Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕТТЛЬМЕНТЫ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ.





Сеттльментами с времен колониализма назывались цивилизованные европейские кварталы в городах стран Востока. Движение сеттльмент-центров началось в Англии, где Самуэл Барнетт в 1884 г. основал сеттльмент Тойнби-Холл. Движение было философски объединено со стратегией социального реформирования как "частица комплексных усилий сохранить человеческие и духовные ценности в век индустриализации и урбанизации...". Преданные гуманисты, часто богатые, а также студенты университетов селились в беднейших трущобах Лондона, а позднее — на всем протяжении городской Великобритании. Они были проводниками образования, разнообразных видов культурной деятельности и социальной реформы. Эти люди стали помощниками местных жителей, ощущая на себе все неудобства бедности. Они предоставляли другим возможности, а не поучали, были организаторами, а не педантами-моралистами. Движение сеттльментов, которое активно увязывало услуги людям с социальным реформированием, нашло бла­гоприятную почву на волне иммиграции, урбанизации в конце 1800-х годов в Америке. В 1886 г. Стэнтон Койт, проживший некоторое время в Тойнби-Холле, возвратился в Нью-Йорк, чтобы создать американский фи­лиал движения. Он основал местную гиль­дию, позже известную как Университетский сеттльмент на Лауэр-Ист-Сайд.



Идея была быстро подхвачена, и местные центры стали создаваться на Востоке и Cpеднем Западе, особенно там, куда отправлялись иммигранты в поисках работы и лучшей жизни для своих семей. Наиболее заметными в то время были Хулл-Хаус, основанный в Чикаго Джейн Адамс в 1889 г.; Эндовер-Хаус, oснованный Робертом Вудсом в Бостоне в 1891 г, Нюсерс-Сеттльмент (теперь Генри-Стрит), организованный Лилиан Уолд в районе Лауэр-Ист-Сайд (Нью-Йорк), и Чикаго—Коммон, основанный Грэхэмом Тейлором в 1894 г.

Личные и семейные проблемы, расстройства здоровья у иммигрантов были связаны с условиями их проживания — неудовлетво­рительными жилищными условиями, перенаселенностью, мрачными и грязными пред­приятиями с потогонной системой труда, где рабочий день и норма выработки были одинаковыми как для взрослых, так и для детей. Эти условия окружения всегда учитывались в образовательных программах, консультациях и других видах услуг людям. Конечно, главными доминантами движения были социальная реформа и политические акции.



На протяжении первых десятилетий работники сеттльментов превращали общины в политическую силу. С их помощью появились на свет законы о детском труде, об общественном здоровье, о детских садах и программах круглосуточного содержания детей, в службах приходящих нянь, о государствен­ном жилье, о музыкальных школах и занятиях искусством для бедных, о начальных вечерних школах для взрослых, о курсах по озеленению, разбивке парков и игровых пло­щадок. Многие программы, которые сегодня финансируются правительством, начались в сеттельментах. Обычно инициатива исходила от них. В ответ правительство с определенного момента утверждало программу, которая ста­новилась независимым фактором. Службы приходящих нянь, например, возникли по инициативе вышеупомянутого сеттльмента, созданного Лилиан Уолд.

Несмотря на то что социальная работа имникла в Обществе милосердия, она с самого начала имела стиль работы и организацию по образцу сеттльмента. Более того, большая часть ранних исследований социальной работы осуществлялась в рамках этого движения в форме обследований потребностей общин. Первые исследования социальных работников часто превращались из сырых данных в средство социальной защиты и в политические акции. В 50-х и 60-х годах большинство исследований по развитию общин и районов стали одной из основ программы "Война с бед­ностью" для администрации Дж. Кеннеди— Л. Джонсона.



Функции сегодняшних местных центров во многих отношениях порождены функцио­нированием сеттльментов в прошлом. Однако множество особенностей в развитии разру­шили эти связи, и поэтому сегодняшняя прак­тика отличается от практики прошлого.

С одной стороны, большинство работни­ков местных центров, занятых как полный, так и неполный рабочий день, продолжают считаться непрофессионалами в территори­альной общине, где расположен их центр. С другой стороны, несмотря на то что достаточ­ное количество руководителей центра вырос­ло здесь, их проживание в сеттльменте явля­ется исключением из правила. Сегодня только исполнительный директор поселения Генри-Стрит действительно проживает в нем.

Сегодня, как и в первые десятилетия движения, социальная активность по разви­тию своего микрорайона остается неотъемле­мым компонентом программы типичного местного центра. Стандарты общенациональ­ной ассоциации — Объединения местных центров Америки (1979) требуют наличия программы социального развития во всех та­ких центрах. Сегодняшний типичный центр, напротив, посвящает этому организационно­му компоненту гораздо меньше времени и ресурсов. Возможно, это объясняется растущи­ми ограничениями средств.

Сегодняшний сеттльмент — местный центр — по-прежнему обращается к пробле­мам новых иммигрантов, которые чаще явля­ются выходцами из Азии, испаноязычными или беженцами из "третьего мира", чем евро­пейцами, как это было в конце 1800—начале 1900-х годов. Однако сегодня во многих местных центрах преобладающие группы их клиентов составляют низший класс — не­мощные и бедные пожилые люди, неполные бедные семьи и в целом самые бедные и самые бесправные неимущие.

Проблемы удаленности от местного цент­ра городских и проживающих в окрестностях жителей, обслуживаемых этими центрами, все в большей мере затрудняют усилия цент­ров по организации своих клиентов в жизне­способную политическую целостность, вклю­чающую разновозрастных соседей, которые обладают чувством принадлежности к своей общине. Одной из таких разделяющих людей проблем является "фрачная" тенденция, ког­да бесправные нежелательные соседи высе­ляются образованными представителями среднего класса, восстанавливающими и ре­монтирующими жилые застройки в центре города. "Фрачная" тенденция подрывает по­пытки работников центров объединить свою клиентуру общим делом.

Сегодняшние работники сеттльментов все еще ссылаются на свое "движение", кото­рое является движением скорее в философ­ском смысле, чем в действительности. В нача­ле 1900-х годов сеттльменты и местные центры организовались в городские федера­ции, чтобы стать сильнее в своей борьбе. По той же причине в 1911 г. была образована Национальная федерация сеттльментов; к 50-м годам в рамках "движения" внутри этой федерации насчитывалось от 250 до 300 чле­нов. В 1979 г. она была переименована в Объ­единение местных центров Америки. Это на­звание лучше отражало членство различных организаций.

С помощью таких организаций поселен­ческое движение получило национальное признание. Его влияние сказывалось на общенациональных и международных дви­жениях за права женщин, за мир и за принятие законов о детском труде. Как и большинство других жизнеспособных движе­ний, оно породило обширную литературу и выдвинуло выдающихся лидеров общенаци­онального масштаба, таких, как Джейн Адамс, Джулия Латроп, Мари Смихнович и Лилиан Уолд.

Сегодня сохранились только три город­ские федерации — в Нью-Йорке, Кливленде и Филадельфии. Центр тяжести их деятель­ности сместился от социальных реформ к поддержанию собственного местного центра как все более сложной бюрократической сис­темы, обладающей множеством служб и име­ющей много источников финансирования. В Объединении местных центров Америки насчитывается менее 100 членов (по данным 1984 г.). Европейский, Методистский и Лютеранский общинные центры обладают еще меньшими признаками федерации, слабо или совсем не связаны с общенациональным Объединением, будущее которого неопреде­ленно.

Можно резонно возразить, что движения сеттльментов больше нет, несмотря на суще­ствование более чем 800 местных центров, зафиксированных в 1984 г., и 80—100 рели­гиозно-ориентированных центров. Короче говоря, сейчас в США больше, чем раньше, сеттльментов — местных центров, но слабее соответствующее общенациональное движе­ние.

По статистике 1984 г., средний бюджет местного центра колеблется в пределах от 500 тыс. до 1 млн долл. Однако центры в не­больших общинах обычно имеют бюджет в 200 тыс. долл., в то время как некоторые цен­тры, такие, как сеттльмент Генри-Стрит, Хулл-Хаус и центры Сан-Диего, имеют ежегодный бюджет, составляющий более 7 млн долл. Выполнение программ финансируется из таких источников, как правительственные контракты, дары, пожертвования и гонора­ры, специальные проекты, ограниченные вы­платы и дотации фондов. В последние годы центры, которые зависели от одного-двух ос­новных источников финансирования, под­верглись серьезному риску из-за урезания централизованных ассигнований. Во многих случаях субъекты финансирования стремят­ся контролировать (прямо или косвенно) ха­рактер и суть программ центров, по своей ориентации становятся более консерватив­ными, перераспределяют ресурсы с программ развития на такие услуги, как дневной уход, предотвращение подростковой беременно­сти, создание рабочих мест для молодежи и обслуживание пожилых. Чаще всего разра­ботчики программы вынуждены следовать приоритетам источников финансирования.

Программы местных центров стремятся следовать целям, приоритетным для прави­тельственного финансирования, и поэтому сосредоточены на обслуживании специфиче­ских возрастных групп: детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Сейчас программы развития микрорайона и общинной организации поддерживаются в меньшей степени, чем в 60-е и 70-е годы.

Программы местных центров стремятся укреплять семью, создавая условия, способствующие повышению качества семейной жизни. В последние годы центры сосредоточили внимание на нетрадиционных формах семьи, особенно на семьях с одной матерью которые преобладают в большинстве городских общин.

В основном микрорайон, обслуживаемый центром, соответствует району, обслуживаемому местной начальной школой. Однако в некоторых случаях это население соответствующего квартала государственного жилья. Службы центра стремятся осуществлять местные социальные действия на основе удовлетворения нужд общины. Эти нужды определяются в ходе непосредственных (лицом к лицу) интервью с жителями, на основе социальных показателей, требований планирующих и финансирующих агентств.

Типичный местный центр имеет ряд программ для детей, включая "Главный старт" и традиционные программы дневного содержания детей, родители которых работают. Кроме того, в некоторых центрах есть внешкольные программы, чтобы обеспечить уход, надзор и другую помощь младшим школьникам, у которых работают родители; услуги "за решеткой" часто совмещены с досуговыми, спортивными и медицинско-просветительными. Все они включают в себя диагностику здоровья, его охрану и рациональное питание. Некоторые центры также являются спонсорами, предоставляют помещение службам психического здоровья и обслуживают как детей, так и взрослых, имеющих соответствующие проблемы и проживающих в сеттльменте.

В сеттльментах и местных центрах всегда уделялось большое внимание подростковой молодежи. Программы для подростков компенсировали недостатки обычного контроля поведения в городских районах. Это меры по предотвращению правонарушений и уличного бандитизма с использованием "уличных работников" или "откомандированных работников" для установления полезных связей с молодежными группами.

Кроме того, в местных центрах организованы консультации. Службы профессионального обучения, совершенствования мастерства и занятости готовят к социальной работе или обучают писать анкету, найти работу и закрепиться там.

Много внимания уделяется программам, расчитанным на неполные семьи, число которых нарастает. Предлагаются курсы по совершенствованию родительских умений молодых людей и их семей. Хотя многие полагают, что просвещение родителей отнимает время от родительского контроля, что может привести к правонарушениям, курсы пользуются популярностью. Они особенно полезны тем, кто сам вырос в неполной семье и не имел возможности наблюдать эффективное родительское взаимодействие. В боль­шинстве центров имеются службы, предназначенные для девушек-подростков, а часто и для юношей, поскольку подростковая беременность в настоящее время вызывает озабоченность общества.

Существенное внимание в большинстве центров уделяется молодежным видам спорта и способам проведения досуга. Здесь молодые люди привлекаются к участию в консультировании и в программах групповой работы. Наряду с проведением командных спортив­ных соревнований пропагандируются инди­видуальные способы проведения досуга, такие, как поднятие тяжестей, видео- и компьютерные игры, театральные постановки и танцы. Кроме того, многие центры оплачивают лагеря дневного пребывания и даже пред­полагающие ночлег, хотя количество послед­них невелико.

Среди других программ значительное место занимают репетиторство, компенсационные и альтернативные программы. В некоторых центрах при настоятельной необходи­мости создаются альтернативные школы. При этом центр заключает соглашение о сотрудничестве с местной школьной системой.

Образовательные и тренинговые программы для взрослых традиционно присущи службам местных центров. Они могут включать в себя как программы базового образова­ния взрослых, которые позволяют получить диплом о среднем образовании, так и самых различных курсов, вплоть до обучения ис­пользованию компьютера при приготовлении пищи или шитье одежды. Для взрослых обычно предназначены разнообразные консультативные службы. Они могут быть рассчитаны на семью, ориентированы на про­блемы образования, физического или психического здоровья, на финансовые вопросы или просвещение.

Еще одна значительная часть программ для взрослых — программы занятости и тренинга. Государственные и местные фонды часто используются для оплаты соответству­ющих интенсивных программ. Тренинг профессиональных навыков может включать в себя базовое образование взрослых, тренинг по месту работы в соответствии с видами про­мышленности, аудиторный тренинг для но­вых типов труда и карьеры, заполнение анке­ты, нахождение работы и собеседование.

Службы для пожилых могут включать в себя доставку питания на дом, приготовление завтрака и организацию досуга в центре для пожилых, информацию о других соответст­вующих услугах и пособиях, оказание днев­ного ухода за немощными стариками, в том числе прогулки с ними. Все это сопровожда­ется профилактическими осмотрами, кон­сультациями по вопросам здоровья, тренированности и оказанием других необходимых услуг.

Общинная организация и социальные ак­ции исторически были основной частью про­грамм сеттльментов. Традиционно центры не только предоставляли непосредственные ус­луги, но и оказывали давление на местные органы управления и агентства, когда пробле­мы касались большого числа жителей сеттль­мента. С 60-х годов снижение финансирова­ния привело к тому, что этому компоненту обслуживания стало уделяться меньше вни­мания. В прошлом работники поселения по­могали соседям выработать подходы к дейст­вию территориальной общины по общим проблемам, таким, как борьба с крысами, ус­тройство игровых площадок или вопросы об­разования. С прекращением финансирова­ния социальных акций местные центры в большей мере перешли к непосредственному обслуживанию. Сейчас местные программы развития сеттльмента сосредоточены на та­ких житейских вопросах, как формирование совета жильцов, работа по восстановлению жилья и улучшению управления жилищным хозяйством, получение от существующих служб таких услуг, которые ориентированы на общину. Организация и развитие жизни общины, оставаясь потенциальной целью, больше не является преобладающим направ­лением работы.

В небольших центрах директор обычно профессиональный социальный работник, а также есть ряд профессионалов, занятых полный рабочий день. Социальные работни­ки, занятые неполный рабочий день, часто нанимаются для реализации специфических программ — консультирования, служб психического здоровья и служб семьи или надзо­ра за их выполнением. В малых и средних центрах помощником директора тоже может быть профессиональный социальный работ

Помимо профессионального социального работника, являющегося исполнительным директором, средние и большие агентства мо­гут нанимать профессиональных социальных работников (как и профессионалов других специальностей) в качестве директоров про­грамм специальных служб, а при децентра­лизации этих программ — в качестве мест­ных менеджеров. Общей особенностью всех центров, независимо от их размера, является использование значительного числа жителей в роли служащих. Привлечение местных жи­телей в качестве персонала часто увеличивает ответственность центров за местные пробле­мы, а также порождает конфликты между персоналом и советом директоров, что может препятствовать нормальному функциониро­ванию агентства. Например, конфликт мо­жет возникнуть из-за решения нанять мест­ных профессионалов, тогда как из-засложности выполняемых функций необходи­мо пригласить экспертов с техническим обра­зованием.

До 60-х годов членами советов директо­ров становились в основном местные предста­вители властной элиты. Большинство из них были уважаемые и часто богатые люди, пре­имущественно белые. В 60-х годах в составе советов директоров оказались лидеры мень­шинств и общин. Затем, в конце 70-х, центры начали находить баланс и достигать приемле­мой пропорции между финансированием и требованиями общины. Целью такого комп­ромисса было не только обеспечение гаранти­рованной ответственности перед жителями территориальной общины за свои програм­мы, но и более щедрое их финансирование, их профессионализация и подотчетность. Се­годня центры пытаются восстановить профессионализм, сохранив поддержку общи­ны. Для достижения этого баланса в некоторых центрах есть два совета — обыч­ный и общественно-совещательный.

Таким образом, службы местных центров свернули социальные акции и требования со­циальных перемен и сосредоточились на ока­зании прямых услуг всех типов — услуг, ко­торые часто регулируются и ограничиваются источниками финансирования. Кроме того, их деятельность сместилась от обобщенных семейных и общинных услуг к более четко специализированному обслуживанию с уче­том особенностей возрастных групп. Для раз­личных служб становится все более затрудни­тельным реагировать на меняющиеся потребности общин, а также заниматься экс­периментальными проектами для создания новых служб. Эти перемены частично обусловлены ограниченными финансовыми средствами, выделяемыми агентствами на содержание этих центров; кроме того, приоритеты агентств не всегда могут совпадать с нуждами конкретной общины.

Другой важной тенденцией является уменьшение контактов между центрами. Общенациональная организация — Обьединение местных центров Америки — утратила свои фонды, персонал и программы вследствие изменения национальных приоритетов. Кроме того, сократилось количество ее членов. Общегородские федерации и союзы в последние 10 лет были распущены по разным причинам, в том числе из-за изменения маханизма и общей тенденции к изоляции отдельных центров.

Помимо перечисленных тенденций перед местными центрами встало огромное количество нерешенных вопросов. Способ их разрешения предопределит будущее их программ:

1. В течение 60-х годов общественное управление в сеттльментах вызвало значительное напряжение. В последние годы все больше внимания уделяется попыткам соответствовать стандартам Объединения местных центров Америки повысить качество управления, профессионализировать руководство и персонал.

2. Заострилась дилемма: следует ли центрам обслуживать низкодоходные группы населения (что всегда являлось их традиционной чертой) или пытаться распространить свои усилия на клиентов из среднего класса подо что может быть выделено целевое финансирование?

3. Финансовое приспособленчествоочевидная опасность для тех центров, которые при разработке программ признают приоритеты государственных или частных источников финансирования перед нуждами общин. Это будет актуально, пока не будут найдены другие способы финансировании.

4. Конфликтность дирекции и общественного управления в сеттльментах попрежнему стоит на повестке дня при определении состава совета директоров.

Это давнишние и трудные вопросы, cтоящие перед центрами, и их нелегко paзрешить. Тем не менее это необходимо сделять для определения направлений будущего планирования и проведения в жизнь всеобщих высоких стандартов функционирования этих уникальных центров, обслуживающих городских бедняков.

Грант Ловенбрук,

Поль Kейс.

 

См. также: История и эволюция практиче­ской социальной работы; История соци­ального обеспечения; Территориальная Община: социальные действия; Террито­риальная община: эволюция; Террито­риальный аспект социальной работы.

 

Davis A. F. (1977). Settlments: History. In: «cyclopedia of Social Work (17th ed., Vol.2. 1175—1180). N. Y., National Association of • lul Workers. • Day E. (1979). Program i»vclopment. N. Y., National Federation of ulllments. • HillmanA. (1960).Neighborhood fillers Today. N. Y., National Federation of Ufllmcnts. • Loavenbruck G. (1983).Utommended Job Classification and Salary HUidards for Neighborhood Centers. N. Y.,Nllled Neighborhood Centers of America. • 4uvenbruck G. (1984). Unpublished research. WaldL. (1915). The House on Henry Street. ■•: Henry Holt & Co.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.