О ПОСТРОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях содержание образования, начиная с общеобразовательной школы и далее, проектируется[14] только в терминах «знать» и «уметь». Если посмотреть на рис. 20А, то увидим довольно однобокую картину. Приоритет отдан знаниям. Причем, в основном, общественным знаниям (индивидуальное знание в документах не отражается), и, в первую очередь, научным знаниям. Умения (компетенции) представляются куда скромнее. Правда, в последнее время в связи с компетентностным подходом им стало уделяться гораздо больше внимания, однако, как мы увидим в дальнейшем (см. гл.3, §3, п. 3.2), реализация компетентностного подхода крайне затруднена по другим причинам. Навыками занимается только начальная школа – чтение, письмо, счет – а также отдельные навыки развиваются в процессе трудового обучения (образовательная область «технология»). Отражается также в современном построении образования художественное воспитание в соответствующих школьных предметах (причем, именно художественное, а не эстетическое в полном значении) и физическое воспитание – курс «физическая культура». Вот и все. Конечно, обучение воспитывает. Обучение развивает. Кто спорит. Но насколько воспитывает и что именно воспитывает? Насколько развивает и что именно развивает? Ведь, допустим, развивающее обучение по концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова направлено лишь на развитие теоретического мышления обучающихся. В целом же получается довольно скудная картина, если посмотреть на весь объем оснований содержания образования (см. рис. 22А). Вот итог знаниевой парадигмы! Итог трехсотлетнего функционирования массовой школы индустриального общества и научного типа организационной культуры (см. гл. 3, § 2, п. 2.1).
Уважаемый читатель, естественно, спросит – а может ли быть по-другому?! А давайте зададимся встречным вопросом – а кто-нибудь пробовал? За 300 лет, насколько известно, вроде бы никто. За это время «знаниевая парадигма» настолько проросла корнями, что о чем-то другом и не помышляют.
Между тем, обратим внимание, что содержание образования (развития жизненного опыта) младенца, дошкольника, не отягощенного «знаниевой парадигмой» – она на эти возрасты, слава Богу, не успела распространиться – проектируется, программируется во всех ипостасях – и воспитание, и обучение, и развитие. Есть и нормативы – когда ребенок должен научиться ходить, говорить, когда проявляются первые чувства и какие, когда проявляется тот или иной вид мышления, как их развивать и т.д. и т. п. Так что попробовать распространить такие подходы на все возрасты стоило бы! И в этом случае картина построения содержания образования в идеале выглядела бы как на рис. 22Б. [?????]
Рис. 22. Построение содержания образования
Еще один небезынтересный вопрос. В учебниках педагогики, методики, в пособиях по воспитанию пишется о формировании знаний, умений, о нравственном, эстетическом воспитании и так далее. А сами обучающиеся, которых учат, воспитывают, развивают – знают ли они – что такое умение, навык? Что такое деятельность? В том числе образовательная деятельность? Что такое цели деятельности и действий? Какие бывают формы, методы и средства деятельности? Какие бывают мышление, память? Какие они у них сейчас и какими их надо развивать? По каким направлениям их воспитывают? И что именно у них воспитывают? Если они этого не знают (а это чаще всего так), то деятельность педагогов не совсем этична – обучающийся тогда как бы уподобляется лошади, которую направляют для нее неизвестно куда. [?????]
Представляет интерес попытка автора вместе с Д.А. Новиковым построить учебный курс для школьников и студентов «Методология» как учение об организации деятельности [35].
Итак, в данной главе категорию культуры мы рассмотрели как основание содержания образования. Следующим основанием – основанием образовательного процесса будет категория «деятельность».
Глава 3. Деятельность как основание образовательного процесса
В Деянии начало бытия!
И. В. Гете. Фауст
В предыдущей главе мы рассмотрели цель образования человека как освоение человеческой культуры, а основания содержания образования как структуру ее компонентов. Теперь мы переходим к основаниям процесса образования. Процесс связан с формами, средствами, методами, этапами и т.д. А обобщающей категорией всех этих форм, средств и т.д. является категория деятельности.
Поскольку нам будет необходимо подробно рассмотреть и деятельность обучающегося и деятельность педагога, необходимо предварительно дать четкие определения связанных с ними понятий.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Процессом образования назовем совокупную деятельность как обучающегося, так и педагога (рис.23.).
Образование как развитие жизненного опыта человека (обучающегося) – воспитание, обучение, развитие – осуществляется в процессе особого вида человеческой деятельности - образовательной деятельности.Процесс осуществления образовательной деятельности обучающимся назовем образовательным процессом.
Образовательная деятельность включает в себя (рис. 25.):
- деятельность обучающегося по воспитанию – воспитательная деятельность;
- деятельность обучающегося по обучению – учебная деятельность;
- деятельность обучающегося по развитию психических процессов – деятельность по развитию[15].
Образовательная деятельность обучающегося, образовательный процесс могут осуществляться в двух формах организации:
- как самостоятельное развитие жизненного опыта – самообразование.В том числе самовоспитание, самоучение, саморазвитие;
-в совместной деятельности с педагогом под его руководством (рис. 24).
Процесс осуществления совместной деятельности обучающегося (обучающихся) и педагога (педагогов) назовем педагогическим процессом(рис. 24).
Педагогическая деятельность –деятельностьпедагога по управлению образовательной деятельностью обучающегося (обучающихся). Если педагогическую деятельность рассматривать в логике педагогического проекта (см. гл.3, § 4, п.4.2), то процесс совместной деятельности педагога и обучающегося, т.е. педагогический процесс с позиции педагога будет приходиться на технологическую фазу проекта. А фаза проектирования педагогических систем и рефлексивная фаза педагогического проекта («что получилось?») будут относиться к самостоятельной деятельности педагога (рис. 24).
Педагогическая деятельность включает в себя (рис. 25):
- деятельность по управлению процессом воспитания обучающегося (обучающихся) – воспитывающая деятельность;
- деятельность по управлению процессом обучения обучающегося (обучающихся) – преподавание (синоним – обучающая деятельность);
- деятельность по управлению процессом развития (пс.-п.) обучающегося (обучающихся) – развивающая деятельность.
интрига
Следует иметь в виду, что образовательная деятельность обучающегося – основная. Ведь образование складывается в голове обучающегося. И только там. А педагогическая деятельность педагога – вспомогательная: управляющая, обеспечивающая. Другое дело, что ошибки управления обходятся как правило значительно дороже, чем ошибки в базовом процессе.
|
Теперь, определив основные понятия, перейдем непосредственно к рассмотрению деятельности.
Рис. 23.Образовательная деятельность обучающегося и педагогическая деятельность педагога
Рис. 24. Педагогический процесс как совместная деятельность педагога и обучающегося
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|