СЕМЬЯ: СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ.
Термин "обслуживание семьи" включает широкий спектр социальных служб. Обычно услуги семьям оказываются социальными агентствами, которые считают заботу о семье своей первоочередной задачей. Эти агентства часто называют "агентствами по обслуживанию семьи (или семейного обслуживания) ".
Программы Службы семьи Америки могут иметь коррегирующий (например, консультативные службы) или образовательный характер (т.е. сосредоточивать свое внимание на проблемах личности или семьи в целом, обеспечивая их рост и развитие). Большинство программ семейных служб предназначены для работы с индивидом, семьей или с небольшими группами. Некоторые "семейные" агентства претворяют в жизнь программы по изменению социальных условий с целью улучшения положения больших групп населения.
Трудно сказать, сколько существует в настоящее время агентств по обслуживанию семьи, так как до сих пор нет четкого и универсального определения того, что является агентством социального обслуживания семьи. В 1984 г. Служба семьи Америки (ССА), называвшаяся до 1983 г. Ассоциацией служб семьи, имела в своих рядах 268 агентств, 16 кандидатов в члены и 110 агентств входили в Ассоциацию еврейских семейных и детских агентств. Кроме того, имеются отделения Службы семьи в Армии спасения и Американском Красном Кресте;какое-то количество программ по обслуживанию семей проводится в жизнь сотнями социальных агентств, связанных с церковью. В 1977 г. насчитывалось около тысячи добровольческих агентств Службы семьи Америки. Эти подсчеты, видимо, вполне отвечают действительности, но, может быть, однако, что цифры преуменьшены, поскольку не было принято в расчет быстрое распространение мелких агентств по обслуживанию семьи, появившихся в последнее время в администpативных округах.
В любом случае количество агентств определенного профиля зависит от того, что условились считать таковыми. Наиболее четко ориентированные агентства входят в ССА;| они имеют определенные критерии для возглавляющих и управляющих органов, разботки программ, оказания услуг и финансирования. Все агентства—члены ССА должны иметь программы консультаций для семей, обучения их основам семейной жизни и защиты семьи, а также ряд других программ.
Несмотря на разнообразие программ, члены ССА представляют собой единое целое, так как имеют общую цель деятельности, сходные по типу организационную структуру, персонал и программы.
Они входят в национальную организацию, поэтому их данные — наиболее надежный источник информации; агентства поставляют эти данные для ежегодного отчета Службы семьи Америки.
История.
Общества благотворительности, созданные в конце прошлого века, часто рассматриваются как предшественники современных агентств по обслуживанию семьи. В действительности корни многих социальных служб семьи уходят в общества по предоставлению пособий и помощи начала XIX в.
Общества по предоставлению пособий и помощи были созданы в различных общинам богатыми добровольцами, которые раздавали помощь обычно в натуральном виде, посещая нуждавшихся на дому. Активность этих обществ была спорадической, помощь бедным оказывалась время от времени, особенно в периоды экономических кризисов и роста безработицы. Потребности в такой помощи были огромными, а правительство обладало ограниченными возможностями, и частный сектор не имел систематических программ. Общество благотворительности появилось в Лондоне (Великобритания) в 1869 г. Это была попытка скоординировать деятельность различных организаций по оказанию помощи бедным.
Буффало и Нью-Йорк были первыми городами США, организовавшими такое общество. Целью его было соединить все имевшиеся благотворительные агентства по оказанию помощи в единое рабочее целое, способное более эффективно использовать персонал и усилия различных организаций.
Общества благотворительности, несмотря на свое название, считали, что оказание помощи в больших масштабах приносит больше вреда, чем пользы. Поэтому они пытались найти средства для устранения причин бедности. Они были убеждены, что научными методами можно излечить "болезнь" бедности. Придавая большое значение знанию фактов и теоретическим методам, эти общества отличались сильным желанием добиться справедливости; они были уверены, что жизнь не должна быть такой мрачной и тяжелой для рабочих и бедняков. Более того, они признавали их право на человеческое существование и достоинство, право на отдых и социальное обеспечение в старости.
Первоначальными намерениями обществ благотворительности были координация и упорядочение оказания помощи отдельным людям и семьям, вместе с тем они были ориентированы на социальные реформы. Они выступали за улучшение условий труда, справедливое распределение доходов, жилья, улучшение здравоохранения. Они организовали координационный обмен, который впоследствии перерос в биржу социальных служб, где все проблемы общин были зарегистрированы централизованно, с тем чтобы можно было скоординировать деятельность служб, избежать ее дублирования и собирать данные для поддержки социальных реформ.
"Дружественные визитеры", действующие на добровольных началах, были первоначальным персоналом агентств социальной работы. Оплачиваемые профессионалы появились как секретари агентств на рубеже веков. "Визитеры" докладывали о своих акциях комитетам, которые их рассматривали и определяли пути и объем необходимой помощи. Комитеты, рассматривавшие эти дела, стали важным компонентом обучения "визитеров". На своих собраниях они обменивались опытом по сбору информации и анализировали сущность дел, эти собрания имели большое значение для объединения добровольческих и профессиональных усилий. Обучение в некоторых агентствах постепенно принимало форму институциализированных курсов, стали появляться преподаватели. Накопление информации и обмен ею позволили перейти к написанию статей и книг, что стало основой профессиональной литературы по социальной работе. Книга "Дружеское посещение бедных. Справочник для осуществляющих благотворительность" (М. Ричмонд, 1899) стала основным пособием для добровольцев и профессионалов. По мере накопления знаний и опыта программы обучения в агентствах получили дальнейшее развитие; эти программы в действительности способствовали созданию академических школ обучения социальной работе как профессии.
После создания обществ благотворительности во многих городах они начали вести обмен информацией и идеями в Комитете по организации благотворительности Национальной конференции социальной работы. В 1890-е годы широко обсуждалась необходимость формирования национальной организации обществ благотворительности. Это обсуждение вызывало широкий политический резонанс.
Роль правительства.
История становления агентств по обслуживанию семьи будет неполной, если не упоминуть о роли правительства. С самого начала городские местные правящие круги и правительства штатов предпринимали отдельные шаги для облегчения участи бедных. Роль правительства стала более очевидной после принятия Закона о социальном обеспечении (1935), который определил разделение обязанностей между федеральной администрацией и правительствами штатов в сфере общественной помощи.
Поправки 1974 г., касающиеся социальных служб, отразили значительные изменения в Законе о социальном обеспечении. Согласно этим поправкам, финансирование социальных служб должно было осуществляться из федеральных источников. Раньше финансирование осуществлялось совместными усилиями местных правящих кругов и агентствами по обслуживанию семьи. Расширение федеральной финансовой поддержки путем предоставления субсидий и льгот продолжалось до 1980 г., после этого федеральная политика претерпела изменение и федеральное финансирование социальных программ было уменьшено или заморожено.
Резкое изменение в политике произошло после 20 лет все возраставшей финансовой поддержки агентств по обслуживанию семьи из федерального бюджета. Например, с 1961 по 1981 г. доля средств агентств по обслуживанию семьи, поступавшая из федерального бюджета и бюджетов штатов, возросла с 17 до 79% и доля из местных бюджетов уменьшилась с 83 до 21 %. В 1981 г. общее число "семейных" агентств было самым низким за 15 лет — результат их высокой стоимости вследствие инфляции и снижения финансовых поступлений для поддержания программ из правительственных фондов. Многие федеральные программы, приносившие средства для работы агентств, такие, как Закон о системе образования и подготовки, программы по психическому здоровью, были значительно сокращены.
Общие направления.
Программы.
Программы добровольческих агентств по обслуживанию семьи были разработаны в соответствии с потребностями общин и имевшимися средствами для их удовлетворения. После "Великой депрессии" правительство увеличило финансовую поддержку бедным, и оказание консультаций стало основным направлением программ агентств соответствующего профиля. По мере улучшения качества консультаций программы, направленные лишь на частичное облегчение положения семей, были признаны недостаточными. Стали создаваться превентивные службы, такие как службы страхования здоровья, а также службы оказания текущих услуг.
В конце 60-х годов стало ясно, что ряд программ не способны удовлетворить многие потребности клиентов, поэтому программы социальной помощи в агентствах по обслуживанию семьи были пересмотрены. Национальная организация, названная в конце 60-х годов Ассоциацией служб семьи Америки, призвала своих членов сконцентрировать усилия на претворении в жизнь концепции защиты семьи в качестве основной стратегической задачи.
В 70-е годы сложилось окончательное видение трех основных направлений в деятельности агентств семейной службы: консультации семьям, обучение правилам семейной жизни и защита семьи. Инфляция конца 70-х годов затронула в основном бедные слои; правительственные финансовые поступления были ограниченны, и лишь особые программы получили дальнейшее финансирование.
В начале 80-х годов произошло обострение социальных проблем в результате галопирующей инфляции, значительного роста безработицы, ограничения ресурсов, выделяемых на социальные программы. Впервые после принятия Закона о социальном обеспечении федеральная администрация объявила о сокращении своих обязательств в социальной сфере. Агентства по обслуживанию семьи, принимая во внимание изменившиеся социальные условия и появление новых потребностей семей в социальных услугах, стали постепенно переходить к поискам источников финансирования, существовавших в первые годы возникновения этих агентств.
Источники финансовых поступлений.
Как правительственное, так и частное финансирование социальных служб в 80-е годы было резко сокращено. В 1981 г, агентства—члены ССА получили меньше средств от федеральных и частных спонсоров, чем в 1980 г. Многим агентствам семейной службы пришлось искать новые источники доходов.
Некоторые агентства увеличили плату другие прибегали к новым возможностям возмещения стоимости консультаций через страховые компании. Некоторые агенства выражали сильную озабоченность растущей платой за услуги, так как это приводило к уменьшению возможностей обслуживать бедных клиентов. Ряд агентств разработали программы для увеличения финансирований путем привлечения персональных пожертвований для восполнения потерь. Но уменьшение поступлений все же сыграло свою негативную роль. После многих лет постоянного роста агентствам—членам ССА в 1982—1983 гг. пришлось ограничить количество своих профессиональных работников.
Агентства Службы семьи нашли новый источник доходов, обратившись к деловым и промышленным кругам, разработав программу, известную как программа помощи служащим.
Доля агентств ССА, оказывавших услуг по этой программе, увеличилась с 10% 1975 г. до 60% в 1982 г. Важнейшим стимулом для распространения этой программы послужил контракт между ССА и корпорации "Ксерокс" по оказанию помощи работающим в корпорации по всей стране при помощи сети агентств—членов ССА. В 1984 г. ССА подписала контракт стоимостью в несколько миллионов долларов с компанией "Дженерал моторе", по которому ССА должна была обеспечить различные формы помощи алкоголикам и наркоманам среди работающих в компании, их иждивенцам и пенсионерам.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|