Рефлексивная фаза образовательного проекта
Любые проекты, в том числе образовательные, на любом уровне их иерархии завершаются рефлексивной фазой (рис. 29) - «обращением назад»: осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:
- объекта продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка) результатов проекта;
- субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия (рис. 36).
Итоговая оценка. Как известно, в теории систем, в системном анализе оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям. Но, на сегодняшний день, как уже говорилось, критерии держит в своей голове и в своих руках педагог, оценивает он же (или, к примеру, экзаменационная комиссия) – но не обучающийся.
Далее, оценка выставляется чаще всего формально: «Садись, Иванов, – «3». А почему «3»? Это чаще всего не объясняется.
А ведь для обучающегося не менее важно, чем решить очередную, пусть самую маленькую, простенькую учебную задачу, ответить на длинную череду вопросов:
- достигнута ли цель проекта? Если нет, то почему? И какова тогда степень частичного достижения цели? Если результаты превзошли поставленную цель – то опять же – почему? И в какой степени?
- удалось ли реализовать все задачи, составляющие в совокупности поставленную цель? Какие задачи оказались нерешенными? Почему?
- как были переструктурированы задачи в процессе осуществления проекта для достижения поставленной цели? Какой опыт переструктурирования задач можно использовать в дальнейшем?
- какова дальнейшая «судьба» результатов? Подлежат ли они совершенствованию? В чем? Замене?
- и так далее.
Рис. 36. Структура рефлексивной фазы проекта
Ведь научить обучающегося каждый раз ставить эти вопросы и отвечать на них не менее важно, чем усвоить очередную теорему, химическую формулу, литературное произведение и т.п.
Для педагогики проблема самооценки деятельности обучающегося - это пока что tabula rasa («чистая доска») [?????]. Десятилетиями развивались формы и методы контроля и оценки со стороны педагога. А вопрос – как научить обучающегося самооценке своей образовательной деятельности остается совершенно открытым. Нет руководств для учителей, преподавателей. Нет соответствующего методического аппарата в учебниках и другой учебной литературе. А ведь это важнейшая сторона учебного процесса. Если не самая важная. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самооценка своей образовательной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Так что проблема требует решения.
Но это касается только школьной, ВУЗовской педагогики, педагогики начального, среднего профессионального образования. В то же время в педагогике образования взрослых, в частности во внутрифирменном обучении персонала, в бизнес-педагогике накоплен богатейший опыт по самооценке, где она является обязательной составляющей любого хорошего тренинга:
- в бизнес-тренингах – самооценка своей профессиональной деятельности и профессиональных умений;
- в тренингах личностного роста – самооценка личностных убеждений, установок, ценностей, целей, привычек и т.д.
Обратимся теперь к другому важнейшему понятию – рефлексии. Важнейшим компонентом в структуре образовательной деятельности является рефлексия как познание и анализ человеком явлений собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия как бы «со стороны»).
Различают два вида рефлексии:
- рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности - авторефлексия;
- рефлексия как понимание смысла межличностного общения – рефлексия второго рода (рис. 36).
Естественно, для проведения рефлексивного анализа от обучающегося требуется целый комплекс умений (компетенций):
- умение осуществлять контроль своих действий – как умственных, так и практических;
- контролировать логику развертывания своей мысли (суждения);
- определять последовательность и иерархию этапов деятельности, опираясь на рефлексию над опытом своей прошлой деятельности через поиск ее оснований, причин, смысла;
- умение видеть в известном – неизвестное, в очевидном – неочевидное, в привычном – непривычное, т.е. умение видеть противоречие, которое только и является причиной движения мысли;
- умение осуществлять диалектический подход к анализу ситуации, встать на позиции разных «наблюдателей»;
- преобразовывать объяснения наблюдаемого или анализируемого явления в зависимости от цели и условий.
Рефлексивные процессы должны постоянно пронизывать всю деятельность обучающегося. А для этого рефлексивные умения (компетенции) необходимо у него целенаправленно формировать. Причем, для учебного процесса ведущую роль играет рефлексия первого рода – авторефлексия. В воспитательном же отношении у обучающегося необходимо формировать умение рефлексии второго рода – рефлексии межличностных отношений.
Таким образом, целенаправленное формирование у обучающегося рефлексивных умений является еще одной актуальной проблемой педагогики. [?????]
Итак, мы завершили рассмотрение образовательной деятельности обучающегося и выяснили, что это практически вовсе неизученная область как для педагогики, так и для педагогической психологии. Необходим большой комплекс исследований. [?????]
Теперь мы перейдем к анализу деятельности другого субъекта процесса образования – педагога, анализу его педагогической деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|