|
Псалом 91 – Песнь на День субботний – размышление.
1. Пс.91:2 «Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний». Перевод под ред. Кулакова: «Приятно, да это и верно, благодарить Господа, прославлять в песнях имя Твоё, Всевышний».
Что значить славить Господа? Это видеть то, что сделал для нас Господь и иметь благодарный дух. Унылый дух сушит кости, мы теряем здоровье, веру, окружающим неприятно общаться с ворчащим и недовольным человеком. Такой дух оскорбляет Бога. Когда мы благодарим Бога, в нашей душе устанавливается мир и благословение умножается.
2. Почему благо петь Господу:
· Потому, что у нас есть за что благодарить Творца и нашего Искупителя. А когда мы благодарим, благословения Божьи нам становятся виднее и наш дух укрепляется в Боге. Мы становимся крепче и сильнее в вере, у нас есть цель в жизни, сердце наполняется любовью к Богу и хочется любить окружающих нас людей. Это как ручей, который берёт начало в горном источнике. Если мы не будем хвалить и благодарить, то пересохнем.
· Человека, поющего и славящего Бога всем сердцем своим и устами, окружают ангелы. Благодаря Бога, мы присоединяемся к ангелам около престола Творца.
· Мы идём по следам Иисуса и становимся похожими на Него, о чём так мечтаем. Искушения побеждаются, в сердце приходит мир, наш разум становится водимым Богом и восприимчивым к истине. Можно сказать, что благодарение приводит в гармонию разум, чувства и тело. Лютер говорил: «Воспоём псалом и изгоним диавола».
· Подобное тянется к подобному: с нами захотят общаться те, кто тоже любит благодарить Господа. Это хорошее и приятное общество. Хорошо выражать благодарность перед другими. Это может вызвать благодарность и у них. Мы будем положительно влиять друг на друга.
· Хорошо уметь благодарить. Это дар от Бога и Он силен умножить его.
· Сперджен: « Славить Господа – нравственное благо, ибо Господь достоин всякой славы, эмоциональное благо, ибо хвалить Господа приятно сердцу, практическое благо, ибо побуждает других воспевать Бога. А если в одном деле сочетается полезное с приятным, кто от него откажется? Господь каждый день щедро одаряет нас Своей милостью, и наше благодарение – ничтожное воздаяние за столь великую благость. Дух Святой называет славословия Господу благом, и мы не должны ими пренебрегать. Если мы благодарим людей за их благодеяния, то насколько же более мы должны благословлять милосердного Бога за Его щедрость! Искренняя хвала всегда желанна и всегда уместна. Она не бывает излишней. Что же касается дня субботнего, то его тем более нельзя прожить без прославления Бога. Суббота без песнопений – это богохульство».
3. Пс.91:3 «возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи».
· О чём нам нужно петь? Совр.пер. «утром возвещать Твою милость и ночью – верность Твою». Милость и верность: тема милости красной нитью проходит через всю книгу Псалмов, очень часто звучит «славьте Бога, ибо вовек милость Его».
· утром мы поём о том, что ещё не произошло, не о событиях, а о самом Господе, Которого знаем и на милость Которого уповаем, на обетования Которого полагаемся, а вечером благодарим за конкретные события, в которых Бог благословил нас, ответил на обетования и в этом был верен.
· здесь идёт напоминание об утреннем и вечернем богослужении
· В Пс.142:8 «Даруй мне рано услышать милость Твою, ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу я душу мою» - гонимый Давид с утра просит Бога «услышать милость» Его, выраженную в том, что Бог укажет «путь, по которому идти». Чтобы петь о Божьей милости, нужно с раннего утра посвящать себя Богу и быть послушным Его воле, читать Слово Божье, чтобы слышать милость Божью.
· Хвала должна быть:
а) разумной: в благодарении следует возвещать качества Бога;
б) своевременной: каждое из качеств Бога следует возвещать в свое время;
в) постоянной: каждую ночь и каждый день.
· Сперджен: «Воспевать Господа надлежит искренне и от всего сердца. Неприятные занятия мы откладываем как можно дольше, а хвала Господу настолько нам по душе, что мы встаем чуть свет и возносим Господу благодарность за Его чудесные деяния. В утреннем славословии есть нечто свежее и привлекательное. Начало дня – самое восхитительное время суток. Самая вкусная манна падает рано утром. Вполне естественно, что сердца и арфы, молчавшие всю ночь, утром спешат присоединиться к славословиям воинства небесного, прославляющего небесного Творца день и ночь».
4. Пс.91:4 «на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях». Совр.перевод «играя на лютне десятиструнной, на арфе и лире, торжественно звучащей».
· Другие названия: Лютня – 10 струн, арфа – псалтирь, лира – гусли. Отличались эти инструменты тем, как их держат, сколько струн, формой – это был струнный оркестр. При Давиде нормой было использовать в прославлении инструменты. Всякие запрещения инструментов в церкви - это культурные нормы, но не библейские.
· Хвалить Господа надлежит всеми силами души. Воспевать Господа нужно всеми чувствами, мыслями и желаниями. Все слова наши должны произноситься во славу Господа. Все дела наши должны совершаться во славу Всевышнего.
· Благоугодная хвала предполагает:
а) подготовку: настройку инструментов;
б) широту мысли: «На десятиструнном»;
в) полную самоотдачу: «На десятиструнном»;
г) разнообразие: гусли, псалтирь и т. п.;
д) благоговение.
5. Пс.91:5,6. Чему радуется и восхищается псалмопевец: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!» или современный перев. «Ты радуешь меня, Господь, делами Своими, ликую я, взирая на творение рук Твоих». Прославление Сущего, Творца.
А) Делами Божьими и Его творением
Б) Величием Его дел и глубиной Его мыслей
· Сперджен: «Псалмопевец пел в веселии сердца, пел Господу, ибо возрадовался делам рук Его. Размышляя о сотворении мира и о провидении Божьем, мы находим множество причин для славословий, однако, когда думы наши переключаются на деяние искупления, в сердца наши входит поистине невыразимая радость и мы славим Бога всей своей крепостью. Постигая глубину Божественной любви, явленной в искуплении, мы исполняемся таким ликованием, что души наши не могут не петь. В такие моменты молчание кажется нам столь же нестерпимой пыткой, как костер инквизиции или удавка, наброшенная сзади коварным злоумышленником»
6. Какие имена и другие качества характера Бога ещё прославляются в этом псалме?
· 7 раз в псалме (это число полноты) Бог назван «Господь» - Иегова, Сущий. С этим именем «Яхве» - Сущий (Исх.3:14) Бог явился Моисею и Своему народу, выводя их из Египетского рабства. Это имя включает в себя значение всех имён Бога: Творец, Вседержитель, Судья, Спаситель, Бог милосердный и Бог воинств небесных.
Яхве - Особенное имя Бога. Впервые это имя встречается в Быт.2:4, наряду с Элохим (‘Elohim). Yahweh (Яхве) –«Я есмь» или «Я буду». «Я есмь тот, Кто есмь» - в этом сообщении соединено прошедшее, настоящее и будущее время глагола хайя (быть), что говорит о постоянном и действенном присутствии Бога в жизни верующих в Него. Это имя предполагает милость, благодать, терпение, любовь, доброту, преданность, правду, прощение, справедливость, праведность (Исх. 34:5-6). Имя Yahweh включает в себя значение всех остальных имён. В особенности оно подчёркивает абсолютную преданность Бога. Бог обещает израильтянам и Моисею, что Он будет их Богом, избавит и благословит их, будет их хранить и даст им землю в наследство, чтобы они могли там служить Ему. Бог сообщил Моисею, что Израиль сам увидит верность и неизменность Бога, Который всегда помнит Своё слово и осуществляет его полностью.
· Пс.91:14 – Бог наш - ‘Elohim (Элохим) –Всемогущий - распространённое имя Бога, которое в В.З. упоминается более 2500 раз. Он –Господь предельной славы и могущества, так как именно Он управляет сотворённым космосом. Следовательно, когда в Писании говорится о сотворении, там сказано «Вначале сотворил‘Elohimнебо и землю» (Быт.1:1). Это имя повторяется 35 раз в Быт.1 – 2 главах в связи с Божьим могуществом, явленным в процессе сотворения. В книге Второзаконие имя‘Elohimупотребляется многократно, чтобы подчеркнуть величие и силу Бога, проявившиеся в освобождении Израиля из египетского рабства.‘Elohimсохранил народ в пустыне и ввёл в обещанную им землю. Бог Элохим (‘Elohim)также являетсяЗаконодателем,Который дал Заповеди и заключил Завет с народом.Авторы псалмов тоже использовали это имя, когда признавали и славили Бога как величественного правителя, всемогущество Которого проявляется во многих областях жизни (Пс.67, где имя ‘Elohim встречается 26 раз). Это имя стоит не в единственном, а во множественном числе. Есть мнение, что это имя указывает на триединую природу Бога, поэтому с именем во множественном числе используется глагол в форме единственного числа. (Второзаконие 6:4 Господь, Бог наш (ЭЛОХИМ), Господь един есть).
· Пс.91:2 - Всевышний - ‘El ‘Elyon (Эль Элион)– имя, Которым называет Бога Мелхиседек (Быт.14:18-22), оно значит Бог Всевышний. Считается, что имя ‘Elyonпроизошло от глагола ‘alah, что значит «быть возвышенным, возвышаться». Это имя Бога указывает на то, что Он выше всего; не подчинён никому и ничего; Он – Всевышний.
· Пс.91:16 – «Твердыня моя» («скала моя») - сравнение с чем-то постоянным, защитой, на что можно опереться – часто встречается в псалмах, особенно в псалмах Давида. Бог, Который выше всех, является опорой и твердыней «внизу» для верных Ему людей. Это парадокс любви Божьей, который проявился в том, что Иисус стал нашей скалой спасения, спустившись к нам на грешную землю и умерев за наши грехи.
· В этих 4-х именах Господа заключены главные: Творец и Искупитель, символом чего и является для нас суббота. Именно поэтому они прославляются в субботнем псалме.
7. Пс.91:7,8 «Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки». Совр.перевод «Человек неразумный не признаёт того, и невежда не понимает. Что хотя нечестивые и растут как трава и делающие беззаконие процветают, - обречены они исчезнуть навеки».
· Интересно, что начала и середина пути нечестивых благополучны и привлекательны – быстро и активно растут, их много, делают что хотят, процветают, только конец плох и у них не будет вечной жизни, только вечная смерть. Узнавая об этом, нам не хочется их процветания!
8. Как названы эти люди?
· Несмысленный, невежда, неразумный, нечестивый, беззаконный. Всё начинается с того, что человек отвергает знания о Боге и этим закрывает разум для истины. Затем он перестаёт понимать, что есть зло и добро и выбирает путь беззакония. В Притчах говорится о том, что начало мудрости – страх Господень, а глупость – это отсутствие страха Господня, которое ведёт к гибели.
· Тот, кто не признаёт Бога и не верит в то, что Он сотворил мир и в Его милость, тот глупый и на самом деле ничего не знает. Очень часто такие люди делают беззаконие и являются врагами Бога. Сперджен: «Неверующий человек, сколько бы он ни бахвалился своим умом, остается невеждой. Сколько бы он ни выказывал свой ум, все это пустая похвальба. Мы должны не благоговеть перед великими учеными, отрицающими славу и существование Творца, а, напротив, почитать их неразумными животными, приготовленными на бойню, творением низшего ранга, самостоятельно отвергнувшим свой рассудок. Господи, как ужасно, что человек, которого Ты наделил такими совершенными дарами и сотворил по образу и подобию Своему, потерял свой разум и не видит того, что Ты создал! Совершенно верно подметил один саркастически настроенный автор: «Бог не много умалил человека пред ангелами, а тот изо всех сил старается опуститься как можно ниже».
9. Почему исчезнут невежды и беззаконники?
· Они творят беззаконие и любят это делать, небеса будут для них местом мучения, ведь в присутствии святого Бога всё станет слишком явным.
· Это их выбор. В присутствии Бога будут жить только те, кто сам откликнулся на призыв Бога из любви к Нему. Те, кто благодарят Бога за Его дела.
Они раздражают Бога:
а) ожесточением сердца и гордыней: фараон;
б) богохульством: Валтасар
в) ненавистью к святым: Аман;
г) плотской безмятежностью: безрассудный богач;
д) самовозвышением: Ирод.
· Они уже получают награду свою на земле («цветут»). Об этой проблеме размышляет Асаф в Пс.72:3, 4 «я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их». И только взглянув на их конец, Асаф ужаснулся их погибели и возблагодарил за любовь Бога к праведникам (Пс.72:16-20).
· В Матф.6:2,5 и 16 говорится о том, чего не нужно делать из желания прославиться перед людьми, иначе мы уже здесь получим награду свою от людей, и на небесах нам ничего не останется. Это: не трубить о милости, которую кому-то сделали, не молиться публично на улицах, не поститься с мрачными лицами. О таких людях Христос сказал: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». Важен мотив, по причине которого мы что-то делаем. Кол.3:23, 24 «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу».
10.Этот псалом написан в стиле Хиазма, где главный текст в середине – это стих 9 «Ты, Господи, высок во веки!» - совр.пер. «А Ты, Господь, всегда превыше всего!».
· Чтобы там ни делали нечестивые, Господь всегда всем управляет, за Ним последнее слово. Для меня это означает, что вечная жизнь из Его рук – реальна!
· Вокруг этого стиха идёт сравнение с низостью нечестивых (а Господь превыше всех них), и с краткостью их существования (и Его вечностью). Человек, живущий без Бога – живёт мгновение, а Бог вечен.
11.Пс.91:10-12 (и до конца псалма) - Идёт противопоставление участи нечестивого и праведника. Нечестивые:
· «Рассеяны» (нов.пер.), «рассыплются» (синод.пер.) все, делающие злое. Когда? Чьи-то дела рассыплются при жизни, Бог «разбивает» союзы злых, чтобы не был нанесён непоправимый ущерб праведникам, этому миру. «Рассеяны» - ассоциация с Вавилонской башней. Бог не ударил молнией в башню, Он поставил разделение между людьми (разные языки), чтобы они не могли договориться о злом. Так и сейчас встают определённые преграды (политические, экономические, иногда личного характера), когда союзы злых людей разрушаются. (Есть ещё средство для того, чтобы дать человеку задуматься о путях его – болезнь).
· Идёт сравнение того, на чём мы строим нашу жизнь, как и в притче Христа о строителе (Матф.7:26, 27). Рассыпается песок (нечестивые), стоит скала (а на скале праведник). Христос говорит причину благоденствия – «кто слушает слова Мои сии и исполняет их», причину гибели – «кто слушает сии слова Мои и не исполняет их». Невежды не исполняют повелений Господа и становятся беззаконниками. Эта опасность грозит и нам, когда мы не слушаемся Господа.
· Сперджен: «Дважды псалмопевец повторяет истину о гибели нечестивых, и тем самым свидетельствует, что их истребление не за горами. Воинства их обратятся в бегство, а коварные замыслы будут разрушены. Как прах, возметаемый ветром, они будут гонимы Господом прочь с земли. Он рассеет их, как лев разгоняет стадо овец. На них найдет страх, и они не смогут противостать великому Воину. Ряды их дрогнут и распадутся. Как сорная трава падает под взмахами косы и превращается в сухую солому, так и нечестивые скашиваются Богом и засыхают, когда приходит их срок. Господь же, которого они так ненавидят, непоколебимо восседает на Своем небесном престоле, владычествуя над миром. Какой бы ужасной ни была участь нечестивых, истинные святые признают праведность божественного суда».
12.Псалмопевевец говорит о праведниках: 11,12 ст.
· Он благодарит Бога за то, что Господь вознёс его. Нечестивые рассыплются (вниз), а он вознесён (наверх). Верующий смотрит на всё с позиции вечности и верит словам Божьим, которые говорят о том, что мы можем быть высоки в Боге сильном.
· Рог – символ силы и власти, положения в обществе. Единорог – это широко распространенный на древнем Востоке образ неодолимой силы. В пер.Кулакова вместо единорога записан рог буйвола. Рога буйвола сильны и огромны. Верующие сердца торжествуют, предвкушая пришествие милости Господней, и поют о Его чудесных деяниях в прошлом и в будущем. У верующего есть враги и злодеи восстают на него. Но он будет смотреть на них и слышать о них, торжествуя. Почему? Он верит, что Бог сильнее и Он защитит Его, Бог на его стороне (вернее, он на стороне Божьей). Он знает о конце и о вечной гибели нечестивых, и утешается вестью о вечной жизни праведников. Здесь идёт высказывание в настоящем времени – молитва и песня веры, когда что-то ещё не произошло, но мы принимаем это верою и благодарим Бога. В итоге святым будет дана власть судить нечестивых (в тысячелетнем царстве на небесах после второго пришествия Христа).
· В этом стихе мы видимуверенность псалмопевца. Она полная и всеобъемлющая: обновленные силы, знаки божественного благоволения, твердость в служении, готовность к служению, обновленная радость;
· «умащён свежим елеем» - елей – символ Духа Святого, им мазали голову, когда благословляли на служение священников, когда полагали царя на царство. Также особо почётному гостю в доме в Израиле хозяева мазали голову елеем (Лука 7:46). Здесь говорится опросвещении, освящении, утешении и благословении верующего действием Святого Духа.
· Сперджен: «Обновляясь в силе, мы обретаем свежесть и славу. На древнем Востоке существовал обычай умащать дорогих гостей елеем, прежде чем они сядут за пир. Так и верующие будут удостоины новыми излияниями благодати. Благодаря этой благодати они, в отличие от нечестивых, не исчезнут и не рассыпятся. Обратите внимание на контраст между истинной радостью праведных и суетным «счастьем» безрассудных. Человек несмысленный растет и крепнет благодаря собственным силам и стараниям, праведные же взращиваются Господом. Всякое благо они получают из рук самого Господа и потому дорожат им вдвойне. Псалмопевец говорит о благословении Господа так, как если бы оно было даровано ему лично. То же самое может сделать каждый из нас, если обратится к Богу в молитве».
· Святой Дух даётся для служения. Иисус зачитал о Себе слова из пророка Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лука 4:18). Быть умащённым свежим елеем – это каждый день (раз он свежий) открывать своё сердце Богу и просить присутствия и водительства Духа Святого. И помнить, что Дух святой даётся не для нашего собственного удовольствия, а для того, чтобы мы этим служили Богу и людям, как это делал Иисус.
· Пер.Кулакова «торжествуя, я буду смотреть на врагов своих и слушать о восстающих на меня злодеях».
- Когда в нас присутствует Дух Святой, мы можем правильно и слышать, и видеть.
- здесь опять идёт усиление мысли, что вера праведника будет подкреплена действиями Бога – враги будут восставать на нас, и мы будем это видеть, но Господь защитит. Об этом говорит слово «торжествуя». Торжествовать может только победитель, а также человек, который находится в безопасности. Мы не знаем заранее, как Бог это сделает и какие способы будет использовать, но просто доверяем Ему и ожидаем спасения.
· Приходят на память слова из Пс.22:5 «Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена». В Пс.91 те же образы, что и в Пс.22: Бог благословляет перед врагами, помазывает елеем праведника. В Пс.22 жизнь – это преисполненная чаша, а в Пс.91:13-15 – тоже самое, только сравнение с цветущими и плодоносящими кедром и пальмой. Слова из Пс.91: 13-16 – это обетование, укрепляющее нас.
13. Пс.91:13. Праведники разрастаются как пальмы.
· Пальмовое дерево - у него самый стройный ствол с листвой на самом верху. У него также глубокие корни, питающие его водой. Благодаря последнему свойству оно бурно растёт в оазисе. Если мы укореняемся в Боге, то будем расти вверх, окрепнем и дадим благо окружающим. Наш корень – Иисус. Пальма разрастается – это символ того, что праведники находятся в постоянном духовном росте.
· Пальма красива, высока, стройна, даёт прохладу в знойной местности. Пальмовое дерево давало пищу в виде фиников, а сок можно было использовать как освежающий напиток. Пальмовое дерево ассоциировалось с оазисом, местом плодородия в пустыне, благословением. Она использовалась в художественной символике храма. Пальмы вырезаны на стенах храма, на дверях из масличного дерева. На пальмовых деревьях растут большие листья. В древнем Израиле они находили применение в религиозных церемониях (первый день праздника кущей – пальмовые ветви несли в руках, кущи сооружались из ветвей пальм, толпа приветствовала Иисуса ветвями пальм). Если мы будем брать силы от источника Иисуса, то сможем быть для других благословением. Наши слова также могут освежать и укреплять нуждающихся.
· Пальма стройна и царственна на вид. Господь делает нас царями и священниками.
14. Пс.91:13. Праведник возвышается как кедр на Ливане.
· Кедр в образах Библии – это образ величия – Иез.31:2, красоты – Иез.31:9, опоры -Иез.31: 4, защиты – Иез.31:6. Параллельные места – Иер.17: 7,8, Пс.1. В Ос.14:6,8 обновлённый Израиль, получивший Божье благословение, подобен плодоносящему дереву. Здесь говорится не о гордости, а о том, что Бог даёт ему высокое общественное положение. Также о чести, достоинстве, о добром имени.
· Праведник процветает:
- во всяком месте - он как пальма в долине и кедр в горах.
- Во всякое время: и пальма, и кедр относятся к вечнозеленым растениям.
- Во всех обстоятельствах: пальма – в засуху, кедр – в бурю и мороз.
· Сперджен: «Пальма в противоположность быстро отцветающим лугам растет хоть и медленно, но долго. Цветущая пальма, вытянувшаяся в полный рост несмотря на бедность почвы и постоянную засуху, – наглядная иллюстрация того, как праведники тянутся к небу, ожидая божественной славы, и стоят твердо и непоколебимо. Благодаря действию всемогущей благодати они живут и цветут там, где никто другой выжить не может. Кроме того, автор псалма сообщает нам о том, что ждет праведников в будущем. Какими бы ни были обстоятельства, святые будут цвести подобно дереву, посаженному при потоках вод. «Возвышается подобно кедру на Ливане». Псалмопевец упоминает еще одно вечнозеленое дерево, отличающееся долгой жизнью. «Ибо дни народа Моего будут, как дни дерева», – говорит Господь. Кедры растут на горных вершинах и стоят на семи ветрах, раскачиваясь под их мощными порывами, но остаются крепкими и непоколебимыми. Какими бы тяжелыми ни были скорби святых, они во всех обстоятельствах сохраняют душевную радость и непрестанно возрастают в Боге. Нечестивые подобны соломе, которую бросают в корм скоту, праведные же подобны кедру, из которого построен храм Божий».
15. Пс.91:14, 15.
· Они не своей силой праведники, но наделены праведностью от Бога – «насаждение в Доме Господнем» (члены Церкви), «цветут во дворах Бога нашего» - получают силу от Бога и отдают другим, служат. Всё это неотрывно от Церкви. Господь даёт силу для служения, Он особо благословляет Церковь. Цветение – это процесс, а не однократное действие, также и мы должны быть постоянны в нашем служении Богу.
· Пс.91:15. Звучит обещание, что в старости их Бог сохранит.Они будут «плодовиты», «сочны», «свежи». «Они не влачат жалкое существование, но подобны деревьям, наполненным соком и покрытым изумрудной листвой. Господь не забывает о своих слугах и не лишает их своих благословений, когда они слабеют. Напротив, Он делает все, чтобы восстановить их силы, и питает их из собственных запасов. Каждый престарелый верующий – негласное свидетельство о неизменной верности Господа Бога» Сперджен.
· С какой целью они живут? Чтобы возвещать о справедливости Господней и своей вере. Чтобы восхвалять имя Господне, превозносить Его характер, «что нет в Нём никакой неправды». Так как перед всей вселенной идёт спор о милости и справедливости Божьей, то мы – свидетели перед всей вселенной о правде Божьего Закона. Нечестивые же «цветут, чтобы исчезнуть навеки» (8 ст.), у них цель в самом процессе удовольствия от жизни. Пройдёт жизнь – пройдёт и цель. А цель праведников простирается дальше в вечность.
16. «Сам Бог – скала веков, убежище для Своего народа, покров, защищающий от бури, тень, укрывающая от палящего зноя. Он дал нам Свои обетования, непоколебимые и твёрдые более, нежели скалистые вершины и вечные холмы. Горы сдвинутся, и холмы поколеблются, а милость Божья не отступит, и Его завет мира не поколеблется для тех, кто сделал Его Своей опорой. Если мы хотим обращаться к Богу за помощью с той же стойкостью, как эти скалистые горы указывают на небеса над ними, мы ни в коем случае не должны отступать от нашей веры и верности Его Святому Закону» (Е.Уайт «Ревью энд Геральд», 24.02.1885)
Итог:
Сплетем начало псалма и его конец воедино и возложим этот венец на голову нашего Возлюбленного. «Благо есть славить Господа», ибо Он«твердыня моя; и нет неправды в Нем» (Ч.Сперджен).
Дополнение:Сравнительная итоговая таблица о праведниках и нечестивых
Что сравнивается
| Нечестивые
| Праведники
| · Характеристика личности
· какими растениями псалмопевец их характеризует (Пс.91:8, 13),
· где каждый из них берёт силы для жизни (Пс.91:8, 14),
· на каком основании строят (Пс.91:10, 16)
· у кого верный разум и правильное зрение (Пс.91:7, 11,12),
· цель их жизни (Пс.91:8, 16),
· какой процесс изменения личности они проходят в течении жизни (Пс.91:7,8, 11, 15, 1-е Петр.5:10),
· каков каждый из них в итоге жизни (Пс.91:10,15),
· что ждёт их после смерти (Пс.91:8,9,11)
| Несмысленный, невежда, нечестивый, беззаконник, враг Господа
Трава, которая цветёт, чтобы исчезнуть навеки. Цвет её буен и красив, но очень кратковременна.
Берут силы и питание, где придётся, выбирают источники сами.
На зыбком, которое «рассыпается», то есть на песке. На неверии в Бога и собственных выдумках и мыслях.
Не видит чудес и дел Божьих, глядя на природу и оценивая течение жизни. «Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того»
Прожить жизнь максимально ярко и богато в наслаждении
Деградации личности – вначале он просто невежда и не понимает что есть настоящее счастье и верный путь, потом выбирает нечестный путь, творит беззаконие, затем становится врагом Богу.
«Рассыпаются» - помимо деградации личности, они терпят крах и своих надежд.
Жизнь их приходит к концу и далее ей нет продолжения, исчезают навеки.
| Праведник
Пальма, кедр (вечнозелёные деревья), выживающие в трудных погодных условиях, до старости цветут, сочны и дают плоды.
Они насаждены в Доме Господнем, а значит берут силы у Бога и хранимы Им).
На скале, твердыне – на истине Божьей, вера в Бога и послушание Ему является основанием их жизни.
Видят чудеса Бога и за творением видят Творца, восхищаются Им. Смело смотрят на врагов, и уши их слышат о восстающих на них злодеях. Это значит, что им открыты их замыслы, они предупреждены об опасности и находятся в защищённом месте – под защитой у Бога. Всё это происходит благодаря «помазанию елеем» - присутствию Духа Святого с ними.
возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.
Возрастание и улучшение характера: растёт (возвышается подобно кедру ливанскому), цветёт до конца жизни, даёт плод. Они становятся крепкими и укореняются в любви Божьей.
В старости «плодовиты, сочны и свежи», их цель достигается, разум свеж, чтобы возвещать о правде Господа.
Их ждёт воскресение и вечная жизнь – «мой рог Ты возносишь».
|
Песни для пения на уроке:
1. Прославление Бога Творца – «Благо есть славить Господа», «Из праха коры земной», «Ты велик» и др.
2. Об уповании на Бога, как на крепость – «Бог мой, Ты скала моя» и др.
Псалмы субботнего дня – «Ты помни субботу», «Когда субботний день вновь
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|