Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕМЬЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА.





 

В социальной работе произошел резкий поворот к семье, что явилось возвращением к старому курсу, оставленному последние десятилетия. Этот поворот вполне соответствовал ориентации социальной работы на человека и среду его обитания. Он произошел в интеллектуальном контексте, который включал в себя существенные изменения в эпистемологических и парадигмальных основаниях теории семьи и 30 лет теоретических и прак­тических инноваций в области семейной терапии.

В настоящее время социальные работники имеют возможность использовать достижения практических и теоретических исследований в этой области для построения моделей практической социальной работы. Несмотря на то что в славные первые годы движения за терапию семьи социальные работники, за несколькими исключениями, та­кими, как Вирджиния Сэйтир, особенно ни­чем не отличились, они внесли огромный творческий вклад в теорию и в практику на втором и третьем этапах работы с семьей. В теории социальной работы с семьей нашли свое отражение традиционные дисциплины, разрабатывающие вопросы психического здоровья, и другие науки.



Возвращение социальной работы к семье произошло в ходе растущего интереса к семье в социальных науках, политике, искусстве и в сознании обычных граждан. Огромное ко­личество публикаций в области социальных наук, создание новых журналов, появление различных исследовательских проектов под­тверждали возросший интерес к семье, что способствовало лучшему пониманию этой древнейшей человеческой системы. Однако полученные сведения о состоянии семьи были разноречивы. Одни исследователи пришли к мысли о скорой кончине семьи вследствие вы­сокого уровня разводов и изменения семей­ной роли женщины, другие же считали, что семья показывает всю свою силу и жизнеспо­собность, адаптируясь и творчески преобра­зуя свое внутреннее содержание перед лицом быстрых социальных изменений в постинду­стриальном мире. Правые и левые политики продолжали спорить о природе взаимодейст­вия между семьей и государством, а также о месте семьи в социальной политике и про­граммах.

Всеобщий американский энтузиазм по отношению к семье подтверждается огром­ным количеством телевизионных программ, фильмов и художественных произведений, в которых прослеживается счастливая жизнь какой-либо семьи. Изучение родословной, которое являлось некогда хобби некоторых пожилых людей, теперь стало повальным ув­лечением американцев, которые пытаются отыскать свои корни. Некоторые семьи стре­мятся воссоединиться. Это явление, вероят­но, можно рассматривать как результат изо­ляции и отрыва от семьи многих ее членов, разбросанных волею судьбы в различные сто­роны в наш урбанизированный, технологиче­ски развитый век.



В этой статье даны некоторые основные определения, затем кратко рассказано об ис­тории развития социальной работы с семьей, далее предлагаются соображения о развитии эпистемологии, которое привело теорию и практику социальной работы с семьей к ее сегодняшнему состоянию. В статье также рас­смотрены общие темы, понятия и перспекти­вы движения за семейную терапию, особое внимание уделено тому, как теоретические и практические понятия теории семьи могут быть интегрированы в модели социальной ра­боты и применены к конкретным ее отраслям. В заключение обсуждены не решенные на се­годняшний день проблемы и обозначены на­правления будущего развития.

 

Что такое работа с семьей?

 

В настоящее время не существует обще­принятого определения работы с семьей. Многие приравнивают ее к семейной терапии и даже ограничивают ее отдельными метода­ми, которые предполагают рассматривать всех или нескольких членов семьи как единое целое. В более широком смысле, однако, практическая социальная работа с семьей определяется с точки зрения перспективы.



Работу с семьей можно описать как под­ход к человеческим существам в плане их от­ношений с ближайшим и более широким ок­ружением, рассмотрение их с точки зрения их потребности в помощи. Такой подход по­мещает в центр внимания семью и утвержда­ет ее как "единый предмет интереса". Это от­нюдь не значит, что отдельный человек должен быть чему-то подчинен, это даже не всегда означает, что социальный работник должен заниматься всей семьей. Это означает лишь то, что человека можно понять и можно оказать ему помощь только в контексте тех ближайших для него более общих систем, ча­стью которых он является. Важнейшей из та­ких систем обычно является семья. Это сразу показывает, что семья находится в традици­онной области интереса социальной работы, всегда рассматривающей человека в его окру­жении. Работа с семьей не ограничивается ни семьей и ее членами, ни более широким ок­ружением, которое влияет на характер се­мейной жизни. Она предполагает, что наибо­лее важны те взаимоотношения между человеком, семьей и окружением, которые являются существенными не только для от­дельных людей или семей, но и для более крупных социальных сил и систем, в которые включена семья. Поэтому она имеет общий характер.

Специалист, работающий с семьей, мо­жет исполнять огромное количество ролей и работать с системами разной величины. Он может быть и автором программ, и социаль­ным аналитиком, и управляющим в агентст­ве. Однако главным образом он будет сосредо­точиваться на непосредственных услугах отдельному человеку, семье или группам. Ра­бота с семьей может вестись также в различ­ных сферах социальной работы, включая здравоохранение, психическое здоровье, бла­госостояние детей, геронтологию, правовую систему, трудовую деятельность и, конечно, семейные агентства.

 

Что такое семья?

Определение семьи имеет большое значе­ние для политики, социальных программ и практики социальной работы. Большинство людей имеет по крайней мере две семьи — семью "здесь-и-теперь", в которой человек живет в данный момент, и семью, из которой он произошел. Определение семьи "здесь-н теперь" стало проблемой, которая более других расколола Конференцию по проблемам семьи в Белом доме (1980). Если, как это сегодня и делается, считать семьей лишь супружескую пару вместе с детьми, то политика, программы и практическая деятельность, направленные на поддержку таким семьям, будут поддерживать этот образ семьи и ограничивать возможность выбора. Если, с другой стороны, придерживаться широкого опреде­ления семьи, то политика, программы и практическая деятельность не смогут защитить и поддерживать определенные, интимные формы жизни, которые сами люди называют семьей.

Хотя широкое определение ставит сложные концептуальные и политические вопросы, мы считаем, что работа с семьей должна быть основана на таком всеобъемлющем, идущем от самих людей, или феноменологическом, определении семьи и должна в этом контексте учитывать и узкое определение. Будем считать, что семья существует, если два (или несколько) человека создали для себя теплую интимную среду существования, которую они рассматривают как семью, окружение, с которым они обычно разделяют общее жизненное пространство, обязанности, разнообразные роли и функции — все, что принято считать частью семейной жизни.

Семья второго типа есть у всех людей. Эта семья психологически важна, независимо от того, поддерживаются ли в ней близкие связи. Из такой семьи человек происходит. Члены семьи связаны кровным (или близким к кровному) родством, как вертикальным (родством поколений), так и горизонтальным; такая семья объединяет всех родственников: живых и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных. Мы говорим "близкое к кровному (родство)" потому, что разные семьи и этнические группы устанавливают границы семьи по-своему. Иногда оказывается, что че­ловек происходит более чем из одной семьи, например в случаях усыновления или повтор­ного брака родителей. В настоящее время структура семьи изменилась и стала более сложной: это распространяется на родствен­ные связи и связи между поколениями.

 

Исторический контекст.

Работа с семьей в практике социальной деятельности явилась результатом объединения двух исторически сложившихся тенден­ций: 1) продолжительных неоднозначных отношений между социальной работой и семьей и 2) междисциплинарного движения за помощь семьям. Для того чтобы осознать сложность, многоаспектность и значимость работы с семьей в современной социальной работе, полезно рассмотреть эту работу в контексте ее исторического развития.

Непосредственная деятельность, касаю­щаяся семьи или решения ее конкретных проблем, началась на базе обществ милосер­дии, позже названных ассоциациями помощи семьям. Мэри Ричмонд определяла семью как единицу, требующую постоянного внимания. В ее монументальном труде, ставшем первым важным исследованием по решению конкретных человеческих проблем в социальной работе, — в книге "Социальный диагноз" (1917) семья характеризовалась семью как единица, которую следует поддерживать и укреплять. "Семья как таковая, — писала она, — продолжает оставаться основным институтом, вокруг которого вращаются наши судьбы". Позднее (1930) Ричмонд предупреждала, что все положительные результаты, достигнутые в работе с отдельными клиента­ми, могут пойти насмарку, если социальные работники не будут принимать во внимание семью.

Первый профессиональный журнал назывался "Семья" (сейчас: "Социальная работа: решение конкретных проблем"). Социальные работники, как эксперты по социальному окружению, приглашались в психиатрические клиники, службы здоровья, школы, вовлекались в движения по оказанию помощи детям, для работы с семьей клиента как главным элементом социального окружения каждого человека. Историки движения за помощь семье обычно не признают, что социальная работа была с самого начала нацелена на семью. Они рассуждают, например, о том, кто первым взглянул на всех членов семьи вместе, и при этом не замечают, что еще за 50 лет до этого "первого" социальные работники постоянно встречались с семьями в их домах, чтобы помочь им решать социальные и эмоциональные проблемы.

Если это так, тогда почему этот подход был утрачен и не использовался вплоть до 60-х годов? "Социальный диагноз" был опубликован в 1917 г., на заре движения за психическую гигиену — движения, которое ввело в социальную работу понятия психиатрии и со временем психоанализа и сделало труд Ричмонд устаревшим еще до того, как успели высохнуть чернила. Движение за психическую гигиену перенесло акцент в диагнозе и лечении с социального на психологическое. В центре внимания оказался индивид (Э. Саутхард, 1919). Мэри Джаррет, основательница колледжа для социальных работников, сказа­ла (1920): "Адаптация отдельного человека к окружению в конечном счете зависит от его психического склада".

Э. Саутхард, М. Джаррет и так называе­мая психиатрическая волна оказались тогда победителями. В последующие 40 лет семье практически не уделялось внимания. Даже в агентствах, занимающихся проблемами се­мей, где основной задачей оставался рост ее благосостояния и благополучия, главная цель достигалась с помощью работы с отдельными членами семьи (Ф. Шерц, 1954). Членов се­мей перестали рассматривать как единое це­лое из-за психоаналитического интереса к от­ношениям между социальным работником (психоаналитиком) и клиентом и возможно­сти использования этих отношений в лече­нии. Так, например, в такой области социаль­ной деятельности, как работа с детьми, родители привлекались лишь для того, чтобы дать некоторые сведения о ребенке. Так "за­щищались" отношения между ребенком и со­циальным работником.

Помимо сильного влияния психологиче­ских теорий, существовали и другие факто­ры, заслонявшие интерес к семье. Прежде всего, семья, как потенциальный объект вни­мания, затерялась в исторически сложив­шемся противоборстве между "внутренним" и "внешним" подходами; в колебаниях маятни­ка приоритетов в отношении к семьям как психологическим или социальным системам; в трактовках и подходах к изменению. Семья как бы попала на стык психотерапии и соци­альной терапии.

Далее, традиционная организация прак­тической работы не оставила места для семьи. Социальные работники, занимающиеся кон­кретными проблемами отдельного человека, рассматривали семью как маленькую первич­ную группу, тогда как социальные служащие, работающие с группами, считали семью предметом заботы социальных работников, решающих отдельные проблемы. Наконец, историческое развитие работы с семьей как отдельной практической области могло при­вести к свертыванию работы с семьей в других областях, поскольку предполагалось, что зна­ния и опыт в вопросах жизни семьи следует концентрировать лишь в нескольких опреде­ленных агентствах и не делать их неотъемле­мой частью работы всех агентств. Совет по образованию и Национальная ассоциация социальных работников (1979) установили, что семья, дети и первичные группы являются сферой социальной работы. Однако семья может рассматриваться также как одна из цен­тральных проблем таких сфер, как охрана физического и психического здоровья, обра­зование, правосудие и занятость.

Идеологические, организационные и концептуальные характеристики цеха соци­альных работников препятствовали дальней­шему развитию работы с семьей. В 60-е и 70-е годы, вместо того чтобы развивать знания и навыки работы в своей собственной профес­сии и продолжать свою давнюю традицию интереса к семье, социальные работники об­ратились к движению за семейную терапию и к лидерам в других областях, с тем чтобы получить знания о семье и о способах реше­ния ее проблем.

Однако их багаж, ценности и ориентация на рассмотрение человека в конкретной ситу­ации сделали их способными и трудолюбивы­ми учениками. В настоящее время социаль­ные работники составляют большинство образованных и опытных специалистов по проблемам семьи и занимают лидирующие позиции в этом междисциплинарном движе­нии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.