Александр Михайлович Новиков
ОСНОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ
Научный редактор Т.В. Новикова
Технический редактор А.А.Чугунов
Корректор Е.В. Фаррахова
Сайт автора в Интернете: www.anovikov.ru
электронная библиотека – бесплатный доступ – ранее
опубликованные книги, статьи, анекдоты от академика
Подписано в печать ……. Формат 60х90/16.
Печать офсетная. Бумага офсетная.
Гарнитура «Таймс» Усл. печ. л. …. Уч.-изд. л. ….
Тираж 1000 экз. Заказ № …...
Лицензия ЛП № 070711 от 17.01.1997.
Издательство «Эгвес».
103064, Москва, ул. Верхняя Красносельская, 22.
Тел.: (095) 245-50-32
Отпечатано с готовых диапозитивов в ДПК
М.О., г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 4, стр. 1
[1] Обратим внимание, что в этом определении методы выступают не как методы научного исследования, а как методы науки, к которым относятся: анализ систем знаний, методы построения теорий (в педагогике – индуктивно-дедуктивный метод) и т.д. [35].
[2]Здесь и далее знак «/» означает и, или.
[3] Именно как развитие жизненного опыта человека. Это – педагогическое трактование образования. Термин «образование» может трактоваться и в других смыслах: образование как система народного образования страны, региона и т.д., как отрасль хозяйства, как ценность и т.д.
[4] В Законе РФ об образовании, начало: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней ...».
[5] В современной педагогике сложилось два основных подхода к определению самых общих целей воспитания (в широком смысле) и обучения:
- культурологический подход (работы дидактов: М.Н. Скаткина, И.Я, Лернера, В.В. Краевского, В.И. Загвязинского и др.), в котором наиболее общей целью обучения и воспитания считается овладение обучающимися, воспитуемыми основами человеческой культуры;
- социальный подход (работы, в первую очередь, специалистов по теории воспитания: А.В. Мудрика, В.А. Сластенина и др.), в котором наиболее общей целью обучения и воспитания считается социализация личности, т.е. ее включение в социальную систему.
По нашему мнению, социализация и овладение основами человеческой культуры – это не одно и то же. Во-первых, человек малообразованный, малокультурный вполне может быть включен в социальную систему – таких примеров сколько угодно. Во-вторых, овладение основами культуры невозможно без социализации – без социализации человеческий индивид вообще не может стать человеком в полном смысле слова. Таким образом, овладение основами культуры и социализация относятся к разным законам педагогики: закону наследования культуры и закону социализации.
[6] В данном случае институт рассматривается как общественное установление.
[7] По традиции сложилось в педагогике на первое место ставить образовательное учреждение – школу или детский сад, или вуз и т.д. – в зависимости от профиля того или иного учебника педагогики: «школа обязана…», «школа должна…» и т.п. Но эта традиция имеет вполне обоснованные идеологические корни. Дело в том, что коммунистическое руководство ставило своей целью в кратчайшие сроки сформировать нового человека – нового Адама. Адама – коммуниста. А семья патриархальна, консервативна, поколения отцов и дедов обросли «пережитками капитализма». Поэтому надо взвалить всю ответственность на школу и по возможности изолировать детей от семьи. Вплоть до того, что в начале 60-х гг. прошлого века в СССР, а также на Кубе стали в массовых масштабах создавать школы-интернаты, чтобы изолировать детей от семьи. Естественно, эксперимент с треском провалился.
[8] Как правило, в этих случаях в учебниках педагогики называется школа или профессиональное училище, или колледж, или ВУЗ и т.д. – в зависимости от направленности учебника. Т.е. называется учебное заведение. Но дело в том, что с позиции обучающегося он не «ходит в школу» вообще. Он ходит на уроки в свой класс или в свою группу к вполне конкретным учителям, преподавателям. Он понятия не имеет обо всем педагогическом коллективе школы, ВУЗа. Директора или ректора он видит как правило только на торжественных мероприятиях и т.д.
[9] Здесь и далее по тексту этим символом обозначены малоисследованные или вовсе неисследованные проблемы педагогики.
* Атрибут – наиболее существенное свойство, без которого данное явление «не может ни существовать, ни быть представленным». [63, с 327].
[10] Понятие (категория) «самоотношение» в настоящее время широко используется в психологической литературе (см., например, Интернет). Но в серьезные психологические словари пока еще не попало.
[11] Справедливости ради следует отметить, что сам К. Маркс – основоположник коммунистической идеи здесь не причем. Наоборот, Маркс трактовал коммунизм как возвышение Человека, как преодоление профессионального идиотизма, как соединение умственного и физического труда, как всестороннее развитие личности. Трансформация идеологии была осуществлена позже российскими большевиками.
[12] Вообще удивляет стремительная американизация российской педагогики. По крайней мере, ее терминологии. Так, в последние годы «модным» стало понятие «креативной деятельности» – американцы стали его использовать совсем недавно. А в отечественной педагогике и психологии давным-давно есть понятие «продуктивная деятельность» (см. гл. 3 § 2) – полный аналог. Или «когнитивный» – «познавательный». И так далее. Причем, эти стремления некоторых авторов ввести чужую терминологию вполне понятны до банальности: «в отечественной педагогике ничего нового открыть, создать не могу (не хватает способностей). Давай-ка введу новый термин и создам новую «креативную» или «продуктивную» педагогику (или какую-то другую). По-сути там ничего принципиально нового не будет, но зато защищу докторскую, напишу «новый» учебник и «прославлюсь»».
[13] Многие ученые предсказывают в перспективе развитие нового рабовладельческого общества. Власть захватят и уже захватывают глобальные сети и корпорации, у которых каждый человек будет им подконтролен и выполнять их требования. Появился даже термин «нетократия» (нет – сеть) [2]. Уже сегодня: «корпоративная символика», «корпоративный стиль», «корпоративная этика», «корпоративные вечеринки», «корпоративный отдых» и т.п. – понятия, ставшие уже повсеместными. А еще покупки только в корпоративных магазинах. А за всем этим кроется стремление корпораций держать человека, и не только его, но и его семью «на виду», под контролем. Повсеместно устанавливаются камеры слежения – на улицах, в банках, в магазинах и т.п. Практически каждый человек со всеми его личными данными во всех деталях уже включен в десятки сетевых баз и банков данных (в том числе и у нас, в России). Сегодня Вы можете в Интернете найти о себе такие сведения, о существовании которых Вы даже не подозреваете. «Отрадная» перспективка, уважаемый Читатель – не правда ли? Так что надо ли копировать во всем Запад?!
[14] То, что обычно считается содержанием образования – такие документы как государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа – это только проект содержания. Помимо этих документов содержание образования отражается в учебниках и других пособиях, и затем трансформируется в образовательном процессе под влиянием местных условий, а также трансформируется каждым учителем, преподавателем по своим личностным приоритетам и возможностям.
[15] У уважаемого Читателя вполне естественно возникнет вопрос – а можно ли деятельность по развитию психических процессов выделить в отдельный вид? Может ли развитие происходить отдельно, без обучения? Да, может. Так, например, тренировка внимания: обучающийся сидит за столом. Его просят закрыть глаза. В это время на стол кладут различные предметы и предлагают на 10 секунд глаза открыть, затем опять закрыть и перечислить лежавшие на столе предметы. Обучение отсутствует – никаких новых знаний, умений, навыков, привычек нет. А внимание развивается.
Или, тоже самое, – для тренировки памяти заучивают бессмысленные сочетания букв.
Или еще один пример – обучение скорочтению. Хотя эти методики так и называются – «обучение», на самом деле никакого обучения не происходит. Тренируются зрительная память, объем восприятия, возможно, скорость мыслительных операций и т.д. То есть происходит развитие психических процессов.
[16] Самое общее определение модели: модель – образ некоторой системы [35].
[17]Эти компоненты деятельности соответствуют:
– в случае индивидуальной деятельности такому психологическому понятию, как самоконтроль. Как известно, «самоконтроль – рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий»;
– в случае коллективной деятельности – такому понятию теории управления, как контроль.
Самоконтроль разделяется на текущий и итоговый самоконтроль. Точно так же в случае коллективной деятельности контроль разделяется на оперативное управление и итоговую оценку.
[18] Онтогенез – процесс развития отдельного растения, отдельной особи, индивида от рождения до смерти. Филогенез – исторический процесс развития всей популяции, в т.ч. всего человечества.
[19] В [36] мы, развивая мысль В.И. Загвязинского о двойственной структуре методов научного исследования, разделили их на методы-действия и методы-операции. Такое деление методов, очевидно, целесообразно применить и к методам учебной деятельности.
Как известно, структурными единицами деятельности выступают направленные действия. Действие - единица деятельности, отличительной особенностью которой является наличие конкретной цели. Структурными же единицами действия являются операции, соотнесенные с объективно- предметными условиями достижения цели. Одна и та же цель, соотносимая с действием, может быть достигнута в разных условиях; то или иное действие может быть реализовано разными операциями. Вместе с тем одна и та же операция может входить в разные действия (А.Н. Леонтьев).
Исходя из этого мы выделяем:
- методы - операции;
- методы - действия.
Такой подход не противоречит определениям метода, которые дает Энциклопедический словарь [62]:
- во-первых, метод как способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи;
- во-вторых, метод как совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
[20] Тренировка отличается от упражнения как метода обучения тем, что если упражнение применяется для приобретения навыков и умений, то тренировка рассматривается как более продолжительный процесс. Не только приобретение, но и дальнейшее поддержание и совершенствование.
[21]Переводя на современный «модный» язык: «знать» и «компетенцировать» - опять же юмор по поводу заимствования иностранных терминов.
[22] Как известно, образовательная программа– совокупность учебно-методической документации, включающая в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
[23] В общем случае речь должна идти об образовательной задаче, И, соответственно делении образовательных задач на воспитательные задачи, учебные задачи, задачи по развитию (пс.-п.) – развитию психических процессов обучающегося. Но, поскольку здесь мы говорим о декомпозиции содержания обучения (к сожалению, и только), то говорим об учебной задаче.
[24] Следует отметить, что в научной школе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова под учебной задачей понимается нечто другое – только формирование у обучающихся обобщенных способов действия (см., например, [9]). Все остальное называется «учебными ситуациями».
[25] Педагог как правило работает либо с одним обучающимся, либо с группой постоянного состава (школьным классом, учебной группой в ПУ, в ВУЗе и т.п.). Т.е. состав и структура педагогической системы в данном случае, как правило, постоянны.
[26] Естественно, кроме таких массовых форм занятий как, например, лекция, которая читается целому потоку.
[27] Понятие технологической подготовки также пришло из сферы производства, когда новая конструкция машины, станка и т.д. готовится к запуску в производство – разрабатываются технологические маршруты, карты и другая технологическая документация, изготавливаются штампы, шаблоны, другая технологическая оснастка производства и т.п.
[28] Слово «гарантированно» здесь взято в кавычки неспроста. Если какая-либо фирма выпускает чулки, зажигалки, автомобили и т.п., то соблюдение предписанных технологий может дать гарантированный результат. В сельском хозяйстве результат гарантировать уже невозможно – он в существенной мере зависит от погодных условий. Если же мы говорим о педагогике, то здесь слишком вариативны ситуации, слишком подвижны условия деятельности педагога, слишком велики индивидуальные особенности обучающихся, чтобы говорить об однозначном результате.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|