|
Особенности образовательной деятельности обучающегося
Можно выделить следующие особенности образовательной деятельности:
1.В отличие от подавляющего большинства других видов человеческой деятельности – практической, научной, художественной и т.д., где деятельность направлена на получение «внешнего» по отношению к субъекту результата –
ИНТРИГА
Здесь нам необходимо предупредить уважаемого Читателя о внимательном прочтении этого совершенно необычного раздела. Дело в том, что автор показывал его нескольким своим коллегам. И те при беглом прочтении единодушно высказались аналогично фермеру у М. Твена, впервые в жизни увидевшему в зоопарке жирафа: «этого не может быть!».
В первую очередь удивление коллег вызывал разговор о воспитательной деятельности самого обучающегося, о методах этой деятельности. С точки зрения всей традиционной педагогики, да и с точки здравого смысла ребенка воспитывают. Но то, что ребенок имеет собственную активность в этом процессе воспитания – у коллег не укладывается в голове. Хотя об этом, к примеру, писали в свое время и Л. С. Выготский [8] и В. В. Давыдов [68]), но эти вопросы как-то прошли мимо внимания психологв и педагогов.
Давайте, уважаемый Читатель, рассмотрим несколько примеров.
1. Автор начал показывать своей внучке в возрасте чуть более года мультфильмы на компьютере. Сначала, естественно, короткие по 1-2 минуты, потом обычной продолжительности. Если внучке фильм не нравился, она сползала с дедова колена и уходила. Давайте задумаемся. Отказ – это действие? Да, безусловно. Это действие. Уже в этом возрасте проявляется свобода воли, избирательность интересов. А интересы – это уже из области воспитания.
2. Школьник знает, что прогуливать занятия нельзя. Но он ставит пробу, эксперимент – а что получится, если я прогуляю? Да еще подобью на это еще пару приятелей. Что я буду делать во время прогула? Что чувствовать? Вряд ли кто-то из читателей этого в детстве и юности хоть раз не проделывал! Но прогул-эксперимент – это действие!
3. Школьник утром просыпается по будильнику. Все из дома уже ушли. Ему хочется спать, лень подниматься. Но он преодолевает сонливость и лень и идет в школу. Преодоление – это действие? Безусловно. Волевое действие.
4. Школьнице мать сказала вернуться с гуляния в девять часов вечера. У нее есть выбор: исполнить данное указание или проигнорировать его. Выбор – это действие? Безусловно! Волевое действие.
В этих четырех примерах фигурировали действия.Действия, связанные с направленностью личности. То есть с воспитанием. Но если есть действия, то, естественно, есть и деятельность - воспитательная деятельность самого обучающегося.
|
материального или духовного – образовательная деятельность субъекта направлена «на себя», на получение «внутреннего» для субъекта результата – освоения нового для обучающегося опыта в виде знаний, умений и навыков, развития интеллекта, ценностных отношений и т.д. Конечно, в любой человеческой деятельности есть рефлексивные компоненты, обращенные «на себя». Но это лишь компоненты, в целом же деятельность – практическая, научная и т.д. обращена «во вне» - на внешний результат. Образовательная же деятельность целиком направлена «на себя».
2. Образовательная деятельность всегда инновационна, продуктивна для обучающегося. Постоянно. Поэтому она исключительно трудна для обучающихся. Даже в таких видах творческой деятельности как деятельность ученого, деятельность художника или артиста, деятельность педагога и т.д. всегда есть множество рутинных, повторяющихся компонентов, которые давно освоены и не требуют особых усилий для их воспроизведения. Деятельность же обучающегося постоянно, от часа к часу, изо дня в день направлена на освоение нового для обучающегося жизненного опыта.
Удивительно, как быстро взрослые – родители, учителя и т.д. забывают, как трудно им самим было учиться, когда они были детьми. И отношение, к примеру, родителей к учебе ребенка чаще всего выражается формулой: «Я вот каждый день горю на работе, устаю как …, а тебе что особенного делать? – учись и только, и никаких иных забот у тебя нет».
3. Парадоксальность образовательной деятельности заключается в том, что, хотя она постоянно инновационна, но цели ее чаще всего задаются извне – учебным планом, программой, педагогом и т.д. То есть, если говорить обобщенно, представителями старших поколений. Ведь, допустим, ученик должен изучить арифметику. Но, что это такое он поймет только в конце, закончив этот учебный курс. Учащийся хочет получить полное среднее образование – но что это такое он поймет лишь спустя 11 лет, получив аттестат зрелости. И так далее.
Исключение составляют, пожалуй, только взрослые обучающиеся, у которых образовательная деятельность, как правило, осознанно направлена на решение конкретных проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Точно также свобода выбора обучающегося в раннем возрасте ограничена и постепенно расширяется в процессе взросления: школьник до окончания основной школы может выбирать лишь элективные курсы или образовательные программы в рамках дополнительного образования – музыкальная школа, художественная школа, авиамодельный кружок и т.п. И лишь по окончании основной школы он может выбирать дальнейшую образовательную траекторию: профессиональное училище, колледж, профильные классы средней школы и т.д.
Парадокс этот – инновационность образовательной деятельности и, в то же время ограниченность свободы воли и отсутствие или ограниченность собственного целеполагания у обучающегося в ней - трудно разрешим. Тем не менее он составляет одну из острых проблем современной психологии и педагогики: ведь обучающийся, привыкший действовать «по указке», в дальнейшем, по окончании той или иной ступени образования и переходе к профессиональной деятельности зачастую, в условиях свободы выбора теряется, он несамостоятелен и безынициативен. Ведь известно, что из круглых отличников и золотых медалистов, за редкими исключениями действительно одаренных молодых людей, вырастают, как правило, посредственности.
4. Влияние на образовательную деятельность возрастной сензитивности («чувствительности») – присущих определенному возрасту человека оптимальных периодов развития определенных психологических и физиологических свойств и качеств личности. Преждевременное или запаздывающее к периоду возрастной сензитивности обучение может быть недостаточно эффективным. Так, мозг ребенка до трех лет и мозг взрослого человека различаются принципиальнейшим образом. Дело в том, что в мозге младенца нейроны не покрыты миэлиновыми оболочками, которые играют роль как бы электрических изоляторов, и по сути в этом мозге сплошное «короткое замыкание». Далее, известно, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонетического слуха, а по прошествии этого периода чувствительность падает. В возрасте 5 – 6 лет дети наиболее успешно овладевают иностранными языками. В возрасте 10 – 12 лет наиболее эффективно происходит сенсомоторное развитие – формирование точности зрительного и кинестетического анализа, развитие точности движений и т.д. [57 и др.].
Кроме того, существенное влияние на образовательную деятельность оказывают возрастные кризисы, определяемые границами стабильных возрастов: кризис новорожденного (до 1 месяца), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет), юношеский кризис и т.д. вплоть до возрастных кризисов у взрослых. Например, кризис 40 лет [57] – ведь известно, что после 40 лет способность восприятия любого нового учебного материала у человека резко снижается.
К сожалению, за исключением пожалуй дошкольного образования, при организации учебного процесса в школе, в профессиональных образовательных учреждениях, в учреждениях последипломного образования ни периоды возрастной сензитивности, ни возрастные кризисы, как правило, не учитываются. [?????]
5. В ходе онтогенеза обучающийся последовательно осваивает способы деятельности, свойственные организационным типам культур, сформировавшимся в филогенезе[18] в процессе общественно-исторического развития человечества: традиционной, ремесленной, профессиональной, проектно-технологической[35]. Действительно:
- способами трансляции культуры в традиционном типе ее организации являются ритуал, обычай, традиции, мифы. Еще в пренатальном (дородовом) развитии, которому сейчас стали уделять самое серьезное внимание, общение человеческого зародыша с другими людьми, в первую очередь с матерью, осуществляется посредством ритуала: мать просыпается и поет ритуальную песенку, каждый день одну и ту же. Идет на прогулку – поет другую, тоже каждый день одну и ту же, ложится спать – третью и т.д. После рождения общение младенца со взрослыми строится на постоянстве одних и тех же действий и слов (тоже ритуалы): «мама пришла», «мама сейчас тебя покормит» и т.д. Так, за счет постоянства ситуаций у младенца складываются образы матери, отца, бабушки и т.д. Режим дня ребенка выступает как традиция, обычай. Игры с детьми младенческого возраста – это еще не детские игры с воображаемой ситуацией – они выступают в форме ритуалов: «ладушки, ладушки …», повторяющихся многократно. Сказки выступают своеобразной формой мифов. Одну и ту же сказку дети раннего возраста могут слушать десятки, сотни раз – им не надоедает. Таким образом, посредством ритуалов, традиций, мифов ребенок осваивает элементы человеческой культуры – образы, манипулятивные действия, условные формы языка и т.д.;
- следующий исторический тип организационной культуры – ремесленный. Способ трансляции – образец и рецепт его воспроизведения. На определенном возрастном этапе, где-то в возрасте около 3-х лет ребенок начинает копировать действия взрослых – либо непосредственно (предметно-манипулятивные действия), либо опосредовано в форме детской игры, создавая себе воображаемую ситуацию «взрослой жизни». Он играет в «дочки-матери», в «доктора» и т.д. – копируя поведение и действия взрослых [9];
- ребенок в возрасте 6 – 7 лет поступает в школу (или учится читать и писать еще в детском саду). И основным способом освоения человеческой культуры для него становится текст – атрибут научного типа организационной культуры, – носителем которого является, в первую очередь, учебная книга, а также словари, справочники, задачники и т.д.;
- наконец, в более старшем возрасте ребенок, подросток и т.д. начинает овладевать чертами проектно-технологического типа организационной культуры: в учебный процесс вносятся элементы проблемного обучения, учебные проекты, в частности, в трудовом обучении, в профессиональном образовании – курсовое, дипломное проектирование и т.д.
Причем, важно подчеркнуть, что эти типы организационной культуры не заменяются одну на другую, а наличествуют одновременно, параллельно. Так ритуалы, обычаи, традиции сохраняются и во взрослой жизни (например, режим дня, праздники, соблюдение народных обычаев и т.д.). К ранее освоенным типам организационной культуры добавляются новые.
6. В разные исторические эпохи жили и живут принципиально разные обучающиеся: «дитя» ХIХ в. К.Д. Ушинского – это совсем другой ребенок, чем ребенок века ХХ и тем более века ХХI. Каждое новое поколение отражает, ассимилирует тот исторический момент, в котором оно родилось и живет. И соответствует ему своими воззрениями, поведением, образом жизни и т.п.
7. Образовательная деятельность неизбежно связана с извечной проблемой «отцов и детей». Ведь родители, учителя, воспитатели, преподаватели и т.д. воспитывают, учат, развивают детей и молодежь так, как их в свое время воспитывали, учили, развивали – что называется «по образу и подобию». А эпоха уже совсем другая! Возникает извечное непонимание поколений – «а вот в наше время и вода была мокрее и волна круче!».
Для педагогики как науки это тоже, в общем-то, извечная проблема. Ведь педагогика развивается в значительной мере на обобщении широкого образовательного опыта. Для его изучения и обобщения требуется время. Пока это произойдет – очередное поколение уже сменилось! Поэтому для педагогики так необходимо создание методологического аппарата прогностики как средства «предсказания будущего» в построении педагогических систем. [?????]
Эти семь особенностей образовательной деятельности укладываются в классификацию по основанию диалектической пары категорий «онтогенез – филогенез» (рис. 30). Как зародыш в утробе матери повторяет в фантастически ускоренном масштабе времени всю эволюцию жизни на Земле протяженностью миллиард лет, так и растущий человек за 20 лет должен освоить культуру, которую человечество создавало 4 миллиона лет. Освоить, «догнать», чтобы затем стать в авангарде дальнейшего ее развития.
Естественно, обучающийся отражает, ассимилирует, «вбирает в себя» основы культуры (п. 1 особенностей, стрелка 1 на рис. 30). Для него «все в новинку» (п.2, стрелка 2). Он не представляет себе или смутно представляет, что он должен освоить, программу развития его жизненного опыта определяют представители старших поколений (п.3, стрелка 3). Развитие его жизненного опыта идет в соответствии, «синхронно» с анатомическим, физиологическим и психофизиологическим развитием его организма (п.4, стрелка 4 на рис.). В ходе развития он повторяет, в сжатом масштабе времени «проходит» филогенетический путь развития человечества (п. 5, стрелка 5 на рис.). Он живет в своей эпохе, в своем историческом времени, вбирает в себя образ жизни этой эпохи (п. 6, стрелка 6 на рис.), опережая в определенном смысле еще живые поколения «отцов» и «дедов», которые росли, развивались в другие исторические моменты (п.7, стрелка 7 на рис. 30).
Рис. 30. Образовательная деятельность в системе отношений «онтогенез – филогенез».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|