Понятие о проекте как цикле продуктивной деятельности
В современных формах организации деятельности ключевым становится понятие «проект». Рассмотрим его, поскольку и образовательная деятельность обучающегося, и педагогическая деятельность педагога строится в современных условиях в логике проектов: образовательных у обучающегося, педагогических – у педагога.
Традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, в строительстве и т.д. – это совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия (см., например, [62]). На смену ему пришло современное более широкое понимание проекта как завершенного цикла продуктивной деятельности: отдельного человека, коллектива, организации, учебного заведения, предприятия. Понятия: проектирование, конструирование, моделирование, технология и т.д. первоначально сформировались в сфере техники и индустрии. Впоследствии они были распространены в связи с развитием кибернетики на ряд других сфер – теорию управления, системный анализ и т.д. А потом они распространились повсеместно, в том числе пришли и в сферу образования.
Естественно, те виды деятельности, которые нас интересуют, относятся к продуктивным видам деятельности – и образовательная деятельность обучающегося, и педагогическая деятельность профессионального педагога.
Почему цикла? Да потому, что человеческая деятельность как правило циклична. Ведь ученик, студент, решив одну учебную задачу (а это тоже проект, пусть даже минипроект, но он строится в логике проекта), приступает к следующей задаче. Или учитель, преподаватель, подготовив и проведя очередное учебное занятие (а это проект в современном его понимании), приступает к подготовке к следующему.
«Проект– это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [6].
Включение в определение отдельной системы указывает не только на целостность проекта, но и подчеркивает единственность проекта, его неповторимость и признаки новизны.
Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный циклпроекта. Жизненный цикл принято разделять на фазы, фазы на стадии, стадии на этапы(см. [35]) - рис. 28, 29.
Итак, фаза проектирования включает следующие стадии:
1. Концептуальная. Состоит из этапов:
· выявление противоречия;
· формулирование проблемы;
· определение проблематики;
· определение цели;
· выбор критериев.
2. Моделирования. Состоит из этапов:
· построение моделей;
· оптимизация моделей;
· выбор модели (принятие решения).
3. Конструирования системы. Состоит из этапов:
· декомпозиция;
· агрегирование;
· исследование условий;
· построение программы.
4. Технологической подготовки.
Рассмотрим теперь содержание действий по стадиям и этапам.
Концептуальная стадия проектирования. Проектирование на концептуальной стадии начинается с этапа выявления противоречия: что мешает достичь высоких результатов? Детальный анализ наличной ситуации позволяет, как правило, выявить целый клубок, комплекс противоречий. Среди них надо выделить основное, главное звено. Оно и составляет проблемную
Рис.29. Временнáя структура проекта.
ситуацию, т.е. такую ситуацию, когда неудовлетворительное состояние дел уже осознано, но пока неясно, что следует сделать для его изменения.
После выявления проблемной ситуации начинается формулирование проблемы. Чтобы исходя из проблемной ситуации сформулировать проблему, нужна ведущая идея (или ряд ведущих идей). Проблемная ситуация, оплодотворенная идеей, становится проблемой. Проблема выступает как антипод будущей цели.
Определение проблематики.Педагогический работник или педагогический коллектив в социальных системах, какими являются, в частности, образовательные учреждения, совершая какие-либо новые более или менее крупные шаги, неизбежно затрагивает интересы других людей и организаций. Поэтому выделяется следующий этап: определения проблематики. Проблематика в системном анализе определяется как сплетение, комплекс проблем, которые неразрывно связаны с проблемой, подлежащей разрешению.
Для определения проблематики необходимо охватить весь круг участников:
1. Участников, принимающих решения (руководителей образовательного учреждения, работников органов управления образованием и т.д.).
2. Активных участников, чьи действия (содействия) потребуются при решении проблемы.
3. Пассивных по отношению к решаемой проблеме участников, на ком скажутся (положительным или отрицательным образом) последствия решения проблемы.
4. Участников с возможным негативным отношением к решению проблемы, которые могут предпринять враждебные действия.
Построение проблематики и состоит в определении того, какие изменения и почему хочет (или не хочет) внести каждый из участников.
Определение цели. Следующий этап концептуальной стадии проектирования – на основе сформулированной проблемы и установленной проблематики определяется цель проектирования системы. На данном важнейшем этапе определяется, что надо сделать для снятия проблемы – все последующие стадии и этапы проектирования будут определять – как это сделать.
При формулировании проблемы определяется, что является неудовлетворительным. Это относительно просто – ведь то, что нам не нравится, существует. Когда же мы переходим к цели, то пытаемся определить, что же нам хочется. При этом как бы указывается направление, в котором следует «уходить» от существующего и нас не устраивающего положения дел. Но таких возможных направлений много. А выбрать надо одно – правильное, рациональное. Если цели, как правило, задаются на качественном уровне, то в некотором смысле замещением их на количественном уровне являются критерии. Поэтому следующим этапом концептуальной стадии проектирования является выбор критериев.
Выбор критериев. Одним из наиболее острых и сложных вопросов является выбор критериев. От критериев требуется возможно большее соответствие целям. Критерии должны быть выражены в тех или иных шкалах измерения [53].
Определением цели и критериев завершается первая, концептуальная стадия проектирования образовательных систем. Формой документа, где отражаются цели и критерии (если он необходим) является техническое задание.
Моделирование систем.Следующей стадией фазы проектирования, в том числе, педагогической, образовательной системы становится ее моделирование.
Модель выступает как образ будущей системы. Модели проектируемых педагогических систем, так же, как и сами системы, могут быть, естественно, на разных уровнях иерархии. Можно говорить, к примеру, о модели урока; о модели образовательного учреждения и т.д.[16]
Модели являются способом представления как бы образцово правильных действий и их результатов, то есть являются рабочим представлением, образом будущей системы. Таким образом, модели носят нормативный характер для дальнейшей деятельности, играют роль стандарта, образца, под который «подгоняется» в дальнейшем как сама деятельность, так и ее результаты. Примерами моделей могут быть планы и программы действий, уставы организаций, кодексы законов, рабочие чертежи, экзаменационные требования и т.д. В образовательной деятельности обучающегося, также как и в научной деятельности ученого в качестве познавательной модели может выступать гипотеза как предположительное знание.
Стадия моделирования включает в себя этапы: построения моделей; оптимизации моделей; выбора модели (принятия решения).
Построение моделей.Модели могут представляться в самых разнообразных формах. Так, обучающийся может строить в уме модель возможного решения очередной задачи. Профессор может составить конспект лекции, а все ее содержание удерживать «в голове». Детальное текстовое описание модели – что мы хотим получить – называется сценарием. Могут быть материальные модели – макеты, действующие модели и т.п.
Следующий этап стадии моделирования – оптимизация моделей.
Оптимизация моделей. Оптимизация заключается в том, чтобы среди множества возможных альтернативных вариантов моделей проектируемой системы найти наилучший в заданных условиях, т.е. оптимальный вариант. В этой фразе важное значение имеет каждое слово. Говоря «наилучшие», мы предполагаем, что у нас имеется критерий (или ряд критериев) сравнения вариантов. При этом важно учесть имеющиеся условия, ограничения, так как их изменение может привести к тому, что при одном и том же критерии наилучшими окажутся другие варианты.
Выбор модели (принятие решения). Выбор одной-единственной модели для дальнейшей реализации является последним и наиболее ответственным этапом стадии моделирования, его завершением. Рано или поздно наступает момент, когда дальнейшие действия могут быть различными, приводящими к разным результатам, а реализовать можно только одно. Причем вернуться к исходной ситуации, как правило, уже невозможно.
По принятии решения о выборе модели завершается стадия моделирования системы. Далее следует стадия ее конструирования.
Конструирование систем.Следующей стадией проектирования педагогических (образовательных) систем является стадия конструирования, которая заключается в определении конкретных способов и средств реализации выбранной модели в рамках имеющихся условий.
Если проводить аналогию с техникой, то этот этап при создании, например, автомобиля, самолета и т.д. будет заключаться в том, что на основе созданной концептуальной модели проекта начинается конструирование конкретных узлов и механизмов будущей машины, увязанных, согласованных между собой и в совокупности своей позволяющих в дальнейшем реализовать «в металле» концептуальную модель.
Процесс конструирования включает в себя этапы: декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения программы.
Декомпозиция. Декомпозиция – это процесс разделения общей цели проектируемой системы на отдельные подцели-задачи в соответствии с выбранной моделью.
Декомпозиция в иерархических системах предусматривает разделение общей цели на подцели (задачи), те, в свою очередь, разделяются на подзадачи и т.д. Декомпозиция позволяет расчленить всю работу по реализации модели на пакет детальных работ, что позволяет решать вопросы их рациональной организации, мониторинга, контроля и т.д.
Агрегирование. Процесс, в определенном смысле противоположный декомпозиции – это агрегирование, композиция (дословно – соединение частей в целое). Для пояснения его сути приведем такой пример. Допустим, мы задумали создать самый современный автомобиль. Для этого возьмем самую лучшую и современную конструкцию инжектора, самую лучшую систему зажигания, самую лучшую коробку передач и т.д. А в результате не то что самого современного, а даже просто автомобиля не получим – эти части, пусть самые лучшие и современные, не взаимосвязаны между собой. Таким образом, агрегирование – это процесс согласования отдельных задач реализации проекта между собой.
Когда определена и выстроена вся взаимосвязанная совокупность задач реализации проекта, начинается следующий этап конструирования системы – исследование условий.
Исследование условий реализации модели. Естественно, любая модель системы, в том числе педагогической, образовательной может быть реализована в практике лишь при наличии определенных условий (ресурсных возможностей). Естественно, необходим детальный анализ по каждой задаче (по всей системе задач) и по каждой группе условий: какие конкретные условия имеются для решения каждой конкретной задачи, какие условия необходимо выполнить, создать дополнительно.
Наконец, когда выстроена вся система задач реализации системы и исследованы условия ее реализации, приступают к последнему этапу конструирования педагогической (образовательной) системы – этапу построения программы реализации.
Построение программы. Программа реализации модели системы на практике – это конкретный план действий по реализации модели в определенных условиях и в установленные (определенные) сроки. Разработкой детального плана-графика работ по реализации завершается стадия конструирования системы.
Стадия технологической подготовки.Последняя стадия фазы проектирования систем, в том числе образовательных, педагогических – стадия технологической подготовки процесса реализации спроектированной системы в практике. Она заключается в подготовке рабочих материалов, необходимых для реализации спроектированной системы: учебно-программной документации, методических разработок, программного обеспечения и т.д.
Таким образом, мы рассмотрели всю последовательность проектирования педагогических, образовательных систем во всей ее полноте. Естественно, в простых случаях вовсе необязательно выполнять весь этот набор процедур. Если, к примеру, преподаватель проектирует очередное занятие, то, конечно же, большинство стадий и этапов процесса проектирования будет пропущено, свернуто, или будет осуществляться на интуитивном уровне. Тем более, если учащийся, студент решает очередную задачу. Но чем сложнее проект, чем больше заинтересованных участников он охватывает, тем все больше проектирование будет «вписываться» в эту полную общую схему.
Следующая фаза проекта – технологическая фаза.
технологическая фаза.Технологическая фаза проекта заключается в реализации спроектированной системы в практике. Необходимо отметить, что применение тех или иных технологий целиком определяется конкретным содержанием каждого проекта.
Технологическая фаза включает в себя стадии (они же этапы):
- реализации системы;
- оформления результатов (если это необходимо). Например, составление отчетов. Или обучающийся, решив задачу, оформляет ее решение в чистовом варианте.
Последней, завершающей фазой любого проекта, в том числе педагогического (образовательного), является рефлексивная фаза.
Рефлексивная фаза проекта.Технологическая фаза проекта завершается реализацией спроектированной системы в практике. Теперь педагог или обучающийся должен отрефлексировать – «обратиться назад»: осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния:
– объекта своей продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка) реализации проекта.Оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям;
– субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия[17].
Важнейшим компонентом в структуре любой деятельности, в том числе образовательной и педагогической является рефлексия как познание и анализ человеком явлений собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»).
Рефлексия обеспечивает человеку выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, «вне ее», для суждения о ней
Рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной личности, так и коллективов, социальных общностей:
– во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности;
– во-вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;
– в третьих, делает человека, социальную систему субъектом своей активности.
Таким образом, мы кратко и схематично рассмотрели весь полный цикл продуктивной деятельности: от выявления проблемы до реализации педагогического (образовательного) проекта, его оценки и рефлексии, т.е. все фазы, стадии и этапы образовательного проекта. Подробно проект как цикл продуктивной деятельности описан нами в [35].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|