|
Отрывок из книги Ж. Дукана «Секреты Откровения».
«Апокалипсис неоднократно обращается к концепции престола Божьего, чтобы напомнить нам о реальном существовании «престола небесного», который превыше всех земных тронов. «Престол» — ключевое слово в главе 4. Из 47 случаев использования этого слова в Апокалипсисе в этой главе оно встречается 14 раз.
Иоанн просто упоминает о престоле, но не дает его описания. Иоанн также не делает никаких попыток дать портрет, считая себя неправомочным — описать и Сидящего на престоле. Он приводит лишь поэтические эпитеты, сравнивая Его с тремя драгоценными камнями: «ясписом, сардисом и смаградом». Это сочетание весьма знаменательно, поскольку те же камни находятся и на наперснике израильского первосвященника (Исх. 28:17–19 — в русском переводе Библии эту связь выявить трудно — примеч. переводчика). Это единственное место в Писании, где эти три драгоценных камня упоминаются совместно. Иоанн видит лишь то, что Сидящий на престоле подобен трем драгоценным камням: тем самым он снова указывает на Храм.
Радуга над престолом знаменует собой величие и грандиозность картины. Она напоминает также о радуге надежды после всемирного потопа. Как символ благодати радуга отражает гармонию, праведность и справедливость, которые олицетворяет собой престол. Далее говорится, что «от престола исходили молнии и громы и гласы» (Отк. 4:5), и среди этих признаков грядущего исторического хаоса и гнева Божьего 1 — радуга являет собой знак Божьей любви, которая, будучи неразрывно связана с Его справедливостью, спасает и дарует надежду. Радуга также отражает подобие славы Божьей, описанной пророком Иезекиилем (Иезекииль 28:1и дал.), Его безграничного величия и силы. Эта радуга охватывает Небо и Землю, всю Вселенную.
Вокруг престола сидят 24 старца. Возраст старцев отождествляет их с Судией, волосы которого белы, как снег (Отк. 1:14), а то, что они сидят на престолах — раскрывает характер их деятельности: они судьи. Эти 24 старца представляют «победивших», тех, кому дано право воссесть рядом с Сыном человеческим на Его престоле, дабы помочь Ему вершить суд: об этом говорится в послании к Лаодикийской церкви (Отк. 3:21). Но в своем статусе судей эти старцы будут упомянуты только в главе 20, здесь же они возносят хвалу и благодарение Богу (Отк. 4:9–11). Позднее они будут иметь дело с «молитвами святых» (Отк. 5:8), и один из этих 24 старцев даже поможет Иоанну определить тех, кто входит в верный остаток (Отк. 7:13, 14). Эти обязанности указывают на них скорее как на священников, чем на судей. Вместе с тем, эти две роли не являются не совместимыми. Восседая не престолах, они подобно первосвященнику, исполняют одновременно обязанности и священника, и судьи — и такой статус известен со времен Моисея, когда священник был одновременно и священником, и судьей.
Разумеется, 24 старца — число символическое. Оно связано с числом 12, числом завета (четыре — число Земли, три — число Бога: 4 x 3 = 12). 12 колен Израиля, 12 учеников Иисуса и др.; та же коннотация, скрытый смысл и в других местах Апокалипсиса (Отк. 21:12, 14). Число 12 представляет народ завета, верный остаток, весь Израиль, Израиль Апокалипсиса. Число 24 также указывает на служение в иерусалимском Храме, где была установлена очередность служения священников (24 череды, 1 Пар. 24:1–19). «Главный» священник (1 Пар. 24:5) руководил отдельной группой священнослужителей. Интересно, что в Мишне они называются «старейшинами». Музыканты и певцы также подразделялись на 24 группы (1 Пар. 25:1–31), и, подобно «старцам», они воспевали и прославляли Бога, играя на арфах (гуслях) и других музыкальных инструментах (Отк. 5:8; 1 Пар. 25:1, 6, 7). Служение этих старцев было небесным прославлением Бога, земной копией которого было служение в Храме.
«Море стеклянное, подобное кристаллу» (Отк. 4:6), по-видимому, призвано явить бесконечность перед престолом Божьим и тем самым служит аллюзией на космические масштабы этой сцены. Кроме того, образ престола Божьего вознесенный над водами, возвещает о владычестве Бога над стихией, материальным миром. В Апокалипсисе Бог представлен в Своей роли Творца всего сущего. В книге Бытие описывается сотворение мира как победа над водной стихией — символом пустоты и тьмы.
Последняя тема представлена также в Псалтыре и в книге Псалмов Исайи. В Пс. 103 престол Божий над водами символизирует Его господство над сотворенным миром: Ты «устрояешь над водами горние чертоги Твои» (Пс. 103:3). Вероятно, именно этот образ вдохновил Соломона поместить в Храме «море литое» (2 Пар. 4:2). Божественный Судия, Царь Вселенной был таким образом представлен Творцом всего сущего.
Интересно, что упоминание Духа Божьего (Отк. 4:5), активно участвовавшего в Сотворении (Быт. 1:2), предваряет сказанное о стеклянном море, которое является символом Сотворения. Более того, описание четырех животных, которые представляют Землю, следует за этим образом моря. В Библии, как и на древнем Ближнем Востоке в целом, число 4 символизирует собой земное измерение. Пророк Даниил пишет о четырех ветрах небесных (Дан. 7:2), которые в своей совокупности отвечают глобальному параметру, Земле в ее целостности. Он также рассматривает историю рода человеческого (Дан. 2 и 7) через символизм четырех царств.
Более всего поражает описание внешнего вида животных. Первый зверь напоминает по своему облику льва, второй тельца, третий человека, а четвертый орла. В одном еврейском мидраше используется такой же язык. Согласно Рабби Абаху, существуют четыре сильные существа: орел — самый сильный из птиц; бык — самый сильный из домашних животных, лев — самый сильный из диких животных и человек — самое сильное существо из всех. В преданиях эти четыре существа рассматриваются как олицетворение всего сотворенного, а 24 старца символизируют собой весь род человеческий. Апокалипсис ставит сотворение Вселенной в центр видения престола.
Поклонение 24 старцев, которые вторят троекратной формуле прославления четырех живых существ, также указывает на Сотворение. Прежде всего, эти четыре создания, витающие над престолом, непрестанно повторяют: «Свят, свят, свят…Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8). Этот параллелизм позволяет полагать, что святость Бога являет Себя в этих трех категориях времени и истории: в прошлом, настоящем и будущем. Другими словами, Бог свят всегда. У пророка Исайи было похожее видение (Ис. 6:1–3). Он также подчеркивает святость Бога троекратно: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!».
Затем 24 старца падают ниц, слагая свои венцы пред престолом Божьим. И этот цикл повторяется. Четыре существа продолжают воспевать святость Божью. Их славословие не прекращается, оно длится вечно.
Эта сцена охватывает пространство и время. Объекты, голоса, образы, лица — это типология того же возвеличивания и прославления Бога-Творца: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Отк. 4:11).
То, что делает Бога достойным хвалы и прославления как Судии и Царя — это Его статус Творца Вселенной, мироздания. Если бы Он не был нашим Творцом, наше поклонение Ему было бы идолопоклонством. Можно поклоняться Создателю или поклоняться идолу. Только Бог, будучи нашим Создателем, может судить о нашем назначении и даровать нам спасение».
Псалмы для пения на уроке:
1. О святости Бога: «Свят, свят, свят Господь наш» («Гимны надежды» №12 или другой псалом «Свят»), «Велики и чудны».
2. О Боге Творце: «Из праха коры земной» и др.
3. О Святом Духе: «Дух Святой, дорогой».
4. Псалом о том, что мы хотим быть подобны Богу и об изменении нашего характера, служении Ему: «Я хочу быть подобен Христу», «Ищите прежде Царства Божия».
5. О том, что Господь грядёт на нашу землю: « В белом облаке», «Радость великая» и др.
Песни небес: «Свят, свят, свят Бог Саваоф» (Исаия 6:1-4), «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (Откр. 4:8), «Достоин Ты, Господи» (Откр. 4:11).
Библейский отрывок:Исаия 6 глава, Откровение 4 глава.
Вступление.
Мы часто слышим или сами в хоре поём псалмы о святости Бога: «Свят, свят, свят Бог Саваоф! Вся земля полна славы Его!». Всего 2 строфы, но сколько глубокого смысла вложено в эти слова. Ангелы троекратно славят Бога «Свят, Свят, Свят Господь». Этот параллелизм позволяет полагать, что святость Бога являет Себя в этих трех категориях времени и истории: в прошлом, настоящем и будущем. Другими словами, Бог свят всегда.
На протяжении всей земной истории в небесах звучал этот гимн Господу, пение которого в видении увидел пророк Исаия. Русский поэт А.С.Пушкин воспел это в поэтическом произведении «Пророк». Подобная весть – песнь небес – звучит и в последней книге Библии – в Откровении Иоанна. В этом уроке мы изучим, что значила весть о святости Бога во времена Исаии и что она значит для нас. А также, какие новые грани этой вести звучат для нас в песне последнего времени из книги Откровения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|