|
Культурологические различия.
Э. Биллингсли (1968) считает, что формы семейной организации зависят от уровня культуры. Он полагает, что группы, страдающие от расовой дискриминации, угнетения и нищеты, используют уникальные семейные структуры в качестве защиты. Н. Седарка (1981) придерживается мнения, что различные подкультуры в США сохранили некоторые черты семейных структур стран своего происхождения, поэтому структура семей чернокожей этнической группы в США не похожа на структуру семей других этнических групп. Еще со средних веков в европейских странах по различным историческим и экономическим причинам в семейной организации доминировал принцип супружества — родства по браку, которое оформлялось и закреплялось законом. Африканские семьи, напротив, образовывались вокруг кровнородственного ядра. Азиаты, жители тихоокеанских островов, испанцы, евреи, поляки, греки и итальянцы отдают предпочтение расширенной модели семейной организации. Следовательно, можно сделать вывод, что семейная структура изначально пытается адаптироваться к окружающим условиям.
В конечном итоге белые семьи отдают предпочтение супружеской ячейке, или нуклеарной семье, а не расширенной форме семейной организации, так как нуклеарная семья, очевидно, отвечает их требованиям в условиях стремительного развития промышленности и предпринимательства. Однако современные экономические и политические реалии способствовали усилению давления на семью этого типа и выявлению ее слабых сторон. Так, Р. Бердуистл (1970), один из тех, кто рассматривал нуклеарную семью как патологическую форму семейной организации, отмечал: "Если личные взаимоотношения допустимы только в рамках нуклеарной семьи и если молодое поколение, повзрослев, покидает ее, чтобы создать новую семью, такая организация неизбежно является недолговечной и саморазрушающейся. Старшее поколение остается в изоляции, а молодежь чувствует себя виновной в разрушении семьи, поскольку повзрослела". Несомненно, что нуклеарная семья не существует в таком виде, как это описал Р. Бердуистл. Но возникает вопрос: сможет ли нуклеарная семья существовать в любых условиях?
В семьях американцев испанского происхождения большое значение придают семейному единству, уважению и верности, подчеркивают полезность расширенных семейных уз и делают упор на их сохранение и поддержание. Семейными связями и частотою контактов среди своих членов такие семьи превосходят англо-американские. В состав мексиканских расширенных семей часто входят пожизненные друзья и фиктивные родственники наряду с близкой и иной родней. Фиктивное родство создается католической традицией, по которой у ребенка появляются крестная мать и крестный отец. Они оба разделяют ответственность за благополучие ребенка.
Наличие фиктивных родственников или пожизненных друзей семьи характерно и для негритянских семей. Их считают действительными родственниками, они имеют такие же обязанности и такие же материальные и духовные привязанности, как и обычные родственники, их часто называют "дядя" и "тетя". Д. Ашхенбреннер (1973) отмечал, что на Юге США "дядей" и "тетей" нередко называют просто людей старшего возраста, не являющихся родственниками. Других фиктивных родственников называют "мать понарошку", "отец понарошку", "брат понарошку" или "сестра понарошку".
В семьях американцев азиатского происхождения молодежь с большим уважением относится к старшим. А. Харрисон, Ф. Серафика и Г. Макаду (1985) отметили, что взрослые японцы и китайцы демонстрируют исключительную преданность семье. Для азиатских культур характерны почтительное отношение к старшим, внутригрупповая сплоченность, чувство коллективизма, верность иерархической структуре семьи, зависимость, уважение, чувство долга и ответственность по отношению к семье. Японцы рано начинают внушать детям положительные стороны полной зависимости, когда каждый член семьи испытывает на себе благожелательное отношение других. Японцы поощряют преданность, китайцы придают большое значение клану — сложной многопоколенной семейной структуре, основывающейся на кровнородственных отношениях и существующей в течение многих веков.
Семьи американцев индейского происхождения могут раздваиваться. Это значит, что материнская и отцовская ветви семьи разделяются на отдельные роды и объединяются в этнические общины. Хотя в племенах существуют определенные различия, обычно сестра матери очень близка ей и ее ребенку и ведет себя по отношению к нему как мать (Д. Лум, 1986). В семейных общинах дедушки и бабушки сохраняют официальное и символическое лидерство. Они имеют право голоса в воспитании детей, и родители редко отвергают рекомендации старших. Молодые люди стремятся получить одобрение старших членов общины, которые устанавливают нормы для всей семьи. В семью в качестве фиктивных родственников вводятся лидеры, не имеющие с ней родственных связей. Выполнение "дедушками" и "бабушками", "тетями" и "дядями" эффективных и разнообразных функций способствует созданию важной структуры семейной помощи и поддержки.
Расширенная семья имеет особое значение для представителей цветных и других национальных меньшинств, чья жизнь в США осложнена результатами расовой дискриминации, угнетения и нищеты (Д. Хоппс, 1982). Как отмечал М. Сассмэн, эта форма семьи широко распространена среди чернокожих, ее существование необходимо для выживания как отдельной личности, так и негритянской культуры в целом.
В обширном исследовании о пересечении культур, выполненном в Нью-Йорке, проведено сравнение образа жизни лиц преклонного возраста среди негров, испанцев и белых сделаны следующие выводы. Во-первых принадлежность к определенной этнической группе предопределяла семейную поддержку и солидарность только у испанцев, которые обычно имели большие семьи, чем представители других народностей, проводили больше времени в семье и получали больше помощи от своего потомства. Во-вторых, негры и испанцы в равной степени помогали своим детям и оказывали им более значительную финансовую помощь, чем белые. Второй вывод явственно указывает на адаптацию к воздействию нищеты. В исследовании Б. Бенгстона и др. (1985), посвященном неграм, американцам мексиканского происхождения и белым семьям в округе Лос-Анджелес, было отмечено, что американцы мексиканского npouсхождения проявляют наиболее высокую степень семейной солидарности. Автора пришли к выводу, что раса не всегда предопределяет форму семейной организации и распределение ответственности за удовлетворение потребностей престарелых членов семьи. Совершенно очевидно, что поддержка со стороны членов семьи зависит от их дохода Следовательно, экономические и этнические факторы взаимосвязаны. Представители цветных и других этнических меньшинств имеют меньший доход по сравнению с белыми, что находит отражение в размерах оказываемой или желаемой помощи. Таким образом, хотя существуют этнические различия в обеспечении семьи социальной поддержкой, на их природу оказывают влияние: демографические факторы — возраст, образование и место проживания; структурные - размер и состав семей; экономические—возможности поддержки и среднедушевные доходы.
Развитие семья.
Рассмотрим стадии развития семьи, которые включают жизненные цели, стоящие перед семьей из многих поколений на протяжении всего ее существования.
Первая стадия — образование первоначальной семьи, или ячейки воспроизведения; она является началом жизненного цикла всех семей и представляет для семьи из многих поколений точку отделения от предшествующей семейной системы. Эта стадия развития семьи часто сопровождалась и сопровождается миграцией, в результате которой члены семьи оказываются разделены пространством с родителями, родными братьями и сестрами, родственниками и друзьями, что приводит к ослаблению их связей со старым миром и прежними традициями. Например, представители европейских народностей мигрируют в Соединенные Штаты, негры — с Юга на Север, пуэрториканцы — на материк.
Вторая стадия начинается с рождения детей и образования новой семейной системы. Она характеризуется созданием и расширением семейной системы, воспитанием детей в ячейке, состоящей из двух поколений.
Нa третьей стадии нуклеарная семья расширяется до трех поколений, когда взрослые дети уезжают или остаются дома, заводят собственные семьи или откладывают их создание. Родители должны адаптироваться к роли бабушек и дедушек — носителей семейной мудрости и знаний, а также отказаться от некоторой авторитарности родительской роли. Взрослая молодежь продолжает оставаться наполовину зависимой. Она может часто навещать родителей, обращаться за советом и нуждаться в финансовой и материальной поддержке, укрепляя таким образом семью как ячейку, состоящую из трех поколений. Родителям приходится иметь дело с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками и друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками, присоединившись к семье в качестве "жен" или "мужей".
На этой стадии развития происходит столкновение центральной многопоколенной ячейки с другими ячейками, представленными в лице зятьев и невесток, которые угрожают единству ее ядра. Необходимо исследовать конфликт между семьями и пути его разрешения: какие семьи расширяются за счет новых членов, какие семьи теряют членов и по каким причинам это происходит. Можно предположить, что два фактора, влияющие на этот процесс, — это статус семьи и сплоченность ее членов. Короче говоря, на этой стадии семья из многих поколений сталкивается с возможным разрушением или расширением, с потерей или приобретением новых членов.
Четвертую стадию можно считать периодом автономии и равновесия в отношениях между поколениями. Дети успешно устроились в отдельных семьях, а родители, достигшие 50—65 лет, находятся на пике своей карьеры или готовятся к пенсии. В течение этого периода крепнет семейная солидарность, структура семьи оптимальна, в ней представлены все поколения, и большинство ее членов пользуются независимостью и уважением. Взрослые члены семьи достигают "родственной зрелости", которая находит выражение в их способности поддерживать родителей и, если это необходимо, заботиться о них. М. Сассмэн (1985) отмечал, что с ростом экономической и психологической независимости молодых супружеских пар появляется разрыв в отношениях между поколениями до момента выхода родителей на пенсию, что считается наступлением старости — периода уменьшающейся жизненной энергии и ухудшающегося здоровья.
Пятую стадию можно назвать периодом заботы. Как было отмечено выше, структура семьи из многих поколений все более усложняется и семья включает все новые поколения. Все большее число ее членов нуждается в заботе, растет вероятность физической слабости и болезней у старших членов семьи, которые живут дольше, чем предыдущие поколения. Однако снижение уровня рождаемости привело к явному уменьшению числа людей, которые могут заботиться об увеличивающемся числе людей пожилого возраста, нуждающихся в поддержке.
На этой стадии дети, достигшие среднего возраста, занимают ключевые позиции в своей деятельности и в системе родственных связей, объединяющей несколько поколений. Они могут: предоставить кров престарелым родителям; заботиться о разведенной дочери и ее ребенке; поддерживать своих детей в период учебы; опекать родственников и иногда предоставлять кров родственникам, переехавшим в их город для работы, учебы или брака; заботиться о семьях детей, которые никогда не покинут дом, и о детях своих взрослых детей, которые работают или ищут работу. Все эти сложные функции не оценены в полной мере и не исследованы. Это типичное "поколение сандвича" (термин используют для характеристики среднего поколения, зажатого между потребностями молодого и старого поколений).
Забота о престарелых или физически слабых родителях — главная задача на этой стадии и источник большого числа стрессов и роста напряженности в семье. Единству семьи угрожает недееспособность или смерть представителей старшего поколения. Семье приходится решать задачи, связанные с изменением ролей, семейным горем и потерями в период постепенной передачи ведущей роли в семье от стареющего ядра ячейки к следующему поколению.
Шестая стадия — заключительный период семейного цикла, она называется "реконструкцией". С появлением нового главы семьи уменьшается сложность выполняемых функций, появляется реконструированная ячейка — второе поколение в жизненном цикле семьи, а не новая семья. Неразрывная связь с первоначальной ячейкой поддерживается с помощью семейных преданий, обрядов и ритуалов, в течение многих лет вновь и вновь возвращающих к уникальным семейным традициям.
Социальная политика.
Социальная политика, имеющая целью оказать положительное воздействие на семью из многих поколений, должна охватывать различные поколения и ориентироваться на качество жизни как личности, так и семьи в целом. Важно признать решающую роль семьи в области социальной поддержки, причем семья выполняет двойственную социальную задачу: во-первых, воспитывает, готовит к общественной жизни и поддерживает своих членов и, во-вторых, способствует своему собственному развитию и существованию во времени, от одного поколения к другому.
Система социального обеспечения, финансируемая налоговыми отчислениями от зарплаты и доходов, является ярким примером того, как сложно в рамках социальной политики гарантировать материальное благополучие семьи из многих поколений. Рост стоимости жизни, увеличение числа пенсионеров и уменьшение числа работающих приводят к росту стоимости социального обеспечения. В этом причина поляризации работающих и пенсионеров, а также конфликта между поколениями. Поколение работающих начинает считать врагами своих родителей, дедушек и бабушек.
Жизненно важным вопросом современной социальной политики стал конфликт между "сотрудничеством поколений" и "правом справедливости" между ними (Э. Кингсон и Б. Хиршорн, 1985). Право справедливости между поколениями — это положение, которое подчеркивает конфликт между поколениями из-за недостаточности ресурсов. Оно приводит к соперничеству между возрастными группами, расами и поколениями в семье. Родители противостоят детям, дети престарелым, безработные — работающим, работающие — пенсионерам. Сотрудничество между поколениями подчеркивает общую заинтересованность всех поколений в социальной политике, отвечающей запросам отдельной личности и семьи в целом на всех стадиях жизненного цикла.
Чтобы помочь семье из многих поколений, социальная политика, как минимум, должна основываться на ценностях сотрудничества внутри поколений и между ними и на благосостоянии. Политика, которая воздействует на молодежь, неизбежно влияет и на престарелых и в конечном счете сказывается на благосостоянии семьи как средстве достижения социального согласия.
Как было отмечено, текущая социальная политика формируется в атмосфере соперничества, при сокращении государственных ассигнований на социальные программы. В результате этого политика, приносящая пользу одной возрастной группе, не идет на пользу другой. Программы, предназначенные для безработной негритянской молодежи в возрасте 16—24 лет, были значительно урезаны, так как общество пытается решить задачу, связанную с интересами и потребностями пожилых людей. Общество косвенно обрекает поколение рабочих всех возрастов на "социальную необеспеченность" в пенсионном возрасте, так как социальная обеспеченность финансируется из текущих зарплат. Есть мнение, что к 2020 г. большинство рабочих, действительных и потенциальных, составят чернокожие и испанцы. Чем ниже уровень их образования, тем меньше их доход, что скажется на размере налоговых отчислений. Белый средний класс лишь в том случае добьется обеспеченного в социальном отношении ухода на пенсию, если молодежь из числа этнических меньшинств, вливающаяся сейчас в трудовые слои населения, сможет заработать достаточно денег для финансирования ухода белых на пенсию. Далее, можно предположить, что хроническая безработица и низкий уровень образования среди молодежи этнических меньшинств поставят под угрозу процветание нации, приведут к сокращению поступлений из налоговых отчислений, меньшению рабочей силы и снижению производительности труда.
Смогут ли семьи в результате противоречивой социальной политики 80-х годов внести вклад в развитие семейно-родственной системы первой четверти XXI в., или общество по-прежнему будет испытывать нехватку трудовых ресурсов, разобщенность усилий, конфликт и соперничество между поколениями, наносящие вред семейной целостности и вызывающие увеличение численности и доли безработных, нетрудоспособных и т.п.?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|