ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
...педагогика – ... наука, которая
исследует, анализирует, ставит вопросы
о том, как помочь человеку «поднять» его душу...
О. А. Казанский. Педагогика как любовь
ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ
интрига
Педагогику обычно определяют как науку об обучении и воспитании. Или как науку об обучении, воспитании и развитии. Но наличие союза «и» или наличие союза «и» да еще запятой говорит о неоднозначности объекта науки – как бы двойной или тройной объект, что для одной науки недопустимо. Кроме того, эта двойственность (тройственность) наличествует и в определениях образования. Как можно свести педагогику и образование к однозначному объекту?
| Попробуем начать с самого начала, начать «танцевать от печки».
1. Понятно, что и обучение, и воспитание, и развитие относится к человеку.Начнем с определения места человека среди уровней организации материи (по В.С. Ледневу [29]) – см. рис. 2. Человек как высший уровень организации материи рассматривается в двух аспектах: как индивид и как личность. Когда говорят об отдельном человеке, безотносительно к его отношениям с другими людьми – применяется термин индивид. В этом смысле говорят об индивидуальных особенностях, например, мышления, темперамента, об индивидуальном стиле профессиональной деятельности и т.д. Когда же человек рассматривается в его отношениях с другими людьми, с обществом – используется понятие личность. И соответственно – личностные качества: общительность, самостоятельность и т.д. Личность в свою очередь рассматривается в трех аспектах (по А.В. Петровскому [54]) – рис. 3. Еще обратим внимание Читателя, что с категорией человека соотносится категория «деятельность». Термин «жизнедеятельность», который так любят использовать многие авторы педагогических работ, относится только к животным. В отношении человека термин «жизнедеятельность» применяется только в смысле жизнедеятельности организма – пищеварение, кровообращение и т.д. и в педагогике его применение нежелательно.
Рис. 2.Уровни организации материи
Рис. 3. Аспекты рассмотрения личности
2. Далее. Понятно также, что и обучение, и воспитание и развитие (в психолого-педагогическом смысле) связаны с динамикой, с процессами изменения человека: приращением у него знаний, умений (компетенций), изменениями его мировоззрения, мотивов и т.д. А динамика изменений, процессов в самом общем виде относится к философской категории «развитие».
Развитие вообще – одна из основных философских категорий, раскрывающая характер происходящих в мире изменений. Предметы и явления действительности не существуют в неизменных, раз и навсегда данных, равным самим себе состояниях, а переживают действительную историю, проходят через ряд состояний от возникновения до исчезновения. Понятие «развитие» выражает необратимый характер всех этих изменений [67].
Отметим теперь, что мы столкнулись уже с двумя значениями понятия «развитие»: развитие в философском смысле – как категория диалектики; и развитие в психолого-педагогическом смысле – в смысле развития психических процессов у человека. Развитие в первом смысле мы в дальнейшем будем обозначать «развитие (филос.)». А развитие во втором как «развитие (пс.-п)». Иерархия категории «развития» для нашего случая (для педагогики) показана на рис. 4.
Рис. 4. Иерархия категории «развитие»
Существуют две различные тенденции развития. Одна – восходящая, переход от простого к сложному, от низшего к высшему (прогрессивная линяя, прогресс), вторая – нисходящая, от сложного к простому, от высшего к низшему (регрессивная линяя, регресс). Для любого индивидуального объекта/субъекта характерно последовательное сочетание обеих линий развития. Например, организмы возникают, растут, совершенствуются, но затем неизбежно стареют и гибнут.
3. Теперь возникает вопрос – о развитии кого/чего должна идти речь? Рассмотрим разные варианты:
- развитие человека. Не годится, поскольку это будет слишком широкое понятие. Ведь под развитием человека можно понимать и филогенетическое развитие человека (в процессе эволюции), и общественно-историческое развитие человека (человечества), и, допустим, анатомическое развитие каждого отдельного человека в процессе роста и т.д. Тем не менее, педагогика имеет дело именно с человеком. Но нужны какие-то уточнения;
- развитие личности. Тоже не годится. Во-первых, человек рассматривается и как индивид, и как личность. Если говорить только о развитии личности, то, вспоминая С.Л. Рубинштейна [60], человек опять «пойдет по ведомству исторического материализма как носитель общественных отношений», а как человек он опять будет нигде. Во-вторых, понятие «развитие личности» в психологии и педагогике настолько «заезжено», что уподобляется скорее художественному образу: никто не удосуживается дать четкого определения этому понятию, каждый автор вкладывает в него свой собственный смысл, а каждому читателю предоставляется возможность самому строить собственный образ этого явления.
Таким образом, необходимо что-то иное, связанное с человеком и его развитием. Обратимся к еще одной философской категории – «опыт».
4. «Опыт –основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; в широком смысле – единство знаний и умений. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир и как результат этого воздействия в виде знаний и умений, как процесс взаимодействия субъекта с объектом. Понятие «опыт» по существу совпадает с категорией практики. На их основе формируется опыт как результат познания, включая совокупность исторически сложившихся знаний. Накопление и передача опыта из поколения в поколение составляет существенную характеристику общественного развития» [67].
Более четкое определение дает словарь русского языка С.И. Ожегова[46] – первые два важных для нас значения из четырех:
«1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений» (а также привычек по К.К. Платонову [55] – А.Н.). Это узкая, психолого-педагогическая трактовка понятия. В дальнейшем по тексту будет обозначаться как «опыт (пс.п.)». Это значение понятия «опыт» является частным случаем значения 2.
«2. Отражение в человеческом сознании объективного мира, общественной практики, направленной на изменение мира».Это широкая философская трактовка понятия. В этом смысле опыт трактуется и как общественно-исторический опыт и как индивидуальный опыт каждого отдельного человека [25]. В дальнейшем по тексту будет обозначаться как «опыт (филос.)».
Отметим, что мы опять же столкнулись с двумя значениями понятия «опыт»: опыт в философском смысле – как категория диалектики («опыт филос.); и опыт в психолого-педагогическом смысле («опыт пс.-п.) – в смысле развития знаний, умений (компетенций), навыков и привычек у человека. Иерархия категории «опыт» приведена на рис. 5.
Рис. 5 Иерархия категории «опыт»
5. Вот это уже «горячо»! Если мы соединим две категории: «развитие (филос.)» и «опыт (филос.)», имея в виду индивидуальный опыт каждого отдельного человека (филос.), накапливаемый человеком в процессе жизни, деятельности, то получим как раз то, что требовалось. Педагогика изучает развитие жизненного опыта человека. Развитие жизненного опыта человека можно назватьобразованием(как процесс и как результат).
Слово «образование» происходит от корня «образ». Образование – это построение и развитие человеком своего образа окружающего мира и образа своего «Я», своего места, своей роли в этом мире.
Таким образом, образование – это развитие жизненного опыта человека[3].
А педагогика – наука о развитии жизненного опыта человека (обучающегося). Это и есть ее предмет!
Субъект образования – обучающийся[4]: в детском саду – воспитанник, в школе, в профучилище – учащийся, в колледже, в ВУЗе – студент, на курсах – слушатель, курсант и т.д.; и вообще любой человек любого возраста, занимающийся в учебном заведении, самообразованием и т.д.
Таким образом, мы однозначно определили предмет педагогики, а также однозначно сопоставили категории «педагогика» и «образование».
Но у уважаемого Читателя, естественно, возникает вопрос – а где обучение? Где воспитание? Где развитие (пс.-п.)?
А вот где: рассмотрим иерархическую структуру личности (по К.К. Платонову [55]):
Верхний этаж – направленность личности: мировоззрение, ценностные ориентации, убеждения, стремления и т.д.
Второй этаж – опыт (пс.-п.) человека: знания, умения (компетенции), навыки, привычки.
Третий этаж – высшие психические процессы: интеллект (мышление, память, внимание), воля, эмоции, физическая (двигательная) активность.
Соответственно, применительно к образованию как к развитию жизненного опыта (филос.) человека (см. рис. 6.):
- развитие направленности личности – этовоспитание;
- развитие опыта (пс.-п.) – это обучение;
- развитие психических процессов – это развитие (пс.-п.).
Таким образом, мы расставили по своим местам основные категории педагогики.
Рис. 6. Три аспекта (направления, три составные части) образования
Законы педагогики
Как известно, закон – это наиболее общее понятие, отражающее существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. К выявлению законов педагогики мы подойдем со следующих позиций. Результатом образовательной деятельности обучающегося в каждый момент является в общем виде приобретаемый им новый жизненный опыт(филос.).
Рассмотрим теперь в качестве основания классификации законов педагогики объекты/субъекты – источники этого нового жизненного опыта обучающегося. Их четыре: объективная реальность; педагог (педагоги); предшествующий опыт обучающегося и, наконец, сам обучающийся.
Возникает система отношений:
- новый опыт – объективная реальность;
- новый опыт – педагог;
- новый опыт – предшествующий опыт обучающегося;
- новый опыт – сам обучающийся.
Таким образом, выстраиваются четыре закона педагогики (рис. 7.).
Рис.7. Логика выделения законов педагогики.
Первый закон педагогики: закон наследования культуры. Его еще можно назвать также закономтрансляции культуры,поскольку каждое новое поколение не только наследует культуру, но и развивает ее далее. Отношения: «новый опыт – объективная реальность». При этом объективную реальность мы понимаем в широком смысле как «все существующее, т.е. материальный мир и все его идеальные продукты» [67, с. 572]. Человек, начиная с рождения, осваивает (отражает), во-первых, объективную реальность непосредственно, на уровне ощущений и восприятий: день – ночь, зима – лето, тепло – холодно и т.п. Но даже и ощущения и восприятия – это человеческие ощущения и восприятия, опосредованные культурой: в рубашке холодно, а в куртке тепло. Одежда – это уже продукт культуры. Во-вторых, что более важно, в отличие от животных, человек осваивает (отражает) человеческую культуру. Каждое последующее поколение наследует все достижения человеческой культуры, созданные всеми предшествующими поколениями.
Таким образом, закон наследования культуры: человек в процессе образования осваивает культуру человечества.
Отсюда следует, что в самом общем виде цель образования человека заключается в освоении (трансляции) культуры. Все остальные проблемы будут заключаться в том – как этого достичь.
При этом культура понимается нами в данном случае в самом широком смысле. Культура включает в себя:
- во-первых, объективные результаты деятельности людей (машины, технические сооружения, результаты познания (книги, произведения искусства, нормы права и морали и т.д.) – первый компонент культуры;
- во-вторых, субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (ощущения, восприятия, знания, умения, производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального, эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формы взаимного общения людей и т. д.) – второй компонент культуры [67, стр.294].
Предметные результаты деятельности человечества (первый компонент культуры) отражаются в формах общественного сознания: язык (понимаемый в широком смысле – как естественный родной и иностранные языки, так и искусственные языки), обыденное сознание, политическая идеология, право, мораль, религия (или антирелигия – атеизм), искусство, наука, философия [67 и др.].
Далее, второй компонент культуры – субъективные человеческие силы и способности. Они выражаются в личностных знаниях, в том числе в образных, чувственных знаниях, которые не передаются словами (понятиями), в умениях, навыках, в развитии тех или иных индивидуальных способностей, в мировоззрении каждого человека (а оно у всех людей разное) и т.д.
Поскольку содержание и структура культуры непосредственно относятся к содержанию образования, подробно об это мы поговорим в следующей главе 2, посвященной основаниям содержания образования.
2. Второй закон педагогики– закон социализации[5]. Отношения: «новый опыт – педагог (педагоги)». Причем, в данном случае в роли педагогов выступают и родители, семья, и учителя, и товарищи, коллектив, и средства массовой информации – т.е. все люди, от которых обучающийся получает новый опыт в той или иной форме – исходя из восточной мудрости: «каждый человек тебе учитель».
Р. Киплинг написал увлекательную сказку о мальчике Маугли, которого вскормила и воспитала волчица, а медведь обучил языкам разных зверей и птиц. Став старше, Маугли встретил свою мать, смог освоить человеческую речь и жить в обществе людей. Но это в сказке. В действительности же такое невозможно. Ребенок в момент рождения является лишь потенциальным кандидатом в человека. Человеком он сможет стать лишь в процессе общения с другими людьми: сначала с матерью, с отцом, братьями и сестрами, затем с учителями и т.д. Личностью человек не рождается. Рождается индивид, но по своей биологической определенности он является порождением социального мира, изначально обусловливаясь программой, сформированной в социальной среде. Э.В. Ильенков отмечал, что «человеческую личность можно по праву рассматривать как единичное воплощение культуры, то есть всеобщее в человеке».
Таким образом, закон социализации: только в общении с другими людьми человеческий индивид обретает свою человеческую сущность.
Субъекты/объекты социализации личности.Рассмотрим системно все субъекты и объекты социализации. К формальным социальным институтам[6] следует отнести (рис. 8.):
- в первую и главную очередь – семья[7];
- профессиональные педагоги[8];
- коллектив (учебный, трудовой);
- руководители всех рангов;
- наставники;
- общественные объединения и организации.
Неформальные субъекты\объекты:
- неформальные молодежные объединения;
- средства массовой информации;
- литература и искусство;
- случайные субъекты\объекты.
Рис. 8. Субъекты\объекты социализации личности обучающегося
Таким образом, объектов\субъектов, обеспечивающих социализацию обучающегося много. Как говорится «у семи нянек...». Между тем, традиционная педагогика сосредоточена, в основном, только на деятельности профессиональных педагогов и на воспитании в коллективе. В меньшей мере – на семейном воспитании, и то чаще как работа профессиональных педагогов с родителями обучающихся. Все остальные проблемы влияния объектов\субъектов социализации на обучающегося исследованы куда как скромнее. [?????][9]
3. Третий закон педагогики– закон последовательности. Его еще можно назвать законом преемственности. Отношения: «новый опыт – предшествующий накопленный опыт». Жизненный опыт человек накапливает последовательно – от простейшего к простому, от простого к более сложному. Этот принцип достаточно очевиден. Ведь представим себе, к примеру, такую абсурдную ситуацию: новорожденному ребенку станем «читать» высшую математику?!
Любая «порция» образовательного материала, любое задание, предлагаемое обучающемуся или осваиваемое им самим, должны быть ориентированы как на достигнутый, так и на перспективный уровень знаний, умений, отношений, способностей и т. д., находящийся в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Конкретнее говоря, условие очередной образовательной задачи (задача здесь понимается не в узком смысле – расчетная задача, задача на построение и т.п., а в широком смысле как цель, заданная в конкретной ситуации) должно быть понятным и доступным, базироваться на известном и освоенном ранее. То есть в «зоне ближайшего развития» располагается тот этап овладения жизненным опытом, который логически следует за освоенным, этап, к освоению которого обучающийся подготовлен предшествующей образовательной деятельностью.
Таким образом, закон последовательности: В зоне ближайшего развития обучающегося располагается тот новый жизненный опыт, который логически подготовлен его предшествующей образовательной деятельностью.
4. Четвертый закон педагогики – закон самоопределения. Отношения: «новый опыт – сам обучающийся». Если младенец слепо копирует действия взрослых, то позже у ребенка начинают проявляться задатки, развиваться те или иные способности, появляется избирательность действий, в том числе в учебной деятельности: «хочу – не хочу», «нравится – не нравится» и т.д.
Самоопределение индивида в широком смысле рассматривается как основанный на свободном волеизъявлении выбор жизненного пути, своего места в обществе, образа жизни и видов деятельности, а также линии поведения в проблемных и конфликтных ситуациях [47 и др.]. Важнейшее значение для образования человека, для его образовательной деятельности имеет самоопределение обучающегося в ней. В этом и есть суть закона самоопределения.
Таким образом, закон самоопределения: в процессе образования значительную роль играет самоопределение обучающегося.
Но сегодня проблема самоопределения обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях.
Если в стимулировании мотивационно-потребностной сферы обучающегося отталкиваться от идей «Я – концепции», то потребности в самоопределении, в самореализации и т.д. становятся базовыми потребностями для творческого саморазвития человека. Поэтому при разработке любых педагогических систем необходимо создавать условия для запуска мотивационно-потребностного механизма «самости» личности обучающегося. [?????]
Таким образом, взяв за основание классификации новый жизненный опыт, приобретаемый обучающимся в каждый конкретный момент его образовательной деятельности, мы выстроили систему законов педагогики. Причем, с соблюдением требований, предъявляемых к любой теории – требований полнотыинепротиворечивости [35 и др.].
Полнота системы законов достигается тем, что мы рассмотрели все объекты\субъекты классификации – все источники жизненного опыта обучающегося.
Непротиворечивость достигается тем, что мы эти источники выделили как независимые, т.е. непересекающиеся объекты\субъекты.
Определив предмет педагогики и ее законы, перейдем, теперь к рассмотрению оснований содержания образования человека (обучающегося).
Глава 2. КУЛЬТУРА КАК ОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Как зародыш в утробе матери повторяет
в фантастически ускоренном масштабе времени
всю эволюцию жизни на Земле протяженностью
миллиард лет, так и растущий человек за 20 лет
должен освоить культуру, которую
человечество создавало 4 миллиона лет. Освоить,
«догнать», чтобы затем стать в авангарде
дальнейшего ее развития.
Новиков А.М. Основания педагогики
Поскольку цель образования человека заключается в освоении человеческой культуры (гл. 1. §1), то, естественно, структура культуры лежит в основании содержания образования.
Как мы уже говорили, культура включает в себя объективные и субъективные компоненты. Рассмотрим сначала вопросы освоения обучающимся объективных компонентов культуры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|