Сделай Сам Свою Работу на 5

Современная система образования. 26 глава





Образ «запрограммированного человека», оформившийся в разных сферах человекознания, определяет представления о Л. в социобиологии (развитие человека как развёртывание генетич. программ), бихевиоризме, рефлексологии и необихевиоризме (развитие человека как обогащение рефлекторных программ поведения), социологических и социаль-но-психол. ролевых концепциях Л. (поведение как разыгрывание усвоенных в ходе социализации ролевых программ и сценариев жизни). Если трактовка Л. в психологии и педагогике основывается на образе «запрограммированного человека », то пед. воздействие так или иначе сводится к удачному подбору стимулов и подкреплений, на к-рые должны послушно реагировать живые социальные автоматы.

Образ «человека-деятеля» — основа для построения культурно-ист, психологии, системно-деятельностного подхода к пониманию Л., гуманистич. социального психоанализа и экзистенциальной ло-готерапии. Если концепции Л. исходят из образа «человека-деятеля», то Л. понимается как субъект ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению целей и отстаивающий своими деяниями тот или иной социальный образ жизни, а в центр пед. процесса ставится поиск оптимальных форм организации совместной деятельности и общения между людьми.



От образов человека в культуре и науке зависят как конкретные действия по отношению к Л., так и теоретич. схемы анализа развития Л. Преобладание в психологии Л. образов «ощущающего человека», «нуждающегося человека» и «запрограммированного человека» во многом обусловили реальный факт несовпадения индивида, Л. и индивидуальности и обособленное становление биогенетической, социогенетической и персоногене-тической ориентации человекознания.

В центре внимания представителей био-генетич. ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определёнными антропогенетич. свойствами (задатки, темперамент, биол. возраст, пол, тип телосложения, нейро-динамич. свойства мозга, органич. побуждения и др.), к-рые проходят разл. стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат преим. приспособит, процессы организма, к-рые изучаются в таких науч. областях, как психофизиология индивидуальных различий, психогенетика, психосоматика, нейропсихология, психоэндокринология и сексология.



Представители разных течений социо-генетич. ориентации изучают преим. процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются гл. обр. в социальной психологии, этнопсихологии, ист. психологии.

В центре внимания персоногенетиче-ской ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества Л., формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений Л. связана общая психология Л., разные аспекты к-рой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитич. психологии и гуманистич. психологии.

В обособлении биогенетич., социогене-тич. и персоногенетич. направлений проявляется метафизич. схема детерминации развития Л. под влиянием двух факторов- среды и наследственности. В рамках системно-деятельностного ист.-эволюц. подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития Л. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития Л., к-рые в процессе жизненного пути могут стать продуктом этого развития.



Социальная среда также представляет собой источник, питающий развитие Л., а не «фактор», непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, социальная среда несёт те обществ, нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с к-рыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития Л. выступают совм. деятельность и общение, посредством к-рых осуществляется движение Л. в мире людей, приобщение её к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идёт самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей обществ.-ист. опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».

В рамках системно-деятельностного подхода Л. рассматривается как относительно устойчивая совокупность психич. свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей, где взаимоотношения в группе могут трактоваться как носители Л. её участников; «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности др. людей. Индивид в своём развитии испытывает социально обусловленную потребность быть Л. и обнаруживает способность стать Л., реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как Л.

Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в Л. исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребёнка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребёнка всегда опосредова-

на взрослыми, направляется ими. Тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии Л. Опираясь на то, чем ребёнок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения.

Развитие Л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов. Деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, к-рые складываются у человека с наиб, референтной группой (или лицом), является определяющим фактором развития Л.

В общем виде развитие Л. может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социальную среду и интеграции в ней. В том случае, если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как Л. Первая фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до нек-рой степени уподобление индивида др. членам этой общности. Вторая фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к макс, персона-лизации. Третья фаза — интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, к-рые способствуют её развитию и тем самым развитию его самого как Л. В случае, если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляции Л., либо её вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии её развития.

Если индивиду не удаётся преодолеть трудности адаптац. периода, у него могут складываться качества конформности, зависимости, робости, неуверенности. Если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию негативизма, агрессивности, подозрительности. При успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой общности у индивида формируются гуманность, доверие, справедливость, требовательность к себе и другим и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в разл. группы многократно воспроизводится, соответствующие личностные новообразования закрепляются, складывается устойчивая структура Л.

Срлиддшая-среда, «социальнгщ__с. жуа-ция___раавития» (Л. С. Выготский), в к-рой происходит возрастное развитие Л., динамична.. Тип развития Л. определяется тем типом группы, в к-рой она интегрирована.

Л. формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. В раннем возрасте это семья. В дошкольном и младшем ШК. °"Т'""Г''~^ТГ' преим. пррггтца fftHfiTP яг-гпггяятт. ид (группа дет. сада, шк. класс). В них педагог становится наравне с родителями референтным лицом, взаимоотношения с к-рым опосредствуются совм. деятельностью и определяют развитие Л. ребёнка. В подростковом возрасте это коллективы илипросоциальныйассоциации cjäejgcr-ников, чья референтность для Л. ст. школьников становится особенно высока, но в отд. случаях и асоциальные ассоциации. В юношеском возрдг. тр. это цщшв-ые коллективы либо — при серьёзных дефектахвоспитания — корпоративные группы.

Особое значеди£_цирд£сс развития Л. йриобретает веотЁозесиме} раннем юношеском возрасте, когда подросток или юноша начинает выделять себя ^ кячретдр объекта самопознания и, самовоспитания. Первоначально оценивая "~ок"ружающП5^ он использует опыт подобных оценок, вырабатывая самооценку, к-рая становится основой самовоспитания. Но потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психол. качеств) не может быть отождествлена с уходом юноши в мир внутр. переживаний. Рост самосознания, связанный с формированием таких качеств Л., как воля и моральные чувства, способствует возникновению стойких убеждений и идеалов. Потребность в самосознании и самовоспитании порождается прежде всего тем, что юноша должен осознать свои возможности перед лицом тех изменений в его жизни, к-рые принесёт в ближайшем будущем трудовая деятельность. В случае, если между уровнем потребностей развивающейся Л. и её возможностями наблюдается существ, расхождение, возникают острые аффективные переживания.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значит, роль играют суждения др. людей, и прежде всего оценка юноши родителями, учителями и сверстниками. Это предъявляет серьёзные требования к пед. такту родителей и педагогов, требует индивидуального подхода к каждой развивающейся Л. Учитывая своеобразие Л. учащегося, педагоги планируют конкретную систему воспитательных воздействий, успешность к-рых во многом зависит и от Л. педагога. -Важную роль в развитии Л. играет Гкрллектше. Воспитание Л. осуществляет-ся, ""тг частности, путём воздействия на коллектив, организации его самодеятельности посредством использования широчайших внутр. возможностей самого коллектива (методика «параллельногопед. воздействиаКДО^АЛС, Макарре«Срг; путем применения к Л. высоких и принципиальных требований в сочетании с уважением к её достоинству. Важное значение в воспитании Л. имеет нахождение _чпер_спек_-TijBHbix линий развития» для каждого человекЖ~связаннбе *ситбором и формированием его потребностей. На этом основывается индивидуальный подход к Л.

Проводимая в Рос. Федерации с сер. 80-х гг. работа по обновлению системы образования предполагает развитие Л. ребёнка, подростка, юноши, демократизацию и гуманизацию уч.-воспитат. процесса во всех типах уч. заведений. Т. о., происходит изменение цели воспитания и обучения, в качестве керой выступает не совокупность знаний, умений и навыков, а свободное ^азвитие_ Л. человека. Знания, умения" и навыки сохраняют своё исключительно важное значение, но уже не как цель, а как средство дости-жения цели. В этих условиях на первый план выступает задача формиррдааия, базовой культуры Л., к-ра" позволила бы

устранить в структуре Л. противоречия между техн. и гуманитарной культурой, преодолеть отчуждение человека от политики и обеспечить его деятельное включение в новые социально-экон. условия жизни общества. Осуществление этих задач предполагает формирование культуры самоопределения Л., понимание самоценности человеческой жизни, её индивидуальности и неповторимости.

Лит.: Божович Л. И., Личность и ее формирование в дет. возрасте, М., 1968; Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M., 19772; Кон И. С., В поисках себя. Личность и ее самосознание, М., 1984; Петровский А. В., Личность. Деятельность. Коллектив, М., 1982; Берне Р., Развитие Я-концепции и воспитание, пер. с англ., М., 1986; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987; Ас мо л он -А. Г., Психология личности. Принципы общепсихологического анализа, М., 1990.

А. Г. Асмолов, А. В. Петровский.

ЛОБАЧЕВСКИЙНиколай Иванович [20.11(1.12).1792, Нижний Новгород, — 12(24).2.1856, Казань], математик, создатель неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и нар. просвещения. Род. в семье чиновника. Учился в Казанской гимназии (1802—07) на казённом содержании, затем в ун-те (1807—11), по окончании к-poro получил степень магистра и был оставлен при ун-те. С 1814 адъюнкт, с 1816 экстраординарный и с 1822 ординарный проф. Несмотря на трудную обстановку в годы попечительства М. Л. Магницкого, Л. вёл большую науч. и пед. работу (преподавал математику, физику, астрономию), отстаивая в преподавании мате-риалистич. взгляды.

В 1827 Л. был избран ректором ун-та и за 19 лет добился его подлинного процветания. Под рук. Л. был построен комплекс вспомогат. зданий ун-та: б-ка, астрономич. обсерватория, физ. кабинет и хим. лаборатория, анатомич. театр, клиника и др. Л. основал «Учёные записки Казанского ун-та» (1834) и развил издательскую деятельность. Подчёркивая обществ, роль образования, Л. стремился увлечь студента патриотич. идеалом учёного-гражданина, к-рый «высокими познаниями составляет честь и славу своего отечества». Л. настаивал на развитии и совершенствовании способностей человека, на гармонич. сочетании спец. подготовки с общим развитием и освоением эстетич. и этич. культуры.

Постоянное внимание к воспитат. аспектам науки, поиски филос. основ науч. знания, оптимальных пед. средств и путей передачи этого знания — основа ме-тодико-пед. теории Л. Вопросы, связанные с обучением в школе, наиб, полно и систематизированно рассмотрены им в работе «Наставление учителям математики в гимназиях» (1828, опубл. 1832). Л. разработал план ступенчатого изучения математики в гимназии: постепенное вос-

хождение от чувственного восприятия к формированию отвлечённых понятий и суждений, их доказательству. Филос. позиции Л. определили его подход к вопросу о цели и содержании образования, связи обучения с жизнью, о воспитывающем характере обучения, соответствии содержания и методов обучения возрастным возможностям учащихся и т. д. Л. во многом предвосхитил идеи рус. педагогов 60-х гг. 19 в. в оценке реального образования как основы развития личности. Обучение Л. рассматривал как единый процесс умственного и нравств. развития ребёнка, ведущую роль в воспитании «начал нравственности» отводил преподаванию лит-ры и истории, подчёркивал огромную воспитат. роль родного языка.

Идея осознанного усвоения уч. материала у Л. имела важное значение в то время, когда в школе преобладали догматич. методы преподавания, а ученик рассматривался лишь как пассивный объект пед. воздействия. Важную роль в реализации уч.-воспитат. задач Л. отводил методам обучения, выделяя как главные — ана-литич. и синтетические и подчёркивая значение практических. Особое внимание он уделял ученич. сочинениям и лит. беседам, считая последние наиб, творческим элементом уч. процесса.

Пед. идеи Л. получили во 2-й пол. 19 в. развитие в рус. пед. науке.

Большое значение для пед. практики имела деятельность Л. в области нар. образования. Он состоял почти бессменным председателем испытат. к-та для проверки знаний абитуриентов ун-та, председателем училищного к-та (с '1827), в ведении к-рого по Уставу 1805 находились все школы Казанского окр. Будучи и, о. попечителя, а затем помощником попечителя округа (1845—55), Л. добился улучшения материального положения нач. школ округа, проводил широкую метод, работу среди учителей.

С о ч.: Поли, собр. соч., т. 1—5, М. — Л., 1946—51.

Лит.: Васильев А. В., Лобачевский, СПБ. 1914; Каган В. Ф, Лобачевский, М. — Л19482 (библ.); Н. И. Лобачевский. Науч.-пед. наследие. Руководство Казанским ун-том..., М., 1976 (библ.).

ЛОГИКА(греч. logike, от logikös -построенный на рассуждении), дисциплина, изучающая формы и законы правильных, т.е. способных служить расширению знания, умственных построений. От Л. как науки следует отличать Л. как связь и динамику логически правильной мысли (Л. мышления). В сферу науч. Л. входит также разработка и исследование знаковых структур (исчислений, формальных систем), рассмотрение определённых фрагментов реальности (моделей), общие свойства к-рых отображаются логичной мыслью и фиксируются в знаковых структурах.

Первые учения Л. возникли в древности (Греция, Индия, Китай). Как наука Л. оформилась в трудах Аристотеля, к-рый подверг анализу разл. формы мышления — понятие, суждение, умозаключение, разработал теорию одного из видов умозаключений — категорич. силлогизма и заложил основы учения о доказательствах. Своё учение Аристотель называл аналитикой и рассматривал её как науку о средствах обоснования истины. Др. аспект Л. — изучение способов рассуждения, используемых в ходе дискуссии, получил у греков название диалектики. По свидетельству Аристотеля, диалектика была изобретена Зеноном Элейским (5 в. до н. э.) как «иск-во вопросов и ответов». В дальнейшем понятия -sЛ.»и«диалектика» часто использовались как синонимы.

Начиная со 2-й пол. 5 в. до н. э. Л. (диалектика) преподавалась в Греции софистами. О характере этого «иск-ва» можно судить по диалогам Платона, гл. персонажем к-рых является его учитель Сократ. Представленный в диалогах «сократич. метод» отчётливо демонстрирует, что фи-лос. мысль того времени прочно овладела навыками логич. классификаций и определений, а также методом доказательства путём приведения к нелепости (rcductio ad absurdum). Обучение Л. велось гл. обр. на примерах-образцах. В иск-во построения диспута входил выбор темы и умение повернуть её определённым образом, о чём можно судить по софистич. учебнику 5 в. до н. э.«Двойные речи», демонстрировавшему возможность обоснования и отвержения одного и того же тезиса. Диалектика, в состав к-рой со временем вошла «доказывающая наука» Аристотеля, была живым иск-вом ведения спора и беседы, ему обучались на практике как ремеслу.

После Аристотеля Л. получила дальнейшую разработку в школе его учеников (Теофраст, Евдем), а также в филос. школе стоиков (3—2 вв. до н. э.), развивших силлогистику условных и разделительных (т.е. использующих посылки, содержащие альтернативы) умозаключений. Школа стоиков признавала Л. одной из гл. частей философии, сочетая собственно логич. проблематику с вопросами гносеологии и структуры языка и речи.

Первые учебники Л. появились после того, как в 1 в. до н. э. были обнаружены и привезены в Рим логич. соч. Аристотеля, к-рые воспроизводились и комментировались аристотеликами, в т. ч. авторитетнейшим комментатором Александром Афродисийским (2—3 вв.). Изучение свода логич. соч. Аристотеля («Органон») стало непременной частью философского (для того времени высшего) образования. Однако на фоне заката антич. культуры снизился и уровень логич. знаний и обучения Л.: öbria практически утрачена методика диспутов, сформировался «схоластич.» подход к Аристотелю — чтение текста (Аристотеля или его комментаторов) и текстологич. толкования.

Поздняя греч. традиция филос. образования основывалась на истолковании текстов Аристотеля. В ср.-век. Зап. Европе стала доминировать установка на создание учебников по курсу семи свободных искусств. Л. (как диалектика) наряду с грамматикой и риторикой вошла в тривиум — низшую ступень курса и вплоть до 19 в. являлась частью классического образования. Решающее влияние на формирование традиции изучения Л. оказал перевод на лат. яз. «Органона», выполненный Боэцием.

В период средневековья диалектика, преподававшаяся по переводам и комментариям Боэция, входила в круг уч. дисциплин в монастырских школах, позднее — в ун-тах. Важное значение Л. в уч. процессе раскрылось благодаря распространению в ун-тах публичных диспутов — богословских и философских. Логич. построения, представленные в форме ответов на поставленные вопросы, наряду с опорой на авторитет, определяют существо ср.-век. зап.-европ. философствования.

Освоение европ. культурным миром полного. текста «Органона» (начиная с сер. 12 в.) положило начало расцвету схо-ластич. Л. (см. Схоластика). В этот период аристотелевская Л. подверглась дальнейшей детализации. Изучались связанные с Л. вопросы семиотики, проблематика логич. модальностей (категорий типа «необходимо», «возможно, что», «невозможно, чтобы» и т. п.), логич. антиномии (возникающие в Л. противоречия, для устранения к-рых предлагаются разл. решения). Вместе с учением о языке Л. рассматривалась при этом как диалектика, а термин «Л.» использовался в назв. своего рода учебников — многочисл. ком-педиумов, составленных на основе и в развитие логич. соч. Аристотеля. В университетском преподавании пользовались популярностью «Логические сумму-лы» («Summulae logicales») Петра Испанского (13 в.). Преподавание Л. шло на фоне дискуссий о том, чем она является- иск-вом (ars) или наукой (scientia).

Гл. содержанием антич. и ср.-век. Л. была теория дедукции как системы умозаключений, позволяющих выводить из достоверных посылок достоверные заключения в ходе применения общих принципов к конкретным ситуациям и случаям. На рубеже 16—17 вв. Ф. Бэкон создал теорию индукции как метода получения общих заключений о явлениях природы, использующего результаты опытов и наблюдений. Г. Галилей ввёл в науч. обиход гипотетико-дедуктивные познават. процедуры, соединяющие дедукцию и матем. средства с выдвижением и проверкой науч. допущений — гипотез. Декарт, критикуя схоластич. Л., стремился сочетать логич. дедукцию с интуитивным подбором простейших и очевидных фактов как исходны?! пунктом движения познающей мысли. Декартом была выдвинута идея «универсальной математики», развитая Г. В. Лейбницем до программы всеобъемлющего логич. исчисления, цель к-рой — заменить содержательное мышление вычислением и рассуждением по установл. строгим правилам. Продолжатель филос. традиции Лейбница X. Вольф заложил основы обучения «иск-ву мышления», к-рое излагалось в многочисл. учебниках Л., выходивших в немецкоязычных странах в 18 в. Публикация «Логики» И. Канта (издана в 1800) положила начало т. п. традиц. Л., утвердившейся в немецкой, а затем и в рус. ср. и высш. школе. Для «традиц. Л.» было характерно строгое разделение материала на «учение о понятии», «учение о суждении», «учение об умозаключении», «учение о методе и доказательстве».

Во Франции содержание курсов Л. определило классич. руководство «Логика, или Иск-во мыслить», написанное А. Арно и П. Николем (т. н. логика Пор-Рояля, по назв. монастыря, в к-ром было создано это соч., опубл. 1662). Написанная под влиянием Декарта и Б. Паскаля (среди его трудов было соч. «О геометрич. разуме»), логика Пор-Рояля соединяла в себе осн. положения схоластич. Л. с идеями, шедшими от опытной науки нового времени. Логич. школа Пор-Роя^я оказала влияние на развитие Л. в др. странах, включая Россию.

В Англии получило распространение основанное Бэконом индуктивистское направление, к-рое в 19 в. нашло воплощение в труде Дж. С. Милля «Система логики силлогистической и индуктивной» (1843). Однако в англоязычных

учебниках Л. в равной мере излагалась теория дедукции и индукции (в т. ч. гипотеза и аналогия).

В сер. 19 в. началась математизация Л., были созданы логич. исчисления, пользующиеся специфич. знаковыми средствами (логич. символикой). В 1847 в Англии вышли труды математиков Дж. Буля «Матем. анализ логики» и А. де Моргана «Формальная логика», в к-рых нашла первое реальное осуществление выдвинутая Лейбницем идея логич. формализации: дедукция и правдоподобные (вероятностные) рассуждения были представлены в виде определённых алгебраич. систем. Пед. аспект нового подхода к Л. нашёл отражение в работах У. С. Дже-вонса, построившего механич. логич. машину, служившую для демонстрации простейших умозаключений и обучению работе с логич. формализмом. В трудах нем. логика Г. Фреге (кон. 19 — нач. 20 вв.) был создан новый, отличный от алгебраического, формальный логич. язык, что позволило существенно обогатить Л. (создание Л. предикатов, т. е. Л. свойств и отношений). Значение матем. (символич.) Л. как нового этапа в развитии древней науки было вполне осознано после появления в Англии труда А. Н. Уайтхеда и Б. Рассела «Principia mathematica» (1910—13) и работ Д. Гильберта, вышедших в 1900—20-х гг. (Германия).

В уч. пособиях по Л. матем.-логич. достижения учитывались начиная с 20- 30-х гг. 20 в. Соответственно изменились содержание курсов Л. и характер преподавания: стало очевидным, что традиц. Л. охватывает лишь небольшую часть логич. процедур, присутствующих в мышлении, новые подходы требовали более строгого изложения материала.

По мере становления матем. Л. она проникла в разл. области знания: в технику, естеств. и гуманитарные науки. Этот процесс был связан с расширением круга внелогич. интерпретаций (моделей) и приложений логич. исчислений, а также с обнаружением тесной связи идей матем. Л. и теории алгоритмов. Матем.-логич. средства оказались эффективными при анализе естеств. языка и построении формальных схем языковых и речевых феноменов; они стали использоваться в алгоритмич. описании процессов переработки информации в мышлении и процессах обучения.

К сер. 20 в. матем. Л. вошла в число предметов, обязательных для высш. матем. образования. С развитием кибернетики и информатики Л. сделалась необходимым компонентом подготовки широкого круга специалистов, открылись многообразные возможности её применения в пед. практике (см. Алгоритмизация, Компьютеризация обучения).

В Россию знакомство с Л. пришло вместе с визант. учёностью. Не позднее 14 в. появился перевод соч. визант. богослова и философа Иоанна Дамаскина «Диалектика», в к-ром излагалось логич. учение Аристотеля. В числе «свободных искусств» Л. преподавалась на греч. или лат. языках в Киево-Могилянской и Славяно-греко-лат. академиях. Автор первого известного на Руси учебника Л. (написан на лат. яз. в 80-е гг. 17 в.) — Софроний Лихуд (см. Лихуды). В Славяно-греко-лат. академии Петровичем Макарием было составлено первое уч. руководство по Л. на церк.-слав. языке.

В 17—18 вв. Л. преподавалась гл. обр. как составная часть риторики («Риторика» М. В. Ломоносова) или философии. Так, филос. курс Георгия Конисского, преподававшего в Киево-Могилянской акад. в 18 в., открывался разделом Л.

С появлением гимназий и развитием университетского образования Л. вошла в программы как самостоят, дисциплина. В 1849 была исключена из гимназии, курса, преподавание основ Л. (один уч. час в неделю) возобновилось в 1871. Со 2-й пол. 18 в. стали создаваться многочисл. учебники Л. (отеч. авторов и переводные). В 19 в. интерес к Л. значительно усилился: выходили науч. труды, а также переводы, предназначенные для широкой аудитории (напр., кн. У. С. Джевонса «Основания логики», 1878).

К кон. 19 — нач. 20 вв. Л. преподавалась в ср. светских (гимназии) и духовных уч. заведениях, на всех гуманитарных ф-тах ун-тов. Появился ряд оригинальных отеч. исследований по Л. как филос. (М. И. Карийский, Л. В. Рутков-ский), так и матем. ориентации (П. С. По-рецкий, Е. Л. Буницкий, И. В. Слешин-ский, С. О. Шатуновский), возникли подходы, сочетавшие традиционно-филос. установки со стремлением учесть достижения матем. Л. (С. И. Поварнин, Н. А. Васильев).

В нач. 20 в. было издано и использовалось в преподавании большое число учебников для ср. школы (А. Е. Светилина, Г. И. Челпанова), ун-тов (М. Владислав-лева, М. М. Троицкого, В. Н. Карпова, А. И. Введенского). Переводились на рус. яз. (или передавались в изложении) матем. -логич. труды признанных логиков и философов (Э. Шредер, Л. Кутюра, Ж. А. Пуанкаре), а также малоизвестных авторов. Разрабатывались вопросы применимости матем. Л. при изучении мышления (Введенский, Поварнин), приложения Л. к технике.

После 1917 преподавание Л. в ср. и высш. школе стало постепенно свёртываться; формальная Л. рассматривалась как «классово чуждая» наука. Матем. исследования в области Л. (И. И. Жегал-кин, В. И. Гливенко, А. Н. Колмогоров) были замкнуты в рамках математики. Л. как самостоят, науч. дисциплина практически прекратила своё существование.

В 1946 Л. вновь стала преподаваться в школе, на гуманитарных ф-тах ун-тов и пед. ин-тов; был переиздан учебник Челпанова, созданы руководства по Л. сов. авторов В. Ф. Асмуса (1947), К. С. Ба-крадзе (1951) и др. Однако ограничение преподавания рамками традиц. Л. и отсутствие квалифицир. специалистов, владеющих логич. техникой, обусловило низкий науч. уровень преподавания, в ходе «борьбы против перегрузки учащихся» в сер. 50-х гг. Л. была исключена из уч. курсов ср. школы и ряда вузов. В 40- 50-е гг. вышли в рус. переводе классич. книги по матем. Л. — А. Тарского, Д. Гильберта и В. Аккермана, С. К. Кли-ни, А. Чёрча.

Развитие кибернетики и информатики привело к существенному изменению содержания как филос.-логич, так и матем.-логич. исследований. В 70—80-е гг. отеч. логики-философы стали применять технику построения и анализа логич. исчислений, а логики-математики вводить в свои работы филос. и кибернетич. проблематику. Издавались учебники и уч. пособия по Л., сочетающие филос. и матем. ориентацию. В совр. Л. (филос. и матем.)

активно осмысляются пед. аспекты. Как уч. предмет Л. сделалась обязат: компонентом подготовки специалистов по разл. профилям, в т. ч. в сфере пед. образования. В кон. 80-х—90-х гг. в Рос. Федерации в связи с ориентацией нек-рых типов ср. уч. заведений на классич. образование (гимназии, лицеи) Л. снова входит в круг общеобразоват. дисциплин.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.