Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, 12 глава





В варианте II у с, разработанном Э Круллем (Эстония), требование полного усвоения применяется не ко всему уч материалу, а лишь к необходимому минимуму знаний и умений, диагностич контроль ограничивается двумя попытками, после чего учащиеся, не достигшие оси целей обучения, допускаются к изучению последующего уч материала Предусматриваются и спец развивающие задания, дополнит у ч работа, допускается уточнение и перераспределение уч времени (тем самым предотвращается перегрузка учащихся)

П у с широко распространена за рубежом В США она охватила ряд шк

округов и применяется в работе с учащимися разного возраста, в основном с 1-го по 8-й класс (наиб, эффект — в 5—8-х кл.). Имеется опыт использования П. у. с. в ст. классах ср. школы, колледжах и унтах. Эксперименты ведутся также в школах Австралии, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Индонезии, Юж. Кореи и др. 90% исследований подтверждают эффективность П. у. с.

Лит.: К ларин М. В., Пед. технология в уч. процессе, М., 1989; Bloom B. S., Leaming for mastery, «Evaluation Comment», 1968, № 2; его же, All our children learning, N. Y. — [a. o.], 1981; Carroll J. В., А model of school learning, «Teachers College Record», 1963, v. 64; Evaluating instructional Systems, «Educational Product Report», 1974, v. 7, №58; Block J. N., Ander son L. W., Mastery learning in classroom instruction, N. Y. — L., 1975. M. В. Кларин.



 

ПОЛОВИНКИНАлександр Александрович [31.10(12.11). 1887, г. Алатырь, Чувашия, — 28.7.1955, Ленинград], географ, методист, ч.-к. АПН РСФСР (1945), дер геогр. наук (1943), проф. (1921). Окончив естеств. отделение физ.-мат. ф-та Казанского ун-та (1912), преподавал в Казанском коммерч. уч-ще. С 1921 вёл н.-и, и преподават. работу в Иркутском ун-те (1920—21), Читинском ин-те нар. образования (1921—23), Дальневосточном ун-те (1923—30) и пед. ин-те (1930—32). С 1932 в Москве. В 1934—54 работал в МГПИ им. В. И. Ленина (проф., зав. кафедрой, декан геогр. ф-та). Разрабатывал вопросы физико-геогр. характеристики Сибири и проблемы методики преподавания географии, пропагандировал графич. метод преподавания географии. Автор учебников, уч. пособий для вузов и метод, руководств для учителей ср. школы. Совм. с А. С. Барковым составил стабильный учебник по физ. географии для 5-х кл. (1935, 195115).

Соч.: Методика географии, М., 1939 (совм. с В. А. Грузинской); Методика географии, М., 1939 (соавт.); География и родная природа, М. — Л., 1949; География и рисование, M., 19553; Методика преподавания физ. географии, M., 19533; Физ. география, М., 1959.



Лит.: Памяти А. А. Половинкина, VIII, 1955, № 5. С. Г. Степанов

 

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ, комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребёнка, направленных на приобщение его к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в обществ, и личной жизни. П. в. в широком смысле совпадает с процессом половой социализации — тех направленных и спонтанных воздействий, к-рые способствуют формированию мужчины и женщины во всём многообразии их психол. и физиол. особенностей. В узком смысле П. в. понимается как подготовка ребёнка к сексуальной жизни, гл. обр. за счёт передачи ему соответствующей информации (сексуальное просвещение).

В истории человечества существовали разл. подходы к П. в. В архаич. традиционных обществах П. в. выступало неотъемлемой частью общей социализации я обеспечивалось спец. социальными

институтами: подготовкой детей и подростков к половой жизни занимались ст. члены рода, обладавшие спец. полномочиями и знаниями. В разные ист. эпохи и у разных народов своеобразие форм и методов П. в. определялось множеством специфич. экономических, социальных, культурных и релит, факторов. Совр. подходы к проблемам П. в. также отличаются разнообразием. Польск. педагог и социолог М. Козакевич, обобщив многолетний опыт П. в. в странах Европы, выделил 3 гл. стратегии — рестриктив-ную (ограничительно-охранительную), пермиссивную (разрешительно-либеральную) и стратегию «золотой середины». Рестриктивная стратегия противоречит общему духу совр. воспитания и, как любая пед. стратегия, основанная на запретах, малоэффективна. Пермиссив-ная недооценивает возрастные особенности воспитуемых, возлагая бремя ответственности на ещё не сформировавшуюся личность; она также не учитывает особенности традиц. культуры народов. По мнению Козакевича, с к-рым согласны и ведущие рос. специалисты, оптимальной является стратегия «золотой середины»; она наиб, теоретически обоснована и даёт лучшие результаты.



В действительности П. в. совр. детей и подростков осуществляется стихийно, необходимая информация черпается ими из неравноценных и противоречивых источников. Важным источником полового просвещения выступают родители, однако эта роль ими, как правило, недостаточно осознаётся и исполняется в рамках малоэффективной рестриктивной стратегии. Опросы обществ, мнения показали, что гл. задачу родители видят в предотвращении нежелательных последствий сексуального опыта, тем самым расценивая сексуальность как враждебную силу, требующую подавления. Взрослеющих детей такой подход не устраивает, и они обращаются к иным источникам, важнейшим из к-рых выступают более сведущие сверстники и старшие товарищи. Однако информация, поступающая по этому каналу, во многом недостоверна. Именно этим путём из поколения в поколение передаются ложные стереотипы, предрассудки и мифы о мужской и женской сексуальности.

Важный канал полового просвещения — средства массовой информации, к-рые могут обеспечить высокий проф. уровень, массовость, наглядность, воз-

можность индивидуального выбора. Но широкое использование этого канала в целях П. в. затруднительно: не все материалы приемлемы для массовой публикации и демонстрации, особенно в многонациональной стране; трудно также достичь попадания информации по точному адресу — детям и подросткам определённого пола, возраста, уровня подготовленности.

По мнению специалистов, наиб, эффективно П. в. может быть осуществлено в рамках соответствующих просветительных программ в образоват. учреждениях. Однако до сер. 90-х гг. в России система таких мероприятий практически не налажена. Этому препятствует распространённое мнение, что целенаправленное сексуальное просвещение развращает детей и подростков и провоцирует их на нежелательное поведение. Опыт стран, где подобные программы осуществляются, показывает несправедливость такого мнения. Установлено, что сексуальное просвещение не провоцирует раннее начало половой жизни. Наоборот, оно обеспечивает усвоение детьми и подростками достоверных сведений и здоровых установок в сфере половых отношений. В результате значительно снижаются показатели внебрачной беременности, венерич. заболеваний, преступлений на сексуальной почве.

В 90-х гг. в России наметились тенденции преодоления упущений в области П. в. В 1995 Мин-во образования в ряде школ ввело эксперим. курс сексуального просвещения, к-рый планируется распространить на все образоват. учреждения. Оформляется сеть консультативных служб и центров, призванных способствовать сексуальному просвещению детей и подростков.

Лит.: Исаев Д. Н., Каган В. Е., Психогигиена пола у детей, Л., 1986; и х ж е, Половое воспитание детей, Л., 19882; Ковалев С. В., Пол и психология воспитания, в его кн.: Психология совр. семьи, М., 1988; Каган В. Е., Родителям о половом воспитании, М., 1989; его же, Воспитателю о сексологии, М., 1991; К о и И. С., Психосексуальное развитие и взаимоотношения полов, в его кн.: Психология ранней юности, М., 1989; его же, Вкус запретного плода, М, 1992; Bruess С. E., Greenberg J. S., Sexuality education: theory and practice, Madison (WI), 19943. И. С. Кон.

ПОЛОВЦОВВалериан Викторович [29.5(10.6).1862, с. Спасское, ныне в Новгородской обл., — 17.11.1918, Петроград], педагог, методист-естественник. Окончив физ.-мат. ф-т Петерб. ун-та (1888), был оставлен при кафедре физиологии растений для науч. работы. Занимался фитопатологией, а позднее вопросами дыхания у растений. Пед. деятельность начал в 1896: преподавал ботанику, методику естествознания в Жен. пед. ин-те, в Тенишевском уч-ще, на разл. курсах, в т. ч. при Пед. музее воен.-уч. заведений; зав. кафедрой ботаники Новороссийского ун-та (1909—15).

Наибольшую известность как педагог-методист П. приобрёл, работая в Петерб.

биол. лаборатории (осн. в 1894 П. Ф. Лес-гафтом). В 1901, когда встал вопрос о восстановлении в школах преподавания естествознания, П. выступил в защиту этого уч. предмета и пропагандировал актуальные методы его преподавания. В 1907 П. основал Об-во распространения естеств.-науч. образования (ОРЕО) и журнала по методике естествознания «Природа в школе». Автор первой методики естествознания в России «Основы общей методики естествознания» (1907, 19254). Эта книга, основанная на взглядах К. Д. Ушинского и А. Я. Герда, определила постановку преподавания естествознания в передовых рус. школах. П. рекомендовал строить преподавание на самостоят, практич. занятиях, экскурсиях и др. приёмах самодеятельности учащихся; обосновал т. н. биол. метод обучения — изучение строения живых организмов на основе связи с окружающей средой.

Соч.: Избр. пед. труды, М., 1957.

Лит.: Райков Б. Е., В. В. Половцов, его жизнь и труды, М. -Л., 1956 (библ.).

Б. Е. Райков.

 

ПОЛЬЗА, ценностное понятие, отражающее положит, значение предметов и явлений в их отношении к чьим-либо интересам; в более строгом смысле — характеристика средств, необходимых для достижения заданной цели. Нечто признаётся полезным, если: а) отвечает чьим-то интересам, б) обеспечивает достижение поставленных целей, в) позволяет получить результаты, близкие этим целям (способствует успешности действий) и г) с наименьшими затратами (способствует эффективности действий). Как и др. ценности практич. сознания (успех, эффективность, целесообразность, преимущество и т. п.), П. представляет собой относительную ценность в отличие от высших ценностей (добра, прекрасного, истины, совершенства). П., как правило, связывается с богатством, властью, наслаждением, здоровьем, навыками и умениями, трудом. Принятие П. в качестве ценностной ориентации порождает серьёзные нравств. противоречия в том случае, когда П. трактуется как благо вообще или как моральное добро.

В исторически раннем или неразвитом (т.е. внутренне недифференцированном) ценностном сознании понятие П. исчерпывается значением удовлетворения жизненных потребностей. Во всех дока-питалистич. обществах стремление к П., как и к наживе, осуждалось. Наиб, ценными признавались блага, доставшиеся в наследство, в результате дара или благодеяния, по случаю. Развитие товарного произ-ва и денежного х-ва определило формирование иных ценностных ориентации; в рамках экономических, вещных отношений П. — приоритетная ценность, ключевой принцип деятельности. Наиб, типичным выражением пользо-ориенти-рованной деятельности является предпринимательство, направленное на достижение прибыли посредством произ-ва товаров и предоставления услуг, к-рые,

во-первых, необходимы обществу в лице разл. частных потребителей и, во-вторых, способны конкурировать с аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми др. производителями. Т. о., принцип П. проявляет всеобщую взаимозависимость человека как носителя частного интереса с др. людьми и, следовательно, его сориентированность на общественно значимые ценности. В рамках отношений пользования (как взаимопользования) сориентированный на П. индивид видит цель в себе, а в других лишь средство; однако, нуждаясь в товарах и услугах, к-рыми обладают другие, он вынужден вступать в обмен с ними, предлагая то, чем владеет сам, иными словами, он сам предстаёт в качестве средства для удовлетворения чужих целей. С возрастанием правового регулирования экон. отношений в капиталистич. обществах, в особенности с сер. 20 в., негативные стороны обществ, отношений, основанных на взаимопользовании и конкуренции, существенно ограничиваются.

Нравственно-гражд. значение принципа П. определяется тем, что он позволяет установить масштаб обществ, значимости индивидуального поведения и тем самым ограничить эгоистич. своеволие. Не случайно, именно на основе отношений взаимопользования появляется реальная возможность для провозглашения равенства, свободы, справедливости как высших целей обществ, развития. Вместе с тем абсолютизация принципа П., меркантильность разрушают духовные и нравств. основы жизни и препятствуют совершенствованию человека, к-рое возможно лишь на основе бескорыстного и милосердного отношения человека к др. людям. Р. Г. Апресян. ПОЛЬША (Polska), Республика Польша, гос-во в Центр. Европе. Пл. 312,7 тыс. км2. Нас. 38,2 млн. чел. (1991), св. 98% — поляки. Офиц. яз. — польский. Столица — Варшава.

Достоверные свидетельства о школах у поляков относятся к периоду после принятия христианства (966), когда при первых монастырях бенедиктинцев в Менд-зыжече, Тынце и др. учреждены уч-ща. В них преподавали и вели богослужение на старослав. яз. На рубеже 12—13 вв. уже действовала система монастырских и соборных школ. В 13 в. их насчитывалось 28; крупнейшие — в Кракове, Познани, Вроцлаве. В соответствии с пост. 6-го Латеранского собора (1215) по решению Синода в Ленчице (1257) на польск. землях стали открываться приходские школы при костёлах. В кон. 13 в. во главе приходских школ ставились священники, хорошо владевшие польск. яз. и умевшие излагать на нём произведения лат. авторов.

Полит, объединение польск. земель (14—15 вв.) и рост городов привели к существ, увеличению числа уч. заведений и их распространению вне городов и монастырей. Школы открывались с разрешения епископов, но содержались за счёт мещан и др. В гор. школы учителя

назначались муниципалитетами. Чаще всего учителями становились странствующие монахи или школяры. В Познани, Кракове и др. крупных центрах по содержанию уч. программ отд. гор. школы сближались с соборными. Во мн. гор. школах помимо традиц. предметов ср.-век. образования стали преподаваться арифметика и землемерное дело, ведение деловой переписки, документации и т. п.

Важным этапом в распространении просвещения в П. стало учреждение первой в П. высшей школы — академии в Кракове в 1364. Вскоре после создания академии стало расти число внешних монастырских школ. Реорганизованная в нач. 15 в. (в правление Владислава Ягай-ло) по образцу Сорбонны академия получила назв. Ягеллонского ун-та, ставшего одним из культурных центров Европы, средоточием польск. науки и образованности.

В эпоху Возрождения под влиянием идей гуманизма, возрастали образоват. потребности польск. молодёжи из шляхетской, городской и мещанской среды. Выходцы из знатных семей имели возможность получать образование в ун-тах Зап. Европы. В самой П. росло число приходских школ: если в сер. 15 в. их было ок. 250, то в нач. 16 в. — св. 600. Распространение книгопечатания в Кракове и др. городах способствовало подъёму интереса к образованию. Религ. и светские книги выходили не только на лат. и польском, но и на древнерус. языке.

Социальные условия для просвещения крест, молодёжи не были благоприятными. Пётрковский статут (1496), узаконивший в интересах шляхты прикрепление крестьян к земле, ограничил также доступ крест, детей к образованию. Для дворян расширялась система ср. школ; в 1519 в Познани была открыта коллегия с академия, классами (т. н. Академия Любраньского), получившая известность в 30-х гг. 16 в.

В период Реформации на терр. П. открылись протестантские школы, в к-рых, в отличие от распространённых здесь ранее церк. школ, нач. обучение велось на польск. языке. Стали шире издаваться польск. учебники и уч. программы. Были осн. первые в П. гуманистич. гимназии в Эльблонге (1555), Гданьске (1558), Торуни (1568); в двух последних имелись академич. классы, дававшие подготовку для продолжения образования в ун-тах. Протестантские ср. школы возникли и в др. городах с польск. населением: Рави-че, Вильне, Здунской Воле. Войны П. (с Моск. гос-вом, другие — религ. и династические) привели к упадку шляхетской культуры и вызвали кризис образования, последствия к-рого ощущались в течение 16—17 вв.

В Речи Посполитой (с 1564) избиравшиеся шляхтой короли покровительствовали католицизму. При Стефане Бато-рии (1575—86) польск. города были разделены на королевские (с самоуправлением) и частновладельческие. Это неблагоприятно отразилось на общем состоянии гор. культуры и ремёсел. Протестанты были изгнаны из городов, их уч. заведения закрыты.

В 1594 Ян Замойский основал гуманитарную академию в Замостье, просуществовавшую до 18 в. Продолжала действовать Академия Любраньского. Образование в городах, как правило, ограничивалось программами приходской школы, т.е. заучиванием молитв, чтением катехизиса. Развитие сети уч. заведений к кон. 16 в. происходило за счёт иезуитских ср. школ (см. Иезуитское воспитание, Коллегии), переросших затем в высшие уч. заведения (напр., Ун-т в Вильне, 1579).

Ко 2-й пол. 17 в. мн. достижения пед. практики иезуитов оказались утраченными. Гуманистич. традиции образования продолжали кальвинистские братские школы, а также школы в монастырях и колониях чеш. и польск. братьев (ариан, социниан). В одной из школ чеш. братьев (в Лешно, ныне р-н Варшавы) работал Я. А. Коменский. Среди польск. братских школ выделялась т. н. Ракувская академия (1602—38). В 40-х гг. 17 в. активную деятельность в П. развернул орден пиаров, члены к-рого давали обет безвозмездного обучения юношества и стремились создать широкую сеть нач. школ.

В нач. 18 в. процесс развития нац. культуры продолжался под знаком идей европ. Просвещения. Центром польск. Просвещения постепенно становилась Варшава. Здесь член ордена пиаров С. Конарский осуществил в сер. 18 в. крупную образоват. реформу, ввёл в программы пиарских школ изучение польск. и иностр. языков (преподавание осуществлялось на латыни), сделал обязательным изучение естеств. и точных наук, географии, нац. и всемирной истории. Под руководством Конарского создана Collegium Nobilium (1740), уч. заведение для подготовки высших гос. чиновников Речи Посполитой. В Варшаве был осн. (1765) шляхетский кадетский корпус, первое польск. светское уч. заведение. Открылась для обществ, пользования Б-ка Залусских (осн. в 1747; с 1780 Гос. публичная б-ка). Станислав Август Понятов-ский, А. Е. Чарторыский и др. польск. политики считали эти меры частью широкой программы преобразований, призванных вывести П. на уровень крупных европ. гос-в. Реформу собственно шк. дела осуществила Эдукационная комиссия, заложившая в 1773—95 основы польск. гос. образовательной политики. Была устранена монополия иезуитов на образование, создана преемственная система нац. уч. заведений, в них введены основанные на пед. принципах системы обучения. Реформы комиссии оказали глубокое воздействие на развитие образования в П., проявлявшееся в течение последующих десятилетий. Если в 1772 в коронных землях П. было всего 120 приходских школ, то в 1792 — св. 1,5 тыс. разл. уч. заведений, среди к-рых заметное место занимали государственные средние. Реорганизации подверглись и традиц. польск. центры высш. образования — Ягеллонский (1777—83) и Вилен-ский (1771) ун-ты.

Потеря независимости в результате трёх разделов П. тяжело отразилась на образовании. На терр., аннексированной Пруссией, уже после первого раздела (1772) проводилась политика германизации шк. дела, развёрнутая в ходе колонизации с.-х. и лесных земель нем. населением. На этих землях открывались нач. школы по образцу прусских (основные, 3 года обучения). Для польск. крест, детей оставались доступными гл. обр. приходские школы. Гор. дети учились в межконфессиональных школах с обязат. курсом нем. языка. Для шляхетской молодёжи в Хелме осн. (1774) кадетская школа, готовившая к прус. воен. службе. После третьего раздела П. (1795) под прус, управлением оказались регион Варшавы и сложившаяся здесь шк. система (св. 450 школ, в т. ч. для нем. поселян — 200). Варшавское об-во друзей наук (осн. в 1800), объединившее мн. деятелей польск. культуры, способствовало организации в 1804 в Варшаве Королевского лицея (св. 400 учащихся всех вероиспове-дований). С 1805 лицею подчинялись все заведения Варшавского герцогства.

После Венского конгресса (1815) на зап. польск. землях прус, власти основали т. н. Великое княжество Познан-ское. В 1819 в нём было св. 980 школ, в т. ч. св. 400 польских и св. 560 немецких. В период усиленной (20-е гг.) германизации в Познани сохранилась только одна ср. школа. Преподавание на польск. языке велось только на нач. ступени. В гимназиях польск. язык был необязательным предметом. В 1834 гимназия в Познани разделилась на немецкую и польскую.

После польск. восстания 1830—31 многие двуязычные школы Верхней Силе-зии, Померании, Познанского княжества переведены на обучение на нем. яз. Лишь в 1842 преподавание на польск. яз. разрешено во всех классах сел. школ, но в городских и в гимназиях оставлено только на нач. ступени. В период «Куль-туркампфа» (борьба пр-ва Бисмарка с католич. церковью, 70—80-е гг.) ср. школы полностью германизованы, ограничено использование польск. яз. в нач. школе (в сер. 80-х гг. разрешены его частные уроки во внеучебное время); преподавание закона Божьего допускалось только на нем. яз., что вызвало волну т. н. шк. забастовок, особенно крупных в нач. 20 в. В 1911 на польск. землях под прус, управлением работало св. 5,3 тыс. нач. школ. Активно действовали Познанское об-во нар. просвещения (1872—78), Об-во нар. читален (с 1880) и др. Борьба с насильств. насаждением иностр. школы привела к культурной консолидации неск. поколений поляков.

На терр., отошедшей к Австрии, было введено всеобщее нач. обучение (в соответствии с планом И. И. Фельбиге-

ра) в 3-классных элементарных школах; в городах предусматривались главные школы с несколько расширенной уч. программой. Лишь во Львове имелось (единственное в Галиции) уч. заведение, дававшее образование, близкое к австр. среднему, — Ossolineum (осн. в 1817). Его выпускники становились преподавателями главных школ, при к-рых организовывалась и подготовка учителей нач. классов. Языком обучения был немецкий, в средней и высшей школе — латынь (офиц. язык Австро-Венгрии). Системой школ ведал краевой шк. совет, уделявший внимание гл. обр. нач. обучению: число школ медленно росло (2,5 тыс. в 1869; св. 3,5 тыс. в 1890); они охватывали не более 20% польск. детей соответствующего возраста. После 1848 стали открываться уч. заведения для словаков, русинов и др. Действовали Львовский и Ягеллонский (Краковский) ун-ты. Лишь в 70-х гг. 19 в. в них разрешено преподавание на польск. языке. В Кракове были открыты также Академия изящных иск— в (1873), Высшая торг, школа (1882), консерватория (1888), Горная академия (1913), во Львове — Политехн. ин-т (1877), консерватория (1880), Вет. академия (1881)и др.

На терр., отошедших к Российской империи, — в Королевстве Польском (Царстве Польском) — в наибольшей степени сохранились образоват. традиции, внедрённые в польск. общество Эдукационной комиссией. После Венского конгресса началось восстановление уч. заведений, пострадавших от воен. действий 1813—14. В кон. 1815 в Царстве Польском имелось 845 школ, в них было 29 тыс. учащихся и св. 1 тыс. учителей. Руководителем ведомства просвещения на терр. был назначен С. Потоцкий (до 1821), продолжавший политику развития гос. уч. заведений, в к-рых могли учиться представители разл. конфессий. По инициативе видных деятелей нац. культуры и при поддержке Потоцкого осн. Варшавский ун-т (1816), открылись Марымонтский с.-х. ин-т (1820), лесная школа (1818), кадетский корпус в Калише (ведёт историю с 1804), приготовит, школа для поступления в Политехн. ин-т (1826).

В нач. 20-х гг. 19 в. из опасений перед нараставшими освободит, тенденциями в польск. обществе власти сократили число нач. школ, увеличили плату за обучение в гос. уч. заведениях. В ср. школах программы сокращены (исключена, напр., всеобщая история).

После польск. восстания 1830—31 в Царстве Польском упразднён Гос. совет, но введено огранич. самоуправление. Польский остался языком преподавания в школах, но эмиграция значит, части интеллигенции негативно отразилась на состоянии образования. В 1831 закрыт Варшавский ун-т. Возможности получения поляками высшего образования сузились с закрытием (1831) Виленского ун-та и Кременецкого лицея (осн. в 1805). По шк. уставу 1833 учреждён (в 1839)

Варшавский уч. округ, чиновники к-рого активно внедряли в гимназиях и др. уч. заведениях рос. уч. программы. Рус. язык стал обязательным предметом в школах. Высш. образование стало возможным только в рус. ун-тах (ближайший был открыт в 1839 в Киеве). В 1840 принят новый шк. устав. В результате к 1860 число нач. школ сократилось до 1 тыс. (в 1850 — 1,4 тыс.). В 1836 в Варшаве осн. первый в П. дет. сад. В 1857 в Варшаве учреждена Медико-хирургич. академия.

В 1861 царским указом восстановлен Гос. совет, взявший на себя управление гражд. жизнью. С созданием (1861) независимого от рос. МНП ведомства обществ, просвещения Царства Польского (руководитель А. Велепольский) открылись перспективы совершенствования нац. системы образования. Было разрешено открытие след. уч. заведений: Главной школы (быв. Варшавский ун-т), Политехн. ин-та, лесной и с.-х. школ в Пулаве (1862). По шк. уставу 1862 нач. школа должна была стать общедоступной. Интерес к получению образования повысился у сел. молодёжи после указа Александра II (1864) о наделении крестьян Царства Польского землёй. Ср. школы делились на повятовые (уездные) и гимназии. После 4 лет обучения в повя-товой школе ученики могли поступать в 7-летние гимназии, в приготовит, школы (всего 7) по разл. профилям деятельности, а также на пед. курсы (5). Выпускники гимназий могли поступать в вузы. Воссоздание нац. образоват. системы было прервано восстанием 1863 и последовавшими репрессиями.

В 1867 восстановлен Варшавский уч. округ. В кон. 60-х гг. 19 в. он охватывал св. 1600 нач. школ, в т. ч. св. 1100 польских, св. 220 немецких, ок. 30 литовских, ок. 20 еврейских (всего св. 100 тыс. учащихся), 58 полных и неполных ср. уч. заведений, в т. ч. 36 гимназий, прогимназий и реальных уч-щ с преподаванием большинства предметов (кроме рус. яз., словесности, истории и географии) на польск. языке (всего 7,5 тыс. учащихся), а также гимназий и прогимназий с обучением на русском (9 — для греко-католи-ков, 4 — для литовцев, 7 — смешанных) и немецком (2) языках. В 1885 число нач. школ составило уже 3,5 тыс., но 90% их было одноклассными. Преподавание в Главной школе в Варшаве и др. вузах переведено целиком на рус. яз., Политехн. ин-т преобразован в техн. школу (восстановлен в 1897). За 20 лет (1874- 94) численность учащихся значительно уменьшилась, увеличилась численность неграмотного населения. Деятели польск. культуры и духовенства стали создавать польск. частные школы: в 1888 их было св. 260, в 1905 — св. 500. Широко распространились' тайные школы, охватившие, по нек-рым данным, до V3 населения. В 1892—1905 действовал офиц. запрет на тайное обучение. Значит, культ.-просвет, деятельность вели Варшавское науч. об-во и др.

С созданием независимого польск. гос-ва (1918) встала задача организации единой нац. системы образования. На терр., объединившихся в составе Польской Республики, 92% школ было одноком-плектными, только 6% школ работало в специально построенных зданиях. Шк. обучением было охвачено 47% детей соответствующего возраста. Среди учителей только '/з имела специальную пед. подготовку.

В 1919 начата реорганизация образоват. системы, направленная на расширение охвата детей школой и преследовавшая задачу ввести 7-летнее нач. обучение. По уставу 1922 организация полной средней или начальной школы ставилась в зависимость от числа детей на данной шк. территории. Несмотря на значит, трудности, переживавшиеся страной, сеть нач. школ стала расти, число детей, проходивших нач. обучение, увеличилось с 66% в 1921 до 96% в 1928. Вместе с тем уч. и воспитат. программы создававшейся 7-летней школы и гимназии (сроки обучения от 2 до 4 лет на базе 6-летней школы) не были преемственными, что требовало от желавших продолжать образование в ср. школе дополнит, подготовки. В 1925 П. заключила конкордат с Ватиканом, в соответствии с к-рым шк. обучение религии становилось обязательным; общедоступные школы всё более приобретали характер конфессиональных.

После нескольких малоуспешных попыток образоват. реформ сейм в 1932 принял новый шк. закон. Вводилось обя-зат. шк. обучение детей в течение 7 лет; местным органам управления образованием было разрешено сокращать срок обязат. обучения по своему усмотрению в зависимости от реальных условий. Нач. обучение стало возможным по 3 вариантам: в 4-классных (в 1-м и 2-м кл. по 1 году, в 3-м — 2 года, в 4-м — 3 года); в

6-классных (дополнит. 2 года) и 7-класс-ных школах. Поступать в ср. школу можно было только по окончании 6- или

7-классных школ. Соответственно организовывались гор. или сел. школы. Срок обучения в ср. школе сокращался с 8 до 6 лет. В ней выделялись степени: гимназическая (4 года обучения по общеобразо-ват. предметам) и лицейская (2 года по определённым предметам). Со средними общеобразоват. уч. заведениями были уравнены проф. школы, также получившие назв. гимназий. Для подготовки учителей вместо 5-летних курсов созданы пед. лицеи (3 года обучения после гимназии, 2 года — после лицея). В 1937 из общего числа школ 73% составляли школы 1-го цикла (4 года). Уровень всеобуча достигал 80%.

В годы 2-й мировой войны польск. школа оказалась почти полностью уничтоженной; погибло 30% учителей и науч. работников, занятых в уч. заведениях всех ступеней (в 1939 было 99 тыс. учителей); разрушено 60% шк. зданий. В т. н. Генерал-губернаторстве (1939—44) просвещение ограничивалось нач. и низ-

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.