Сделай Сам Свою Работу на 5

Е.Н. Вежновец, И.В. Сидорская 3 глава





Разделение и распределение законодательной, исполнительной и судебной власти в политической деятельности.

Функция политической коммуникации, которая обеспечивает распространение, передачу политической информации между правителями и управляемыми, а также между различными составными элементами политической системы.

Политическое рекрутирование - процесс, с помощью которого готовится и отбирается персонал, который должен взять на себя главные роли в политике.

Политическая социализация - функция, посредством которой политические идеи, ценности, нормы (политическая культура) внедряются в сознание и передаются индивидам, которые усваивают эти ценности и ориентиры в отношении политической системы.

Функция адаптации, т.е. приспособления политической системы к изменяющимся условиям социальной среды (например, изменение соотношения политических сил).

Функция сохранения системы - совокупность действий, направленных на сохранение целостности и устойчивости политической системы по отношению к любым, в том числе и неблагоприятным, воздействиям на нее.

Регулятивная функция реализуется в организации эффективного развития экономики и социальной среды общества, его политической системы и социальных взаимодействий между индивидами и их общностями (территориальными, национальными, профессиональными и др.).



Культурно-воспитательная функция выражается в содействии развитию образования, культуры, нации, в создании условий и возможностей для развития духовной жизни общества.

Внешние функции заключаются в отстаивании государственных интересов во взаимоотношениях с мировым сообществом: это - 1) защита государственного суверенитета и территории страны от внешнего посягательства; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) поддержание мира и мирного сосуществования.

Внешние и внутренние функции Г. тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В зависимости от продолжительности действия функции Г. классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития Г.) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения - на основные и неосновные.



Выделяются несколько типов Г. по различным признакам. Они могут быть сгруппированы по следующим принципам:

По способу организации высшей власти или формам правления: монархия (абсолютная, ограниченная, дуалистическая); республика (президентская, парламентская, смешанная).

По национально-территориальному устройству: унитарное; федеративное; конфедеративное.

По политическому режиму: тоталитарное; авторитарное; демократическое.

г

ГОСУДАРСТВО

В зависимости от источника власти, взаимоотношений между высшими органами, т.е. формы правления, Г. подразделяются на монархии и республики.

Наиболее древней формой Г. является монархия (от гр. monarchia - единовластие) - такая форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы Г. - наследственного правителя, монарха (султана, царя, короля, императора, шаха, султана и т.д.) и передается по наследству.

В конце 20 в. в мире насчитывалось 28 монархий, а формально более 40.

Существует абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная) монархия.

Абсолютная, или неограниченная, монархия характеризуется всевластием главы государства (существует лишь в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, княжествах ОАЭ).

Ограниченная монархия выступает в двух видах:

Конституционная власть монархии ограничена конституцией.

Парламентская - полномочия монарха ограничиваются действиями парламента.

В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. В дуалистической полномочия монарха ограничены в основном в сфере законодательства и широко представлены в сфере исполнительной власти. К дуалистической монархии можно отнести Марокко, Кувейт, Иорданию.



В парламентской монархии (Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания, Япония) власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере управления. Правительство образуется на основе парламентского большинства и ответственно только перед парламентом.

Самой распространенной формой государственного правления в современной политической практике является республика (термин "республика" происходит от лат. res -дело, publicus - общественный, всенародный).

Республика - Г., органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов.

В республике все высшие органы власти избираются или формируются на определенный срок. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные.

Президент (от лат. praesident - сидящий впереди, во главе) является главой Г. в большинстве стран с республиканской формой правления. Первым в истории президентом стал в 1789 в США Джордж Вашингтон (1732-1799).

В президентской республике всенародно избранный президент является и главой Г., и главой исполнительной власти. Он назначает, а иногда и возглавляет правительство. В то же время выборный парламент в той или иной мере контролирует деятельность правительства и президента, а в случае нарушения ими конституции страны может привлечь их к ответственности - импичменту (от англ. impeachment - порицание,

обвинение - особая процедура привлечения к ответственно- \ сти высших должностных лиц Г.). ■;

Однако в некоторых странах при определенных условиях ; и президент имеет право распустить парламент, назначив '■ новые выборы.

Президентскими республиками являются: США, России- < екая Федерация, Республика Беларусь, Мексика. <

Парламент (от франц. parler - говорить) - это высший j законодательный орган власти, представляющий все общест- ! во. Парламент впервые был образован в Англии в 13 в. (1265) ' как орган сословного представительства. В различных странах парламентский орган называют по-разному: Парламент (в Индии), Кортесы (в Португалии), Кнессет (в Израиле) и т.д.

Парламент может быть двухпалатным (как в Австралии, Бразилии, Канаде, ФРГ, России, Беларуси и др.) и однопалатным (как в Израиле, Швеции, Финляндии, Украине, Турции).

В парламентской республике выборный парламент формирует и контролирует правительство, возглавляемое премьер-министром и может выразить ему вотум (от лат. votum-желание, решение путем голосования) недоверия, отправив его в отставку. Президент избирается парламентом или парламентской коллегией. Его роль в управлении страной часто является номинальной (от лат. nominalis - именной), фактически президент в парламентской республике выполняет представительные, церемониальные функции (участие в аккредитовании иностранных послов, вручение наград и т.п.). В настоящее время парламентские республики существуют в Италии, Германии, Австрии, Индии и др.

В некоторых странах республиканская форма правления носит смешанный характер, т.е. сочетает черты президентской республики (глава Г. избирается населением, он назначает правительство и т.д.) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед парламентом, возможен досрочный роспуск парламента президентом и т.п.). К странам смешанной формы республиканского правления относятся: Франция, Финляндия, Латвия, Литва).

В каждой из форм республики есть свои сильные и слабые стороны. В парламентской республике часто случаются правительственные кризисы. В президентской республике большая стабильность власти в обществе.

Кроме перечисленных признаков президентской и парламентской республик во многих странах власти продолжают делить влияние между собой, изменяя объем полномочий ("весы власти") то в пользу президента, то в пользу парламента.

Современные Г. объединяют людей разных этнических, религиозных, культурных групп. Поэтому каждое сообщество людей должно договориться о характере самостоятельности своих частей, о распределении власти по территории, о принципах своей целостности. Следовательно, общество должно выбрать ту или иную форму своего национально-территориального и государственно-политического устройства. Общепринято выделять три основные формы территориально-государственного устройства - унитарную, федеративную и конфедеративную.

Наиболее распространенной формой Г. является унитарное. Унитарное Г. представляет собой такую форму государ-

ГОУЛДНЕР

ственного устройства, при которой территория страны подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.). В нем действует единая для всего Г. конституция, общая система права, единая судебная система, единое гражданство. Для унитарного Г. характерно сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках общенациональной власти.

Но даже самое централизованное Г. прибегает к децентрализации, передавая различным сообществам на местах некоторые полномочия, контролируя их реализацию.

Например, во Франции это коммуны, департаменты, регионы; в Испании провинции образуют "автономные сообщества", т.е. децентрализация широкая.

Примеры унитарных Г.: Республика Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Греция, Дания, Ирландия, Латвия, Литва, Норвегия, Португалия, Словакия, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония, Япония и др.

Практика показывает, что чрезмерная административная централизация сдерживает развитие отдельных регионов страны, способствует росту бюрократизма.

В отличие от унитарного федеративное Г., или федерация (от лат. foederatio - объединение, союз), - это устойчивый союз, объединяющий относительно самостоятельные территориальные образования - земли (как, например, в ФРГ), штаты (США, Бразилия), провинции (Канада), республики (Россия) и другие регионы. Эти субъекты федерации наделяются правом принятия собственных конституций; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией; каждый субъект федерации имеет свои органы власти и управления, правовую и судебную системы, свое гражданство либо единое союзное гражданство.

В федерации осуществляется разделение власти между федеральными (центральными) и региональными государственными органами. Федеративное Г., обладая полнотой внешнего суверенитета, решает вопросы внешней политики, обороны, денежного обращения и ряд других. Федеративное устройство Г. известно давно. Первой федерацией считают США. В современном мире общее число федеративных Г. не превышает двух десятков, это: Австрия, Австралия, ФРГ, Бельгия, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Нигерия, Индия, Пакистан, Российская Федерация и др.

Особая государственная форма - конфедерация (от лат. confoederatio - объединение, союз) - это временный юридический союз суверенных Г., созданный для достижения общих целей - политических, военных, экономических. Конфедерация образует центральные органы, которые обладают полномочиями, делегированными им Г. - членами конфедерации. Эти органы не обладают прямой властью над Г., входящими в конфедерацию, не могут влиять на их решения. Участники конфедерации сохраняют основную часть своих государственных прерогатив и передают конфедеративному Г. лишь некоторые.

Растущая глобализация жизни современных людей рождает новые формы объединенных содружеств Г.: Содружество Независимых Г. (СНГ) образовано в 1991, Британское Содружество и Европейский Союз.

Г., учреждающие такие объединения, полностью сохраняют свой суверенитет, передавая союзным органам лишь некоторые общие функции.

Отдельного рассмотрения требует правовое Г. Правовым называют такое Г., при котором вся жизнь общества подчинена закону, а закон направлен на обеспечение всеобщего равноправия и социальной справедливости. В основе правового Г. лежит гарантия основополагающих прав человека.

Верховенство и всеобщность закона в обществе означает: во-первых, только закон (а не отдельные лица или ведомственные и местные приказы и инструкции) определяет жизнь общества; во-вторых, законы страны являются обязательными для всех: не только для граждан, но и для самого Г., всех его органов.

Правовой характер законов. Законы страны должны отвечать международным правовым стандартам, быть гуманными и справедливыми, отражать волю народа и приниматься в законном порядке (через референдумы или парламент, а не распоряжением отдельных лиц).

Приоритет прав и свобод человека предполагает, что главным в деятельности Г. является обеспечение и охрана основных прав и свобод личности в обществе. Равноправие граждан означает, что свобода индивида не может быть абсолютной, а свобода и права других - единственный ограничитель свободы личности.

Взаимоответственность Г. и личности. Правовое равенство всех граждан становится реальностью, когда оно связано с обязанностями и ответственностью государства. Права и обязанности взаимообусловливают существование друг друга. Граждане обязаны соблюдать законы. Г. ответственно за неукоснительное исполнение своих функций.

Легитимность власти (от лат. legitimus - законный, правомерный). Легитимной считается власть: 1) сформированная путем демократических выборов; 2) признается как внутри страны, так и на международном уровне

Разделение властей предполагает четкое разграничение сфер деятельности и властных полномочий между тремя ветвями государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной. Такое разграничение функций исключает монополию какого-либо органа на власть и служит гарантией прав граждан. Уравновешивая друг друга, они обеспечивают демократичность и стабильность политического строя.

Е.М. Бабосов

ГОУЛДНЕР (Gouldner) Алвин (1920-1980)- американский социолог неомарксистской ориентации. Представитель "радикальной социологии", предложил ее крайний вариант-"альтернативную социологию". Основные работы: "Надвигающийся кризис западной социологии" (1970); "Диалектика идеологии и технологии" (1976); "Будущее интеллигенции и становление нового класса" (1979); "Два марксизма" (1980) и др. В 1950-х являлся сторонником структурно-функционального анализа (см.), занимался исследованием бюрократических организаций. Испытал влияние идеологов Франкфуртской школы (см.), которое пытался преодолеть, в том числе опираясь на идеи Миллса (см.). В 1960-х выступил с тоталь-

ГОФМАН

пой критикой всей западной социологии, особенно Парсонса (см.).

Г. исходил из того, что вся официальная социология акцентирует свою манипулятивную функцию и состоит на службе у правящих властей, обслуживая обезличенные бюрократические структуры, стремящиеся к искусственному поддержанию равновесия в обществе, что блокирует любые импульсы к изменению. Между тем общество переживает воздействие достижений "третьей революции". По Г., Новое время определялось влиянием результатов "дуалистической революции" - ростом промышленности (индустриальная революция) и переустройством политической жизни (вызванным Французской революцией). Параллельно развертывалась "третья революция" - коммуникативная, начало которой было положено книгопечатанием. Однако долгое время она находилась в тени политических и индустриальных изменений, как бы была средством их осуществления. Отсюда ее определение как "невидимой революции". В настоящее же время возникновение "mass media" и массовое производство недорогих "продуктов культуры" вызвали, по Г., качественные сдвиги во всех областях социокультурной жизни, особенно революционизируя политическую систему, подталкивая ее к реализации идеалов "прямой демократии" и породив "индустрию сознания", вызвавшую "символический взрыв". Суть "третьей революции" - изменения в видении.

В связи с описанием этого процесса Г. пересматривает содержание введенного Миллсом понятия "аппарат культуры" (организации и учреждения науки и искусства и средства, делающие доступными для групп и общества их продукты). Г. разделяет функции создания и "доставки" публике культурных ценностей и благ. Он считает, что под воздействием "аппарата культуры" остается лишь функция производства, и он сам все больше изолируется от общества, замыкаясь в университетских, академических и т.д., институциализированных кругах, не имея собственных мощных средств коммуникативного воздействия. Творцы культуры (как носители критического разума) все больше маргинализируются, становятся политически бессильными. Функция же "доставки" монополизируется "mass media" (индустрией сознания в целом), а соответственно и стоящими за ними "технократами", тесно связанными с политическими кругами и государственным аппаратом. Именно технократы легитимизируют господство последних, с одной стороны, и организуют манипулирование массой, "поставляя ей надежду", с другой. Этим целям служит и подконтрольная официальная социология, однако, согласно Г., это лишь внешние проявления кризиса западной культуры и науки. Глубинное основание - заложенная в них "модель непрямого правления" буржуазии, которая постепенно передала ряд своих функций (прежде всего по производству сознания) исполнителям, бюрократии, ставя себя во все большую зависимость от них. Сама же бюрократия претерпевает параллельную эволюцию от "наказательно-централизованной" (основанной на подчинении иерархии, страхе наказания как основе контроля и не имеющей стимулов к собственной автономной активности) к "представительной" (основанной на принципах профессионализма, ответст-

венности перед делом, а не вышестоящим, корпоративном сотрудничестве и т.д. и почувствовавшей свою автономную силу). Она стала воплощением "технического разума", технической рациональности, эффективной, но и опасной. Технократия сумела потеснить правящие элиты, ориентировать социум на настоящее, а не на будущее, положив конец трансцендентальным надеждам (эре героизма и юношеского энтузиазма). Но она же претендует на монополию производства "видения мира", "обещает одновременно и слишком много, и слишком мало", деморализует активность людей "фактологической прозаичностью" ("рисует Бога серым"), т.е. по сути "умерщвляет культуру". Ей может противостоять социогума-нитарная интеллигенция как новый класс, обладающий культурным капиталом и культурой критического дискурса.

Средством завоевания господствующих позиций для этого нового класса должна, согласно Г., явиться "альтернативная социология", осуществляющая тотальную критику западного общества и занимающаяся поиском путей преодоления его кризиса с помощью "критической рефлексии" (отсюда иное название социологии Г. - "рефлексивная социология"). Позиция социолога в этой связи может быть охарактеризована как антисциентистская, основанная на принципах "участия" в общественной жизни и "вовлеченности" в реализацию собственных проектов.

В.Л. Абушент

ГОФМАНАлександр Бенционович (р. 1945) - российский социолог, специалист в области теории и истории социологии и социологии культуры. Окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института. Доктор социологических наук (1995).

В 1971-1976 - младший научный сотрудник Института социологических исследований АН СССР; в 1976-1989 -младший, старший, ведущий научный сотрудник Института технической эстетики ГКНТ; в 1989-1997 - ведущий научный сотрудник Института социологии РАН. С 1997 - профессор кафедры теоретической социологии Высшей школы экономики - Госуниверситет.

В статье "Обычай как форма социальной регуляции" (1973, в соавторстве) Г. дал функционалистский теоретико-социологический анализ обычая как одной из разновидностей стереотипизированного социального поведения. Обосновал различие трех видов участия социологии в развитии индустриального дизайна: 1) "социология дизайна"; 2) "социология в дизайне"; 3) "социология для дизайна". Осуществил теоретический анализ трех специфических аспектов социально-типической потребности в бытовых вещах для целей проектирования предметной среды, аспектов, выступающих как стадии реализации этой потребности: 1) потребность-состояние; 2) потребность-стремление; 3) потребность-установка. Участвовал в разработке методик формирования ассортимента и проектирования различных групп товаров широкого потребления.

Г. исследовал социологическую теорию моды, основанную на выявлении в структуре этого явления следующих компонентов: 1) модных стандартов и объектов ("мод"); 2)

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

"атрибутивных" ценностей моды (современности, диффузно-сти, игры, демонстративности); 3) "денотативных" ценностей моды, состав которых в принципе может быть самым разным; 4) поведения участников моды.

В работе "Семь лекций по истории социологии" (1995) Г. обосновал критерии (онтологические, эпистемологические, этические, научно-организационные) отнесения тех или иных форм знания к социологии - в сочетании с парадигмальным подходом к истории социологии они позволяют адекватно представлять развитие социологической мысли, не проецируя на него какую-то одну "эталонную" теорию и, вместе с тем, не выходя за пределы собственно социологии. С точки зрения Г., социология исторически возникла как результат конвергенции, соединения в определенное время в определенной точке мирового культурного пространства четырех главных идей: 1) идеи общества; 2) идеи "естественного закона" применительно к обществу; 3) идеи общественного прогресса; 4) вдеи метода. Г. показал историческое формирование этих идей, соединение которых означало переход социологии из фазы "предыстории" в фазу собственно ее истории. Отмеченные принципы и подходы были применены Г. к анализу социологических теорий Конта (см.), Маркса (см.), Дюркгейма (см.), Парето (см.), социал-дарвинистских и расово-антропологических концепций.

В переводе Г. и с его сопроводительными статьями и комментариями в России изданы произведения Э. Дюркгейма (см.), А. Бергсона и М. Мосса (см.).

Г. - автор более 100 научных работ, в том числе "Мода и люди. Новые теории моды и модного поведения" (1994) и др.

ГОФМАН(Goffman) Ирвинг (1922-1982)- американский социолог и психолог. Представитель символического интеракционизма, создал свою версию последнего - драматургическую социологию. Ученик Дж.Г. Мида (см.). Известен прежде всего своей первой работой "Я и маски" (1959), созданной на основе развернутого исследования поведения больных шизофренией, а также работами "Стигма" и "Приюты" ("Тотальные институты"). Социальное взаимодействие трактовал не как складывающееся в интерпретационном по своей природе диалоге-игре (подход Блумера - см.), а как задаваемое образом театральной постановки с заранее заданными функциональными позициями, хотя и постоянно переинтерпретируемыми в ходе взаимодействия.

Центральное понятие концепции Г. - "Я сам" - как "маска", как представленный образ роли, т.е. человек берется в отвлечении от его "телесности", он здесь лишь предлог для предстоящего по "сценарию". Изначально он актер, уже пред-заданный "профессионально", но еще относительно непредсказуемый, "недооформленный" в реальном ролевом взаимодействии. Границы того, что и кого можно представить, задает "сцена" с имеющимся на ней "реквизитом". Результат постановки зависит прежде всего от характера "постановки" (сценария, режиссеров и т.д.), с одной стороны, и поддержки (или неподдержки) действа "публикой" - с другой. Публике в структурировании социального взаимодействия Г. отводятся

доминирующие позиции в "драме", без нее нет театра. Причем актер может "представлять" как совместно с другими (чаще всего), так и сам по себе. Более того, он может стать публикой сам для себя, когда "я" разговаривает со "мной" или с "обобщенным другим". Его "игра" - это скорее сопротивление себе, чем публике. Каждый из элементов подготовки наделен той или иной мерой власти и ролевым образом дистанционно определен в пространстве взаимодействия. Социальная (ролевая) дистанция у Г. - это различение своих ролей и себя самого, что позволяет отделить ролевую и личностную ипостаси и бесконфликтно дискриминировать одну из них. В противном случае возможны два равно нежелательных исхода: или человек запутывается в хитросплетениях жизни, теряя представление об ориентациях и границах, или попадает в категорию психически больных. И, наоборот, чем сильнее способность актера смотреть на себя и свое выступление, умение дистанцироваться от себя самого и занимать, следовательно, рефлексивную позицию, тем выше его социальная компетентность. Отсюда еще два понятия концепции Г.: "честный актер", т.е. не осознающий, что он представляет, и идентифицирующий себя с ролью; "циничный актер", который неидентичен роли и хорошо это осознает. "Честный" при этом не обязательно "хороший", а "циничный" - "плохой", эти понятия вводятся для описания рефлексивно-дистанционных отношений, а не для характеристики морально-нравственной стороны социального взаимодействия. Эти характеристики и параметры театральной постановки рассматриваются Г. как вневременные (константные), что не исключает их специфически культурной окраски и мастерства актеров, развертывающих "перформанс" (представление) жизни. Таким образом, реализуется главная установка драматургической социологии - "изучать не столько людей и мгновения их жизни, сколько мгновения жизни и людей в них".

В.Л. Абушенко

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО- понятие ряда гуманитарных дисциплин, содержание которого охватывает целостную совокупность неполитических и неполитизированных духовных и экономических отношений в обществе. Г.О. -область спонтанной самореализации людей (либо в ипостаси свободных индивидов, либо в виде добровольных их объединений в качестве граждан), защищенная соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. В русле современных трактовок обретение либеральных свобод возможно не в результате дистанцирования общества от государства (наподобие модели посткоммунистической России 1990-х), а путем конституиро-вания надежных и легко доступных для людей каналов взаимодействия между ними: государство трансформируется в самую влиятельную и оперативную организацию по правам человека.

По-видимому, впервые на европейских языках термин "Г.О." был употреблен в 16 в. в одном из французских комментариев к "Политике" Аристотеля. Появление понятия Г.О. практически синхронно формированию оснований европей-

г

ГРАМШИ

ской политической науки обусловило его смысловую многовариантность: термин Г.О. - продукт интеллектуальных усилий (зачастую противоречивых) главных фигур западной политической традиции. Постулированное Августином противоположение "града божьего" и "града земного" (двух видов человеческой общности) являло собой отражение идеи о существовании между людьми водораздела онтологически-мистического порядка. "Град земной" - следствие первородного греха - вместилище "граждан" "града божьего", удостоившихся избирательной милости Бога. Г.О. или "град дьявола" обречен на гибель в результате пришествия божьего града. Символизировавшее в рамках схоластики идею приятия даже несправедливого общественного устройства учение о Г.О. трансформировалось у Гоббса в принцип социального идеала - результата преодоления нечеловеческого первобытного "естественного состояния войны всех против всех". (Руссо, правда, настаивал на том, что переход от дикого состояния к цивилизации, от "естественного состояния" к государственному устройству - нельзя мыслить иначе, чем нисхождение.) Гегель видел в эпохе торжества Г.О. такое положение вещей, при котором люди благодаря участию государства собственным трудом приносят пользу себе и другим. Маркс, не избежавший соблазна осуждения государства-паразита эпохи Наполеона III во Франции, трактовал Парижскую коммуну как восстание пролетариата от имени Г.О. против бюрократической государственной машины. (На немецком языке Г.О. допустимо переводить и как "общество буржуазии" с акцентом именно на этой характеристике.) 1970-е реабилитировали понятие Г.О. в ряде значимых течений европейского интеллектуализма. Понятие Г.О., концептуально значимое и для либералов, и для ортодоксальных марксистов, по-прежнему активно используется противниками инициируемого современными политическими элитами Европы процесса перманентного нивелирования социальных различий в обществе.

А.А. Грицанов

ГРАМШИ(Gramsci) Антонио (1891-1937) - итальянский философ, политолог, социолог, политический деятель. В 1911-1915 учился в Туринском университете, откуда ушел по болезни. Занялся журналистикой. Сотрудничал в изданиях социалистов: газете "Аванти!" (с 1915 - член редакции туринского издания) и еженедельнике "Гридо дель пополо". Испытал воздействие идей итальянского неогегельянства (Кроче и Джентиле), был сторонником идей "сардинизма" (освобождения острова Сардиния от гнета "пришельцев с континента"), увлекся марксистским социализмом. Г. ставил перед собой задачу "корректировки" марксизма, интерпретируемого им как "экономический детерминизм", с позиций культурной и исторической проблематики. С 1913- в Итальянской социалистической партии (ИСП). Во время и после Первой мировой войны происходит радикализация его взглядов: вошел в "революционную фракцию непримиримых" (1917), стал одним из организаторов (совместно с П. Тольятти, У. Террачини и А. Тоской) нового еженедельника "Ордине нуово" (1919), был одним из идеологов движения фабрично-заводских сове-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.