Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА





Как уже говорилось, реализация спроектированной педагогической системы, т. е. технологическая фаза педагогического проекта будет приходиться на совместную деятельность педагога и обучающегося, что относится уже к педагогическому процессу (см. § 5).

 

РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Технологическая фаза педагогического проекта завершилась реализацией спроектированной системы в практике. Теперь педагог должен отрефлексировать – «обратиться назад»: осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния:

– объекта своей продуктивной деятельности – итоговая оценка (самооценка) реализации проекта;

– субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия (см. рис. 36).

Итоговая оценка. Начнем с итоговой оценки реализации педагогической системы. Как известно, оценка рассматривается как сопоставление полученного результата с поставленной целью по заранее установленным критериям (см. выше).

При оценке эффективности реализации педагогического проекта следует иметь в виду ряд особенностей. Во-первых, трудности оценки эффективности большинства педагогических проектов связаны с тем, что они не имеют зачастую аналогов в предыстории, и, в связи с этим их как бы «не с чем сравнивать». В том числе нередко получаемые статистические данные не имеют аналогов в предыстории.



Во-вторых, реализация проекта может не дать немедленного положительного результата, результаты могут проявляться впоследствии. А ведь и участники проекта, и представители как «внутренней», так и «внешней» среды чаще всего ожидают немедленной «отдачи».

В-третьих, в силу того обстоятельства, что критерии оценки в педагогике, образовании пока что слабы, недостаточно объективны и используют слабые шкалы измерений или не используют таковых вовсе, мнения как участников проекта, так и представителей «среды» могут быть различными, подчас противоположными. Поэтому общая оценка в таких случаях вырабатывается в обсуждениях, в дискуссии.

Тем не менее, очевидно, в большинстве случаев эти трудности преодолимы.

Основными методами оценки эффективности реализации проекта являются:

– самооценка. В случае коллективного проекта – коллективная самооценка, получаемая в результате обсуждений, дискуссий;



– экспертиза с привлечением независимых экспертов – специалистов со стороны, в том числе научных работников, представителей сторонних организаций и т.д.

Итоговые документы – отчеты и т.п. по реализации проекта в практике образования во многих случаях могут и не требоваться. Тем не менее даже в этих случаях лучше оформить отчет, пусть даже «для себя». Письменный документ позволяет систематизировать и мысли участников, и сами результаты. А если проект того заслуживает, то результаты его реализации целесообразно и опубликовать – в виде тезисов докладов, статей или отдельных брошюр и т.п. – чтобы накопленный опыт могли в дальнейшем использовать и другие.

Рефлексия. Важнейшим, но далеко не каждому педагогу известным и используемым компонентом в структуре педагогической деятельности является рефлексия как познание и анализ педагогом явлений собственного сознания и собственной деятельности (взгляд на собственную мысль и собственные действия «со стороны»).

Рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной личности, так и коллективов, социальных общностей:

– во-первых, рефлексия приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности;

– во-вторых, позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем;

– в третьих, делает человека, социальную систему субъектом своей активности.

Необходимо отметить наличие двух аспектов в трактовке рефлексивных процессов:



– рефлексивный анализ собственного сознания и деятельности субъектом (индивидуальным или коллективным, социальным) – рефлексия первого рода, так называемая авторефлексия;

– рефлексия как понимание межличностного (межсубъектного) общения: как понимание одним субъектом другого субъекта, а также как выяснение того, как другой субъект, другие люди знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (познавательные) представления – рефлексия второго рода.

Для понимания смысла рефлексии второго рода можно в качестве, так сказать, классического примера привести слова припева популярной эстрадной песни:

Я оглянулся посмотреть –

Не обернулась ли она,

Чтоб посмотреть,

Не обернулся ли я.

Или же другой пример – классическая древняя задача о трех мудрецах и пяти колпаках, – случай, когда правильные собственные умозаключения можно сделать, если стать в позицию других участников и проанализировать их возможные размышления.

Для педагогики как науки имеет значение не только авторефлексия, но и рефлексивные процессы второго рода: понимание педагогом позиций обучающихся, их восприятия, эмоциональных состояний и т.д., их реакций на действия педагога и, соответственно, изменение, корректировка позиций и действий самого педагога. В принципе, педагогическая деятельность рефлексивна по самой своей природе. Проблемам педагогической рефлексии в последнее время посвящено большое число публикаций [5, 61 и др.].

При этом необходимо отметить очевидный парадокс, сложившийся на сегодняшний день: мы имеем множество работ о том, как учить рефлексии – и учащихся, и учителей, и тех, кто учит учителей. Но сама рефлексия как особый вид деятельности, ее состав, структура, содержание, методы, средства изучены крайне недостаточно. [?????]

Таким образом, мы рассмотрели весь полный цикл продуктивной практической педагогической деятельности: от выявления проблемы до реализации педагогического проекта, его оценки и рефлексии, т.е. все фазы, стадии и этапы педагогического проекта.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Содержание параграфа: 5.1. Формы организации педагогического процесса (163), 5.2. Методы осуществления педагогического процесса (168), 5.3. Средства педагогического процесса (169).

В § 3 данной главы мы рассмотрели вопросы образовательной деятельности обучающегося. В § 4 мы рассмотрели вопросы педагогической деятельности педагога. Теперь переходим к рассмотрению вопросов совместной деятельности педагога и обучающегося (обучающихся) – педагогического процесса (см. гл. 3, § 1, рис. 24). Синонимом понятия «педагогический процесс» является широко используемый термин «учебно-воспитательный процесс». В педагогическом процессе в зависимости от направленности аспектов его реализации можно условно выделять: воспитательный процесс, учебный процесс, процесс развития (пс.-п.) – рис. 43.

 

Рис. 43. Аспекты педагогического процесса

 

С точки зрения временной структуры деятельности педагогический процесс:

- для обучающегося – это последовательное решение воспитательных, учебных задач, задач развития (пс.-п.), осуществляемое под управляющими воздействиями педагога;

- для педагога – это технологические фазы педагогических проектов, т.е. реализация спроектированных педагогических систем.

Взаимная активность педагога и обучающегося (обучающихся) в педагогическом процессе наиболее полно отражается термином «педагогическое взаимодействие», которое включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение обучающимся, собственную активность обучающегося, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя. Понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем широко используемые термины «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и «педагогическое отношение», так как они являются уже следствием самого педагогического взаимодействия педагога и обучающегося.

Причем, опять же, о педагогическом воздействии, педагогическом влиянии, педагогическом отношении, «педагогическом прикосновении» в педагогической литературе говорится много. Очень много. А об ответных действиях обучающегося (по традиционной терминологии «воспитуемого») – практически ничего! Полное молчание. «Объект» - обучающийся (по традиционной терминологии) как всегда пассивен: мы опять же вернулись к исходному – «к печке». [?????]

Попробуем рассмотреть формы, методы и средства осуществления педагогического процесса воедино, «три в одном», не разделяя порознь формы, методы, средства воспитания, обучения, развития.

Причем, опять же характерно, что о формах, методах, средствах процесса воспитания и процесса обучения в каждом учебнике педагогики, да и вообще в педагогической литературе говорится много и подробно. Но о формах, методах, средствах развития (пс.-п.) – полное молчание! А в то же время стоит заглянуть в Интернет – Бог ты мой! Сотни, тысячи курсов, школ, тренингов, тьюториалов, коучингов и т.д., сотни пособий по развитию мышления, памяти, внимания, воображения, реактивности, по обучению самообладаним, по развитию эмоциональной стрессоустойчивости, развитию речи, имиджу и т.д. Но официальная «школьная» педагогика ничего этого не признает. И все тут! [?????]

Итак, формы, методы и средства педагогического процесса.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.