждого из них. Причем, программа, методика, параметры предполагаемого делегирования декларируются заранее, открыто, для все участников процесса, что оказывает обще координирующее воздействие на обеспечение их эффективного взаимодействия в ходе ОР.

Проведенный анализ позволил в целом представить состав, содержание и базовую конфигурацию взаимодействия факторов организационного развития современной бизнес-организации следующим образом:

 
 

 


Рис. 6.3.4. Комплекс факторов организационного развития


Применение административного подхода к сопровождению ОР структур и процедур современной бизнес-организации обеспечивает акцентирование организационных изменений на ключевых, для каждого конкретного этапа, задачах, функциях, объектах, исполнителях и т. д. Так, на основе сканирующего подхода, каждый из руководителей, на своем, самом ответственном для него, в рамках данного процесса, этапе разработки и реализации ОР, получает исключительные полномочия его осуществления. В конечном счете, именно это обеспечивает универсальность подхода, позволяет органично использовать все многообразие ресурсов организационных изменений и развития организации.

Так, например, в продуктивно проводившемся в 80-х годах прошлого века в Новосибирском академгородке эксперименте по прокладке пешеходных коммуникаций путем оформления фактически сложившихся тропинок в регулярные тротуары. Каждый из нас неоднократно наблюдал, да и сам активно осуществлял корректировку рассчитанных и спроектированных архитекторами дорожек. И дело здесь не в ошибках того или иного разработчика, а, в принципиально ином подходе к формированию инфраструктуры, основанном на реальном приоритете организационных изменений над структурным позиционированием, по которому органическая структура закрепляет складывающиеся траектории коммуникации реальной организации.

Альтернативой является приоритетно структурный подход, теоретически обосновывающий и практически утверждающий рассчитанную конфигурацию построения коммуникаций организации. К чему это приводит, каждый из нас, хорошо уяснил на собственном жизненном опыте, во многом основывающемся на допущении сознательного нарушения установленного. Корректируя, изначально с благими целями, разработанную и утвержденную организацию, мы, тем самым, разрушаем ее конструктивные основы. Но, административно устанавливаемый порядок, так просто, не допускает своего изменения. Он сосредотачивает максимум регламентирующих и контролирующих усилий на возвращении живой, развивающейся коммуникации в «прокрустово ложе» запланированных связей. При этом, основной ущерб наносится не излишними затратами на администрирование, а реальной потерей перспективы естественного и, уже поэтому, во многом, более совершенного ОР.

Проведение процессуально структурной классификации проявлений организационных изменений во многом предопределяет применение развивающего эти принципы подхода к представлению ее внутреннего содержания. Он реализуется в спектре коммуникационно-содержательного анализа организационных изменений, основывающегося на приоритете выделения связей и вторичности позиционирования элементов. При этом рассматривается не только причинно следственная зависимость элементов от связей, но и конструктивная основа построения конфигурации изменений. Использование такого подхода показательно при графическом отражении организации, когда, вместо первичного изображения элементов, в последующем объединяемых связями, осуществляется противоположное.

Коммуникационно-содержательным подходом, сначала, изображается конфигурация основных связей, обусловливаемая предполагаемым процессом. Затем, в местах разделения, пересечения, соединения представленных связей позиционируются элементы структуры, содержание деятельности которых, определяется характером сформировавшихся узлов. Данный подход позволяет точно, но, что особенно важно, органично и конструктивно сформировать структуру, полно и всесторонне отражающую палитру возможных процессов.


Структурная организация действительно должна не только отражать, но и, самым непосредственным образом, обеспечивать наиболее эффективное осуществление эволюционно развивающихся процессов. Закрепляя достигнутое, содействуя совершенствованию проводимого, обеспечивая поиск лучшего структурная организация создает необходимые условия для конструктивного ОР. Вместе с тем, она фиксирует организацию состоявшегося, не допуская нарушения или деформации стратегии, повторения ошибок, зацикливания или стагнации. В этом и проявляется конструктивное значение приоритета эволюционного характера ОР. Рано или поздно, действие закона перехода количества в качество, обусловливает революционные изменения, характер которых исключительно противоречив и, уже поэтому, требует серьезного анализа, специальной оценки и осторожного применения.

В реальном взаимодействии процессов хаотического, смешанного и целенаправленного ОР складываются определенные формации, как проявления и результат объединения различных процедурных и структурных организаций. Научное применение этого понятия ассоциируется с выделением и исследованием крупных, значимых образований в политической, социально-экономической, хозяйственной и ряде других сфер деятельности. В прикладных исследованиях представление этого процесса получило название «формирование», означающее создание, какой-либо формации, построение определенного образования, придание ему определенной формы.

Практическое применение администрирования как процесса, так же ассоциируется с формированием, подразумевающим целенаправленную деятельность по приданию объекту строго определенной внешней или внутренней формы. Собственно формирование в этом смысле и представляет собой непосредственное упорядочивание, построение, организацию нового образования в соответствии с определенными целями и представлениями об обеспечивающей их достижение форме. Оно становится основой применения целенаправленного расформирования, переформирования, доформирования. Наиболее актуальным примером такого процесса является реформирование, означающее целенаправленную, программируемую деятельность по проведению радикальных организационных изменений. Разработка целенаправленной программы преобразований принципиально отличает реформирование от трансформации. Различия между ними велики настолько, на сколько отличается движение по морю на современном лайнере, от скитания на плохо управляемом плоту, даже при многочисленных попытках поставить паруса из подручных средств и держать их по ветру. К сожалению, эти различия выделяются и адекватно идентифицируются не сразу и далеко не всеми, что приводит, такого наблюдателя или, еще хуже, организатора, к странно радостному заключению «процесс пошел». Привлекающая своей динамикой трансформация, которая, вольно или невольно, выдается за реформирование, опасна именно этой непредсказуемой радостью движения к неопределенности. Время и средства, направленные на нормализацию его последствий, как правило, на порядки превышают достигнутые позитивные перемены.

Применение термина трансформация указывает только на изменение формы, без уточнения целей, условий, причин и участников произошедшего. При этом предполагается возможность любых результатов, перемен и их последствий. В отличие от этого, реформирование непосредственно указывает на субъективную природу целенаправленно осуществляемых радикальных перемен и предполагает позитивные последствия и соответствующую оценку.


Акцентирование внимания на оценке необходимо, поскольку в ней кроется ментальная особенность формирования общественного отношения к этим процессам. Она проявляется в позитивном восприятии реформации в радикально настроенной среде и противоположном отношении консерваторов. Между тем, главное, что различает эти понятия, заключается в объективной, смешанной или субъективной природе их осуществления и более или менее вероятностном представлении об их последствиях соответственно.

Формулирование и оформление организации в рамках макросистемы подчиняются общим законам, содержащим достаточно строгие шаблоны, правила, форматы. Они определяются устанавливаемыми стандартами, едиными требованиями, типовыми положениями, обеспечивающими адекватное восприятие развития процессов и содержания систем, отражаемые в документах и коммутациях администрирования. Их достижение обеспечивается форматированием, представляющим приведение отражения или представления организации к понятной и общепринятой форме. Понимание и представление формы и содержания организации является необходимой основой для формулирования свода определяющих ее положений. Они используются в выделении, идентификации, классификации, стандартизации организации, становясь официальными дефинициями администрирования. На их основе любая, даже неформальная, организация оформляет свое появление, положение, ориентацию. В реальной жизни это отражается административно определяемыми целями, отношениями, позициями, границами, допусками, позволяющими отнести к конкретной форме тот или иной объект или субъект, фиксирующими их содержание и направленность. Они складываются или устанавливаются в процессе, результатом которого становится «де-юро» или «де-факто» оформившаяся организация. Основой такого оформления являются идентификация, понимание, объявление и закрепление формального или неформального статуса организации, как официального или неофициального признания ее позиционирования.

Требования универсализации и унификации представлений и применений бизнес-организации обуславливают формализацию ее выражения, необходимо представляющую, сравнивающую, классифицирующую встречающиеся формы и составляющие элементы. Администрирование обеспечивает возможность их идентификации, испытания, оценки, замены, ротации, тиражирования и т. д., например, на модульной основе. С одной стороны, оно обусловливает формальность, как характеристику выработки и применения соответствующего подхода к бизнес-организации, обеспечивающего четкость и однозначность ее понимания. С другой стороны, оно становится формализатором комплекса практических представлений и проявлений бизнес-организации, позволяя детерминировать и разграничить любые проявления, требования и факторы.

Разработка и осуществление административного подхода обусловливает выделение и применение широкого спектра самых разнообразных проявлений формализации. От описывающего ее состав, характеристики и изменения формуляра и, ведущего его оформителя, до, официально устанавливаемого формата и, такого, частного проявления результата звукового воспроизведения содержания этого процесса, как форманты. Вместе с тем, в формате и его производных, как отражении содержания наблюдаемого или описываемого в общепринятой форме, некоторые исследователи находят генетическое единство с понятием информации.


Особое место в классификации занимают такие, специфические проявления организации, как трансформер, обеспечивающий происходящие изменения, реформа, выражающая сущность и результат целенаправленно осуществляемых изменений и реализация их взаимосвязи, отражающая известное сопоставление средства и цели. Такая система является источником становления, развития и применения целого комплекса дефиниций и проявлений конкретных выражений исследования, отражения и воздействия, организуемых на административной основе. Универсальную, конструктивную и открытую конфигурацию ресурса инструментов организационного администрирования современных бизнес-процессов и систем можно представить следующим образом:

 

 
 

 

 


Рис.6.3.5. Формализующие ресурсы организационного развития

 


Важнейшей особенностью представленной на рисунке 6.3.5. модели является построение определенной конфигурации взаимосвязей между её отдельными составляющими. Именно эти связи во многом определяют ее формирование и применение в тех или иных организационных процессах и системах. Более того, содержание и соответственно использование ряда из этих связей еще далеко не полностью определено, что обусловливает направления дальнейшего совершенствования данного инструментария. Такая модель становится эффективной основой для дальнейшего раскрытия, специализации и применения администрирования с самыми разнообразными целями, в самых различных менеджмент-процессах. Конкретно развиваясь и адаптируясь в своем теоретическом и практическом применении, оно обеспечивает сохранение единого организационного механизма проведения, отражения и восприятия исследований и воздействий на единой административной основе. Совершенствование, адаптация и использование представленной модели, в конечном счете, и обуславливает единство восприятия и понимания организации, ее формирования, функционирования и развития, применения средств его отражения и представления.

Практическое использование административного инструментария в значительной степени основывается на выделении и исследовании внутренних и внешних связей организации. В реальных условиях процессы и системы бизнес-организации складываются, функционируют и развиваются, отражаясь в объективно, субъективно или смешанно возникающих и реализующихся взаимосвязях. Именно эти связи, их конфигурация и содержание, в соответствии с действием закона формации определяют строение современной бизнес-организации, а, значит, и ее административную систему.

Вместе с тем, восприятие бизнес-организации изначально увязывает все ее основные выражения и представляет их в виде процесса, системы или механизма, в комплексе рассматривая статику и динамику организации бизнеса. Наиболее полно такой подход к пониманию бизнес-организации проявляется, опять же, в восприятии и осмыслении административной формы, как комплексного отражения организации. При выяснении места и роли формализации в бизнес-администрировании важно помнить и о примате сущности понятий процесса, системы, механизма над формой их реализации. Он проявляется не только в том, что форма становится конкретным результатом построения процесса, создания системы, функционирования механизма, но, и в том, что уже осуществляющийся процесс, реально созданная система или действующий механизм могут приобретать, трансформировать и совершенствовать разнообразные, индивидуально специализированные формы.

На практике, внутри самых разнообразных и даже противоположных по статусу форм бизнес-организаций могут проектироваться, закладываться, содержаться, целенаправленно и эффективно функционировать, модернизироваться и развиваться, например, на модульной основе, одни и те же системы, механизмы и процедуры. Это позволяет обеспечить достаточно широкие возможности адаптации унифицированных процессов, систем, механизмов к конкретным условиям функционирования и развития, через модернизацию формы их построения, тиражирования, адаптации, взаимоувязки и применения.


 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.