Методы образовательной деятельности
Переходя к разговору о методах образовательной деятельности обучающегося, необходимо в первую очередь отметить, что в психолого-педагогической литературе об этих методах говорится крайне редко и скупо. А во многих учебниках педагогики и педагогической психологии методы учения – учебной деятельности обучающегося, методы воспитательной деятельности обучающегося вообще не упоминаются – речь в них идет только о методах воспитывающей деятельности педагога и методах обучающей деятельности педагога, по традиционной педагогической терминологии – методах преподавания и воспитания. То есть деятельность обучающегося вообще не рассматривается. Показательно, что в обоих изданиях педагогических энциклопедий: в Педагогической энциклопедии 60-х гг. и в Российской педагогической энциклопедии 90-х гг. нет даже статей под названием учение (как учебной деятельности учащегося) [52, 58]. Не говоря уже, тем более, о деятельности «воспитуемого»!
Вот уж наследие тоталитарного режима! Начальник (в нашем случае учитель, педагог) распоряжается - кто что должен исполнять, а все остальные (в нашем случае «обучаемые», «воспитуемые») – винтики тоталитарной машины - должны беспрекословно исполнять (или делать вид, что исполняют). А что чувствует этот «винтик», что его волнует, что он хочет сам – педагогов не интересует – в том числе и авторов учебников педагогики.
Методы образовательной деятельности обучающегося нам необходимо будет рассмотреть по отдельности: методы воспитательной деятельности обучающегося, методы его учебной деятельности, методы его деятельности по развитию психических процессов. Дело в том, что методы учебной деятельности нами были выстроены ранее в книге «Методология учебной деятельности» [37]. Это было относительно несложно, поскольку был аналог – система методов научно-исследовательской деятельности [35]. Не удивительно. В деятельности ученого и учебной деятельности обучающегося много общего: ученик – учение – ученый. В основе и той и другой деятельности лежит познание.
А вот методы воспитательной деятельности обучающегося необходимо строить с нуля.
Методы воспитательной деятельности обучающегося. Если задуматься – в каких понятиях строить методы воспитательной деятельности, то станет понятно, что в понятиях действий. Метод – синоним способ. Способ чего? Естественно, способ действия. Какого рода действия обучающегося могут быть направлены на его воспитание? Наверное, действия типа: побуждение, поступок, оценка, подражание, самооценка, раскаяние и т.п.
Действия принято делить на теоретические и практические или эмпирические (эмпирия – опыт.). Основание – разделение деятельности в целом на теоретическую и практическую [55]:
- теоретическая деятельностьимеет целью нахождение и обоснование в процессе мысленного эксперимента способов деятельности практической;
- деятельность практическаяимеет целью сознательное изменение элементов мира.
Соответственно, методы воспитательной деятельности обучающегося мы поделили на методы теоретические и практические (рис. 32). В свою очередь, теоретические методы, поскольку воспитательная деятельность неразрывно связана с волевыми и эмоциональными компонентами, условно разделены на собственно интеллектуальные, интеллектуально-эмоциональные и интеллектуально-волевые методы (рис. 32). Суть этих методов понятна из названий. Одно только пояснение: метод упражнения в деятельности - термин взят из переводной педагогической литературы. Под упражнениями в деятельности понимается осуществление обучающимся относительно крупных акций: пойти в туристический поход, собрать радиоприемник или компьютер, поработать в каникулы на стройке и т.д.
В целом предложенный нами комплекс методов воспитательной деятельности обучающегося вовсе не претендует ни на полноту, ни на непротиворечивость. Это только первая прикидка. А сама система методов требует детальных исследований. [?????]
Рис. 32 Методы воспитательной деятельности обучающегося
Методы учебной деятельности обучающегося.Как уже было сказано выше, методы учебной деятельности обучающегося близки к методам научно-исследовательской деятельности ученого. Для рассмотрения методов учебной деятельности используются следующие классификации:
- деление методов на теоретические методы и эмпирические методы;
- деление методов на методы-операции и методы-действия[19].
Вся система методов учебной деятельности обучающегося представлена на рис. 33. Подробно эти методы описаны в [35, 37].
Но при этом возникает вопрос – а где же эмпирические методы-действия учения(рис. 32)? В научной деятельности эмпирические методы-действия – это, например, мониторинг, научный эксперимент и т.п. Аналогии с учебной деятельностью не проведешь.
Эмпирические методы-действия учения – это, очевидно, учебные технологии как системы условий, форм, методов, средств для достижения целей учения (см. §4 данной гл., п. 4.2). Ведь каждый человек, начиная с ребенка, учится по-своему, со своими специфическими особенностями, со своей автодидактикой. Но, если по проблемам педагогических технологий на сегодня мы имеем тысячи публикаций, то, к сожалению, проблема учебных технологий вообще никак не исследовалась.[?????]
Методы развития (психических процессов обучающегося). Развитие психических процессов обучающегося происходит либо попутно в процессе воспитания и обучения, либо целенаправленно. В первом случае развитие психических процессов осуществляется через методы воспитания и обучения. Во втором случае – при целенаправленном развитии памяти, внимания, эмоций и т.д., пожалуй, единственным методом является тренировка[20].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|